Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35
Совершенствование расчетов за жилищные и коммунальные услуги в РФ и за рубежом в 2006-2008 гг. (на примере СПБ, ЛО и 2-3 европейских стран)
Оглавление
Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики. При этом современные проблемы ЖКХ опосредованы деформацией в советский период того организационно-экономического механизма, который в дореволюционное время кратко, но емко назывался "жилищным делом". Отправным пунктом данной деформации явился процесс формирования единой государственной собственности на основе вытеснения и последующей ликвидации частных форм и способов присвоения, с формированием изначально дотационного способа оказания жилищно-коммунальных услуг (далее - ЖКУ) населению.
Сегодня становится очевидным, что жилищно-коммунальная сфера в большинстве регионов Российской Федерации не сможет успешно развиваться и предоставлять качественные услуги населению без кардинальной трансформации имеющихся подходов, без формирования доктрины, основанной на продуманном, но не огульном разгосударствлении данной отрасли российской экономики в целях совершенствования в ней конкурентно-рыночной среды. Лишь изменения, направленные на формирование приоритета частной собственности (либо государственно-частного партнерства, в зависимости вида коммунальных услуг), смогут обеспечить безубыточное функционирование путем снижения затрат на производство ЖКУ для повышения их качества и обеспечения адресной поддержки малоимущих слоев населения России.
В этой связи особую важность приобретает опыт разгосударствления и децентрализации коммунальной экономики за рубежом для учета возможности использования тех или иных его направлений в рамках отечественного ЖКХ, а также учета проблем, возникающих в процессе реструктуризации коммунальной сферы.
Цель курсовой работы состоит в исследовании современных подходов к оплате услуг ЖКХ.
Реализация
поставленной цели предполагает последовательное
решение следующих
Объектом исследования в курсовой работе является жилищно-коммунальный сектор экономики.
Предметом исследования является тарифная политика в ЖКХ.
В процессе проведения исследования были использованы: законы PФ, указы Президента PФ, данные официальной статистики (Роскомстата); методические и инструктивные документы федерального и отраслевого уровней, аналитические материалы "Института экономики города", "Центра реформы ЖКХ при правительстве Санкт-Петербурга", материалы СМИ.
Содержательной стороной проблемы исследования является то, что в настоящее время в нормативно-правовых документах нет единого определения категории "жилищно-коммунальное хозяйство".
Начнем
с определения понятия "
Существуют
как минимум два подхода к
определению понятия "жилищно-
При первом значении управление жилищно-коммунальным хозяйством понимается как управление жилищным фондом и прилегающей к нему или обеспечивающей его инженерно-коммуникационной инфраструктурой. Во втором случае управление ЖКХ принимает значение управления всем комплексом народного хозяйства территории, связанного с проживанием социально-культурного сообщества на конкретной территории. Этот комплекс включает не только жилищный фонд с прилегающей к нему инженерной инфраструктурой, но и весь комплекс околожилищных структур с их технической, правовой, социальной, экономической, культурной, экологической и иными составляющими по месту проживания человека и социума.
Понятие "коммунальное" в целях унификации следует рассматривать как относящееся к городскому или муниципальному хозяйству (социально-экономическому комплексу территории). Жилищно-коммунальное хозяйство – это отрасль общественного сектора экономики, часть национальной экономики или народного хозяйства страны. Жилищно-коммунальное хозяйство на территории муниципального образования – это часть муниципальной экономики, причем самая значительная. С жилищно-коммунальным хозяйством связано от 60 до 90% всех муниципальных проблем.
Жилищно-коммунальное хозяйство –особая сфера региональной экономики, в которой осуществляется производство, распределение и потребление жилищно-коммунальных товаров и услуг, относящихся к сфере личного и общественного потребления в условиях ограниченности ресурсов. Это сложный многоотраслевой или межотраслевой комплекс общественного сектора экономики, находящийся в сфере государственного регулирования и территориального управления.
Ключевые понятия:
Жилищно-коммунальное хозяйство включает следующие элементы:
Таким образом, состав жилищно-коммунального хозяйства достаточно широк, в него входят и жилищный сектор, и промышленные объекты, и виды деятельности, относящиеся не только к жилью. Так, водоснабжение и водоотведение, электро-, тепло- и газоснабжение обслуживают жилье, промышленные объекты, социальные учреждения. Кроме того, жилищная сфера в отличие от жилищно-коммунального комплекса включает в себя и жилищное строительство.1 В работе под термином "жилищно-коммунальное хозяйство" автором понимается система организационно и экономически взаимосвязанных видов деятельности в сфере производства и предоставления продукции промышленного характера, направленных на обеспечение устойчивого функционирования и развития региона, и ориентированных на надежное и качественное обеспечение населения жилищно-коммунальной услугой. Именно это является приоритетным направлением в позиционировании жилищно-коммунального хозяйства в системе развития современной экономики. Жилищно-коммунальное хозяйство выступает одной из основных отраслей народно-хозяйственного комплекса и муниципального хозяйства, охватывающей многоотраслевую производственно-техническую систему.
ЖКХ
относится к сфере
В
решении данного комплекса
Большое количество коммунальных услуг производится в условиях естественной монополии, типичный пример которой — производство услуг водоснабжения и водоотведения.3 Монополия здесь оказывается локальной, т.е. потребители услуг водоснабжения и водоотведения "привязаны" к предприятию, водопроводные сети которого расположены на определенной ограниченной территории. Предприятие-монополист в условиях свободного ценообразования может назначить потребителям такую цену, которую они в состоянии платить, т.е. максимальная цена, которую выгодно назначать монополисту, ограничена только платежеспособным спросом потребителей. Жизненная необходимость в таком благе, как вода, низкие возможности использования других ее источников помимо городских водопроводных сетей, относительная стабильность потребления вне зависимости от стоимости позволяют предположить, что свободная цена монополиста будет очень высокой. Следовательно, государство должно взять на себя функции регулирования производства коммунальных услуг, в том числе услуг водоснабжения и водоотведения.
При
этом регулирование выступает формой
общественного договора по поводу производства
и потребления жилищно-
В порядке убывания государственного вмешательства в деятельность предприятий-монополистов можно выделить государственную компанию с управляющим — государственным служащим, государственную компанию с частным управляющим и частную регулируемую компанию. Этим трем формам соответствуют три формы контрактов: операционные (performance), управленческие (managerial) и регулирующие (regulatory). При этом государство может использовать или обширный набор краткосрочных контрактов, или ряд долгосрочных контрактов для того, чтобы обеспечить предоставление необходимых товаров и услуг. Обычно регулирующие контракты принимают форму долгосрочных соглашений, охватывая условия входа на рынок (например, лицензирование деятельности), количество и качество услуг, а также тарифы на услуги. Эффективность регулирования, понимаемая как достижение баланса интересов всех сторон регулирующего контракта, зависит от полноты и совершенства формальных и неформальных соглашений, а также от их временного аспекта.