Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 09:07, курсовая работа
Сведения о юридическом лице, составляющие его репутацию, могут быть достоянием различных лиц, в зависимости от того, насколько информация о нем носила или носит публичный характер и представляет интерес для ознакомления с его деятельностью. Так, одни юридические лица у всех «на виду» и «на слуху», деятельность других известна лишь немногим или случайным лицам, о третьих же бывают информированы только государственные органы (иногда иные структуры), занимающиеся их государственной регистрацией, ведущие реестр налогоплательщиков, субъектов иных платежей, учитывающие их в качестве пользователей тепловой и электрической энергии и т.п.
Введение
1 Основные положения …
1.1 Основные понятия, принципы при защите деловой репутации юридических лиц
1.2. Защита деловой репутации юридических лиц в суде
1.3 Опровержение сведений, порочащих деловую репутацию юридических лиц
2 Применение правовой защите юридических лиц на практике.
2.1 Примеры защиты деловой репутации юридических лиц
2.2 Диффамация и российская судебная практика в контексте опыта Европейского Суда по правам человека
Заключение
Список используемой литературы
Применительно к юридическим лицам ГК РФ говорит лишь о деловой репутации, распространяя на нее порядок защиты, предусмотренный для защиты деловой репутации граждан (п. 7 ст. 152 ГК РФ). Таким образом, действующий ГК РФ справедливо отказался от ст. 7 Основ гражданского законодательства о защите чести, достоинства и деловой репутации граждан и юридических лиц и ст. 7 ГК РСФСР от 11 июня 1964 г.7 о защите чести и достоинства граждан и организаций. Думается, что юридическое лицо как организация, не обладающая собственным сознанием, не может обладать честью, т. е. оценкой моральных и иных качеств личности, и тем более достоинством, которое представляет собой самооценку личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, выполненного долга и своего общественного значения. А. Эрделевский полагает, что понятие чести в отношении юридического лица полностью совпадало с понятием деловой репутации как сопровождающееся положительной оценкой общества отражение деловых качеств лица в общественном сознании и являлось абсолютно избыточным.
Для возникновения у юридического лица права на судебную защиту деловой репутации необходим ряд условий:
1.Во-первых, сведения должны быть распространены. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18 августа 1992 г. № 119 (далее - Постановление) указал, что под «распространением сведений» следует понимать «опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидеопрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, изложение в судебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться их распространением» (п. 2). Однако если сведения содержатся в судебных решениях и приговорах, постановлениях органов предварительного следствия и других официальных документах, то порядок защиты, предусмотренный ст. 152 ГК РФ, в данном случае не действует. Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что для обжалования таких документов законами установлен иной порядок (п. 2 Постановления).
2.Во-вторых, распространенные сведения должны порочить деловую репутацию юридического лица. Порочащими Пленум Верховного Суда РФ признал сведения, не соответствующие действительности, содержащие утверждения о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства либо моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство гражданина либо деловую репутацию гражданина или юридического лица (п. 2 Постановления).
3.В-третьих,
порочащие сведения должны не
соответствовать
Рассмотрение дела о защите деловой репутации в арбитражном суде. Производство по делу о защите деловой репутации возбуждается на основании поданного в арбитражный суд искового заявления. Арбитражному суду подведомственны те дела о защите деловой репутации, в которых обе стороны являются либо юридическими лицами, либо имеют статус индивидуального предпринимателя (ст. 22 АПК РФ). Однако зачастую в суде опровергаются сведения, опубликованные в средствах массовой информации и имеющие автора - физическое лицо. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ однозначно указал на то, что если опубликованные сведения имеют автора, то заявленные исковые требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде 4.
Все подобные споры
должны рассматриваться в судах
общей юрисдикции с обязательным
привлечением автора соответствующего
материала как заинтересованног
Дела рассматриваются в арбитражном суде соответствующего субъекта РФ по месту нахождения ответчика, т. е. лица, распространившего порочащие сведения (ст. 24-25 АПК РФ).
С требованием об опровержении не соответствующих действительности порочащих сведений вправе обратиться юридическое лицо, полагающее, что его деловая репутация умалена. Ответчиками по делам о защите деловой репутации являются лица, которые по представленным истцом данным распространили эти сведения (юридические лица или индивидуальные предприниматели). Если иск содержит требование об опровержении сведений, распространенных в средствах массовой информации, в качестве ответчиков привлекается редакция соответствующего средства массовой информации (в том случае если материал не имеет автора). Если редакция не обладает статусом юридического лица, ответчиком по делу будет учредитель (или издатель) данного средства массовой информации - организация, являющаяся юридическим лицом, или физическое лицо. Учредитель средства массовой информации привлекается к участию в деле в качестве ответчика в том случае, если порочащая информация была опубликована от его имени и по его указанию. В этом случае учредитель несет ответственность за распространенные сведения 5.
Возможна также ситуация, предусмотренная п. 6 ст. 152 ГК РФ, т. е. ситуация, когда установить лицо, распространившее сведения, порочащие деловую репутацию юридического лица, невозможно (например, распространение не соответствующих действительности сведений в анонимных письмах). В данном случае лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности. Поскольку в деле будет отсутствовать ответчик, подобные дела должны рассматриваться в порядке особого производства как дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение (п. 3 ст. 22 АПК РФ).
Требование о защите деловой репутации является неимущественным требованием и в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ «О государственной пошлине» оплачивается государственной пошлиной в размере 10 МРОТ. Однако надо заметить, что в случае если лицо помимо опровержения требует в соответствии с п. 5 ст. 152 ГК РФ возмещения причиненных ему распространением не соответствующих действительности сведений убытков, то помимо десятикратного размера МРОТ должна взиматься и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера.
Лицо обладает правом на обращение в суд с требованием о защите деловой репутации независимо от предварительного обращения с требованием об опровержении порочащих деловую репутацию сведений к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к средству массовой информации, распространившему указанные сведения 6.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ. Таким образом, иск о защите деловой репутации юридического лица должен быть принят к производству суда независимо от того, как давно были распространены не соответствующие действительности сведения.
В судебном заседании истец должен представить доказательства того факта, что порочащие его сведения были распространены (например, предъявить экземпляр газеты, документ, в которых содержатся порочащие сведения). Истец должен привести конкретные фразы, которые он полагает не соответствующими действительности и порочащими его деловую репутацию, а также указать на обстоятельства, которые подтверждают факт умаления его деловой репутации. Истец может представить и доказательства несоответствия действительности распространенных сведений. Однако это не является его обязанностью, а лишь правом.
В силу п. 1 ст. 152 ГК РФ и ст. 43 Закона РФ «О средствах массовой информации» обязанность доказывания соответствия действительности распространенных сведений возлагается на ответчика по делу. Тем самым законодатель устанавливает презумпцию невиновности юридического лица (истца) в глазах общества и закона. В случае если ответчик представит доказательства соответствия сведений действительности, арбитражный суд обязан отказать в иске о защите деловой репутации.
Дело о защите деловой репутации юридического лица должно быть рассмотрено, и решение по нему принято в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
Исследовав в судебном разбирательстве все обстоятельства, подлежащие выяснению по данному делу, суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства установлены, а какие нет, подлежит ли применению положение о защите деловой репутации к данному спорному отношению и подлежат ли исковые требования удовлетворению.
Решение по делу о защите деловой репутации юридического лица. В соответствии со ст. 124 АПК РФ при разрешении спора по существу арбитражный суд принимает решение, которое должно быть законным и обоснованным.
При удовлетворении
иска суд в решении излагает, какие
именно распространенные порочащие
сведения не соответствуют
Если лицо обратилось
в арбитражный суд с
Если не соответствующие действительности сведения были распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (п. 2 ст. 152 ГК РФ). Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 152 ГК РФ юридическое лицо, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, порочащие его деловую репутацию, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации. Таким образом, в резолютивной части решения суд может в качестве способа зашиты деловой репутации обязать редакцию средства массовой информации опубликовать ответ истца.
Если порочащие сведения содержатся в документе, исходящем от организации, данный документ подлежит по решению суда замене или отзыву. При этом конкретный способ защиты (замена или отзыв) вправе определить сам истец. Если порочащие деловую репутацию сведения содержались в письме, которое было направлено третьему лицу, опровержение таких сведений может быть произведено путем обязания автора направить указанному лицу новое письмо с опровержением изложенной ранее информации.
При распространении порочащих сведений иным способом порядок их опровержения устанавливается судом с учетом содержания этих сведений. места и способа их распространения, а также других заслуживающих внимания обстоятельств (сообщение об опровержении подобных сведений в коллективе, где они были распространены, обязание ответчика принести извинения и т. д.).
Решение вступает
в законную силу по истечении месячного
срока после его принятия. В
случае подачи апелляционной жалобы
решение, если оно не отменено, вступает
в законную силу с момента вынесения
постановления апелляционной ин
Решение об опровержении порочащих сведений исполняется ответчиком добровольно. Принудительное исполнение решения производится на основании исполнительного листа, выдаваемого арбитражным судом, принявшим это решение (ст. 198 АПК РФ).
Возмещение
убытков и компенсация
К требованиям о возмещении убытков (в отличие от требований о защите деловой репутации) применяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ (три года).
Убытки возмещаются
распространителем порочащих
В таких случаях суд в судебном заседании выясняет, находятся ли наступившие убытки в причинной связи с действиями ответчика и какова величина этих убытков. Бремя доказывания указанных фактов возлагается на истца. Данное требование рассматривается на основании ст. 1064 ГК РФ (п. 1) ГК РФ, в соответствии с которой вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 57 Закона РФ «О средствах массовой информации» средство массовой информации не несет ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих деловую репутацию юридического лица, и на него не может быть возложена обязанность возместить причиненные убытки также и в том случае, если оно дословно воспроизвело сообщение, опубликованное другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности, а также в иных случаях, предусмотренных вышеуказанной статьей 7.
Одним из наиболее спорных и активно обсуждаемых в литературе вопросов в рамках темы о защите деловой репутации является вопрос о возможности компенсации морального вреда в отношении юридических лиц. В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральный вред определяется как физические или нравственные страдания.
Информация о работе Правовая защита деловой репутации юридических лиц