Правовое регулирование договора поставки товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 23:01, дипломная работа

Описание

Целью исследования является изучение сущности договора поставки, раскрытие его отличительных черт и содержания, анализ проблем правового регулирования договора поставки, проблем и особенностей, связанных с применением норм действующего законодательства при заключении и расторжении договора поставки, ответственности сторон.

Содержание

Введение…………………………………………………………………. 3
1. Особенности правового регулирования договора поставки как разновидности договора купли-продажи в российском гражданском обороте………………………………………………………………………….. 7
1.1. История развития договора поставки в России…………………… 7
1.2. Понятие договора поставки в гражданском праве России, его отличия от смежных гражданско-правовых договоров……………………… 11
1.3. Особенности правового регулирования договора поставки……... 16
2. Содержание договора поставки……………………………………… 22
2.1. Существенные условия договора поставки……………………….. 22
2.2. Права и обязанности сторон……………………………………….. 26
3. Проблемы правового регулирования договора поставки………….. 36
3.1. Особенности заключения и расторжения договора поставки…… 36
3.2. Особенности заключения договора поставки для государственных нужд……………………………………………………………………………... 46
Заключение………………………………………………………………. 56
Список использованной литературы…………………………………… 60

Работа состоит из  1 файл

diplom_gotovy.doc

— 385.50 Кб (Скачать документ)

Согласно п. 4 ст. 529 ГК РФ сторона, получившая подписанный проект договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд с протоколом разногласий, должна в течение 30 дней рассмотреть разногласия, принять меры по согласованию условий договора с другой стороной и известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия в 30-дневный срок могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Данная норма закона предусматривает четыре варианта действий стороны, получившей подписанный проект договора поставки товаров для государственных (муниципальных) нужд с протоколом разногласий.

При первом варианте (т.е. при отсутствии возражений по протоколу разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, извещает другую сторону о принятии договора в ее редакции. Эти действия означают акцепт новой оферты, выраженной в проекте договора и протоколе разногласий. В момент получения стороной, подписавшей проект договора с протоколом разногласий, извещения о принятии договора в ее редакции договор поставки товаров для государственных нужд признается заключенным.

При втором варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и полном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае полного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются урегулированные разногласия. С момента подписания указанного протокола признается заключенным договор поставки товаров для государственных нужд.

При третьем варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и частичном урегулировании разногласий) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае частичного урегулирования разногласий подписывает вместе с другой стороной протокол согласования разногласий, в котором отражаются как урегулированные, так и неурегулированные разногласия. Неурегулированные разногласия передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

При четвертом варианте (т.е. при наличии возражений по протоколу разногласий и неурегулировании разногласий ни по одному пункту) сторона, получившая подписанный проект договора с протоколом разногласий, принимает меры по согласованию условий договора с другой стороной и в случае неурегулирования разногласий ни по одному пункту извещает другую сторону об отклонении протокола разногласий. Разногласия по проекту договора передаются заинтересованной стороной на рассмотрение суда.

Согласно п. 5 ст. 529 ГК РФ, если поставщик (исполнитель) уклоняется от заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.

Данная норма закрепляет обязательность для поставщика заключения договора поставки товаров для государственных нужд, в то время как покупателю закон (п. 1 ст. 530 ГК РФ) дает право не заключать такой договор.

Покупатель при обращении в суд с требованием (иском) о понуждении поставщика (исполнителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора должен доказать факт уклонения поставщика (исполнителя) от заключения договора, а также приложить к исковому заявлению извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю) и проект договора.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение проведенного исследования особенностей договора поставки можно сделать следующие выводы и рекомендации.

Договор поставки известен российскому праву еще с дореволюционного периода в качестве обособленного договора, наряду с куплей-продажей и запродажей. В тоже время в дореволюционной научной доктрине широко было распространено мнение, что поставка и запродажа не содержат в себе достаточно  юридических признаков для обособления в отдельный договор и их выделение носит искусственный характер.

В советский период взгляды  на договор поставки претерпевали существенные изменения. Изначально, в силу господствовавшей научной доктрины договор поставки рассматривался как разновидность купли-продажи. Однако с началом 50-х гг. взгляды исследователей изменились, что было связано, в первую очередь, со сложившейся в СССР плановой административно-командной системой управления экономикой, и поставка была признана самостоятельным договором. Последнее получило официальное закрепление в Гражданском кодексе РСФСР 1964 г.

На современном этапе  договор поставки признан видом  купли-продажи, что и закреплено в Гражданском кодексе Российской Федерации. Вместе с тем, проблема соотношения его с другими видами купли-продажи, а также со смежными договорами является актуальной и обсуждаемой как в научной литературе, так и в судебной практике, поскольку напрямую связана с проблемой правильного определения норм, подлежащих применению к обязательствам, вытекающим из тех или иных договорных отношений. Проблема заключается в отсутствии четких критериев, разграничивающих его с отдельными договорами по возмездному отчуждению имущества. Причины этого кроются как в самом законодательстве, так и в отсутствии единой доктринальной научной позиции.

Отграничить договор  поставки о других договоров помогают признаки, заложенные в определение  данного договора (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации). В  первую очередь, это предмет (вид передаваемого товара), субъектный состав договора и цель покупки товара.

Правовое регулирование  договора поставки осуществляется, в  первую очередь, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации. При  этом сначала применяются специальные правила о договоре поставки (статьи 506 – 524 Гражданского кодекса Российской Федерации); при недостаточности таковых – общие положения о купле-продаже; далее – общие положения о гражданско-правовом договоре, об обязательствах и сделках. Одним из основных проблемных вопросов правового регулирования договора поставки является тот факт, что в настоящее время действует ряд правовых актов советского периода, содержащих устаревшие нормы, не соответствующие экономическим реалиям.

Специальные нормы о  поставке не содержат указаний на существенные условия данного договора. В связи с этим по общему правилу договора купли-продажи судебная практика относит к существенным условиям договора поставки условия о предмете (наименовании товара) и его количестве. Вместе с тем, отдельные ученые обоснованно полагают, что условие о сроке договора поставки также должно являться существенным.

Вследствие отсутствия детального правового регулирования  проблемными являются некоторые  вопросы исполнения договора поставки, связанные с точным определением прав и обязанностей контрагентов (вопрос о распределении транспортных расходов, если поставщик сам определяет условия доставки; возможность поставщика восполнить недопоставку товара после прекращения срока действия договора и др.). На некоторые из них были найдены решения при обращении к судебной практике, однако по ряду вопросов единая арбитражная практика не сложилась до сих пор.

Вопросы заключения и  расторжения договора поставки, ответственности  сторон, также имеют свои особенности, установленные специальными нормами параграфа 3 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, и рассмотренные в настоящей работе.

В результате проведённого исследования можно выделить ряд  предложений и рекомендаций.

Для разграничения договора поставки с иными договорами в целях правильного определения норм права, подлежащих применению, обращать особое внимание на следующие элементы (признаки) договора: стороны договора, цель использования передаваемого товара,  предмет договора, момент заключения договора и момент передачи товара.

При возникновении проблемных вопросов при заключении, исполнении и прекращении договора обращать внимание на судебную практику.

Включить в определение  договора поставки (статья 506 Гражданского кодекса Российской Федерации) в качестве существенного условия договора поставки условие о сроке договора.

Дополнить статью 510 Гражданского кодекса Российской Федерации положениями, регулирующими вопрос о порядке  распределения между сторонами  транспортных расходов, в случаях, когда  поставщик сам определяет условия доставки.

Дополнить статью 513 Гражданского кодекса Российской Федерации положениями, регламентирующими правовые последствия  для покупателя, которые могут  возникнуть при приемке товара с  нарушением установленного порядка  приемки.

Целесообразным видится дополнение пункта 2 статьи 507 Гражданского кодекса Российской Федерации положениями, устанавливающими, что если стороны договора поставки не урегулировали в установленном указанной статьей порядке разногласия по его отдельным условиям, не являющимися существенными, то договор считается заключенным и подлежит исполнению за исключением условий, не урегулированных сторонами в установленном порядке.

Конкретизировать пункт 1 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, уточнив, что для расторжения договора поставки ввиду одностороннего отказа от его исполнения в порядке, установленном указанной статьей, не требуется обращения в суд.

Пленуму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации целесообразным представляется дать разъяснения по вопросам судебной практики, связанной с применением судами статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации, в части:

-  возможности признания нарушения договора поставки существенным, если оно не упомянуто в пунктах 2 и 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (т.е. решения вопроса, является ли приведенный в законе перечень существенных нарушений исчерпывающим);

-  возможности ограничения договором поставки перечня существенных нарушений, поименованных в пунктах 2 и 3 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации;

-  определения критериев неоднократности нарушения поставщиком сроков поставки товаров, дающего покупателю право на односторонний отказ от исполнения договора поставки.

Безусловно, что с договором  поставки, являющимся одним из наиболее применяемых и востребованных в современном хозяйственном обороте,  связано большое количество проблемных и спорных моментов, как теоретического, так и, в особенности, практического характера. В настоящей работе отражены лишь некоторые из них, множество аспектов договора поставки нуждаются в дальнейшем детальном исследовании.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Нормативные правовые акты

 

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : [принята всенародным голосованием 12.12.1993]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  2. О договорах международной купли-продажи товаров [Электронный ресурс] : [конвенция, заключена в г. Вене 11.04.1980]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс] : [федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 30.12.2012)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс] : [федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от 14.06.2012)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  5. О поставках продукции для федеральных государственных нужд [Электронный ресурс] : [федер. закон от 13.12.1994 № 60-ФЗ (в ред. от 19.07.2011)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  6. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс] : [федер. закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (в ред. от 30.12.2012)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  7. Гражданский кодекс Р.С.Ф.С.Р. [Электронный ресурс] : [постановление ВЦИК от 11.11.1922]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  8. Гражданский кодекс РСФСР [Электронный ресурс] : [утв. ВС РСФСР 11.06.1964 (в ред. от 26.11.2001)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  9. Инструкция о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по количеству [Электронный ресурс] : [постановление Госарбитража СССР от 15.06.1965  № П-6 (в ред. от 14.11.1974, с изм. от 22.10.1997)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  10. Инструкция о порядке приемки продукции производственно - технического назначения и товаров народного потребления по качеству [Электронный ресурс] : [постановление Госарбитража СССР от 25.04.1966  № П-7 (в ред. от 14.11.1974, с изм. от 22.10.1997)]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.
  11. О хозяйственных спорах, связанных с уничтожением или порчей продукции, товаров, возвратной тары [Электронный ресурс] : [инструктивные указания Госарбитража СССР от 15.12.1989  № И-1-3]. – Режим доступа: [Консультант Плюс]. – Загл. с экрана.

 

Научная и учебная  литература

Информация о работе Правовое регулирование договора поставки товаров