Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа
Реализация в СК (гл. И) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Российская Федерация является участником Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
С развитием матриархата начинают появляться проблески полностью отсутствовавшей ранее связи ребенка с его отцом. Сам факт рождения ребенка обязывал мужчину и женщину к совместной жизни. И если раньше признавалась только связь ребенка с матерью, то постепенно начинают придавать значение его контакту с отцом. Однако это еще было время, когда мужчина был склонен считать своими детьми все свое потомство, от какой бы женщины оно ни произошло. И хотя матери еще свойственно отстаивать интересы собственных детей, принятие их в семью отца уже стало зависеть от его воли. Так медленно и постепенно человечество двигалось к патриархату.
В период господства отцовского права дети принадлежали отцу не потому, что он их породил, а потому что ему принадлежала мать, ибо считалось, что ребенок есть только часть ее, ее приплод. Исторически эта эпоха совпала со временем появления института частной собственности, но муж признавался отцом всех детей, рожденных его женой, лишь тогда, когда частная собственность была «вполне установлена», когда отец имел «право жизни и смерти по отношению к новорожденному» и мог продать его. Ограничение права отца на убийство новорожденного в дальнейшем связывается с развитием патриархальной семьи, с ее интересами. Со временем исчезает существовавшее при патриархальном строе право отца на жизнь и смерть ребенка, право лишать его свободы, продавать его. Остается только укоренившееся на века право наказывать своих детей. Все это происходит потому, что настает время, когда охрана интересов детей становится предметом заботы со стороны государства, время, которое совпадает с эпохой развития так называемой индивидуальной семьи.
Таково в самых общих чертах описание того сложного и длительного процесса, который начинался с полного бесправия ребенка. Конечно, каждый из исторических этапов эволюции человечества, его потомства в разных государствах имел свои особенности, отражающие специфику государственного устройства и религии, обычаи, экономические проблемы общества и способы их решения.
В России в давние времена, когда еще не существовало единого государства, князья, духовенство заботились не о детях вообще, а лишь о детях-сиротах, оставшихся без семьи и родителей. Причем главенствовали при этом религиозные, моральные побуждения, ибо помощь беззащитному ребенку рассматривалась, как богоугодная акция. Руку помощи таким детям протягивала и сельская община. Но постепенно в круг нуждающихся в государственной поддержке детей вовлекаются бедные и «страждущие». В семье же ребенок целиком и полностью был подвластен родителям. Правда, в те времена, как свидетельствуют судебник Ивана Грозного, Уложение царя Алексея Михайловича, муж и жена имели равные права по отношению к своим детям. Однако о каких бы то ни было правах детей в семье тогда не могло быть и речи. В Своде законов России, составленном в середине XVII в., было правило, запрещавшее принимать жалобы детей на дурное обращение с ними родителей, которые воспитывали их по собственному разумению в духе своего времени.
По мере укрепления частнособственнических начал в Российском государстве, патриархальных канонов в семье в положении ребенка четко обозначились две линии. Первая заключалась в нетерпимом отношении к так называемым незаконно прижитым детям, в появлении которых виделась угроза нарушения законных интересов наследника. А отсюда жалкая судьба подавляющего большинства тех детей, которые попали в когорту изгоев общества. Вторая, четко выраженная линия государственной политики по отношению к детям касалась нищенствующих безродных детей, их устройства. Стремясь внести систему в это дело, Петр I попытался подчинить его принципам следования общественной пользе и порядку в личном проявлении милосердия. На место полного «нищелюбия»— своего рода культа в России, служившего исключительно спасению души, он выдвинул новую идею, в основу которой были положены нужды государства и забота о пользе населения. Реализация этой идеи никак не связывалась с защитой прав ребенка и просто превращалась в его закабаление в период нехватки рабочих рук, что было наиболее примитивной формой заботы общества и государства о малолетних детях, оставшихся без семьи.
В период царствования Екатерины II дети в семье, как и прежде, были собственностью родителей. В 1775 г. она ради поддержания их авторитета учредила специальные тюрьмы, помещать в которые ребенка было правом родителей. По мере развития в России крепостного права, постепенной дифференциации сословий забота о ребенке приобретала ярко выраженную сословную окраску, сохранявшую свою силу до конца XIX в. Государственное признание сословного принципа сказалось и на положении ребенка в семье, поскольку он целиком и полностью от нее зависел. Но постепенно в России конца XVIII и начала XIX в. стал обнаруживаться интерес к ребенку в семье как к личности, а потому начали предприниматься попытки защитить ребенка, оказавшегося в бедственном положении. В 1889 г. в Москве появляется первое общество защиты детей. В круг его забот входит помощь не только бедным детям в прямом смысле слова, но и детям обиженным, эксплуатируемым, объектам жестокого обращения в частности, в семье. Оказанием такой помощи занимаются сельские общества, земство, общественные организации, имевшие специфическую специализацию
Общество защиты детей от жестокого обращения», «Общество спасения падших девушек» и др.) Словом, для конца XIX в. характерны попытки защитить и детей, страдающих из-за семейного неблагополучия, надругательства родителей над личностью ребенка, от безразличия к его насущным потребностям. Но здесь еще превалируют соображения, связанные с гуманным отношением к ребенку как к беззащитному существу, на бесправное, же положение его пока что внимание не обращается.
Грядущее XX столетие принято было называть «веком ребенка». Однако, как и раньше, существовавшие на этот счет ожидания не сбылись. Скорее напротив, и в без того трудной жизни огромной массы детского населения началась эпоха физических и нравственных страданий, вызванных гражданской войной, экономической разрухой, потерей родителей и семьи. Объявив себя «высшим опекуном ребенка», Россия после Октября 1917 г. сделала предметом своей заботы замену семейного воспитания воспитанием, которое называлось общественным. Вот почему проблема охраны прав ребенка в семье даже не возникала. Вместе с тем особую остроту приобрели вопросы, связанные с устройством детей, оставшихся без родительского попечения.
Установка на замену семейного воспитания общественным внедрялась не одно десятилетие. Тем не менее, семья продолжала жить, выполнять свойственные ей функции, а родительские обязанности по-прежнему занимали свое место в кодексе законов о браке и семье, а с их реализацией связывалась защита прав ребенка в семье. Однако внимание государства было сосредоточено на создании и расширении сети детских учреждений, способных заменить семью даже там, где она существовала. Но ст. 53 Конституции СССР провозгласила, что «семья находится под защитой государства». Констатацию этого факта можно считать переломным моментом не только в оценке роли семьи, но и в понимании того, что она означает для ребенка. Однако возврат к прошлому объяснялся не только этим, но и последствиями негативного отношения к семье как к естественной и жизненно необходимой среде обитания ребенка-индивидуума. Вот почему отношение к детям постепенно приобретает новое качество. Все более очевидной становится истина, что ребенок — это не просто зависящее от окружающих, и прежде всего от родителей, существо, а личность, умение которой жить в обществе, семье во многом зависит от предоставления ей возможности получить всестороннее развитие, проявить себя. Одним из способов достижения такой цели служит наделение гражданина, в данном случае несовершеннолетнего, соответствующими правами, превращение его в самостоятельного субъекта права. Причем стремление иначе посмотреть на ребенка созревает постепенно, преимущественно в европейских государствах, что нашло отражение в Конвенции ООН 1989 г. «О правах ребенка»
После
ее ратификации в 1990 г. РФ приняла на себя
обязательство привести действующее семейное
законодательство в соответствие с требованиями
этой Конвенции. В результате СК посвящает
несовершеннолетним детям специальную
главу, где содержится перечень личных
и имущественных прав ребенка. Обладателями
этих прав стали 38,3 млн. детей и подростков
в возрасте до 18 лет, что составляет 25,9%
общей численности населения России.
2.
Личные права
Несовершеннолетними считаются дети, не достигшие восемнадцати лет. Их способность приобретать права, предусмотренные семейным законодательством, возникают с момента рождения. Что же касается дееспособности, то она определяется ст. 21 ГК и соответствующими статьями СК. Употребляемые в кодексах термины «ребенок», «дети», «несовершеннолетний» тождественны. Они применяются ко всем, кому нет восемнадцати. Говоря о правах ребенка, СК использует терминологию Конвенции ООН «О правах ребенка».
Используемое в законодательстве понятие «личные права ребенка» относятся к числу собирательных прежде всего потому, что в их перечень включатся права, имеющие разное содержание, преследующие неодинаковые цели. Тем не менее можно выделить в качестве приоритетных и самостоятельных следующие личные права несовершеннолетнего: право жить и воспитываться в семье; право на общение с родителями и другими родственниками; право на свою защиту; право выражать свое мнение; право на имя, отчество и фамилию.
Любое из перечисленных прав есть предоставляемая государством каждому ребенку возможность жить и воспитываться в семье, защищать себя и т.д. Закрепив эти права в гл. 11 СК, государство тем самым, во-первых, подчеркивает их значение, во-вторых, создает гарантии их реализации. Но разумеется, всякое личное право несовершеннолетнего имеет свои особенности, которые отражаются в конкретных статьях кодекса.
Право жить и воспитываться в семье, предусмотренное ст. 54 СК, означает, прежде всего, что ребенок может проживать вместе со своими родителями. Согласно п. 2 ст. 20 ГК, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей — родителей, усыновителей или опекунов. Естественно, вместе с ними проживают и несовершеннолетние дети более старшего возраста.
Обеспечению права ребенка на совместное проживание с родителями и лицами, их заменяющими, служит п. 28 Правил о регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.23 Здесь говорится о том, что регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших четырнадцатилетнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей). А регистрация по месту жительства детей в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет исполняется на основании свидетельства об их рождении. Регистрационный учет подростка, достигшего шестнадцати лет, производится на основе его паспорта. При этом его право на совместное проживание с родителями сохраняется. Если родители ребенка живут по разным адресам, ребенок имеет право на проживание с одним из них. При споре на этот счет между родителями вопрос разрешается в судебном порядке. Однако в случаях, предусмотренных законом, например при лишении, ограничении родительских прав, отобрании ребенка у родителей в административном порядке, говорить о праве ребенка жить и воспитываться в родительской семье не приходится.
Совместное проживание несовершеннолетнего ребенка с родителями означает, что он воспитывается в семье и что именно она служит главным источником формирования его человеческих качеств, его своеобразным убежищем. То же можно сказать о семье лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей). Если же ребенок почему- либо утрачивает родительское попечение, предпринимаются попытки устроить его прежде всего в семью. К помощи детского учреждения прибегают только тогда, когда обеспечить семейное воспитание почему-либо невозможно.
Теснейшим образом с правом ребенка жить и воспитываться в семье связано его право знать своих родителей, о котором прямо говорится в ст. 7 Конвенции «О правах ребенка», правда, с небольшой оговоркой — «если это возможно». Отсюда следует, что:
Еще одной составной частью права ребенка жить и воспитываться в семье является его право на заботу о нем со стороны собственных родителей. С правовой точки зрения к родителям относятся лица, записанные в этом качестве в свидетельстве о рождении несовершеннолетнего.
Таковы личные права ребенка, предусмотренные ст. 54 СК, которая прямо называет предоставляемые ребенку государством возможности правом. Поэтому ни одну из этих возможностей нельзя считать правомочием, производным от того или иного конкретного права. Что же касается перечня прав ребенка, содержащегося в ч. 2 п. 2 ст. 54 СК (право на воспитание своими родителями, на обеспечение интересов, всестороннее развитие, уважение человеческого достоинства), то здесь просто раскрывается содержание права ребенка жить и воспитываться в семье.
Обобщая сказанное о ст. 54 СК, посвященной праву ребенка жить и воспитываться в семье, надо сказать, что по сути дела в ней речь идет о разных аспектах надлежащего семейного воспитания несовершеннолетнего. Еще одним таким аспектом, входящим в сферу правового регулирования, является общение ребенка с обоими родителями и другими родственниками (ст. 55 СК). Поскольку такое общение, как правило, служит источником воспитательного воздействия на ребенка, способствует удовлетворению интересов не только взрослых, но и детей, постольку оно причисляется к одному из их прав. Причем ст. 55 СК не ограничивается провозглашением данного права, а обращает внимание на ситуации, делающие затруднительным его реализацию в отношениях как с родителями, так и с другими родственниками.