Проблемы и перспективы развития правового регулирования института наследования по завещанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 21:49, дипломная работа

Описание

Основная цель настоящей работы заключается в изучении особенностей института наследования в Российском гражданском праве и теоретических вопросов, касающихся наследственных правоотношений и особенностей наследования отдельных видов имущества.
Для решения поставленных целей были выделены следующие задачи:
Изучение действующего гражданского законодательства России, в частности части третьей Гражданского Кодекса Российской Федерации, других нормативно-правовых актов;
Сравнительный анализ российского наследственного права с римским частным правом;
Определить круг наследников по закону;
Рассмотрение видов наследственной массы, особенностей наследования отдельных видов имущества;
Выявление и анализ проблем, связанных с наследственными правоотношениями.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНУ
1.1 Понятие, сущность и значение наследования
1.2 Признаки и основания наследования по закону
1.3 Время и место открытия наследства
1.4 Этапы становления и развития наследования по закону
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНУ
2.1 Круг наследников по закону
2.2 Состав наследственной массы
2.3 Наследование по праву представления и наследственная трансмиссия
2.4 Обязательная доля в наследстве
2.5 Наследование выморочного имущества
2.6 Принятие наследства и отказ от наследства
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ НАСЛЕДОВАНИЯ ПО ЗАКОНУ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

Прочитать-1.doc

— 403.50 Кб (Скачать документ)

     В тоже время правомочие отказаться от наследства имеет некоторые особенности. Законодатель не предусматривает специального основания для отказа от наследства, поскольку он обусловливается лишь волей лица. Однако отказ не может быть впоследствии отменен или взят обратно. Иными словами, он бесповоротен. Думается, что в данном случае отказ от наследства следует отличать от фактического его непринятия, поскольку первый явно выражает нежелание лица принимать на себя правовую ситуацию наследодателя. Вторая же ситуация, напротив, однозначно не свидетельствует об этом, так как потенциальный правопреемник может и не знать о том, что является таковым. Именно поэтому законодатель и использует в статье 1157 Гражданского Кодекса Российской Федерации термин "отказ от наследства".

     Круг  наследников по закону достаточно широк, а порядок призвания лиц каждой очереди к правопреемству подробно регламентирован. На первый взгляд, это обстоятельство должно исключить появление каких-либо проблем в порядке наследования гражданами по закону. Тем не менее, данный вопрос является одним из наиболее дискуссионных в науке. Одни авторы полагают, что существующий механизм наследования направлен на исключение всякой возможности фактического наследования государства50. Вторые вообще не считают целесообразным закрепление наследственных очередей, состоящих из достаточно отдаленных родственников наследодателя, с которыми последний, вероятно, не поддерживал никаких отношений при жизни или вовсе не предполагал об их существовании. Таким образом, по их мнению, скорее всего, воля наследодателя не была бы направлена на передачу своего имущества таким лицам в будущем51. В связи с этим к актуальным проблемам также относятся основания и пределы наследования по закону, условия отстранения от наследования недостойных наследников, а также порядок призвания к наследованию различных категорий законных наследников - представляющих наследников из числа кровных родственников наследодателя, усыновленных наследодателем лиц и нетрудоспособных иждивенцев наследодателя. В связи с исследованием этих проблем неизбежно и обращение к анализу таких институтов, как выморочное имущество и обязательная доля.

     На  практике возник вопрос о порядке  наследования выморочного имущества, поскольку различные государственные  органы заявляют о своем праве  от имени Российской Федерации на получение свидетельства о праве на выморочное имущество (в частности, на недвижимость). Порядок наследования выморочного имущества в целом определен в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, однако в ее нормах не решен вопрос о том, какие именно органы вправе или обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской федерации. Так, в пункте 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации в гражданских правоотношениях участвуют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В данном случае принципиальное значение имеет вопрос о том, какими нормативными актами необходимо руководствоваться при переходе выморочного имущества.

     Таким образом, основной проблемой наследования выморочного имущества является отсутствие закона, определяющего порядок его наследования, учета и передачи в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. На основании изложенного думается, в законе, издание которого предусмотрено в статье 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации, было бы целесообразно четко определить, какие именно органы вправе и обязаны участвовать в наследственном правоотношении от имени Российской Федерации, в частности получать свидетельства о праве на наследство и выступать от ее имени в судебных делах о наследовании; должен быть урегулирован учет выморочного имущества, решены вопросы его приобретения. До настоящего же времени отсутствие должного законодательного урегулирования поставленных вопросов вызывает реальные практические проблемы.

     Еще одной из основных проблем наследственного права является то, что регулирование отношений, связанных с наследованием, традиционно строится на сочетании двух основополагающих начал - индивидуального, отражающего интересы отдельной личности, и социального, отражающего интересы общества и государства52. В наследовании по закону традиционным проявлением индивидуального начала считалось отнесение к числу наследников наиболее близких родственников и членов семьи наследодателя. Социальное начало, в свою очередь, проявлялось в стремлении государства, обеспечив законных наследников средствами к существованию за счет имущества умершего собственника, освободить общество от бремени содержания этих лиц. Подтверждение этому является то, что содержание правового регулирования наследования по закону в отечественном правопорядке обычно оценивается по таким признакам, как основание (система определения судьбы имущества умершего собственника, не оставившего завещания) и пределы наследования (границы круга лиц, призываемых в этом случае к наследованию). Разрешение подавляющего большинства теоретических и практических коллизий, связанных с наследованием по закону должно основываться на адекватной оценке соотношения индивидуального и социального начал и оптимальном выявлении в контексте их взаимодействия генезиса каждого из условий, определяющих порядок преемства в правах и обязанностях умершего собственника, не оставившего завещания. В правовом регулировании пределов наследования по закону в отечественном наследственном законодательстве на протяжении XX века соотношение социального и индивидуального начал неоднократно менялось.

     Список  законодательных пробелов, неурегулированных  вопросов права наследования в Российской Федерации можно продолжать. Это еще раз подтверждает, что нормативное регулирование вопросов наследственного права должно идти в ногу со временем и научно-техническим прогрессом и постоянно совершенствоваться, стоя на страже прав и свобод человека и интересов частной собственности.

     Отношения именно в сфере наследственного  права наиболее часто подвергались изменениям, подчас довольно радикальным. Характерно, что основные институты  наследования по закону находились в  центре внимания не только отечественного законодателя, интерес к этой отрасли наследственного права характерен и для наиболее развитых иностранных правопорядков.

     Оценивая  место наследования по закону в общей  системе правил о наследственном преемстве, кроме того, следует иметь  в виду, что наследование по закону в большинстве правопорядков, и Россия не является в этом отношении исключением, относится к наиболее распространенным основаниям перехода имущества наследодателя к его правопреемникам, составляя в различных странах от 70 до 90% всех случаев наследственного преемства. Реформа 2001 г. затронула многие институты наследственного права, вернув одним из них исконное цивилистическое содержание и обогатив другие новейшими достижениями правовой мысли, придав силу закона многим положениям, выработанным судебной и нотариальной практикой. В то же время была сохранена преемственность ряда положений прежнего наследственного права, прежде всего, в части приоритета социальных начал при определении круга наследников по закону, защиты интересов наиболее уязвимых категорий наследников, сбалансированного сочетания принципов свободы завещания с обеспечением имущественных интересов членов семьи наследодателя.

     Присущий  наследственному праву консерватизм правового регулирования, а также  глубокие исторические корни большинства из обсуждающихся вопросов потребовали не только вполне достаточной для многих других институтов гражданского права констатации достижений цивилистической доктрины и практики прошлых лет, но и весьма подробного обсуждения аргументов и доводов наших предшественников - обсуждения, без которого было бы невозможным построение адекватной и обоснованной теоретической базы исследуемых институтов.

     Поэтому рассматриваемые институты наследственного  права анализируются не только на базе действующего законодательства и судебной практики его применения, но и с использованием ранее действовавшего законодательства, а также основных проектов, предусматривавших изменения в наследственном праве. Разработка теоретической модели отношений, связанных с наследованием по закону, выявление юридических феноменов, влияющих на формирование круга законных наследников, позволяют решить многие частные вопросы наследственного преемства различных категорий этих наследников, обосновать целесообразность распространения на них тех или иных правил наследования по закону.

     Названные вопросы весьма подробно регламентированы на законодательном уровне, однако, несмотря на это в правоприменительной  деятельности нередко возникают  проблемы, связанные с правильным толкованием норм наследственного права. В связи с этим считаем целесообразным внесение коррективов в действующее наследственное законодательство, поскольку мерилом однозначности, четкости и грамотности изложения закрепленных норм выступает их однообразное толкование, уяснение и применение при регулировании общественных отношений.

     Анализ  изложенных проблем позволяет наметить и наиболее вероятные пути разрешения присущих действующему наследственному  правопорядку коллизий, что, в свою очередь, позволяет оценить и  наиболее вероятные перспективы дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования института наследования.

     Подводя итоги всего вышесказанного можно  отметить, что вне зависимости  от социального развития общества, экономической или политической ситуации наследственные отношения существовали, существуют и, несомненно, будут существовать, поскольку в любом государстве неизбежны две вещи: смерть и налоги. Это является причиной вечной актуальности наследственного права. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В ходе выполнения настоящей дипломной работы:

     -вскрыты  и проанализированы проблемы, связанные с наследственными правоотношениями;

     -изучено  действующее гражданское законодательство  России о наследовании;

     -проведен  сравнительный анализ ныне действующего  российского гражданского законодательства о наследовании с римским наследственным правом и законодательством западноевропейских стран;

     -рассмотрены  и проанализированы особенности наследования отдельных видов имущества в Российской Федерации.

     Проведенный в настоящей работе анализ действующего российского гражданского законодательства, регулирующего институт наследования (часть третья Гражданского Кодекса Российской Федерации), изучение юридической литературы, позволяет сделать ряд обобщающих выводов, которые сводятся к следующему:

     -стабильность гражданского оборота и свобода распоряжения российских граждан своим имуществом тесно взаимосвязаны с правом собственности и с демократическим и логичным законодательством (по аналогии с римским частным правом и правом западных государств), регулирующим наследственные правоотношения в Российской Федерации;

     -расширение круга наследников по закону – нововведение, которое позволяет ограничить вероятность того, что имущество, в конце концов, унаследует государство;

     -уменьшена доля, которую получают обязательные наследники, свидетельствует о расширении прав наследодателя. Эта норма защищает собственника-наследодателя: это его имущество, и он вправе им прямо распорядиться на случай своей смерти;

     -действующим гражданским кодексом существенно расширен перечень случаев, для которых может назначаться другой наследник.

     В целом, можно сказать, что институт наследования решает следующие задачи: во-первых, стимулирует развитие частной собственности; во-вторых, способствует переходу права собственности на наследственное имущество к близким лицам наследодателя; в-третьих, гарантирует права нетрудоспособных и иждивенцев. Но в связи с принятием наследства возникает множество вопросов. Наследник должен решить, принимает он наследство или отказывается от него в пользу других наследников. Тот, кто получает наследство обязательно должен быть знаком с некоторыми особенностями законодательства в области регулирования наследственных прав и обязанностей.

     В тоже время следует отметить, что  множество проблем остаются до конца  не разработанными. В качестве типично российской проблемы стоит упомянуть и бюрократическую волокиту, связанную с наследством и оформлением наследственных прав, и как следствие этого огромные очереди к нотариусу, в регистрационную палату и другие инстанции. Все это создает значительные проблемы беспрепятственного осуществления гражданских прав.

     Относительно  времени открытия наследства весьма существенным моментом является то, что для определения времени открытия наследства имеет значение именно день, а не час смерти наследодателя. Странно, что в формулировке статья 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая называется «Время открытия наследства» слово «время» не используется, а заменяется словом «день». С учётом того, что время смерти не всегда поддаётся установлению, с точностью до часов и минут считаем, что должны применяться правила статья 190 и 192 Гражданского кодекса Российской Федерации. «Сроки, представляющие собой периоды времени, определяются указанием на их продолжительность и исчисляются годами, месяцами, неделями, днями или часами (статья 190 Гражданского Кодекса Российской Федерации), а иногда и более краткими периодами».

Информация о работе Проблемы и перспективы развития правового регулирования института наследования по завещанию