Предмет и метод информационного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 18:20, контрольная работа

Описание

Задание 1. Раскройте теоретический вопрос.
Предмет и метод информационного права.
Задание 2. Решите задачу.
К руководству акционерного общества «Синтез» обратилась общественная организация «Здоровье» с просьбой представить данные о производственном травматизме на предприятии за последние три года. Руководство акционерного общества отказалось удовлетворить просьбу общественной организации, мотивируя свое отказное решение тем, что указанные данные являются секретом производства. Общественная организация повторно обратилась с аналогичной просьбой, указав в письме на имя акционерного общества на ст. 5 Федерального закона «О коммерческой тайне», согласно которой режим коммерческой тайны не может быть установлен в отношении сведений, касающихся показателей производственного травматизма. На повторное обращение общественной организации поступил повторный отказ с указанием на то, что сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, могут находиться в режиме секретов производства. Общественная организация была вынуждена обратиться в экспертно-правовой центр юридического факультета за получением соответствующих разъяснений.

Содержание

1. Понятие информационного права. История становления информационного права……………………………………………………………………………..…4
2. Информационные права и свободы — фундамент информационного права………………………………………………………………………...…….10
3. Общественные отношения, регулируемые информационным правом….19
4. Методы информационного права…………………………………………...22
5. Субъекты информационного права…………………………………..……25
6. Информационное право как наука, как учебная дисциплина, как система правового регулирования общественных отношений в информационной сфере ……………………………………………………………………………..30
Список использованных источников…………………………………………...40

Работа состоит из  1 файл

информационное право.docx

— 71.75 Кб (Скачать документ)

 

Глобальной  целью осуществления информационных прав и свобод, достигаемых посредством  норм информационного права, можно  считать создание условий для  формирования гармонической и высокоинтеллектуальной личности, построения свободного и  демократического общества и государства, обладающего информационным суверенитетом. Речь идет о создании общества, основанного  на знаниях, принципах гармонического и интеллектуального развития каждого  члена общества и общества в целом.

 

Заключая  сказанное в данном разделе, можно  отметить, что предмет правового  регулирования информационного  права составляют общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления  информационных процессов.

 

В дальнейшем будем определять информационные отношения  как обособленную, однородную группу общественных отношений, возникающих  при обращении информации в информационной сфере в результате осуществления  информационных процессов в порядке  реализации каждым информационных прав и свобод, а также в порядке  исполнения обязанностей органами государственной  власти и местного самоуправления по обеспечению гарантий информационных прав и свобод .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Методы информационного права

 

Под методом  правового регулирования в информационном праве будем понимать способы  воздействия отрасли информационного  права на информационные отношения [11].

 

Рассматривая  ту или иную отрасль права, некоторые  ученые утверждают, что каждая отрасль  имеет свой особый метод правового  регулирования. Однако, по сути дела, все  отрасли права в регулятивных целях используют единые правовые механизмы, заложенные в природе права. Можно  согласиться с тем, что любая  отрасль права использует в качестве средств правового регулирования  юридические возможности [12], выражающиеся в предписании (распоряжении, повелении), запрете или дозволении.

 

Повеление —  возложение на участников общественных отношений юридической обязанности  действовать в полном соответствии с требованиями правовой нормы. Этот способ чаще всего используется в  административном праве, где большая  часть норм имеет повелительный (императивный) характер. Запрет — возложение на участников общественных отношений  юридической обязанности воздержаться от совершения действий, предусмотренных  правовой нормой. Чаще всего этот способ применяется в уголовном праве. Дозволение — разрешение участникам общественных отношений совершать  те или иные юридически значимые действия, указанные в правовой норме, либо воздерживаться от их совершения по своему усмотрению [13]. Такой способ правового  регулирования характерен для гражданского (частного) права, где большая часть  норм построена на способе диспозитивного регулирования (равенство сторон).

 

В информационном праве применяется вся совокупность перечисленных способов регулятивного  воздействия на информационные отношения. Действительно, поскольку информация сопровождает практически все области  человеческой деятельности, то для  регулирования информационных отношений  применяются различные существующие методы публичного и частного права  в зависимости от вида и назначения информации и характера поведения  субъектов и возникающих при  этом отношений.

 

Известно, что  в основе гражданского права лежит  метод диспозитивного регулирования, с присущими ему свойствами децентрализации  и координации, в публичном —  метод императивный, для которого характерны централизованное осуществление  властных полномочий и строгая субординация участников правоотношений [14].

 

Для метода диспозитивного регулирования , применяемого при регулировании общественных отношений в информационной сфере, характерны [15]:

равенство субъектов  правоотношений, выражающееся, прежде всего, в их свободной волевой  ориентации и независимости своей  воли;

самостоятельность участников правоотношений и свободное  осуществление ими своих прав;

самостоятельность субъектов правоотношений в смысле ответственности по обязательствам.

 

Диспозитивные методы применяются в информационном праве при регулировании отношений  информационной собственности (вещной и интеллектуальной), при создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения (право автора и право собственности, отношения заказчика и разработчика информационных технологий и средств  их обеспечения) и т.п. Как отмечалось выше, эти методы основаны на равенстве  субъектов, их самостоятельности при  вступлении в информационные правоотношения, самостоятельности осуществления  ими своих прав, ответственности  по своим обязательствам и т.п.

 

Методу императивного  регулирования , применяемому при регулировании  информационных отношений, присущи [16]:

использование властеотношений «команда — исполнение» или «власти — подчинения» (отсутствие согласия сторон, наличие неравноправных сторон);

строгая связанность  субъектов права правовыми рамками (субъекты публичного права действуют  по своему усмотрению, но только лишь в  пределах пред оставленных законом  полномочий — «закрытый» перечень полномочий);

позитивное  обзывание (обязанность действовать  в определенном направлении для  достижения тех или иных целей);

возможное запрещение каких-либо действий в порядке очерчивания  возможной зоны неправомерного поведения;

сочетание убеждения  и принуждения.

 

Императивные  методы  регулирования информационных отношений применяются в информационном праве:

при закреплении  компетенции органов государственной  власти и местного самоуправления по производству и распространению  информации, создаваемой этими структурами  в порядке обеспечения конституционных  гарантий прав граждан по поиску и  получению каждым информации, затрагивающей  интересы личности;

при установлении порядка создания и применения государственных  информационных систем и технологий с целью обработки информации определенного вида, а также и  исполнения этими органами своей  компетенции в этой части;

при формировании и реализации соответствующими структурами  государственной политики по формированию и развитию информационного общества;

при осуществлении  действий, связанных с государственной  регистрацией информационных ресурсов и государственных информационных систем;

при регулировании  информационных отношений в области  массовой информации;

при регулировании  информационных отношений в области  информационной безопасности, включая  государственную тайну, коммерческую тайну, персональные данные, другие виды тайн;

при решении  органами государственной власти и  иными структурами задач в  области лицензирования определенных видов деятельности и сертификации продуктов и услуг в информационной сфере;

другие виды деятельности государственных органов  и других государственных структур или уполномоченных ими образований  в информационной сфере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Субъекты информационного права

 

Орган государственной  власти или местного самоуправления, юридическое или физическое лицо, которые в соответствии с законодательством  РФ могут быть участниками (сторонами) регулируемых нормами информационного  права общественных отношений, являются субъектами информационного права. Крут таких субъектов весьма разнообразен. Однако можно выделить определенное юридическое качество, которым надо обладать, чтобы выступать в роли такого субъекта: информационная правосубъектность, которая слагается из информационной правоспособности и информационной дееспособности.

 

Информационная  правоспособность рассматривается  как проявление общей правоспособности, под которой понимается установленная  и охраняемая государством возможность  или способность данного субъекта вступать в правовые отношения. В  этом случае субъект приобретает  юридические права, обязанности, а  также обязанность нести ответственность  за реализацию таких прав и обязанностей. В таком понимании правоспособность является предпосылкой возникновения  правовых отношений с участием этого  субъекта.

 

Предпосылкой  для возникновения информационных правоотношений является информационная правоспособность, которая выражается в определяемой информационно-правовыми  нормами возможности данного  субъекта приобретать информационные права и обязанности (права и  обязанности в информационной сфере) и нести юридическую ответственность  за их практическую реализацию. Каждый, кто нормами информационного  права наделен правами и обязанностями  в информационной сфере, может рассматриваться  в качестве субъекта информационного  права.

 

Однако субъект  информационного права может  стать субъектом информационных правоотношений тогда, когда он обладает вторым элементом информационной правосубъектности — информационной дееспособностью. Информационная дееспособность подразумевает способность субъекта своими действиями приобретать права, создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за свои действия в информационной сфере. В нашем случае речь идет о практической способности субъекта реализовать свою информационную правоспособность в условиях конкретных информационных правоотношений.

 

Рассматривая  информационные отношения публично-правового  порядка в информационной сфере, надо обратить внимание на то, что основными  субъектами здесь выступают органы государственной власти и местного самоуправления, исполняющие обязанности по информационному обеспечению физических и юридических лиц. При этом следует отметить, что для органов государственной власти и местного самоуправления участие в информационных правоотношениях является их прямой юридической обязанностью, так как она является главным средством практической реализации установленной для них компетенции, а отсюда и правоспособности. Такая же ситуация возникает и в отношении предприятий и учреждений. Однако информационная дееспособность в данном случае реализуется не самим предприятием, а их исполнительным органом.

 

Информационные  отношения частноправового плана  главным образом имущественные  отношения и личные неимущественные  отношения, проявляющиеся в информационной сфере. Особенность такого вида информационных отношений во многом зависит и  даже определяется теми объектами, по поводу которых они возникают  именно в информационной сфере. Это  главным образом информационные объекты, юридические особенности  и свойства которых еще не изучены  юридической наукой в полной мере.

 

Под гражданской  правоспособностью в информационной сфере будем понимать признаваемую государством за гражданами возможность  иметь гражданские права и  нести гражданские обязанности  в информационной сфере. Основными  субъектами правоотношений здесь выступают  физические и юридические лица, а  также органы государственной власти и местного самоуправления, которые  вступают между собой в гражданско-правовые отношения в информационной сфере.

 

Анализ информационной сферы и действующих в ней  субъектов позволяет выделить три  их основные категории :

производители информации , информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных услуг, а также информационных систем, технологий и средств их обеспечения;

обладатели (держатели) информации , информационных ресурсов, информационных продуктов, собственники информационных систем и средств  их обеспечения;

 потребители  информации , информационных ресурсов, информационных продуктов, информационных  услуг. 

 

Для всех субъектов, действующих в информационной сфере, устанавливается гражданско-правовая, административно-правовая и уголовная  ответственность за неправомерное  поведение в информационной сфере.

3.6. Система информационного права, место информационного права в системе права

 

Информационное  право как отрасль системы  права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют деятельность субъектов права в  информационной сфере (информационную деятельность). Внутри отрасли информационного  права эти нормы группируются в подотрасли и правовые институты. Напомним, что институт - это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы (совокупности) правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли (подотрасли) права.

 

Система информационного  права существует объективно, ибо  отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Эта система получает выражение  в информационном законодательстве, в науке информационного права  и в учебном процессе, что облегчает  изучение и преподавание курса «информационное  право».

 

Структурно  система информационного права  подразделяется на две части —  Общую и Особенную.

 

В Общей части  информационного права сосредоточиваются  нормы, устанавливающие основные понятия, общие принципы, правовые формы и  методы правового регулирования  деятельности в информационной сфере (информационной деятельности). Излагается содержание предмета и метода правового  регулирования информационных отношений, дается характеристика источника информационного  права. Дается характеристика системообразующих  начал информационного права: правовое регулирование отношений при  осуществлении права на поиск, получение  и использование информации; при  самостоятельном обороте информации; при обращении документированной  информации; при установлении правового  режима информационных технологий и  средств их обеспечения, а также  информационной безопасности. Формулируются  правовые проблемы Интернет как виртуальной  информационной сферы.

Информация о работе Предмет и метод информационного права