Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 06:58, дипломная работа
Целью данной работы является формирование, как у автора работы, так и у других заинтересованных лиц, целостного представления о сети Интернет как о явлении, имеющем правовое значение, а также выработку теоретически обоснованных и реально применимых предложений по законодательному регулированию сети Интернет и, в частности, возникающих в ней гражданско-правовых отношений по поводу ИС.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика сети Интернет и проблемы ее правовой регламентации……………………………………………………………………..6
1. 1. Понятие и сущность сети Интернет. ………………………………………...6
1. 2. Правовое регулирование сети Интернет в России:
действительность и перспективы развития………………………….11
2. Авторское право в новом информационном обществе……………………..25
2. 1. Правовая охрана авторских и смежных прав в
российском сегменте сети Интернет……………………………………………25
2. 1. 1. Понятие «сайт»: новый элемент в системе ИС или способ выражения традиционных объектов авторского права………………………..28
2. 1. 2. Особенности нарушения авторских прав в сети Интернет……..32
2. 1. 3. Технические и организационные меры защиты авторских
прав в сети Интернет………………………………………………..44
2. 2. Договоры ВОИС по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам – отправная точка формирования международного законодательства об ИС в сети Интернет………………………………………50
3. Доменное имя как объект права интеллектуальной собственности……….58
3. 1. Понятие и виды доменных имён……………………………………..58
3. 2. Проблемы определения правового статуса доменных имён……….60
3. 3. Основные положения Единообразной политики и правил разрешения доменных споров ICANN…………………………………………68
Заключение……………………………………………………………74
Библиография…………………………………………………………………….76
Ещё одним, пожалуй, самым эффективным на сегодняшний день организационным проектом по защите авторских прав в сети Интернет можно назвать создание «виртуальных досок позора[74]», на которых «вывешивается» информация о нарушениях и о тех, кто их совершил. При этом дела рассматриваются компетентными общественными комиссиями. Довольно-таки много случаев, когда после таких «моральных взбучек» нарушители прекращают свои незаконные действия и приносят официальные извинения.
Таким образом, очевидно, что охрана авторских прав в сети Интернет во многом зависит от тесного взаимодействия двух механизмов в ней – государственного регулирования и саморегулиции Интернет-сообществом.
2. 2. Договоры ВОИС[75] по авторскому праву и по исполнениям и фонограммам – отправная точка формирования международного законодательства об ИС в сети Интернет.
Основу правового регулирования авторского права смежных прав на международном уровне составляют:
- Бернская конвенция о защите литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года[76](далее – Бернская конвенция), в которой Россия участвует с 9 марта 1995 года;
- Всемирная конвенция об авторском праве[77] (далее – Всемирная конвенция);
- Международная конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26 октября 1961 года (Россия в ней не участвует);
- Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 года (Россия участвует с 13 марта 1995 года);
- Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21 мая 1974 года (Россия участвует с 20 января 1989 года);
- Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности от 15 апреля 1994 года.
Эти основные международные правовые акты, посвящённые охране авторских и смежных прав не содержат положений, напрямую касающиеся защиты ИС в сети Интернет. Поэтому, на их основе, в рамках ВОИС, были разработаны и приняты два договора: Договор ВОИС по авторскому праву (далее – ДАП) от 20 декабря 1996 года (вступил в силу 6 марта 2002 года. Россия не участвует) и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (далее – ДИФ), также принятый 20 декабря 1996 года (вступил в силу 20 августа 2002 года. Россия не участвует). Оба договора получили неофициальное название «Интернет-договоров ВОИС» («WIPO Internet Treaties»)[78]. По мнению С. Сударикова, содержание этих договоров стоит рассматривать гораздо более шире, чем просто как охватывающую «цифровую среду»: они (то есть Интернет-договоры ВОИС) предложили новые нормы права для объектов, находящихся в любой форме, как аналоговой, так и цифровой[79]. Действительно эти договоры не выделяют Интернет как особую цифровую сеть, подразумевая, что их нормы столь же успешно могут распространяться и на другие цифровые сети.
Итак, попытаемся раскрыть важнейшие положения Интернет-договоров ВОИС.
1. Право на воспроизведение произведений в цифровой среде.
В тексте ДАП отсутствуют нормы, определяющие сущность копирования в информационных сетях. Это связано с тем, что делегации ряда стран не считали, что размещение объектов в цифровой среде означает его копирование, иначе говоря, воспроизведением. Но в Согласованном заявлении в отношении ДАП отмечено, что право на воспроизведение, как оно определено в статье 9 Бернской конвенции[80], и допускаемые этой статьей исключения полностью применяются в цифровой среде и, в частности, в отношении использования произведений в цифровой форме. Понимается, что хранение охраняемого произведения в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле статьи 9 Бернской конвенции. Следовательно, как полагает М. Фичор, это не позволяет исключить переходное и случайное воспроизведение[81] из концепции воспроизведения только потому, что оно имеет место в цифровой форме ввиду хранения в памяти компьютера, или только потому, что оно имеет временный характер[82].
В ст. 7 ДИФ установлено, что исполнители пользуются исключительным правом разрешать прямое или косвенное воспроизведение своих исполнений, записанных на фонограммы, любым образом и в любой форме. К тому же в отношении статей ст. 7, 11[83] и 16[84] ДИФ в Согласованном заявлении было принято аналогичное правило: «Право на воспроизведение, как оно определено в статьях 7 и 11, и исключения, допускаемые в отношении этого права через статью 16, полностью применяются в цифровой среде и, в частности, в отношении использования исполнений и фонограмм в цифровой форме. Понимается, что хранение охраняемого исполнения или фонограммы в цифровой форме в электронном средстве является воспроизведением в смысле этих статей».
Важнейшим является то, что все государства, присоединившиеся к Интернет-договорам ВОИС, сошлись во мнении, что размещение объекта авторского права или смежных прав в сети Интернет или в другой цифровой сети должно быть опосредованно разрешением правообладателя.
2. Право на распространение или право на сообщение для всеобщего сведения – конфликт в определении применимого права.
Признание за авторами и иными правообладателями авторских и смежных прав исключительное право на воспроизведение произведений в цифровых сетях не снимает вопроса, каким образом такое право должно быть реализовано, иными словами: какое право должно быть выбрано: право на сообщение для всеобщего сведения или право на распространение? Мы в предыдущем разделе отметили, что в российском законодательстве и в правовой науке по этому вопросу ещё нет определённости. Поэтому не удивительно, что на международном уровне эта проблема вызывает острые дискуссии. По утверждению М. Фичора, применение в данном случае лишь права на распространение произведения не отражало бы того, какие действия являются полностью релевантными, не соответствовало бы, как он выражается, динамичной природе сетей типа Интернет[85]. Следовательно, применение только этого права не позволило бы создать соответствующую действительности и эффективно функционирующую правовую базу, позволяющую реально оценивать действия тех, кто посредством сети Интернет и других подобных сетей предоставляет публике доступ к охраняемым объектам авторского права и смежных прав. Компромиссным вариантом стало бы закрепление права, содержащего элементы как права на распространение, так и права на сообщение для всеобщего сведения, что и было сделано. В обоих договорах[86] было закреплено, по сути, новое имущественное право: делать объект авторского права или смежных прав доступным в цифровой сети. Хотя в и одном и в другом договоре это право отнесено к понятию «сообщение для всеобщего сведения», таковым оно в полном смысле считаться не может, потому что каждое государство само определяет к какой разновидности прав относить действие, делающее произведение доступным в цифровой сети. «Выбор каждой страной одного из этих вариантов в большой мере зависит от национального законодательства, позиций выработанных на его основе, устоявшейся практики и соответствующих затрагиваемых национальных интересов государств»[87]. Кроме того, разумеется, что любое государство-участник Интернет-договоров ВОИС может предусмотреть в своём национальном законодательстве ограничения или исключения из прав, предоставляемых авторам литературных и художественных произведений, а также из прав исполнителей и производителей фонограмм, в определенных особых случаях, которые не наносят ущерба нормальному использованию произведения и необоснованным образом не ущемляют законные интересы автора и иных правообладателей[88].
3. Обязательства в отношении технических мер защиты авторского права и смежных прав в сети Интернет.
Международное сообщество, осознавая потребность в стимулировании развития технических мер охраны интересов обладателей ИС в цифровых сетях, сочло необходимым закрепить в Интернет-договорах ВОИС положения, обязывающие государство, присоединившееся к ним предусмотреть в национальном законодательстве соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых авторами в связи с осуществлением их прав по ДАП или по Бернской конвенции и ограничивающих действия в отношении их произведений, которые не разрешены авторами или не допускаются законом[89], а также соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты от обхода существующих технических средств, используемых исполнителями или производителями фонограмм в связи с осуществлением своих прав по ДИФ и ограничивающих действия в отношении их исполнений или фонограмм, которые не разрешены исполнителями или производителями фонограмм, или не допускаются законом[90]. Примечательно, что оба договора делают акцент не только и даже не столько на приоритете развития новых технических средств (впрочем, они в этом и не нуждаются, тем более, что «право ИС всегда следовало с естественным опозданием за научно-техническими достижениями»[91]), сколько на защите этих самых технических средств от возможного их обхода со стороны нарушителей авторских и смежных прав. Как очень точно замечает М. Фичор, «невозможно предоставить «соответствующую правовую охрану и эффективные средства правовой защиты» от обхода технических средств защиты, если действия по обходу просто запрещены. Запрет должен распространяться на импорт, производство и распространение незаконных средств, используемых для обхода»[92]. А незаконными, по логике вещей, должны считаться любые программы и действия, направленные на обход технических средств, защищающих права обладателей ИС.
Следует иметь в виду, что ни тот, ни другой договор не делают ограничений на возможные технические средства защиты. К тому же вряд ли какое-либо государство пожелает закреплять их конкретный перечень, скорее будут закреплены идентичные нормам Интернет-договоров ВОИС общие правила.
4. Правовая охрана информации об управлении правами.
"Информация об управлении правами" означает информацию, которая идентифицирует произведение, автора произведения, исполнителя, исполнение исполнителя, производителя фонограммы, фонограмму обладателя какого-либо права на произведение или информацию об условиях использования произведения, также обладателя какого-либо права на исполнение или фонограмму, или информацию об условиях использования исполнения или фонограммы и любые цифры или коды, в которых представлена такая информация, когда любой из этих элементов информации приложен к экземпляру произведения, записанного исполнения, фонограммы или появляется в связи с сообщением произведения, записанного исполнения или фонограммы для всеобщего сведения, а также в связи доведением записанного исполнения или фонограммы до всеобщего сведения[93].
Презумпция авторства, признаваемая и понимаемая одинаково везде, предполагает, что при отсутствии доказательств иного, автором считается лицо, указанное в качестве такового обычным способом, например, указанием собственного имени. Такое действие автора понимается как оповещение о собственных правах на объект ИС и во многом коррелируются с личными неимущественными правами автора и термин «защита информации об управлении правами» преимущественно понимается как защита именно этих прав, которые, впрочем, тесно связаны с имущественными правами автора: если лицо не может подтвердить своё авторство в отношении конкретного произведения, то, соответственно, он не может претендовать и на материальные права на данное произведение. Впрочем, понятие «информация об управлении правами» имеет более широкое смысловое значение: во-первых, оно распространяется не только на авторов, но и на других правообладателей, как авторских, так и смежных прав и, во-вторых, подразумевает информацию и об условиях использования произведения, исполнения, фонограммы. Кроме того, закрепляя положения об охране информации об управлении правами, Интернет-договоры ВОИС определяет два вида неправомерных действий в отношении неё:
- устранение либо изменение электронной информации об управлении правами;
- распространение, импорт с целью распространения, сообщение либо доведение до всеобщего сведения объектов авторского права или смежных прав, зная, что в них без разрешения была устранена или изменена электронная информация об управлении правами[94].
Вся суть защиты информации об управлении правами сводится к тому, что объекты ИС, правильные сведения об авторе и других правообладателях в которых устранена или изменена, тут же переходят в разряд контрафактных, что, в конечном счёте, может повлечь административную, гражданско-правовую или уголовную ответственность лиц, осуществляющих подобные действия.
Подводя итог, можно отметить, что Интернет-договоры ВОИС явились первым и достаточно смелым шагом в «цифровое будущее», и в первую очередь, потому что они пресекают всякую идею невозможности или нецелесообразности охраны авторских и смежных прав в информационных цифровых сетях, в том числе и в сети Интернет – это, несомненно, фундамент, на котором, хотя бы и преодолев огромные препятствия, можно сформировать нормальное правовое пространство в данной области.
3. Доменное имя как объект права интеллектуальной собственности.
3. 1. Понятие и виды доменных имён.
Домен - область пространства иерархических имен сети Интернет, которое обслуживается набором серверов доменных имен (DNS) и централизовано администрируется. Домен идентифицируется именем домена (доменным именем)[95].
Ранее, в первой главе работы, было дано общее понятие термина «доменное имя»[96]. Более полное представление о нём можно составить представив его как возможное сочетание следующих элементов: совокупности различных букв латинского алфавита[97], цифр и символа «–», которые могут сочетаться в различных вариациях. Технически, доменное имя носит подчиненный характер по отношению так называемому IP-адресу, которым обладает всякий информационный ресурс в сети Интернет. Но, никакого значения с позиций права ИС, IP-адрес не имеет, и с этой точки зрения, выполняет вторичную роль по отношению к доменному наименованию. Следует отметить, что доменное имя – это один из элементов более широкого понятия Uniform Resource Locator (URL) – стандартизированной строки символов, содержащей кроме доменного имени определённый стандартный протокол, с помощью которого происходит передача информационных ресурсов в Сети (http:// – для передачи текстовых документов и ftp:// - для передачи файлов и другие), кроме того, URL включает в себя известную аббревиатуру «www» (world wide web) – «Всемирная паутина».
Domain Name System (DNS) – система доменных имён, технически поддерживаемая DNS-серверами, которые посредством специальных баз данных доменных имен автоматически создают им эквиваленты в виде цифровых IP-адресов, по которым размещаются те или иные информационные ресурсы в Интернете.
Организационно систему регистрации доменов возглавляет Internet Corporation for Assigned Names and Numbers (ICANN)[98], которая наделяет функцией регистрации доменов специализированные организации различных стран для регистрации в национальных сегментах сети Интернет.
Структурно доменное наименование состоит из двух или более частей, каждая из которых характеризуется принадлежностью к определённому уровню: всякий домен состоит из домена верхнего уровня (Top Level Domain – TDL), расположенного всегда в крайней правой части доменного имени, в отношении которого, последующий является доменом нижнего (второго) уровня и так далее. Например, в домене sony.co.uk, «uk» – домен верхнего (первого) уровня, «co» – домен второго уровня и «sony» – третьего уровня. Домены верхнего уровня классифицируются на два вида:
- родовые (Generic Top Level Domains – gTDLs) – указывают на род деятельности владельца доменного имени, в частности функционируют следующие их виды: com - для коммерческих организаций, net – для субъектов, основная деятельность которых связана с информационными сетями, gov – для властных (правительственных) структур, org – для некоммерческих организаций, edu – для образовательных учреждений, int – для международных организаций, mil – для военных (силовых) структур;
Информация о работе Проблемы интеллектуальной собственности в сети Интернет