Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:05, контрольная работа
Реализация в СК (гл. И) неоднократно высказываемого предложения о замене существовавшего в КоБС довольно неопределенного термина «интересы детей» на конкретные и более содержательные нормы о правах детей отвечает нормам международного права и позволяет установить определенный семейно-правовой статус несовершеннолетних детей. Включение в СК отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, позволяет преодолеть традиционный подход к детям как к пассивным объектам родительской заботы. Российская Федерация является участником Конвенции о правах ребенка с 15 сентября 1990 г. Конвенция рассматривает ребенка как самостоятельную личность, наделенную соответствующими правами, способную в определенной мере к их самостоятельному осуществлению и защите.
Поскольку охрана прав ребенка заключается в создании предпосылок, гарантий их реализации, ей служат неодинаковые по своей отраслевой принадлежности, содержанию, целям законодательные акты РФ, субъектов Федерации, Указы Президента, постановления Правительства, а также правовые акты органов исполнительной власти. Несколько иначе обстоит дело с защитой прав ребенка в семье, которая имеет целенаправленный характер и позволяет устранить препятствия на пути осуществления прав несовершеннолетнего и восстановить его права, предусмотренные СК. Существующая здесь четкость достигается благодаря тому, что СК всякий раз определяет, кто и когда защищает права ребенка, какая категория детей нуждается в защите.
К числу лиц, обязанных защищать права, интересы своих детей, как известно, относятся родители либо заменяющие их лица. Когда же родителей (лиц, их заменяющих) нет или они не выполняют своей миссии, обязанности по защите прав несовершеннолетних возлагаются на органы опеки и попечительства, т.е. органы местного самоуправления, чья деятельность регламентируется уставами (положениями) муниципальных образований данного региона. В любом случае их компетенция в области защиты прав ребенка должна находиться в полном соответствии с законами РФ, СК, ГК, а также с нормативными актами субъектов РФ. Другими словами, государство возлагает защиту прав несовершеннолетних детей только на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК), которые могут объединять усилия других государственных, муниципальных органов, учреждений, общественных организаций и фондов, в том числе благотворительных, для достижения единой цели — защиты прав ребенка.
Что же касается судебной защиты его прав, то в СК содержится исчерпывающий перечень дел, имеющих прямое отношение к обеспечению интересов несовершеннолетнего в семье. А потому эти дела рассматриваются только в судебном порядке (лишение и ограничение родительских прав, отмена усыновления и проч.). В числе дел данной категории и споры между обладателями права на воспитание ребенка. Ради защиты его интересов суд всякий раз отдает предпочтение той стороне, которая лучшим образом обеспечивает права несовершеннолетнего. Исключением из общего правила служат дела «об установлении усыновления», поскольку они рассматриваются в порядке особого производства. Но и здесь вопрос решается прежде всего с точки зрения защиты прав ребенка, подлежащего усыновлению. И наконец, для последовательной защиты прав несовершеннолетних, попавших в орбиту внимания суда, СК определяет, в рассмотрении каких дел обязательно участие представителя органа опеки и попечительства, прокурора.
Другой немаловажный аспект правового регулирования отношений, связанных с защитой прав ребенка в семье, заключается в четком обозначении, кого надлежит защищать с помощью СК.
В п. 1 ст. 121 СК к числу несовершеннолетних детей, нуждающихся в защите, в первую очередь отнесены те, кто остается без родительского попечения. Именно они в соответствии с п. 1 ст. 20 Конвенции «О правах ребенка» имеют право на особую защиту. К таким детям относятся:
Данный перечень признаков принадлежности ребенка к категории оставшихся без родительского попечения не является исчерпывающим, так как не исключаются непредсказуемые жизненные ситуации, когда несовершеннолетний остается один без помощи со стороны лиц, обязанных о нем заботиться. Это в большинстве своем дети, которых называют социальными сиротами, чья беззащитность, во-первых, вызвана обстоятельствами, которые возникают при жизни родителей, а во-вторых, обусловлена явлениями социального плана (алкоголизм родителей, деградация их личности и т.п.).
Дети, сохраняющие связь со своими заботливыми родителями, которым трудно обеспечить элементарные условия проживания ребенка в семье из-за отсутствия достаточных средств, безработицы матери, отца и т.п. причин, в число оставшихся без родительского попечения не входят. В случае необходимости помощь им оказывается на иных правовых основаниях. То же относится к детям-беженцам, вынужденным переселенцам, разделившим трудную судьбу своих родителей.
Чаще всего дети остаются без попечения со стороны родителей не по одной, а по нескольким причинам или по совокупности причин (мать умерла, а алкоголик отец находится в местах лишения свободы; отец — инвалид, а мать страдает тяжелым психическим заболеванием; отец в длительной командировке, а мать отказывается от своего ребенка и т.д.).
Внешним проявлением утраты родительского попечения обычно служит вид ребенка, который голодает, не имеет одежды, а подчас и жилья. Особенно это заметно, когда от заброшенности и одиночества страдают малолетние дети. Большие трудности возникают при необходимости определить степень безразличия к своему ребенку здравствующих родителей. Если они элементарно не заботятся о насущных потребностях ребенка, налицо отсутствие родительского попечения. При недобросовестном выполнении родительских обязанностей, когда уход за ребенком осуществляется кое-как, нерегулярно, приходится иметь дело с проблемами педагогического свойства, которые решаются без принуждения и применения СК. Тогда необходима профилактическая работа с неблагополучной семьей, относящейся к группе риска. Но возникающие при этом вопросы, связанные с предупреждением нарушения прав ребенка, до поры до времени не входят в круг разрешаемых с помощью семейного законодательства.
Утрата родительского попечения является фактом, имеющим юридическое значение. Поэтому важно иметь информацию о ребенке, оказавшемся в бедственном положении. Вот почему п. 3 ст. 56 СК обязывает должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. Аналогичное по существу требование сформулировано в п. 1 ст. 122 СК. Оно адресовано в первую очередь должностным лицам различных учреждений, причастных к жизни ребенка, занимающихся его воспитанием, лечением, социальной реабилитацией. Кроме того, выявлением детей, нуждающихся в защите, занимаются и сами органы опеки и попечительства, находящиеся в тесном контакте с образовательными, воспитательными учреждениями, органами внутренних дел и проч.
Каким бы путем ни стало известно о ребенке, чьи права нарушаются или находятся под угрозой нарушения, этот факт следует констатировать. Такую обязанность п. 1 ст. 122 СК возлагает на органы опеки и попечительства, которые в течение трех дней со дня получения тревожной информации о ребенке должны ее проверить. В случае необходимости ими составляется акт, подтверждающий правдивость поступивших сведений.
С другой стороны, этот акт служит основанием для вывода, что факт утраты родительского попечения, нарушения прав, интересов ребенка налицо. С этого момента органы опеки и попечительства вправе и обязаны:
Таков примерный перечень обязанностей органов опеки и попечительства по защите прав нуждающегося в том ребенка. Этот перечень охватывает ситуации, когда несовершеннолетний оказался беззащитным из-за отсутствия родителей или грубого нарушения ими своих родительских прав, нежелания, невозможности выполнять элементарные родительские обязанности. Если же права ребенка нарушаются в семье, где родители конфликтуют и спорят о месте его проживания, органы опеки и попечительства по собственной инициативе в семейные дела не вмешиваются, поскольку семейные отношения как таковые государством не контролируются. Государство осуществляет их регулирование только в случаях, предусмотренных законом, когда приходится так или иначе устранять препятствия на пути реализации прав ребенка, восстанавливать его права в случае их нарушения.
Кроме перечисленных, на органы опеки и попечительства возлагаются обязанности, связанные с устройством несовершеннолетних детей в новую для них семью: на усыновление, опеку (попечительство). Они заключаются в необходимости вести строгий учет таких детей в соответствии с правилами, сформулированными ст. 122 СК, постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. «Об организации централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей»25.
До сих пор говорилось о защите прав ребенка вообще, т.е. как личных, так и имущественных, к числу которых относится, в частности, право несовершеннолетнего на приватизируемое жилое помещение. Именно это право в наше время нуждается в особой защите, так как его нарушение влечет за собой тяжкие последствия для оставшегося без жилья ребенка. Согласно Закону РСФСР от 4 июля 1991 г. «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 11 августа 1994 г.26, приватизируемые жилые помещения передаются в собственность не только совершеннолетних, но и несовершеннолетних членов семьи в возрасте от 14 до 18 лет. Причем жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе этих органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органов опеки и попечительства. В случае помещения несовершеннолетнего в детское или иное воспитательное учреждение его администрация, родители (лица, их заменяющие) обязаны в течение шести месяцев со дня помещения ребенка в указанное учреждение оформить договор передачи жилого помещения в его собственность и принять меры по распоряжению этим жилым помещением в интересах ребенка. Средства от сделок с приватизированными жилыми помещениями, в которых проживают (проживали) исключительно несовершеннолетние, зачисляются родителями (лицами, их заменяющими) на личный счет ребенка в местном отделении банка. В целях последовательной защиты имущественных прав ребенка при отобрании принадлежащего ему приватизированного жилья или его части используется п. 2 ст. 37 ГК, предусматривающий определенные ограничения правомочий родителей в виде обязательного предварительного разрешения органов опеки и попечительства на совершение этой сделки. А МО РФ своим письмом от 20 февраля 1995 г.27 рекомендует продажу жилых помещений, принадлежащих ребенку, производить в исключительных случаях.
Более
последовательной защите прав ребенка,
оставшегося без попечения родителей,
в том числе находящегося под опекой (попечительством),
служит ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных
гарантиях по социальной защите детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей»28.
Причем эти гарантии распространяются
и на лиц в возрасте от 18 до 23-х лет, у которых
в пору несовершеннолетия умерли оба родителя
или единственный родитель либо которые
остались без родительского попечения,
когда им не было восемнадцати лет. К тому
же, согласно п. 2 ст. 11 этого Закона, «нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной
власти, принятые с нарушением настоящего
Федерального закона, ограничивающие
права детей-сирот, оставшихся без попечения
родителей, либо устанавливающие такой
порядок осуществления этих прав, который
существенно затрудняет их использование,
признаются недействительными в установленном
законодательством порядке».