Предмет и метод информационного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание

Задание 1. Раскройте теоретический вопрос.
Предмет и метод информационного права.
Задание 2. Решите задачу.
К руководству акционерного общества «Синтез» обратилась общественная организация «Здоровье» с просьбой представить данные о производственном травматизме на предприятии за последние три года. Руководство акционерного общества отказалось удовлетворить просьбу общественной организации, мотивируя свое отказное решение тем, что указанные данные являются секретом производства. Общественная организация повторно обратилась с аналогичной просьбой, указав в письме на имя акционерного общества на ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне», согласно которой режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, касающихся показателей производственного травматизма. На повторное обращение общественной организации поступил повторный отказ с указанием на то, что сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, могут находиться в режиме секретов производства. Общественная организация была вынуждена обратиться в экспертно-правовой центр юридического факультета за получением соответствующих разъяснений.

Содержание

1. Понятие информационного права. История становления информационного права……………………………………………………………………………..…4
2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права………………………………………………………………………...…….10
3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом….19
4. Методы информационного права…………………………………………...22
5. Субъекты информационного права…………………………………..……25
6. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере ……………………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

информационное право.docx

— 71.75 Кб (Скачать документ)

«Статья 56 1. В условиях чрезвычайного положения  для обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя  в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения  прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных  местностях может вводиться при  наличии обстоятельств и в  порядке, установленных федеральным  конституционным законом. 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть I ), 46—54 Конституции  Российской Федерации».

 

Основной  объем информационных прав и свобод содержится в статье 29 Конституции  РФ.

 

«Статья 29 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить  и распространять информацию любым  законным способом». Право свободного поиска и получения информации означает право каждого обращаться к органам  государственной власти, общественным объединениям, органам и организациям, частным фирмам, другим структурам по вопросам, затрагивающим основные права и свободы, провозглашенные  Конституцией РФ, а также получения  у них запрашиваемой информации. Право передавать информацию означает право свободного обмена информацией  каждого с каждым. Право производить  и распространять информацию означает свободу каждого на творчество и  интеллектуальную деятельность, сопровождаемую созданием новой или производной  информации, а также на свободу  широкого распространения произведенной  информации всеми законными способами.

 

Эти права  могут быть ограничены только законом. Право на получение информации от государственных органов и органов  местного самоуправления также закреплено в ст. 33 Конституции РФ:

 

«Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления». Можно добавить — с целью осуществления  права на поиск и получение  информации.

 

Право на получение  информации от государственных органов  и органов местного самоуправления возлагает на эти структуры обязанность  по подготовке и предоставлению запрашиваемой  информации, что и закреплено в  ст. 24 Конституции РФ: «2. Органы государственной  власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы-, если иное не предусмотрено  законом». Добавим, в порядке осуществления  права на поиск и получение  информации. Свобода творчества и  интеллектуальной деятельности, право  на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в следующих статьях Конституции  РФ.

 

«Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода  мысли и слова».

 

«Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода  литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность  охраняется законом». 2. Каждый имеет  право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Также в порядке осуществления  права на производство информации.

 

Гарантия  свободы производства и распространения  массовой информации провозглашается  в ст. 29: «5. Гарантируется свобода  массовой информации. Цензура запрещается».

 

Право на информацию может быть ограничено федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороноспособности страны и безопасности государства. В этой связи в Конституции  РФ особое внимание обращено на вопросы  защиты государственной тайны (ст. 29):

 

«4. ...Перечень сведений, составляющих государственную  тайну,' определяется федеральным законом», т.е. право на доступ к информации может ограничиваться только законом.

 

Защита личной тайны, конфиденциальность информации о личности или персональных данных устанавливаются следующими статьями Конституции РФ.

 

«Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго  имени. 2. Каждый имеет право на тайну  переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение  этого права допускается только на основании судебного решения». При этом прямо запрещается кому бы то ни было собирать информацию о любом гражданине без его на то согласия.

 

«Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и  распространение информации о частной  жизни лица без его согласия не допускаются».

 

Конституцией  РФ запрещается также получать иную информацию от любого гражданина без  его добровольного на то согласия или убеждать его отказаться от предоставленной  ранее информации (ст. 29):

 

«3. Никто  не может быть принужден к выражению  своих мнений и убеждений или  отказу от них».

 

Особое внимание в Конституции РФ обращено на открытость экологической информации (ст. 42):

 

«Каждый имеет  право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о  ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу  экологическим правонарушением».

 

Эта норма  закрепляет право каждого на получение  информации об окружающей среде от любых государственных и негосударственных  структур, а также возлагает обязанность  этих структур по предоставлению такой  информации каждому, ее запросившему. Прямо устанавливается ответственность  за сокрытие такой информации (ст. 41):

 

«3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и  здоровья людей, влечет за собой ответственность  в соответствии с федеральным  законом».

 

Конституция РФ защищает общество и каждого гражданина от распространения вредной, опасной  информации (ст. 29):

 

«2. Не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или  религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

 

Правовое  государство и гражданское общество может быть построено только в  том случае, если любые законы или  иные нормативные правовые акты, затрагивающие  основные права и свободы, будут  свободно распространяться и каждому  его гражданину будет предоставлено  право свободного поиска и получения  информации о них (ст. 15):

 

«3. Любые  нормативные правовые акты, затрагивающие  права, свободы и обязанности  человека и гражданина, не могут  применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

 

Вышеприведенный перечень информационных правовых норм Конституции РФ достаточно полно  отражает совокупность информационных прав и свобод. Однако основу основ  регулирования отношений в информационной сфере составляют два установления основной информационной правовой нормы  Конституции РФ (ч. 4 ст. 29):

 

перовое установление — каждый имеет право свободно искать, получать и передавать информацию любым законным образом,

 

второе установление — каждый имеет право свободно производить и распространять информацию любым законным образом.

 

Именно эти  два установления влекут за собой  большой объем обязанностей государства  и его структур, обеспечивающих гарантии исполнения основных упомянутых информационных прав и свобод.

 

В порядке  обеспечения гарантий осуществления  права каждого на поиск и получение  информации возникают следующие  обязанности органов государственной  власти и местного самоуправления:

обеспечение гарантий свободы средств массовой информации;

производство  и распространение официальных  документов в соответствии с Конституцией РФ и актами действующего законодательства;

установление  обще го порядка разработки и распространения документированной информации органами государственной власти, формирования и использования государственных информационных ресурсов;

установление  порядка предоставления обязательной документированной информации и  порядка формирования и использования  государственных информационных ресурсов, содержащих такую информацию;

обеспечение гарантий прав интеллектуальной собственности  и собственности на информационные ресурсы;

обеспечение гарантий прав на производство информационных систем и средств их обеспечения, прав интеллектуальной собственности  и собственности на информационные технологии и средства их обеспечения;

организация и обеспечение создания государственных  информационных систем, информационной инфраструктуры российского фрагмента  Интернет;

обеспечение гарантий по защите личности, общества и государства от воздействия  ложной, вредной информации и дезинформации;

обеспечение гарантий по защите информации, информационных ресурсов, информационных систем от несанкционированного доступа;

обеспечение гарантий по защите личных прав и свобод в информационной сфере;

установление  и организация осуществления  уголовной, гражданско-правовой и административно-правовой ответственности в информационной сфере.

 

Это примерный  перечень обязанностей органов государственной  власти и местного самоуправления в  информационной сфере, который может  развиваться и дополняться в  процессе формирования и развития источников информационного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом

 

Информационное  право как отдельная отрасль  права ставит своей задачей регулирование  особой однородной группы общественных отношений, которые называются информационными  отношениями.

 

Для того чтобы  установить особенности этих отношений, надо ответить на вопрос о том, что  же является общим для информационного  права, объединяющим общественные отношения, регулируемые нормами этого права  в единый комплекс? Конечно же, информация и информационные объекты как  сложные объекты, обладающие спецификой при осуществлении прав, исполнении обязанностей и ответственности, возникающих  по их поводу в информационной сфере. Однородность и особенности информационных отношений определяются особенностями  и юридическими свойствами этих объектов, по поводу которых или в связи  с которыми возникают информационные отношения. К таким объектам, как  уже отмечалось, относятся информация и информационные объекты, а также  информационные технологии, средства их обеспечения, средства связи и  телекоммуникаций.

 

Совокупный  и совместный анализ рассмотренной  выше информационной сферы, деятельности субъектов в этой сфере, связанной  с информацией и информационными  объектами, с учетом соблюдения их прав и исполнения ими обязанностей, дает возможность выявить такую совокупность общих для данной сферы отношений, а также отношений по отдельным  видам деятельности, систематизировать  их по основным блокам.

 

Можно отметить, что особенности информационных отношений  сводятся к тому, что  эти отношения:

 возникают,  развиваются и прекращаются в  информационной сфере при обращении  информации;

 опосредуют  государственную политику признания,  соблюдения и защиты информационных  прав и свобод человека и  гражданина в информационной  сфере; 

 отражают  особенности применения публично-правовых  и гражданско-правовых методов  правового регулирования при  осуществлении информационных прав  и свобод с учетом специфических  особенностей и юридических свойств  информации и информационных  объектов.

 

Гражданско-правовой аспект  информационных отношений  объясняется особенностями реализации информационных прав и свобод, в  первую очередь имущественных прав и прав собственности на информационные ресурсы в информационной сфере, осуществление которых определяется особенностями информации как объекта  правоотношений.

 

Публично-правовой аспект  информационных отношений  объясняется необходимостью обеспечения  гарантий осуществления информационных конституционных прав и свобод граждан, государственного управления информационными  процессами формирования и использования  государственных информационных ресурсов, создания и применения государственных  информационных систем и средств  их обеспечения, а также средств  и механизмов информационной безопасности для достижения главной цели —  обеспечение гарантий осуществления  информационных прав и свобод.

 

Главное, что  характерно для общественных отношений  в информационной сфере, — то, что  они возникают, развиваются и  прекращаются при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления информационных процессов  с учетом особенностей и свойств  информации, проявляющихся в системе  права.

 

Информационное  право представляет ту форму, которая  позволяет наиболее эффективно и  полно осуществлять информационные права и свободы гражданина и  человека, имея в виду наиболее качественное и эффективное информационное обеспечение  потребителей информации, защиту гражданина, общества, государства от вредной, опасной  информации и дезинформации, защиту прав и свобод каждого в информационной сфере.

Информация о работе Предмет и метод информационного права