Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа
Сведения о юридическом лице, составляющие его репутацию, могут быть достоянием различных лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем носила или носит публичный характер и представляет интерес для ознакомления с его деятельностью. Так, одни юридические лица у всех «на виду» и «на слуху», деятельность других известна лишь немногим или случайным лицам, о третьих же бывают информированы только государственные органы (иногда иные структуры), занимающиеся их государственной регистрацией, ведущие реестр налогоплательщиков, субъектов иных платежей, учитывающие их в качестве пользователей тепловой и электрической энергии и т.п.
Введение
1 Основные положения …
1.1 Основные понятия, принципы при защите деловой репутации юридических лиц
1.2. Защита деловой репутации юридических лиц в суде
1.3 Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц
2 Применение правовой защите юридических лиц на практике.
2.1 Примеры защиты деловой репутации юридических лиц
2.2 Диффамация и российская судебная практика в контексте опыта Европейского Суда по правам человека
Заключение
Список используемой литературы
Согласно ст.4, 10 Закона РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее - Закон о конкуренции), не допускаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям действующего законодательства, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут нанести ущерб деловой репутации других хозяйствующих субъектов-конкурентов, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Отечественное законодательство фактически отождествляет понятия недобросовестной и незаконной конкуренции, чего нельзя сказать о традициях иностранного права. Например, во Франции от незаконной конкуренции (нарушающей законодательство или установленные правила) отличают фальсификацию (представляющую собой нарушение монополии производства и использования продукции, подделку товарного знака и т. п.), конкуренцию, противоречащую контракту (нарушающую запрет, установленный контрактом), и собственно нечестную конкуренцию (к которой относят дискредитацию, имитацию, дезорганизацию, паразитирование). Если каждый из видов конкуренции сам по себе может быть формой посягательства на принадлежащую организации деловую репутацию, то имитация и паразитирование - это, по сути, использование репутации конкурента с той лишь разницей, что при имитации достигается сходство в оформлении своих товаров с товарами конкурента для привлечения его клиентов, а при паразитировании такое переманивание потребителя происходит при использовании репутации конкурента или затраченных им ранее усилий, но своя продукция за чужую не выдается.
В числе прочего в силу ст.6-9 Закона РФ «О рекламе» недопустимой признается реклама следующего характера:
-дискредитирующая юридические лица, не пользующиеся рекламируемыми товарами;
-содержащая некорректные сравнения рекламируемого товара с товаром других юридических или физических лиц, а также высказывания, образы, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию конкурентов;
-включающая не соответствующие действительности сведения в отношении основных характеристик товара и его реализации и др;
-(недостоверная реклама), порочащая какое-либо физическое или юридическое лицо, какую-либо деятельность;
-(неэтичная реклама), умышленно вводящая в заблуждение потребителя рекламы (заведомо ложная реклама) и т.д.
Говоря о деловой репутации юридических лиц, нельзя не отметить, что традиционно относящаяся, как и честь и достоинство гражданина, к числу личных нематериальных и неотчуждаемых благ, она вместе с тем имеет присущую только ей особенность.
Речь идет об институте коммерческой концессии, при которой деловая репутация по договору может быть передана одной стороной в пользование другой стороне за вознаграждение на определенный срок или бессрочно (ст.1027-1040 ГК РФ), а также о договоре простого товарищества, когда деловая репутация может быть вкладом товарища по указанному договору (ст.1042 ГКРФ). Деловая репутация, по сути, относится к нематериальным активам юридического лица, следовательно, возможна и ее приблизительная денежная оценка. Она практикуется, например, в иностранных государствах при купле-продаже компаний, когда уровень деловой репутации соответствующим образом отражается на рыночной стоимости продаваемого объекта. Деловая репутация относится также к числу факторов, влияющих на курсовую стоимость акций тех или иных акционерных обществ - участников фондового рынка, увеличивая или уменьшая ее размер по сравнению с номинальной стоимостью акций.
Деловая репутация юридического лица
- не постоянная величина, она может
меняться в ту или иную сторону, поэтому
очень важно создать и
Право на защиту деловой репутации принадлежит организации на основании ст.152 ГК РФ в случае распространения о ней не соответствующих действительности и порочащих измышлений. При этом заинтересованное лицо имеет право требовать по суду опровержения ложных сообщений, а также право опубликовать свой ответ в средствах массовой информации, опубликовавших сведения, порочащие его деловую репутацию. Аналогичное право организациям предоставлено и ст.43-46 Закона РФ «О средствах массовой информации».
Указанное право юридических лиц на защиту деловой репутации может быть реализовано только в гражданском порядке. Уголовно-правовая ответственность за посягательства на описываемое благо юридических лиц в нашей стране не предусмотрена, поскольку потерпевшими, как, впрочем, и подсудимыми, в уголовном деле о клевете или оскорблении являются только граждане. По этому поводу в литературе высказана заслуживающая внимания точка зрения о том, что оскорбление юридического лица может быть оскорблением определенных физических лиц, представляющих данное юридическое лицо.
Процедура обращения
за судебной защитой или иной реализацией
своего права на защиту деловой репутации
юридического лица ничем не отличается от процедуры, предусмотренной для реализации
таких же прав гражданами в случаях посягательств
на их честь, достоинство или деловую репутацию,
если не считать, что при определенных
законом условиях обратиться за судебной
защитой нарушенного блага организации
можно как в суд общей юрисдикции, так
и в арбитражный суд. Юридическое лицо
вправе само определять необходимость
обращения за судебной защитой своего
нарушенного права, не прибегая к внесудебным
процедурам защиты своей деловой репутации.
В соответствии с п.2 ст.8 Закона
РФ «О рекламе» юридическое лицо, которому
стало известно о производстве или о распространении
рекламы, содержащей сведения, порочащие
его честь, достоинство или деловую репутацию,
вправе обратиться за защитой нарушенных
прав соответственно в суд или арбитражный
суд в порядке,
предусмотренном законодательством Российской
федерации, а также вправе требовать от
рекламодателя опровержения такой рекламы
тем же способом, каким она была распространена,
если рекламодатель не выполняет это требование
в добровольном порядке. Статьей 31 того
же закона установлено, что истцы по искам
о возмещении вреда, причиненного ненадлежащей
рекламой чести, достоинству и деловой
репутации, освобождаются от уплаты государственной
пошлины.
Каждое юридическое лицо имеет
право требовать, чтобы общественная оценка
его деятельности отражала истинное положение
дел. Ведь деловая репутация сказывается
на общественной оценке продуктов (результатов)
деятельности организации, будь то оказываемые
услуги, выполняемые работы, реализуемые
товары и т. п. Необходимость
правовой защиты имеющейся положительной
деловой репутации в случаях посягательств
на нее трудно переоценить.
Деловая репутация юридического лица,
в частности, формирует репутацию его
товаров на рынке, которая, в свою очередь,
согласно ст.20, 21 Закона РФ «О таможенном
тарифе», является отличительным признаком
при использовании таможенными органами
методов оценки по цене сделки с идентичными
или однородными товарами, ввозимыми на
таможенную территорию РФ.
Восстановление деловой репутации
одной организации может иметь место одновременно
с наступлением ответственности другой
организации за незаконное использование
товарного знака и наименования места
происхождения товара. Согласно ст.46 Закона
РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименования мест происхождения товаров»
(далее - Закон о товарных знаках), лицо,
незаконно
использующее зарегистрированное наименование
места происхождения товара или сходное
с таким наименованием обозначение, обязано,
кроме прочего, по требованию обладателя
свидетельства на право пользования наименованием
места происхождения товара, общественной
организации или прокурора опубликовать
судебное решение
в целях восстановления деловой репутации
потерпевшего, тем самым данная правовая
норма, как и упоминавшиеся положения
Закона о конкуренции, фактически предоставляет
юридическим лицам право на защиту деловой
репутации и в случаях, не подпадающих
под «общий случай» распространения не
соответствующих действительности и порочащих
деловую репутацию сведений. Эти нормы,
по сути, положительно отвечают на вопрос
о том, возможна ли защита деловой репутации
организации в случае, когда данная
одобряемая обществом деловая репутация
фактически в том или ином виде незаконно
использовалась другой организацией,
имеющей положительную репутацию. Вред
подобному благу юридического лица в равной
мере может быть причинен как в результате
огласки прямо порочащих его ложных сведений,
так и при самовольном использовании принадлежащих
ему материальных и иных прав, оказывающих
непосредственное
влияние на его деловую репутацию. Но в
последнем случае судебная защита должна
основываться главным образом на нормах
Закона о товарных знаках и Закона о конкуренции
и лишь с учетом конкретных обстоятельств
со ссылкой на ст. 152 ГК РФ, если имел место
именно факт распространения недостоверных
и порочащих деловую репутацию юридического
лица сведений.
Если в результате распространения не
соответствующих действительности, но
не порочащих сведений (например, сообщение
об особых положительных качествах лица,
которое на самом деле ими не обладает)
гражданско-правовая ответственность
не наступает, то уголовное преследование
при указанных обстоятельствах возможно.
так, уголовная ответственность, согласно
ст.176 УК РФ, предусмотрена в случае получения
индивидуальным предпринимателем или
руководителем организации кредита либо
льготных условий кредитования путем
представления банку или иному кредитору
заведомо ложных сведений о хозяйственном
положении либо финансовом состоянии
индивидуального предпринимателя или
организации, если это деяние причинило
крупный ущерб.
За судебной защитой деловой репутации
юридическое лицо может обратиться в суд
общей юрисдикции, арбитражный суд или
третейский суд в случаях, установленных
законом, международным договором или
определенных договором сторон, потенциальных
истцов и ответчиков.
Защита деловой репутации организации
осуществляется также в административном
порядке. Примером тому может служить
полномочие, данное федеральному
В случае установления факта нарушения
законодательства Российской федерации
о рекламе (например, распространение
рекламы, порочащей деловую репутацию
юридического лица-конкурента) нарушитель
по решению названного органа обязан осуществить
контррекламу в срок, установленный этим
органом, в полном объеме за свой счет
с помощью того же средства распространения,
с использованием
тех же характеристик продолжительности,
пространства, места и порядка, что и опровергаемая
ненадлежащая реклама. Применение данного
способа защиты не лишает заинтересованное
юридическое лицо права в общем порядке
предъявить в суд иск о защите своей деловой
репутации, если предыдущих мер оказалось
недостаточно.
Защищая свое нарушенное право в судебном
порядке, организация обязана доказать
факт распространения о ней ложных сведений,
факт причинения убытков и размер таковых.
Бремя доказывания остальных обстоятельств
полностью ложится на ответчика.
1.2 Защита деловой репутации юридических лиц в суде
В последнее время наблюдается значительный рост интереса к институту защиты деловой репутации юридических лиц, о чем говорит в первую очередь постоянно увеличивающееся количество дел о защите деловой репутации, рассматриваемых в арбитражных судах страны. Можно прогнозировать, что по мере укоренения и развития рыночных традиций в России данный институт будет развиваться и в дальнейшем. Несмотря на относительную молодость (он не насчитывает и 10 лет), институт защиты деловой репутации юридических лиц приобретает все большее значение.
Субъекты рынка, занимаясь предпринимательской деятельностью, нуждаются в правовом механизме, который обеспечил бы им возможность нормального развития, подразумевающего в том числе возможность правильного, не искаженного формирования общественного мнения об этом субъекте. Вместе с тем при применении норм о защите деловой репутации на практике возникает еще много неясностей, что вызвано прежде всего достаточно небольшой правовой регламентацией института (одна статья в ГК РФ) и отсутствием разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по данному вопросу. В подобных условиях приходится ориентироваться главным образом на судебную практику, которая во многих случаях является неоднозначной и противоречивой.
Согласно официальным статистическим данным, в 2000 г. арбитражными судами РФ было рассмотрено 167 дел о защите деловой репутации, в 2001 г. - уже 209. Количество дел указанной категории за один год увеличилось на 25 %.1 В 2003 г. арбитражные суды России рассмотрели уже 248 дел о защите деловой репутации, что больше соответствующего показателя за предыдущий год на 18,7 %.1
Следовательно, можно отметить уверенный рост числа дел этой категории. В условиях дальнейшего развития рынка можно прогнозировать и дальнейшее увеличение количества таких дел.
Понятие «деловой репутации» и «права на защиту деловой репутации». В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший подобные сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Пункт 7 ст. 152 ГК РФ распространяет на юридических лиц правила о защите деловой репутации граждан.
К сожалению, действующее российское законодательство не дает легального определения понятия «деловая репутация». Репутацию (от лат. «reputatio» - обдумывание, размышление) можно определить как сложившееся о лице мнение, основанное на оценке его общественно значимых качеств.
Деловая репутация представляет собой частный случай репутации вообще. Под деловой репутацией понимается сложившееся мнение о качествах (достоинствах и недостатках) коллектива, организации, предприятия, учреждения, конкретного физического лица в сфере делового оборота, в том числе в сфере предпринимательства.2
Деловая репутация определяется как нематериальное благо, защита которого может осуществляться в судебном порядке. Нематериальные блага относятся к особой группе объектов гражданских прав. Под нематериальными благами понимаются не имеющие экономического содержания и не отделимые от личности их носителя блага и свободы, признанные действующим законодательством 3.
Деловой репутации
как нематериальному благу
Правовые основания для защиты деловой репутации. Наиболее общее основание для судебной защиты деловой репутации содержится в Конституции РФ, в ст. 23, согласно которой «каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». Защита юридическим лицом доброго имени как раз и является защитой его деловой репутации.
Важнейшим международно-правовым документом, определяющим неотъемлемость и защиту прав и свобод человека, выступает Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. и признанная Россией как правопреемником СССР в международных отношениях. В ст. 12 Декларации, в частности, говорится: «Никто не может подвергаться посягательствам... на его честь и репутацию».
Более конкретные
положения о порядке и
Информация о работе Правовая защита деловой репутации юридических лиц