Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35
В
систему организационно-
Организационно-
Правовое
обеспечение организационно-
На базе проведенного системно-эволюционного исследования этапов развития и реформирования жилищно-коммунального хозяйства автором сформирован организационно-экономический механизм его эффективного функционирования, представленный на рис. 1.
Экономическое содержание жилищно-коммунальных услуг обуславливает многоаспектный подход к решению проблемы реформирования в сфере ЖКХ, реализуемых в целях:
Рис. 1. Организационно-экономический
механизм эффективного развития жилищно-коммунального
хозяйства в условиях его реформирования
Под организационно-экономическим механизмом эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства мы понимаем систему рычагов и методов, использование которых позволяет управляющему органу (субъекту) корректировать (регулировать) поведение объектов в направлении реализации определенных им целей. В данном случае ключевыми являются цели, обозначенные подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ". Основные этапы реформ в России начались с принятием Закона ''Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 г., предусматривавшего увеличение эффективности эксплуатации жилья, улучшение условий проживания населения, экономическое обеспечение прав граждан, рост поступления денежных средств в бюджет и др.
Опыт отечественного реформирования жилищно-коммунального хозяйства в настоящее время еще нельзя считать полностью удовлетворительным. В основной массе российских городов доля затрат на жилищно-коммунальное хозяйство в расходах бюджета непомерно высока и в некоторых случаях доходит до 50%. Несмотря на высокую долю бюджетных расходов, финансово-экономическое положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства (как управляющих организаций, так и подрядных) остается сложным и имеет тенденцию к ухудшению. В работе выявлены и систематизированы основные факторы и причины, сдерживающие эффективное развитие отрасли, сделаны выводы, что большинство проблем в сфере муниципального жилищно-коммунального хозяйства остались нерешенными: отсутствие конкуренции в сфере управления жилищно-коммунальным обслуживанием; практически нет конкуренции среди организаций, предоставляющих продукцию и выполняющих работы промышленного характера по обслуживанию жилья и придомовой территории; усугубляющаяся с каждым годом ситуация недофинансирования предприятий и организаций, занятых жилищно-коммунальным обслуживанием населения; постоянное сокращение платежеспособного спроса населения за счет опережающего роста цен и тарифов по сравнению с изменением официальных доходов; необоснованная система регулирования тарифов на продукцию естественных монополий, когда тарифы отечественных монополистов пытаются привязать к мировому уровню цен, не учитывая того, что средний уровень заработной платы по всем отраслям экономики России, в том числе и определяющих стоимость продукции монополистов, в десятки раз ниже, чем в странах, показатели функционирования экономики которых у нас пытаются использовать в качестве эталона (в работе дана экономическая сравнительная характеристика зарубежного опыта развития жилищно-коммунального хозяйства). Такая политика ведет к дальнейшему дисбалансу интересов населения и предприятий рыночной сферы, с одной стороны, государства и естественных монополий - с другой.
Сфера
жилищных и коммунальных услуг является
важнейшей составной частью территориальной
социально-экономической
Рассмотрим существующий порядок начисления платежа за жилье в Свнкт-Петербурге. Размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирных домах для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма государственного жилищного фонда Свнкт-Петербурга, по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения государственного жилищного фонда производится в соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса РФ и Законом Свнкт-Петербурга от 08.11.2006 № 553-87 "Об упорядочении государственного регулирования тарифов (цен)".
С 2006 года вступил в силу Закон Свнкт-Петербурга от 20.07.2006 № 395-53 "Об установлении платы за пользованием жилым помещением (платы за найм) в Санкт – Петербурге". Плата за наем для нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт – Петербурга, занимаемых по договорам найма, по договорам найма жилого помещения коммерческого использования, по договорам найма специализированного жилого помещения устанавливается в соответствии с Методикой расчета платы за пользование жилым помещением. Плата за найм для каждого отдельного помещения определяется как произведение площади жилого помещения на размер базовой ставки за наем, с учетом применения к базовой ставке коэффициентов по двум группам характеристик, учитывающих месторасположение дома, а также качество и благоустройство конкретного жилого помещения.
Плата за найм в Санкт – Петербурге подлежит зачислению в бюджет Санкт – Петербурга. Объем денежных средств, поступающих в бюджет в качестве платы за найм, учитывается при формировании расходов бюджета Санкт – Петербурга на содержание и ремонт жилых помещений государственного жилищного фонда.
Размер платы за коммунальные услуги, согласно статьи 157 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством РФ. В настоящее время действует постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Тарифы для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению и горячему водоснабжению на территории Санкт – Петербурга устанавливаются распоряжением Комитета по тарифам Санкт – Петербурга.
Несмотря на высокий процент населения, получающего льготы и жилищные компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг, просроченная задолженность по платежам увеличивается. Задолженность населения объясняется не только недостаточным уровнем благосостояния граждан, но и их недобросовестностью. Начиная с 2005 года, по распоряжению Жилищного комитета от 12.09.2005 № 77-р производится начисление пени лицам, несвоевременно и не полностью внесшим плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Начисление пени производится в процентах от суммы долга за каждый день просрочки, в соответствии со ставкой рефинансирования Центрального банка РФ. Средства, полученные в качестве пени, подлежат направлению на цели погашения кредиторской задолженности перед поставщиками коммунальных услуг и на финансирование целевых программ.
Так за 2008 год по данным ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" предъявлено в счетах населению к оплате за жилье и коммунальные услуги 22 млрд. руб., в том числе пени 2,2 млрд. руб., поступило от населения 19,9 млрд. руб., в том числе пени 153 млн. руб. Процент сбора денежных средств от населения по оплате жилья и коммунальных услуг составил 98,85%.9
Жилищные организации постоянно ведут претензионно-исковую работу в отношении неплательщиков. Так, в прошлом году государственными учреждениями "Жилищное агентство административного района" СПб (далее – ГУ ЖА) было предъявлено исковых заявлений в суд по задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг в количестве 55 983 штук, на сумму 1 191 млн. руб., что на 22% больше, чем в предыдущем году. Но документы, передаваемые в судебные органы, подолгу находятся на рассмотрении. Так, рассмотрено судами дел о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг всего 55% от суммы исков, предъявленных в судебные органы.10 Деятельность Службы судебных приставов, по оперативному исполнению судебных решений по взысканию задолженности по квартплате в пользу жилищных организаций, нуждается в постоянном контроле. Кроме того, сдерживающим фактором для жилищных агентств является уплата госпошлины при рассмотрении судебных исков по взысканию задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, т.к. это средства бюджета.
Необходимо дальнейшее совершенствование системы расчетов и платежей за жилищные и коммунальные услуги, которая является одним из способов достижения стабильности функционирования ЖКХ.
Субсидии гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Параллельно
с повышением уровня оплаты населением
ЖКУ реализуется программа
На основании статьи 159 Жилищного кодекса РФ порядок предоставления жилищных субсидий устанавливает только Правительство России.11 Регионам и муниципальным образованиям дано право устанавливать на своей территории стандарты, используемые только для расчета размера субсидий: стоимости ЖКУ, нормативной площади жилья и максимально допустимой доли расходов на ЖКУ в доходе семьи.
В
соответствии со статьей 160 Жилищного
кодекса РФ отдельным категориям
граждан предоставляются
В
СПб компенсации расходов на оплату
жилых помещений и коммунальных
услуг предоставляются
С 2007 года в СПб назначенные гражданам субсидии и компенсации перечисляются на их счета в кредитных организациях или вклады до востребования, а в случае отсутствия сведений о таких счетах – через органы почтовой связи по месту постоянного проживания (регистрации) граждан в соответствии с постановлением Правительства Свнкт-Петербурга от 05.12.2006 № 1499, с изменениями и дополнениями от 10.04.2007 № 379.
Размер компенсаций определяется по формуле:12
К = (ССЖКУ – 0,03 х ВМП) х N – C,
где:
К – размер компенсаций расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг (в рублях);
ССЖУ – размер регионального стандарта стоимости ЖКУ на одного члена семьи для семей с разной численностью (рублях)
ВМП – величина прожиточного минимума на душу населения, действующего в Санкт – Петербурге на день обращения за компенсацией (в рублях);