Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:01, дипломная работа
Целью исследования является изучение сущности договора поставки, раскрытие его отличительных черт и содержания, анализ проблем правового регулирования договора поставки, проблем и особенностей, связанных с применением норм действующего законодательства при заключении и расторжении договора поставки, ответственности сторон.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Особенности правового регулирования договора поставки как разновидности договора купли-продажи в российском гражданском обороте………………………………………………………………………….. 7
1.1. История развития договора поставки в России…………………… 7
1.2. Понятие договора поставки в гражданском праве России, его отличия от смежных гражданско-правовых договоров……………………… 11
1.3. Особенности правового регулирования договора поставки……... 16
2. Содержание договора поставки……………………………………… 22
2.1. Существенные условия договора поставки……………………….. 22
2.2. Права и обязанности сторон……………………………………….. 26
3. Проблемы правового регулирования договора поставки………….. 36
3.1. Особенности заключения и расторжения договора поставки…… 36
3.2. Особенности заключения договора поставки для государственных нужд……………………………………………………………………………... 46
Заключение………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы…………………………………… 60
3.2. Особенности заключения договора поставки для государственных нужд
В соответствии со ст. 525 ГК РФ поставка товаров для государственных нужд осуществляется на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а так же заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд.
Порядок заключения государственного контракта и договора поставки для государственных нужд обладает значительными особенностями и регламентирован ст.ст. 528 и 529 ГК РФ.
Статья 529 ГК РФ целиком посвящена регламентации заключения договора поставки товаров для государственных нужд. Прежде чем приступить к исследованию особенностей заключения договора поставки товаров для государственных нужд, важно уяснить его правовую природу и основные характеристики.
Правовая природа договора поставки товаров для государственных нужд характеризуется следующими основными чертами.
Договор поставки товаров для государственных нужд тесно связан с государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд в том смысле, что первый жестко обусловлен вторым. Эта связь проявляется прежде всего в том, что:
во-первых, договор поставки товаров для государственных нужд всегда заключается в соответствии с государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд;
во-вторых, договор поставки товаров для государственных нужд направлен на дополнительное договорное регулирование поставки товаров, предусмотренной государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд;
в-третьих, содержание договора поставки товаров для государственных нужд во многом обусловлено содержанием государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд;
в-четвертых, правовой режим договора поставки товаров для государственных нужд частично может быть определен условиями государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд;
в-пятых, поставка товаров во исполнение договора поставки товаров для государственных нужд одновременно является поставкой товаров во исполнение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым заключен договор поставки;
в-шестых, исполнение, изменение и расторжение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд влияют (могут повлиять) на исполнение, изменение и расторжение договора поставки товаров для государственных нужд.
Договор поставки товаров для государственных нужд не является видом государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, как, впрочем, и наоборот.
Договор поставки товаров для государственных нужд является разновидностью договора поставки, который в свою очередь является подтипом договора купли-продажи - типа гражданско-правового договора. Таким образом, договор поставки товаров для государственных нужд в конечном счете следует квалифицировать как гражданско-правовой договор.
Таким образом, договор поставки товаров для государственных нужд можно определить как договор поставки, который заключается в соответствии с государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд, направлен на удовлетворение государственных нужд и имеет особенности правового режима.
Важнейшей юридической характеристикой договора поставки товаров для государственных нужд является правовой режим договора поставки товаров для государственных нужд, который определяется совокупностью правовых норм, иных правовых положений (требований), установленных в отношении договора поставки товаров для государственных нужд, в частности положений, регулирующих заключение, действие, изменение, прекращение, форму и содержание договора и основанных на нем отношений.
Правовой режим договора поставки товаров для государственных нужд определяют:
1) общие положения
о сделках, договорах и
2) общие положения о купле-продаже, содержащиеся в параграфе 1 гл. 30 ГК РФ;
3) правила о договоре поставки, содержащиеся в ст. ст. 506 - 522 параграфа 3 гл. 30 ГК РФ;
4) правила о договоре
поставки товаров для
Говоря о правовом режиме договора поставки товаров для государственных нужд, следует обратить внимание на то, что правила о государственном контракте на поставку товаров для государственных нужд, содержащиеся в ГК РФ, а также правила о государственном контракте на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ, не распространяются на договор поставки товаров для государственных нужд и, следовательно, не определяют его правовой режим. Однако, поскольку договор поставки товаров для государственных нужд заключается в соответствии с государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд, необходимо учитывать функциональные связи между правилами о договорах указанных видов.
Сторонами договора поставки товаров для государственных нужд являются поставщик (исполнитель) и покупатель.
Поставщиком (исполнителем) является то же самое лицо, которое выступает поставщиком (исполнителем) по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд, в соответствии с которым заключен данный договор поставки товаров для государственных нужд. Таким образом, поставщик (исполнитель) по договору поставки товаров для государственных нужд и поставщик (исполнитель) по государственному контракту на поставку товаров для государственных нужд совпадают в одном лице.
Покупателем может быть некоммерческая организация, иное юридическое лицо, являющееся потребителем (получателем) товаров, поставка которых предусмотрена государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд.
Содержание договора
поставки товаров для государственных
нужд характеризуется той
Согласно п. 1 ст. 529 ГК РФ, если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Из приведенных правил следует, что договор поставки товаров для государственных нужд может быть заключен только при наличии государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд и только если в последнем предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд.
Наличие в государственном контракте на поставку товаров для государственных нужд условий о том, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных нужд, влечет за собой обязанность заказчика не позднее 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю).
Последствий невыполнения заказчиком обязанности направить поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) законом не установлено. Однако указанный пробел в правовом регулировании, думается, может быть восполнен на основании п. 1 ст. 6 ГК РФ путем применения по аналогии правил ст. 530 ГК РФ, поскольку последние регулируют сходные отношения. Исходя из сказанного, если заказчик по истечении 30-дневного срока со дня подписания государственного контракта не направил поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), последний вправе потребовать от заказчика извещения о прикреплении к покупателю. Заказчик в этом случае должен либо выдать извещение о прикреплении к поставщику (исполнителю) покупателя, либо направить поставщику (исполнителю) отгрузочную разнарядку с указанием получателя товаров, либо сообщить о своем согласии принять и оплатить товары. При невыполнении заказчиком указанных действий поставщик (исполнитель) вправе либо потребовать от заказчика принять и оплатить товары, либо реализовать товары по своему усмотрению с отнесением разумных расходов, связанных с их реализацией, на заказчика.
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное заказчиком в соответствии с государственным контрактом, по своей юридической природе является односторонним юридическим актом гражданско-правового характера. Юридическое значение извещения о прикреплении состоит в том, что оно служит основанием заключения договора поставки товаров для государственных нужд37.
В извещении о прикреплении
покупателя к поставщику (исполнителю)
как минимум указываются
Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) является обязательным для поставщика (исполнителя), что следует из п. 5 ст. 529 ГК РФ, предусматривающего возможность понуждения поставщика (исполнителя) к заключению договора, и не обязательным для покупателя, поскольку тот вправе отказаться от заключения договора (п. 1 ст. 530 ГК).
В соответствии с государственным контрактом на поставку товаров для государственных нужд заказчиком может быть выдано как одно извещение о прикреплении, так и несколько (по числу покупателей). Сообразно этому в соответствии с одним контрактом может быть заключен один или несколько договоров поставки товаров для государственных нужд.
Согласно п. 2 ст. 529 ГК РФ поставщик (исполнитель) обязан направить проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд покупателю, указанному в извещении о прикреплении, не позднее 30 дней со дня получения извещения от государственного или муниципального заказчика, если иной порядок подготовки проекта договора не предусмотрен государственным или муниципальным контрактом либо проект договора не представлен покупателем.
Из данного пункта следует, что по общему правилу, носящему диспозитивный характер, обязанность подготовки проекта договора поставки товаров для государственных нужд и направления его контрагенту лежит на поставщике (исполнителе). Иной порядок может быть установлен в государственном контракте, в соответствии с которым выдано извещение о прикреплении.
Согласно п. 3 ст. 529 ГК РФ сторона, получившая проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне в течение 30 дней со дня получения проекта, а при наличии разногласий по условиям договора в этот же срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне.
Таким образом, предусматриваются два варианта действий стороны, получившей проект договора поставки товаров для государственных нужд: при отсутствии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора и при наличии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора.
При первом варианте (т.е. при отсутствии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора) сторона, получившая проект договора, подписывает его и возвращает один экземпляр другой стороне. Эти действия означают акцепт предложения заключить договор (оферты). В момент получения стороной, направившей оферту, ее акцепта договор поставки товаров для государственных нужд признается заключенным.
При втором варианте (т.е. при наличии разногласий по содержащимся в проекте условиям договора) сторона, получившая проект договора, также подписывает его, но при этом составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным договором другой стороне. Эти действия означают отказ от акцепта и в то же время направление новой оферты, выраженной в проекте договора и протоколе разногласий.
Информация о работе Правовое регулирование договора поставки товаров