Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

     В систему организационно-экономического механизма включается та сфера управленческой деятельности, которая непосредственно связана с использованием его конкретных рычагов и элементов.

     Организационно-экономический  механизм, по мнению автора – это  совокупность форм организации хозяйственной  деятельности, методов и способов формирования и использования экономических  ресурсов, применяемых хозяйствующим субъектом в целях создания благоприятных условий для функционирования предприятия.

     Правовое  обеспечение организационно-экономического механизма реформирования отрасли  является сложной подсистемой, без  которой невозможно последовательное и слаженное проведение процесса реструктуризации. Законодательная поддержка процессов и регулирование реформ имеет существенное значение для отраслей хозяйствования.

     На  базе проведенного системно-эволюционного  исследования этапов развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства автором сформирован организационно-экономический механизм его эффективного функционирования, представленный на рис. 1.

     Экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг  обуславливает многоаспектный подход к решению проблемы реформирования в сфере ЖКХ, реализуемых в целях:

  • повышение уровня обеспеченности потребителя жилищно-коммунальными услугами;
  • рациональной дифференциации количественного и качественного уровня оказания жилищно-коммунальных услуг различных социально-демографических групп населения;
  • создания в жилых массивах необходимой социальной и инженерной инфраструктуры.

Рис. 1. Организационно-экономический механизм эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства в условиях его реформирования 

     Под организационно-экономическим механизмом эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства мы понимаем систему рычагов и методов, использование которых позволяет управляющему органу (субъекту) корректировать (регулировать) поведение объектов в направлении реализации определенных им целей. В данном случае ключевыми являются цели, обозначенные подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ". Основные этапы реформ в России начались с принятием Закона ''Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., предусматривавшего увеличение эффективности эксплуатации жилья, улучшение условий проживания населения, экономическое обеспечение прав граждан, рост поступления денежных средств в бюджет и др.

     Опыт  отечественного реформирования жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время еще нельзя считать полностью удовлетворительным. В основной массе российских городов доля затрат на жилищно-коммунальное хозяйство в расходах бюджета непомерно высока и в некоторых случаях доходит до 50%. Несмотря на высокую долю бюджетных расходов, финансово-экономическое положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства (как управляющих организаций, так и подрядных) остается сложным и имеет тенденцию к ухудшению. В работе выявлены и систематизированы основные факторы и причины, сдерживающие эффективное развитие отрасли, сделаны выводы, что большинство проблем в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства остались нерешенными: отсутствие конкуренции в сфере управления жилищно-коммунальным обслуживанием; практически нет конкуренции среди организаций, предоставляющих продукцию и выполняющих работы промышленного характера по обслуживанию жилья и придомовой территории; усугубляющаяся с каждым годом ситуация недофинансирования предприятий и организаций, занятых жилищно-коммунальным обслуживанием населения; постоянное сокращение платежеспособного спроса населения за счет опережающего роста цен и тарифов по сравнению с изменением официальных доходов; необоснованная система регулирования тарифов на продукцию естественных монополий, когда тарифы отечественных монополистов пытаются привязать к мировому уровню цен, не учитывая того, что средний уровень заработной платы по всем отраслям экономики России, в том числе и определяющих стоимость продукции монополистов, в десятки раз ниже, чем в странах, показатели функционирования экономики которых у нас пытаются использовать в качестве эталона (в работе дана экономическая сравнительная характеристика зарубежного опыта развития жилищно-коммунального хозяйства). Такая политика ведет к дальнейшему дисбалансу интересов населения и предприятий рыночной сферы, с одной стороны, государства и естественных монополий - с другой.

 

Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг

2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге

 

     Сфера жилищных и коммунальных услуг является важнейшей составной частью территориальной  социально-экономической системы, и  находиться сегодня в состоянии  поиска наиболее приемлемых форм финансирования и развития. Важный фактор финансирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства - это платежеспособность населения.

     Рассмотрим  существующий порядок начисления  платежа за жилье в  Свнкт-Петербурге. Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Свнкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда производится в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и Законом Свнкт-Петербурга от 08.11.2006 № 553-87 "Об упорядочении государственного регулирования тарифов (цен)".

     С 2006 года вступил в силу Закон Свнкт-Петербурга от 20.07.2006 № 395-53 "Об установлении платы за пользованием жилым помещением (платы за найм) в Санкт – Петербурге". Плата за наем  для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга, занимаемых по договорам найма, по договорам найма жилого помещения коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения устанавливается в соответствии с Методикой расчета платы за пользование жилым помещением. Плата за найм для каждого отдельного помещения определяется как произведение площади жилого помещения на размер базовой ставки за наем, с учетом применения к базовой ставке коэффициентов по двум группам характеристик, учитывающих месторасположение дома, а также качество и благоустройство конкретного жилого помещения.

     Плата за найм в Санкт – Петербурге подлежит зачислению в бюджет Санкт  – Петербурга. Объем денежных средств, поступающих в бюджет в качестве платы за найм, учитывается при формировании расходов бюджета Санкт – Петербурга на содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда.

     Размер  платы за коммунальные услуги, согласно  статьи 157 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".

     Тарифы  для расчета размера платы  за коммунальную услугу по отоплению  и горячему водоснабжению на территории Санкт – Петербурга устанавливаются распоряжением Комитета по тарифам Санкт – Петербурга.

     Несмотря  на высокий процент населения, получающего  льготы и жилищные компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, просроченная задолженность по платежам увеличивается. Задолженность населения объясняется не только недостаточным уровнем благосостояния граждан, но и их недобросовестностью. Начиная с 2005 года, по распоряжению Жилищного комитета от 12.09.2005 № 77-р производится начисление пени лицам, несвоевременно и не полностью внесшим плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Начисление пени производится в процентах  от суммы долга за каждый день просрочки, в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. Средства, полученные в качестве пени, подлежат направлению на цели погашения кредиторской задолженности перед поставщиками коммунальных услуг и на финансирование целевых программ.

     Так за 2008 год по данным ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" предъявлено в счетах населению к оплате за жилье и коммунальные услуги 22 млрд. руб., в том числе пени 2,2 млрд. руб., поступило от населения 19,9 млрд. руб., в том числе пени 153 млн. руб. Процент сбора денежных средств от  населения по оплате жилья и коммунальных услуг составил 98,85%.9

     Жилищные  организации постоянно ведут претензионно-исковую работу в отношении неплательщиков. Так, в прошлом году государственными учреждениями "Жилищное агентство административного района" СПб (далее – ГУ ЖА) было предъявлено исковых заявлений в суд по задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в количестве 55 983 штук, на сумму 1 191 млн. руб., что на 22% больше, чем в предыдущем году. Но документы, передаваемые в судебные органы, подолгу находятся на рассмотрении. Так, рассмотрено судами дел о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг всего 55% от суммы исков, предъявленных в судебные органы.10 Деятельность Службы судебных приставов, по оперативному исполнению судебных решений по взысканию задолженности по квартплате в пользу жилищных организаций, нуждается в постоянном контроле. Кроме того, сдерживающим фактором для жилищных агентств является уплата госпошлины при рассмотрении судебных исков по взысканию задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, т.к. это средства бюджета.

     Необходимо  дальнейшее совершенствование системы расчетов и платежей за жилищные и коммунальные услуги, которая является одним из способов достижения стабильности функционирования ЖКХ.

     Субсидии  гражданам на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг и компенсации  расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

     Параллельно с повышением уровня оплаты населением ЖКУ реализуется программа жилищных субсидий – первая общероссийская программа оказания адресной социальной помощи семьям в зависимости от их доходов.

     На  основании статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок предоставления жилищных субсидий устанавливает только Правительство России.11 Регионам и муниципальным образованиям дано право устанавливать на своей территории стандарты, используемые только для расчета размера субсидий: стоимости ЖКУ, нормативной площади жилья и максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в доходе семьи.

     В соответствии со статьей 160 Жилищного  кодекса РФ отдельным категориям граждан предоставляются компенсации  на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

     В СПб компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются отдельным  категория граждан РФ в соответствии с Законом Санкт – Петербурга от 20.07.2006 № 387-58 "О порядке и условиях предоставления отдельным категориям граждан компенсаций расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в Санкт – Петербурге" с дополнениями и изменениями от 18.07.2007 № 387-72, в случае  если среднедушевой доход семьи не превышает 1,3 величины прожиточного минимума на душу населения, действующего в СПб на день обращения за компенсацией.

     С 2007 года в СПб назначенные гражданам субсидии и компенсации перечисляются на их счета в кредитных организациях или вклады до востребования, а в случае отсутствия сведений о таких счетах – через органы почтовой связи по месту постоянного проживания (регистрации) граждан в соответствии с постановлением Правительства Свнкт-Петербурга от 05.12.2006 № 1499, с изменениями и дополнениями от 10.04.2007 № 379.

     Размер  компенсаций определяется по формуле:12

К = (ССЖКУ  – 0,03 х ВМП) х N – C,

     где:

К –  размер компенсаций расходов граждан  на оплату жилищно-коммунальных услуг (в рублях);

ССЖУ  – размер регионального стандарта  стоимости ЖКУ на одного члена  семьи для семей с разной численностью (рублях)

ВМП –  величина прожиточного минимума на душу населения, действующего в Санкт  – Петербурге на день обращения  за компенсацией (в рублях);

Информация о работе Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе