Предмет и метод информационного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание

Задание 1. Раскройте теоретический вопрос.
Предмет и метод информационного права.
Задание 2. Решите задачу.
К руководству акционерного общества «Синтез» обратилась общественная организация «Здоровье» с просьбой представить данные о производственном травматизме на предприятии за последние три года. Руководство акционерного общества отказалось удовлетворить просьбу общественной организации, мотивируя свое отказное решение тем, что указанные данные являются секретом производства. Общественная организация повторно обратилась с аналогичной просьбой, указав в письме на имя акционерного общества на ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне», согласно которой режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, касающихся показателей производственного травматизма. На повторное обращение общественной организации поступил повторный отказ с указанием на то, что сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, могут находиться в режиме секретов производства. Общественная организация была вынуждена обратиться в экспертно-правовой центр юридического факультета за получением соответствующих разъяснений.

Содержание

1. Понятие информационного права. История становления информационного права……………………………………………………………………………..…4
2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права………………………………………………………………………...…….10
3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом….19
4. Методы информационного права…………………………………………...22
5. Субъекты информационного права…………………………………..……25
6. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере ……………………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

информационное право.docx

— 71.75 Кб (Скачать документ)

 

Еще одним  аргументом к применению термина  «информационное право» может служить  следующий. Информация, ее движение вечны, а технические, программные, связные, телекоммуникационные и иные средства возникли и развиваются как средства, обеспечивающие и повышающие эффективность  обработки, преобразования и передачи информации именно в текущий период времени. Конечно, эти средства будут  постоянно совершенствоваться в  процессе развития творческой мысли  человека, но обязательно в связи  с потребностями создания, преобразования, передачи, распространения и применения информации. При создании и применении таких средств могут действовать  традиционные общественные отношения, а могут возникать и новые. Все это потребует пристального внимания специалистов правотворчества  в этой области. Кроме того, «информационное  право» является более широким понятием, чем перечисленные выше, оно автоматически  включает в себя все остальные.

 

Подтверждением  сказанного может служить тот  факт, что информационное право введено  в номенклатуру научных специальностей под шифром 12.00.14 «Административное  право. Финансовое право. Информационное право» и потому следует активизировать работы по структуризации этого права  и включению его в правовую систему России.

 

Таким образом, в дальнейшем будем применять  термин «информационное право»  для обозначения рассматриваемой  новой комплексной отрасли права  и определять ее как систему социальных норм и отношений, охраняемых силой  государства, возникающих в информационной сфере — сфере производства, преобразования и потребления информации. Основной предмет правового регулирования  информационного права — это  информационные отношения, т.е. отношения, возникающие при осуществлении информационных процессов — процессов производства, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, передачи, распространения и потребления информации.

 

За рубежом  также активно формируется и  развивается новая комплексная  отрасль права — информационное право. Там чаще всего она обозначается как Information Law, или Law, Relating to Information.

 

К информационному  праву, его содержанию и структуре  сегодня отношение также неоднозначное. Специалистов, исследующих эти проблемы, можно разделить на две группы.

 

Первая группа рассматривает информационное право  в широком смысле слова как  науку, изучающую информационную сущность права вообще. Основоположником такого подхода можно считать А. Б. Венгерова, который вводит понятие «информационная  концепция права», т.е. учения об информационной сущности права. И это вполне справедливо, поскольку право по своей сущности носит информационный характер и  является одновременно и информационной системой, т.е. системой, формирующей, обрабатывающей и предоставляющей для использования  правовую информацию (нормативную правовую информацию и ненормативную правовую информацию). Действительно, без правовых норм, являющихся по сути дела информационными  объектами, право вообще не существует. И в этом смысле информационный подход при исследовании правовой системы  как системы информационной весьма привлекателен и может внести серьезный вклад в развитие общей  теории права. В частности, он позволит «оживить» правовую информатику  и правовую кибернетику и применить  методы этих наук для исследования и совершенствования системы  права.

 

Второй, более  узкий подход, основан на рассмотрении информационного права как отрасли  права, регулирующей общественные отношения  в информационной сфере так, как  ее определил. Некоторые специалисты  еще более сужают понятие информационного  права; считая, что оно применимо  только для регулирования отношений, возникающих при обработке документированной  информации или обработке информации в системе телекоммуникаций и  т.п.

 

Мы же будем  придерживаться широкой точки зрения и рассматривать информационное право и как отрасль права, и как науку, изучающую информационную сущность права, и как учебную  дисциплину.

 

 

 

2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права

 

Основу информационного  права, его юридический базис, составляют информационные права и свободы, обеспечение гарантий которых является основной целью этой новой отрасли  права.

 

Понимая все  возрастающую роль и место информации в жизни личности, общества, государства, мировое сообщество еще в середине XX столетия ввело правовые механизмы, обеспечивающие гарантии прав и свобод человека и гражданина, значительную роль в которых играют информационные права и свободы. Было бы правильным утверждать, что именно из них «произрастает» информационное право как самостоятельная  отрасль права. А сформированный и действующий ныне как в России, так и за рубежом значительный по объему массив актов информационного  законодательства — основной источник этого права — подтверждает данное утверждение.

 

Информационные  права и свободы впервые отражены во Всеобщей декларации прав человека , утвержденной и провозглашенной  Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Состав информационных прав, провозглашенных  Декларацией, содержится в нижеследующих  статьях.

 

«Статья 2 Каждый человек должен обладать всеми правами  и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении  расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального  или социального происхождения, имущественного, сословного или иного  положения...» .

 

«Статья 11 1. Каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться  невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком путем гласного судебного разбирательства, при котором ему обеспечиваются все возможности для защиты».

 

«Статья 12 Никто  не может подвергаться произвольному  вмешательству в его личную и  семейную жизнь, произвольным посягательствам  на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или  на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или  таких посягательств».

 

«Статья 19 Каждый человек имеет право на свободу  убеждений и на свободное выражение  их; это право включает свободу  беспрепятственно придерживаться своих  убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ».

 

«Статья 27 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни  общества, наслаждаться искусством, участвовать  в научном прогрессе и пользоваться его благами. 2. Каждый человек имеет  право на защиту его моральных  и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором  которых он является».

 

«Статья 30 Ничто  в настоящей Декларации не может  быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц  или отдельным лицам права  заниматься какой-либо деятельностью  или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации».

 

Конвенция Совета Европы о защите прав человека и  основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) [9] развивает положения, закрепляющие информационные права и свободы.

 

«Статья 10 1. Каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение. Это  право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов  и независимо от государственных  границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или  кинематографических предприятий.

 

2. Осуществление  этих свобод, налагающее обязанности  и ответственность, может быть  сопряжено с формальностями, условиями,  ограничениями или санкциями,  которые установлены законом  и которые необходимы в демократическом  обществе в интересах государственной  безопасности, территориальной целостности  или общественного спокойствия,  в целях предотвращения беспорядков  и преступлений, для охраны здоровья  и нравственности, защиты репутации  или прав других лиц, предотвращения  разглашения информации, полученной  конфиденциально, или обеспечения  авторитета и беспристрастности  правосудия .

 

В Советском  Союзе впервые информационные права  и свободы были провозглашены  Международным пактом о гражданских  и политических правах от 19 декабря 1966 г . [10]

 

Основные  статьи этого Пакта, закрепляющие информационные права и свободы: «Статья 2 1. Каждое участвующее в настоящем Пакте  государство обязуется уважать  и обеспечивать всем находящимся  в пределах его территории под  его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства .

 

«Статья 4 1. Во время чрезвычайного положения  в государстве, при котором жизнь  нации находится под угрозой  и о наличии которого официально объявляется, участвующие в настоящем  Пакте государства могут принимать  меры в.отступление от своих обязательств по настоящему Пакту только в такой степени, в какой это требуется остротой положения, при условии, что такие меры не являются несовместимыми с их другими обязательствами по международному праву и не влекут за собой дискриминации исключительно на основе расы, цвета кожи, пола, языка, религии или социального происхождения. 3. Любое участвующее в настоящем Пакте государство, использующее право отступления, должно немедленно информировать другие государства, участвующие в настоящем Пакте, через посредство Генерального секретаря Организации Объединенных Наций о положениях, от которых оно отступило, и о причинах, побудивших к такому решению. Также должно быть сделано сообщение через того же посредника о той дате, когда оно прекращает такое отступление».

 

«Статья 14 1. Все лица равны перед судами и  трибуналами. Каждый имеет право  при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, или  при определении его прав и  обязанностей в каком-либо гражданском  процессе на справедливое и публичное  разбирательство дела компетентным, Независимым и беспристрастным  судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться  на все судебное разбирательство  или часть его по соображениям морали, общественного порядка или  государственной безопасности в  демократическом обществе, или когда  того требуют интересы частной жизни  сторон, или — в той мере, в  какой это, по мнению суда, строго необходимо, — при особых обстоятельствах, когда  публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление  по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным, за исключением  тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда  дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».

 

«Статья 17 1. Никто не может подвергаться произвольному  или незаконному вмешательству  в его личную и семейную жизнь, произвольным или незаконным посягательствам  на неприкосновенность его жилища или  тайну его корреспонденции или  незаконным посягательствам на его  честь и репутацию. 2. Каждый человек  имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких  посягательств. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы  других лиц».

 

«Статья 19 1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений. 2. Каждый человек имеет право на свободное  выражение своего мнения; это право  включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных  границ, устно, письменно или посредством  печати или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору.

 

3. Пользование  предусмотренными в пункте 2 настоящей  статьи правами налагает особые  обязанности и особую ответственность.  Оно может быть, следовательно,  сопряжено с некоторыми ограничениями,  которые, однако, должны быть установлены  законом и являться необходимыми: а) для уважения прав и репутации  других лиц, б) для охраны  государственной безопасности, общественного  порядка, здоровья или нравственности  населения».

 

«С т а  т ь я 20 1. Всякая пропаганда войны  должна быть запрещена законом. 2. Всякое выступление в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство  к дискриминации, вражде или насилию, должно быть запрещено законом».

 

«Статья 28 1. Образуется Комитет по правам человека (именуемый ниже в настоящем Пакте  «Комитет»). Он состоит из восемнадцати членов и выполняет функции, предусматриваемые  ниже...».

 

«Статья 40 1. Участвующие в настоящем Пакте  государства обязуются представлять доклады о принятых ими мерах  по претворению в жизнь прав, признаваемых в настоящем Пакте, и о прогрессе, достигнутом в использовании  этих прав».

 

И, наконец, информационные права и свободы  закреплены в ныне действующей Конституции  РФ 1993  г.

 

К нормам, закрепляющим права и свободы, которые распространяются и на информационную сферу, можно  отнести следующие. «Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».

 

«Статья 18 Права  и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и  применение законов, деятельность законодательной  и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

 

«Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом».

 

«Статья 55 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или  умаляющие права и свободы  человека и гражданина. 3. Права и  свободы человека и гражданина могут  быть ограничены федеральным законом  только в той мере, в какой это  необходимо в целях защиты основ  конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц, обеспечения обороны  страны и безопасности государства .

 

Информация о работе Предмет и метод информационного права