Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:01, дипломная работа
Целью исследования является изучение сущности договора поставки, раскрытие его отличительных черт и содержания, анализ проблем правового регулирования договора поставки, проблем и особенностей, связанных с применением норм действующего законодательства при заключении и расторжении договора поставки, ответственности сторон.
Введение…………………………………………………………………. 3
1. Особенности правового регулирования договора поставки как разновидности договора купли-продажи в российском гражданском обороте………………………………………………………………………….. 7
1.1. История развития договора поставки в России…………………… 7
1.2. Понятие договора поставки в гражданском праве России, его отличия от смежных гражданско-правовых договоров……………………… 11
1.3. Особенности правового регулирования договора поставки……... 16
2. Содержание договора поставки……………………………………… 22
2.1. Существенные условия договора поставки……………………….. 22
2.2. Права и обязанности сторон……………………………………….. 26
3. Проблемы правового регулирования договора поставки………….. 36
3.1. Особенности заключения и расторжения договора поставки…… 36
3.2. Особенности заключения договора поставки для государственных нужд……………………………………………………………………………... 46
Заключение………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы…………………………………… 60
Согласно п. 4 ст. 529 ГК РФ сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Данная норма закона предусматривает четыре варианта действий стороны, получившей подписанный проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд с протоколом разногласий.
При первом варианте (т.е. при отсутствии возражений по протоколу разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, извещает другую сторону о принятии договора в ее редакции. Эти действия означают акцепт новой оферты, выраженной в проекте договора и протоколе разногласий. В момент получения стороной, подписавшей проект договора с протоколом разногласий, извещения о принятии договора в ее редакции договор поставки товаров для государственных нужд признается заключенным.
При втором варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и полном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае полного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются урегулированные разногласия. С момента подписания указанного протокола признается заключенным договор поставки товаров для государственных нужд.
При третьем варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и частичном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае частичного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются как урегулированные, так и неурегулированные разногласия. Неурегулированные разногласия передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
При четвертом варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и неурегулировании разногласий ни по одному пункту) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае неурегулирования разногласий ни по одному пункту извещает другую сторону об отклонении протокола разногласий. Разногласия по проекту договора передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.
Согласно п. 5 ст. 529 ГК РФ, если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Данная норма закрепляет обязательность для поставщика заключения договора поставки товаров для государственных нужд, в то время как покупателю закон (п. 1 ст. 530 ГК РФ) дает право не заключать такой договор.
Покупатель при обращении в суд с требованием (иском) о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора должен доказать факт уклонения поставщика (исполнителя) от заключения договора, а также приложить к исковому заявлению извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) и проект договора.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного исследования особенностей договора поставки можно сделать следующие выводы и рекомендации.
Договор поставки известен российскому праву еще с дореволюционного периода в качестве обособленного договора, наряду с куплей-продажей и запродажей. В тоже время в дореволюционной научной доктрине широко было распространено мнение, что поставка и запродажа не содержат в себе достаточно юридических признаков для обособления в отдельный договор и их выделение носит искусственный характер.
В советский период взгляды на договор поставки претерпевали существенные изменения. Изначально, в силу господствовавшей научной доктрины договор поставки рассматривался как разновидность купли-продажи. Однако с началом 50-х гг. взгляды исследователей изменились, что было связано, в первую очередь, со сложившейся в СССР плановой административно-командной системой управления экономикой, и поставка была признана самостоятельным договором. Последнее получило официальное закрепление в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.
На современном этапе
договор поставки признан видом
купли-продажи, что и закреплено
в Гражданском кодексе
Отграничить договор поставки о других договоров помогают признаки, заложенные в определение данного договора (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации). В первую очередь, это предмет (вид передаваемого товара), субъектный состав договора и цель покупки товара.
Правовое регулирование договора поставки осуществляется, в первую очередь, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом сначала применяются специальные правила о договоре поставки (статьи 506 – 524 Гражданского кодекса Российской Федерации); при недостаточности таковых – общие положения о купле-продаже; далее – общие положения о гражданско-правовом договоре, об обязательствах и сделках. Одним из основных проблемных вопросов правового регулирования договора поставки является тот факт, что в настоящее время действует ряд правовых актов советского периода, содержащих устаревшие нормы, не соответствующие экономическим реалиям.
Специальные нормы о поставке не содержат указаний на существенные условия данного договора. В связи с этим по общему правилу договора купли-продажи судебная практика относит к существенным условиям договора поставки условия о предмете (наименовании товара) и его количестве. Вместе с тем, отдельные ученые обоснованно полагают, что условие о сроке договора поставки также должно являться существенным.
Вследствие отсутствия детального правового регулирования проблемными являются некоторые вопросы исполнения договора поставки, связанные с точным определением прав и обязанностей контрагентов (вопрос о распределении транспортных расходов, если поставщик сам определяет условия доставки; возможность поставщика восполнить недопоставку товара после прекращения срока действия договора и др.). На некоторые из них были найдены решения при обращении к судебной практике, однако по ряду вопросов единая арбитражная практика не сложилась до сих пор.
Вопросы заключения и расторжения договора поставки, ответственности сторон, также имеют свои особенности, установленные специальными нормами параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, и рассмотренные в настоящей работе.
В результате проведённого исследования можно выделить ряд предложений и рекомендаций.
Для разграничения договора поставки с иными договорами в целях правильного определения норм права, подлежащих применению, обращать особое внимание на следующие элементы (признаки) договора: стороны договора, цель использования передаваемого товара, предмет договора, момент заключения договора и момент передачи товара.
При возникновении проблемных вопросов при заключении, исполнении и прекращении договора обращать внимание на судебную практику.
Включить в определение договора поставки (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации) в качестве существенного условия договора поставки условие о сроке договора.
Дополнить статью 510 Гражданского кодекса Российской Федерации положениями, регулирующими вопрос о порядке распределения между сторонами транспортных расходов, в случаях, когда поставщик сам определяет условия доставки.
Дополнить статью 513 Гражданского кодекса Российской Федерации положениями, регламентирующими правовые последствия для покупателя, которые могут возникнуть при приемке товара с нарушением установленного порядка приемки.
Целесообразным видится дополнение пункта 2 статьи 507 Гражданского кодекса Российской Федерации положениями, устанавливающими, что если стороны договора поставки не урегулировали в установленном указанной статьей порядке разногласия по его отдельным условиям, не являющимися существенными, то договор считается заключенным и подлежит исполнению за исключением условий, не урегулированных сторонами в установленном порядке.
Конкретизировать пункт 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, уточнив, что для расторжения договора поставки ввиду одностороннего отказа от его исполнения в порядке, установленном указанной статьей, не требуется обращения в суд.
Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации целесообразным представляется дать разъяснения по вопросам судебной практики, связанной с применением судами статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, в части:
- возможности признания нарушения договора поставки существенным, если оно не упомянуто в пунктах 2 и 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.е. решения вопроса, является ли приведенный в законе перечень существенных нарушений исчерпывающим);
- возможности ограничения договором поставки перечня существенных нарушений, поименованных в пунктах 2 и 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- определения критериев неоднократности нарушения поставщиком сроков поставки товаров, дающего покупателю право на односторонний отказ от исполнения договора поставки.
Безусловно, что с договором поставки, являющимся одним из наиболее применяемых и востребованных в современном хозяйственном обороте, связано большое количество проблемных и спорных моментов, как теоретического, так и, в особенности, практического характера. В настоящей работе отражены лишь некоторые из них, множество аспектов договора поставки нуждаются в дальнейшем детальном исследовании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
Научная и учебная литература
Информация о работе Правовое регулирование договора поставки товаров