Правовое регулирование договора строительного подряда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 05:31, курсовая работа

Описание

Цель работы целью данного исследования является анализ законодательства регулирующего договор строительного подряда, выявление проблем данного законодательства и внесение предложений.
В соответствии с поставленной целью в процессе исследования нам необходимо решить следующие задачи:
проследить историю появления и развитие договора строительного подряда
рассмотреть понятие, признаки и классификация договоров строительного подряда
определить права и обязанности заказчика и подрядчика по договору строительного подряда;
изложить порядок заключения, изменения и прекращения договора строительного подряда.
изучить теоретические положения и практику применения норм в части ответственности за нарушение договора строительного подряда;

Содержание

Введение.............................................................................................................
Глава 1. Понятие и гражданско-правовая природа договора строительного подряда
1.1 Появление и развития договора строительного подряда...........................
1.2 Понятие, признаки и классификация договоров строительного подряда..
Глава 2. Содержание и исполнение договора строительного подряда
2.1 Права и обязанности заказчика....................................................................
2.2 Права и обязанности подрядчика.................................................................
Глава 3. Правовое регулирование договора строительного подряда
3.1 Заключение, изменение и расторжение договора строительного подряда.
3.2 Некоторые вопросы судебно-арбитражной практики по ответственности сторон в договоре строительного подряда.........................................................
Заключение............................................................................................................
Список использованной литературы.......................

Работа состоит из  1 файл

КУРСАК ПО ГРАЖДАНСКОМУ ПРАВУ.docx

— 98.95 Кб (Скачать документ)
lign="justify">     При принятии на себя обязанности по проектированию и проведению изысканий заказчик вправе выполнить соответствующие  проектные и изыскательские работы самостоятельно при наличии у  него необходимых персональных организационно-правовых качеств либо привлечь изыскателя или  проектировщика. Если заказчик лично  выполняет проектные и изыскательские работы, то он отвечает за свои действия (бездействие) по общим основаниям, а при привлечении изыскателя или проектировщика — за действия (бездействие) третьих лиц19.

     Общей по отношению ко всем видам договора строительного подряда является обязанность заказчика немедленно приступить к приемке результата работ (ст. 753 ГК РФ). Речь идет о приемке  заказчиком результата работы от подрядчика, имеющей значение удостоверения  исполнения подрядчиком договора строительного  подряда по всему объему обязанностей. Однако приемка результата работ  не означает, что заказчик (застройщик) приобретает право эксплуатировать  объект строительства, поскольку ст. 55 Градостроительного кодекса РФ предусматривает обязанность застройщика (заказчика) получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В связи с этим возникает вопрос о юридической природе и юридическом значении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Представляется, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию по своим юридическим качествам играет роль индивидуального административного акта, поскольку удостоверяет соблюдение совокупности публично-правовых требований, предъявляемых к осуществлению строительства, со стороны государственного или муниципального органа. К такому выводу приводит анализ содержания п.п. 6 и 7 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, закрепляющих в качестве оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию только административно-правовые титулы. Никакие соображения или аргументы, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением договора строительного подряда, при выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не принимаются. Считается, что заказчик, принявший объект от подрядчика, удовлетворен исполнением договора строительного подряда, и в силу закрепляемого ст. 1 Гражданского кодекса РФ принципа недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела Градостроительный кодекс РФ не предоставляет государственным и муниципальным органам права оценивать исполнение договора строительного подряда подрядчиком или заказчиком.

     Приемка заказчиком результата работ от подрядчика может оформляться двусторонним или односторонним актами. Согласно ч. 4 ст. 753 ГК РФ двусторонний акт сдачи-приемки выполненных работ не может оспариваться заказчиком либо подрядчиком, такой возможности в тексте закона не предусмотрено. Односторонний акт может оспариваться любой стороной: как отказавшейся от его подписания, так и подписавшей его. Такой вывод следует из содержания ч. 4 ст. 753 ГК РФ, не ограничивающей права требовать признания одностороннего акта приемки выполненных работ той или иной стороной договора строительного подряда. В любом случае двусторонний или односторонний акт содержит лишь презумпцию надлежащего или ненадлежащего исполнения договора строительного подряда заказчиком или подрядчиком. Такой вывод с неизбежностью вытекает из содержания гражданско-правового регулирования строительного подряда и разъяснений, содержащихся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 января 2000 г. № 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда". Согласно п. 12 данного письма наличие акта приемки работ, подписанного заказчиком, не лишает заказчика права представить суду возражения по объему и стоимости работ, а в соответствии с п. 13 того же документа заказчик не лишен возможности представить суду свои возражения по качеству работ, принятых им по двустороннему акту. Таким образом, подписание заказчиком двустороннего или одностороннего акта и наличие соответствующих актов приемки выполненных работ вовсе не означает, что договор строительного подряда исполнен надлежащим образом.20

     Согласно  части 6 статьи 753 Гражданского кодекса  Российской Федерации «заказчик  вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность  его использования для указанной  в договоре строительного подряда  цели и не могут быть устранены  подрядчиком или заказчиком»21.

     Приемка заказчиком результата работ от подрядчика может оформляться односторонним  или двусторонним актами. Двусторонний акт сдачи-приемки выполненных  работ не может оспариваться подрядчиком  либо заказчиком, такой возможности  в законодательстве не предусмотрено. Односторонний акт может быть оспорен любой стороной: как отказавшейся от его подписания, так и подписавшей  его.

     Заказчик  вправе вносить изменения в техническую  документацию при условии, если вызываемые этим дополнительные работы по стоимости  не превышают десяти процентов указанной  в смете общей стоимости строительства  и не меняют характера предусмотренных  в договоре строительного подряда  работ. Таким образом, часть 1 статьи 744 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставляя заказчику право на изменение технической документации, абсолютно не учитывает того обстоятельства, что выполняемые строительно-монтажные работы, в отношении которых заказчик вносит изменения в техническую документацию, находятся в составе иных строительно-монтажных работ, связаны с ними, и вовсе не исключена ситуация, когда изменяется техническая документация на уже выполненные строительно-монтажные работы, в связи с чем возникают вопросы не только соблюдения сроков внесения изменений в техническую документацию, но и переделки выполненных строительно-монтажных работ.

     В связи с недостаточной компетентностью  заказчика в вопросах организации  и осуществления тех или иных видов строительно-монтажных работ  статья 749 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставляет ему  право привлечь инженера или инженерную организацию в целях обеспечения  контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений  во взаимоотношениях с подрядчиком22.

     Проанализировав параграф в целом, можно сделать  вывод:

     По  договору строительного подряда  права и обязанности заказчика  подразделяются на несколько больших  групп: возникающие независимо от конкретной разновидности договора подряда; предусмотренные  параграфом 3 главы 37 Гражданского кодекса  Российской Федерации, регулирующим договорные отношения по строительному подряду; предусмотренные законами и иными  нормативными правовыми актами, регулирующими  входящие в состав предмета гражданского права имущественные и организационные  отношения, складывающиеся в ходе осуществления  конкретных видов строительства; предусмотренные  заключенным договором строительного  подряда. В связи с недостаточной  компетентностью заказчика в  вопросах проведения тех или иных видов строительно-монтажных работ, законодатель предоставляет ему  право привлечь инженера или инженерную организацию в целях обеспечения  контроля и надзора за строительством, однако законодатель отстраняет от такого привлечения подрядчика, что вряд ли является достаточно разумным и  объяснимым.

     2.2 Права и обязанности подрядчика

 

     С гражданско-правовой точки зрения права  и обязанности подрядчика отражают существенные условия договора строительного  подряда, а с организационно-экономической — динамику создания и реконструкции объектов недвижимости. После формирования всех формально-юридических предпосылок выполнения строительно-монтажных работ и заключения договора строительного подряда у подрядчика возникает наиболее значимая обязанность, ради исполнения которой стороны вступают в гражданские правоотношения, — выполнить определенный комплекс строительно-монтажных работ, обеспечивающий возведение или реконструкцию того или иного объекта недвижимости.23

     Анализ  параграфа 3 главы 37 ГК РФ позволяет  выделить следующие обязанности  подрядчика: осуществлять строительство  и связанные с ним работы в  соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ  и другие, предъявляемые к ним  требования, и со сметой, определяющей цену работ (ст. 743 ГК РФ); сообщить заказчику  о не учтенных в технической документации работах и возникающей в связи  с этим необходимости проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства; исполнять полученные в ходе строительства  указания заказчика, если они не противоречат условиям договора строительного подряда  и являются вмешательством в оперативно-хозяйственную  деятельность подрядчика; при осуществлении  строительства и связанных с  ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ (ст. 751 ПС РФ); обеспечить строительство материально-техническими ресурсами; сотрудничать с заказчиком в целях достижения социально  и экономически значимых результатов.24 Как видно, Гражданский кодекс РФ основное внимание уделяет регулированию процесса создания и реконструкции объектов недвижимости со стороны подрядчика, предъявляя к нему совокупность частноправовых и публично-правовых требований.

     О.В. Макаров предлагает внести изменения  в ст. 740 ГК РФ, указав в ней, что  подрядчик выполняет строительно-монтажные  работы, предусмотренные организационно-правовыми  основаниями строительства. Однако с учетом социально-политической значимости проблемы такое предложение недостаточно: нужно сформулировать в Гражданском кодексе РФ специальную для этих целей норму путем изменения ст. 751 ГК РФ25.

     Согласно  п. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства, не учтенные в  технической документации работы и  в связи с этим необходимость  проведения дополнительных работ и  увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. При  неполучении от заказчика ответа на свое сообщение в течение десяти дней, если законом или договором  строительного подряда не предусмотрен для этого иной срок, подрядчик  обязан приостановить соответствующие  работы с отнесением убытков, вызванных  простоем, на счет заказчика. Заказчик освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости  в проведении дополнительных работ. Данные правила вызывают определенные соображения. Несложно заметить, что  положение подрядчика в случае выявления  необходимости проведения дополнительных работ более спокойно и прочно, чем положение заказчика.

     Выполняя  строительно-монтажные работы, подрядчик  обязан обеспечить их надлежащее качество. Хотя в параграфе 3 главы 37 ничего не говорится об обязанности подрядчика обеспечить надлежащее качество возводимых или реконструируемых объектов недвижимости, ее существование не вызывает сомнений. Как справедливо указывается  в исследовательской литературе, качество строительно-монтажных работ  зависит от определенных факторов. С нашей точки зрения, качество строительно-монтажных работ зависит  не от некоторых, а от всех материально-технических, интеллектуальных и организационно-правовых предпосылок предпринимательской  деятельности в строительстве26. Однако, не всегда и не во всех случаях подрядчик наделяется достаточными организационно-правовыми средствами воздействия на участников строительно-монтажного производства и обеспечения надлежащего качества строительно-монтажных работ. Видимо, это связано с тем, что в обеспечении качества материально-технических ресурсов применяется публично-правовое регулирование.

     Одним из путей повышения качества проектно-сметной  и технической документации явилось  предложение о создании проектно-строительных организаций. Идея сводилась к тому, чтобы заказчик заключал один договор  с проектно-строительной организацией, по которому последняя обязуется  выполнить весь комплекс работ —  от проектирования строительства до выполнения строительно-монтажных  работ и их сдачи заказчику.

     Выходом из создавшегося положения представляется наделение подрядчиков по договору строительного подряда определенными  правами в отношении передаваемой заказчиком проектно-сметной документации и установление порядка приемки  проектно-сметной документации от заказчика  подрядчику для осуществления строительства. Ведь подрядчик является, по сути дела, потребителем продукции проектно-изыскательских организаций, и именно ему должны быть предоставлены достаточно широкие  права и возможности для воздействия  на изготовителей строительной документации. Кроме того, что доказывает практика осуществления различных видов  строительства, недоброкачественность  проектно-сметной документации наиболее часто обнаруживается именно в ходе реализации проекта.

     Немаловажным  резервом в улучшении качества строительной документации выступает повышение  имущественной ответственности  проектно-изыскательских организаций  за результаты своей деятельности.

     Общей обязанностью сторон по договору строительного  подряда является сотрудничество и  взаимодействие. Статья 750 ГК РФ предусматривает, что если при выполнении строительства  и связанных с ним работ  обнаруживаются препятствия к надлежащему  исполнению договора строительного  подряда, каждая из сторон обязана принять  все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий.

     Договорными обязанностями подрядчика признаются: 1) застраховать объект строительства и свои риски, а также имущество заказчика, но в его пользу; 2) обеспечить строительство проектно-сметной документацией, если это предусмотрено договором строительного подряда; 3) устранять недостатки, за которые он не отвечает (в соответствии со ст. 757 ГК РФ договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик не несет ответственности). Подрядчик вправе отказаться от выполнения обязанности, указанной в пункте 1 ст. 750 ГК РФ, в случаях, когда устранение недостатков не связано непосредственно с предметом договора либо не может быть осуществлено подрядчиком по не зависящим от него причинам;   4) произвести индивидуальное испытание смонтированного оборудования; 5) принять участие в комплексном испытании оборудования; 6) принять участие во вводе объекта в эксплуатацию.27

     По  договору строительного подряда  подрядчик имеет определенные права.

     Он  имеет право потребовать оплаты выполненных и принятых заказчиком строительно-монтажных работ. Стороны  свободны в установлении форм безналичных  расчетов по договору строительного  подряда. Право требовать оплаты работ возникает у подрядчика после окончательной сдачи результатов  работы с надлежащим качеством и  в согласованный срок. В п. 8 информационного  письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24. 01. 2000 г. "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда" разъясняется, что основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику. Речь идет не просто о сдаче результата работ заказчику, а о выполнении подрядчиком работ в соответствии со всеми договорными и нормативно-техническими условиями28.

Информация о работе Правовое регулирование договора строительного подряда