Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)
 
 

Продолжение таблицы 1

Вид ресурса Экономически  обоснованный тариф Тариф для населения Льготы Субсидии Дотации за ЖКУ Доля доплат из бюджета к полному тарифу, %
2008 год
Электроэнергия, руб./кВт*ч 1,30 1,24 0,05 0,02 - 4,67
Теплоэнергия, руб./Гкал 641,18 351,29 41,18 13,33 235,38 45,21
для отопления 650,02 347,99 42,90 13,89 245,24 46,46
для ГВС 621,17 358,75 37,28 12,06 213,08 42,25
Сетевой газ, руб./куб. м 1,49 1,33 0,12 0,04 - 10,86
Сжиженный газ, руб./кГ 6,25 5,42 0,32 0,05 0,46 13,28
Водоснабжение, руб./куб. м 7,65 6,24 0,58 0,20 0,63 18,45
Водоотведение, руб./куб. м 7,72 6,08 0,60 0,22 0,82 21,25
Содержание  жилфонда, в мес. 7,26 5,65 0,83 0,19 0,59 22,14
 

     При указанных тарифах и объемах  потребления энергоресурсов стоимость жилищно-коммунальных услуг для городского населения Ленинградской области в 2007 г. достигла без учета предоставленных льгот, субсидий и дотаций ЖКХ из бюджета 7894,3 млн. руб., а в 2008 г. возросла в 1,218 раза и достигла 9695,2 млн. руб. При величине расходов городского населения в 2007-2008 гг. около 42740 и 51940 млн. руб. доля стоимости жилищно-коммунальных услуг в доходах населения, проживающего в муниципальном жилом фонде (на который распространяются льготы по оплате ЖКУ) составила соответственно 18,5 и 18,7%. С учетом же предоставленных за те же годы льгот и субсидий населению и дотаций поставщикам жилищно-коммунальных услуг в размере 3278,6 и 2951,5 млн. руб., доля оплаты ЖКУ в доходах населения сократилась соответственно до 10,8 и 13,0%%. При этом следует отметить, что в 2008 году льготы и субсидии населению сократились по сравнению с 2007 г. на 1,23%, а дотации поставщикам ЖКУ (как компенсация разницы в ценах) – на 13,54%, несмотря на опережающий рост стоимости услуг ЖКХ по отношению к росту доходов населения.

     Анализ структуры платежей за ЖКУ показывает, что в 2007-2008 гг. наиболее дорогой услугой ЖКХ для населения Ленинградской области являлись теплоснабжение, на которое приходилось от 37,9 до 37,4% всех расходов в жилищно-коммунальном хозяйстве, затем следовало содержание жилья (24,2-25,8%), электроснабжение (13,2-15,3%), канализация (10,2-9,2%) и водоснабжение (7,8-7,2%).

 

Глава 3. Совершенствование  расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ

3.1. Анализ практики  оплаты ЖКУ за  рубежом

 

     Обратимся к опыту зарубежных стран в области расчетов за ЖКУ.

     В США, Франции и других европейских  странах верхний предел затрат семьи  на оплату жилищно-коммунальных услуг  составляет от 20 до 25% совокупного дохода. Но нельзя не отметить, что состав жилищно-коммунальных услуг в таких странах существенной иной, чем в России. В состав так называемых жилищно-коммунальных расходов американская семья относит не только те расходы, которые являются коммунальными в нашем понимании, но и расходы на покупку мебели и различные хозяйственные расходы (стирка, уборка и т.д.). С учетом указанных расходов средняя американская семья на жилищно-коммунальные нужды тратит 24,8%. Но в США в оплату коммунальных услуг включается налог на собственность. Естественно, жилищная обеспеченность американской семьи отличается от российской обеспеченности жильем – 18 кв. м на одного человека. Поэтому если корректировать эти цифры с учетом российских условий, доля коммунальных расходов американской семьи не превысит 10-12%, т.е. в 2,5 раза ниже уровня в России при уровне качества предоставляемых услуг, в несколько раз превышающем отечественный.

     Что касается российских тарифов, заметим, что, получая зарплату совсем не как в Европе, мы приблизились вплотную к принятым там тарифам на коммунальные услуги. Примером может служить не самая богатая страна в Европе - Испания. Сравнивая с другими европейскими страна, такими как Норвегия, Великобритания или Ирландия, коммунальные выплаты в Испании не очень велики: среднестатистическая семья из трех - четырех человек тратит на электричество, воду и газ приблизительно от 600 евро в год. Счета на электроэнергию присылаются каждые два месяца, на воду каждые три месяца - деньги снимаются с банковского счета, а испанец по почте получаете фактуру (квитанцию), в которой указано количество потребленных ресурсов и их стоимость. Стоимость электроэнергии в Испании: абонентская плата - 1.39 евро за каждый киловатт по контракту, стоимость пользования водой: абонентская плата - 6,79 евро в месяц, стоимость за кубометр - 0.30 (в зависимости от потребленного объема воды), оплата сточных вод: 0,16 евро за кубометр. Централизованного газового снабжения, как правило, в Испании нет - газ продается в баллонах, за исключением газифицированных новостроек. Стоимость баллона - около 7 евро. Для семьи из 3-х человек одного баллона хватает приблизительно на три месяца пользования кухонной плитой.

     Чтобы облегчить положение граждан, не способных полностью оплачивать услуги ЖКХ, во многих странах введены  программы, предусматривающие помощь в оплате. Выделяются целевые дотации для нуждающихся. Они предоставляются домохозяйствам, имеющим право на льготы на основе конкретных критериев. Типичной формой таких дотаций является пособие на жилье. Оно обычно выплачивается ежемесячно, а его сумма зависит от дохода семьи, ее состава, жилой площади и величины жилищных расходов. Например, в Польше соответствующий закон, принятый в 1994 г., дает муниципалитетам право распределять жилищные пособия, право на которые имеют все граждане. Чаще всего в них нуждаются жильцы кооперативных квартир. Одна из форм помощи в Польше состоит в строительстве социального жилья. Для этого создан Национальный жилищный фонд, осуществляющий финансирование ассоциаций, строящих и эксплуатирующих жилищный фонд, предназначенный для малообеспеченных граждан. Подобные ассоциации не являются коммерческими организациями. Аналогичные системы помощи существуют и в других странах.

3.2. Совершенствование  расчетов за ЖКУ  в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области)

 

     Хотелось  бы внести следующие предложения по финансированию сферы ЖКУ.

     Необходимо  завершить создание системы персонифицированных  социальных счетов населения, на которые  будут перечисляться средства на все виды адресной социальной помощи государства, в том числе на компенсацию  льгот по оплате жилищных и коммунальных услуг. Такая система будет эффективно работать только в условиях абсолютной гарантии своевременного перечисления бюджетных средств гражданам, в противном случае они не будут защищены от применения жилищно-коммунальными предприятиями санкций за несвоевременную оплату ЖКУ.

     Для оздоровления финансовой ситуации в  жилищно-коммунальном хозяйстве нужно  реструктурировать задолженность  бюджета и бюджетных организаций  перед ресурсоснабжающими организациями. Признанная задолженность должна быть включена в расходную часть соответствующих бюджетов на весь срок реструктуризации.

     Также необходимо решить вопрос с дебиторской  задолженностью населения. В ее состав входит как текущая задолженность, так и просроченная, в том числе  безнадежная. Следует упростить процедуру списания безнадежной просроченной задолженности, исходя из того, что списывать ее должны не только жилищные организации, но и ресурсоснабжающие.

     Необходим пересмотр норм потребления коммунальных услуг, в связи с повышением уровня жизни населения (например, установка в квартирах душевых кабин, джакузи, электроводонагревателей и т.д.), а также внесение изменений в технические паспорта по расходу горячего водоснабжения. Технический паспорт должен учитывать современные нормы проживания населения. До сих пор расход горячего водоснабжения предусматривается из количества проживающего населения при норме 5 кв.м на одного человека, в то время как сегодня норма проживания составляет 18-25 кв.м на человека в соответствии с региональным стандартом нормативной площади жилого помещения.

     Привести  в соответствие различные нормы  законодательства при расчетах между  ГУ ЖА и ресурсоснабжающими организациями, с одной стороны, и между ГУ ЖА и населением (основным потребителем услуг) – с другой стороны.

     Создание  в ГУ ЖА отдела по работе с энергоресурсами с расширением полномочий для анализа и контроля за расходованием потребляемых энергоресурсов на уровне района, ввиду того, что на данный момент очень остро стоит вопрос о задолженности перед  ресурсоснабжающими организациями не только ГУ ЖА, но и управляющих компаний, ЖСК, ЖК, ТСЖ. Это связано с тем, что на данный момент управляющие компании и ТСЖ, не считают своей обязанностью предоставлять информацию о потребляемых энергоресурсах, а ГУ ЖА не наделено полномочиями в получении информации от управляющих организаций.

     Учитывая, что основными источниками финансирования жилищных и коммунальных услуг являются платежи населения, субсидии, компенсации  и меры социальной поддержки населению, хочется верить в процессе реформы  жилищной сферы будут выработаны правильные пути решения существующих проблем.

 

Заключение

 

     Проведенное исследование позволило автору сделать  следующие основные выводы.

     Реформирование  жилищно-коммунального комплекса  предполагает совершенствование механизмов решения социальных проблем, связанных с рыночной ориентацией системы жизнеобеспечения населения. Модель рыночного реформирования ЖКК должна быть отделена от проблем социальной защиты населения. Анализ различных механизмов социальной защиты населения при оплате ЖКУ показал, что существующая система социальной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг далека от совершенства. Наименее эффективными ее институтами оказываются перекрестное субсидирование населения за счет ценовой дискриминации бизнес-структур и натуральные льготы по оплате ЖКУ. Критериям эффективности наиболее адекватен механизм нецелевых денежных субсидий. Однако его применение требует коренного преобразования всего федерального социального законодательства.

     Реформирование  социальной помощи малоимущим в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг неотделимо от реформирования всей системы ЖКХ, внедрения конкуренции среди их поставщиков. Важна, однако, не только конкуренция среди поставщиков этих услуг, но и такие организации их потребителей, которые могут выступать как договаривающаяся с поставщиками сторона (невозможно, чтобы каждое проживающее в многоквартирном доме домохозяйство самостоятельно и независимо от других заключало договоры на электро- водо- и теплоснабжение). Организации потребителей жилищно-коммунальных услуг получили почти повсеместное распространение в Европе. Причем учреждались они, фактически, директивными методами, под жестким экономическим давлением. В России же не только не сложилась конкуренция среди поставщиков жилищно-коммунальных услуг, но и товарищества собственников жилья имеют весьма ограниченное распространение. Отчасти в этой связи абсолютно доминирующей формой социальной поддержки остается дотация на покрытие разницы между тарифами на жилищно-коммунальные услуги для населения и тарифами, по которым эти услуги оплачиваются поставщикам. Эта дотация есть дотация на весь объем потребляемых услуг (без какого-либо учета нормативов потребления и обеспеченности домохозяйств), а в результате большая ее часть достается тем, кто больше потребляет. Поскольку в России потребление жилищно-коммунальных услуг становится прямо пропорциональным доходам домохозяйств, то все большая часть общей стоимости этой дотации оказывается у вполне состоятельной их части.

Информация о работе Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе