Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа
Сведения о юридическом лице, составляющие его репутацию, могут быть достоянием различных лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем носила или носит публичный характер и представляет интерес для ознакомления с его деятельностью. Так, одни юридические лица у всех «на виду» и «на слуху», деятельность других известна лишь немногим или случайным лицам, о третьих же бывают информированы только государственные органы (иногда иные структуры), занимающиеся их государственной регистрацией, ведущие реестр налогоплательщиков, субъектов иных платежей, учитывающие их в качестве пользователей тепловой и электрической энергии и т.п.
Введение
1 Основные положения …
1.1 Основные понятия, принципы при защите деловой репутации юридических лиц
1.2. Защита деловой репутации юридических лиц в суде
1.3 Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц
2 Применение правовой защите юридических лиц на практике.
2.1 Примеры защиты деловой репутации юридических лиц
2.2 Диффамация и российская судебная практика в контексте опыта Европейского Суда по правам человека
Заключение
Список используемой литературы
ГУОВПО « МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Институт дополнительного образования
Курсовая работа
Правовая защита деловой репутации юридических лиц
Автор выпускной квалификационной работы_________________
Обозначение выпускной квалификационной работы КР-0269964-030501- -10
Специальность 030501 Юриспруденция
Руководитель работы
канд юр. наук, доцент ____________________________
Оценка________________
ГУОВПО « МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П.ОГАРЕВА»
Институт дополнительного образования
ЗАДАНИЕ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ
Студентка
1 Тема Правовая защита деловой репутации юридических лиц
2 Срок предоставления курсовой к защите ____________
3 Исходные данные для курсовой работы законодательство, учебные пособия, статьи, интернет ресурсы
4 Содержание курсовой работы
4.1
4.2
Руководитель работы___________
Задание принял к исполнению__________________
Реферат
Курсовая работа состоит из двух глав, раскрывающих тему исследования, содержит 60 страниц печатного текста, список литературы из 28 использованных источников.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО, ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПРАВОВОЙ СТАТУС, ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ, ПРАВОСПОСОБНОСТЬ, ОТВЕТЧИК, ИСТЕЦ
Цель исследования – изучить правовую защиту деловой репутации юридических лиц
Объектом данного исследования является деловая репутация юридических лиц
Предмет исследования – составляет правовая защита деловой репутации юридических лиц в Российской Федерации, система норм и практика их применения в отношении указанной категории лиц
Методы исследования: исторический, историко-
Данные методы помогли шире изучить исследуемую тему.
Полученные результаты исследования – изучены принципы правовой защиты деловой репутации, рассмотрены основания для возникновения у юридического лица права на судебную защиту деловой репутации.
Область применения: в процессе углубленного изучения данной темы в рамках курса «Гражданское право».
Содержание
Введение1 Основные положения …1.1 Основные понятия, принципы при защите деловой репутации юридических лиц 1.2. Защита деловой репутации юридических лиц в суде 1.3 Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц 2 Применение правовой защите юридических лиц на практике. 2.1 Примеры защиты деловой репутации юридических лиц 2.2 Диффамация и российская судебная практика в контексте опыта Европейского Суда по правам человека Заключение Список используемой литературы
|
1.1 Основные понятия, принципы при защите деловой репутации юридических лиц
Субъектами гражданско-правовых отношений наряду с гражданами являются и юридические лица, т. е. организации, которые, согласно ст.48 Гражданского кодекса РФ, имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и которые должны иметь самостоятельный баланс или смету.
Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, соответствующего по времени дню его государственной регистрации. Юридические лица могут иметь различные организационно-правовые формы и быть коммерческими или некоммерческими организациями. В наиболее общем виде юридическое лицо в каждом случае олицетворяет собой одну из возможных, с точки зрения национального законодательства, правовых форм организации общественной деятельности, направленной на достижение определенных целей.
Как и граждане, юридические
лица обладают определенными нематериальными благами,
присущими каждому из них в большей или
меньшей степени. Гражданский кодекс РФ (п.7 ст.152)
предусматривает возможность юридического
лица требовать по суду опровержения порочащих
его деловую репутацию сведений, если
распространивший
такие сведения не докажет, что они соответствуют
действительности. При этом названное
положение распространяет правила данной
статьи о защите деловой репутации гражданина
на случаи защиты деловой репутации юридического
лица, под которой следует признать приобретаемую
им общественную оценку о качествах, достоинствах
и недостатках, относящихся к его работе
и профессиональной деятельности.
Под репутацией обычно подразумевается добрая или дурная слава человека, общее мнение о ком-либо; приобретаемая общественная оценка качеств, достоинств и недостатков кого-либо.
Ранее юридическая литература
уделяла недостаточно внимания трактовке понятия
деловая репутация, поскольку действовавшие
до 90-х годов нормы гражданского законодательства
прямо не упоминали о возможной защите
подобного блага, хотя некоторые авторы уточняли,
что суды при рассмотрении дел об опровержении
порочащих
честь и достоинство сведений призваны
пресекать распространение таких сведений,
защищая доброе имя гражданина или положительную
репутацию организации.
С момента создания юридического лица все, что так или иначе относится к существованию такового, влияет на формирование его репутации. В силу этого сама репутация, в отличие от таких благ, как честь и достоинство, может иметь не только положительное содержание, но и отрицательно характеризовать ее обладателя.
Сведения о юридическом лице, составляющие его репутацию, могут быть достоянием различных лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем носила или носит публичный характер и представляет интерес для ознакомления с его деятельностью. Так, одни юридические лица у всех «на виду» и «на слуху», деятельность других известна лишь немногим или случайным лицам, о третьих же бывают информированы только государственные органы (иногда иные структуры), занимающиеся их государственной регистрацией, ведущие реестр налогоплательщиков, субъектов иных платежей, учитывающие их в качестве пользователей тепловой и электрической энергии и т.п.
В наиболее общем виде информация об организации может носить открытый и закрытый характер. Репутация формируется главным образом в процессе публичной деятельности организации, вследствие открытого распространения информации о ней, а также благодаря сведениям, скрываемым самой организацией во избежание своей дискредитации или охраняемым ею с использованием режима служебной и коммерческой тайны, но ставшим в силу различных причин известными.
Не всякая информация о юридическом лице может быть по желанию последнего законным образом полностью или частично закрыта для ознакомления с нею третьих лиц. Постановлением Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 г. № 35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» строго определено, что режим коммерческой тайны не распространяется на данные, содержащиеся в ряде документов, и некоторые иные сведения, а именно:
а) деловую информацию, касающуюся учредительных документов (решение о создании предприятия или договор учредителей) и устава;
б) документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты), а также сведения о финансово-хозяйственной деятельности и иные сведения, необходимые для проверки правильности исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в государственную бюджетную систему;
в) документы о платежеспособности
г) сведения о численности, составе работающих, их заработной плате и условиях труда, о наличии свободных рабочих мест;
д) документы об уплате налогов и обязательных платежей;
е) сведения о загрязнении окружающей среды, нарушении антимонопольного законодательства, несоблюдении безопасных условий труда, реализации продукции, причиняющей вред здоровью населения, а также других нарушениях законодательства и размерах причиненного при этом ущерба;
ж) сведения об участии должностных лиц предприятия в кооперативах, малых предприятиях, товариществах, акционерных обществах, объединениях и других организациях, занимающихся предпринимательской деятельностью.
В то же время под действие названного постановления не подпадают сведения, относимые в соответствии с международными договорами к коммерческой тайне, а также сведения о деятельности предприятия, которые в соответствии с действующим законодательством составляют государственную тайну*(4).
Из существующих законных форм защиты информации (к числу которых относят патентование, использование норм авторского права, применение правовых норм об обязательствах) только сокрытие информации, составляющей коммерческую тайну, направлено на ограничение полных сведений о жизнедеятельности организации.
Наряду с негативной информацией об организации, огласка которой для последней нежелательна, существуют сведения, умышленно распространяемые и представляющие собой исключительно позитивные, хвалебные отзывы о ней. Как правило, в этом случае речь идет о спланированной рекламной кампании. Реклама представляет собой достаточно популярный и действенный источник формирования
деловой репутации юридического лица, поскольку всегда ставит именно такую цель. Но зачастую искусственно созданное представление об организации не соответствует ее объективным качествам и достоинствам. хорошим примером может послужить ситуация с многочисленными «лопнувшими» финансовыми компаниями и коммерческими банками, «положительный» образ которых тщательно создавался всеми средствами массовой информации.
Поскольку, как было сказано, распространяемая об организации информация может быть не только согласованной с ее интересами, но и исходящей из «закрытых» источников, в правовой литературе отмечается, что в интересах самой организации формирование общественной оценки ее деловой репутации и имиджа (места предпринимателя в обществе, его престижа) не должно строиться на желаемом и приукрашенном поведении, так как заинтересованные лица всегда могут выяснить истинное положение дел, например, с помощью сыскных агентств.
В последние годы российская рыночная экономика характеризуется нарастающей деловой активностью многочисленных кредитных организаций. В связи с этим государство, используя законотворческий процесс, обеспечивает формирование объективной общественной оценки в отношении деловой репутации того или иного юридического лица. Так, согласно ст. 42 Закона РФ «О банках и банковской деятельности», деятельность кредитной организации подлежит ежегодной проверке
аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. При этом аудиторская организация обязана составить заключение о результатах аудиторской проверки, содержащее сведения о достоверности финансовой отчетности кредитной организации, выполнении ею обязательных нормативов, установленных Банком России, качестве управления кредитной организацией, состоянии внутреннего контроля и другие положения, определяемые федеральными законами и уставом кредитной организации. Данное заключение направляется в Банк России в трехмесячный срок со дня представления в Банк России годовых отчетов кредитной организации, а сама кредитная организация в соответствии со ст. 43 закона «О банках и банковской деятельности» обязана опубликовать в открытой печати годовой отчет (включая бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках) в форме и сроки, которые устанавливаются Банком России, после подтверждения его достоверности аудиторской организацией. Аналогичные требования предъявляются и к деятельности страховых организаций (страховщиков), обязанным, согласно ст.29 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации», публиковать годовые балансы и счета прибылей и убытков в сроки, установленные Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, после аудиторского подтверждения достоверности содержащихся в них сведений.
Заметим, что обязательность аудиторских (ревизионных) проверок и упомянутых публикаций данных о финансовом положении является общей тенденцией обновленного российского гражданского законодательства, стандартным требованием, предъявляемым к организациям коммерческого характера (ст.88, 92 Закона РФ «Об акционерных обществах»).
Источником информации об организации, непосредственно затрагивающей ее деловую репутацию, могут быть и сообщения о ней третьих лиц. Эти данные также могут быть как достоверными, так и ложными. В последнем случае деловой репутации юридического лица, которого она касается, может быть причинен вред.
Практика показывает, что наиболее часто встречается посягательство на деловую репутацию коммерческих организаций путем оглашения (как правило, через средства массовой информации) другими лицами не соответствующих действительности сведений о данной организации. Это может произойти, например, вследствие распространения кем-либо собственной рекламы, так или иначе затрагивающей репутацию данной организации, либо иного проявления конкурентной борьбы. Указанные условно самостоятельные виды посягательств на деловую репутацию юридических лиц получили наименования недобросовестной конкуренции и ненадлежащей (недобросовестной, недостоверной, неэтичной, заведомо ложной и иной) рекламы.
Информация о работе Правовая защита деловой репутации юридических лиц