Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

N – количество лиц, входящих в состав семьи заявителя;

С –  размер субсидии на оплату жилого помещения  и коммунальных услуг (в рублях).

     В случае если заявителю и членам его семьи предоставлены меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера компенсаций соответствующий размер регионального стандарта стоимости ЖКУ умножается на коэффициент, равный отношению размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставления скидки к размеру платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставляемой скидки.

     Объем финансирования расходов на предоставление субсидий и компенсаций, осуществляемый из бюджета Санкт–Петербурга представлен на рис. 2.

Рис. 2. Динамика расходов бюджета по предоставлению субсидий и компенсаций на  оплату ЖКУ 

     Сумма финансирования субсидий составила  в 2008 году 1 583 млн. руб., что в два раза превышает финансирование в 2006-07 годах. Сумма финансирования компенсаций расходов составила в 2008 году – 412 млн. руб., в 2007 году – 1 207 млн. руб., в 2006 году – 1191 млн. руб. Сравнительный анализ оказания социальной помощи населению за три года показывает, что при равном объеме финансирования компенсация расходов на оплату ЖКУ имеет тенденцию к снижению, ввиду роста доходов населения. В то же время объем субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг возрастает, так как ежегодно происходит увеличение стоимости предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.

     Единственным  критерием предоставления льгот  по оплате жилищно-коммунальных услуг является принадлежность гражданина хотя бы одной или нескольким категориям граждан, установленным нормативно-законодательными актами Российской Федерации.

     Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе, в пределах своей компетенции и имеющихся бюджетных средств, принимать решения о дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, мерах социальной защиты граждан.

     Так, например, с 2007 года Законом Свнкт-Петербурга от 25.01.2007 № 645-3 были внесены изменения в Закон СПб "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт–Петербурге", согласно которым женщины, имеющие почетное звание "Мать - героиня" получили право скидки по оплате ЖКУ.

Рис. 3. Финансирование льгот по оплате за ЖКУ 

     Объем финансирования по различным категориям льготников представлен на рис. 3. В 2008 году - 9010 млн. руб., в 2007 году – 7887 млн. руб., в 2006 году – 9029 млн. руб.

     По  распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2005 № 215-рп в целях совершенствования системы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан с 01.01.2006 года первичный учет передан отделам социальной защиты администраций районов Санкт – Петербурга. Была проведена сверка данных жилищных организаций с Комитетом по труду и социальной защите. В результате данной сверки были выявлены лица, у которых не подтвердилось право на льготу. Они были об этом проинформированы, для того чтобы предоставить в отдел по социальной защите населения по месту проживания документы, подтверждающие льготу.

     Таким образом, в связи с переходным периодом передачи права начисления льгот гражданам от жилищных организаций  в органы социальной защиты и  произошло уменьшение финансирования расходов по оплате льгот за жилищно-коммунальные услуги.

     Назревшей необходимостью является наведение  порядка в предоставлении льгот  по оплате ЖКУ и решение задачи финансового обеспечения этих льгот. По аналогии с адресной денежной помощью малообеспеченным группам населения уже сейчас можно упорядочить систему финансового обеспечения льгот, переведя ее с принципа льготной оплаты на принцип получения целевой денежной помощи конкретным людям. Тем, кому льготы положены по закону, они могут предоставляться в виде бюджетной компенсации на личные счета в банке.

     Субсидии  на покрытие выпадающих доходов, связанных  с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для теплоснабжения жилищного фонда.

     Под субсидиями на покрытие выпадающих доходов, возникающих от оказания услуг теплоснабжения в связи с разницей в тарифах на тепловую энергию, понимается разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсосберегающими организациями объема тепловой для отопления и горячего водоснабжения по установленному Комитету по тарифам Санкт–Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории СПб, и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт–Петербурга для расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории СПб.

     Субсидии  предоставляются ресурсоснабжающим  организациям на безвозмездной и  безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов связи с оказанием услуг по теплоснабжению многоквартирных домов, творческих мастерских, расположенных в многоквартирных домах по регулируемым тарифам.

     Субсидии  предоставляются на основании договоров  о предоставлении субсидий, заключаемых Жилищным комитетом с соответствующим получателем субсидий.13

Рис. 4. Субсидии на покрытие выпадающих доходов, в связи с разницей в тарифах на тепловую энергию 

     В 2006 году Жилищным комитетом в адрес ресурсоснабжающих организаций перечислено 2486 млн. руб., в 2007 году 2449 млн. руб., в 2008 году – 2485 млн. руб. Анализ финансирования субсидий на покрытие выпадающих расходов, в связи с разницей в тарифах на тепловую энергию, показывает, что увеличение тарифов происходит равномерно и для потребителей (население) и для жилищных организаций.

     Законами  Санкт–Петербурга "О бюджете Санкт–Петербурга" предусматривается также финансирование основных видов работ, связанных с эксплуатацией жилищного фонда, по ведомственной структуре расходов бюджета Жилищного комитета и Администраций районов.

     В связи с реформированием жилищного  хозяйства СПб происходит улучшение  финансового состояния жилищно-коммунального  хозяйства, его оздоровление.  Увеличивается  объем денежных средств, направляемых на текущий и капитальный ремонты жилищного фонда. Появилась возможность вернуться к планово-предупредительному ремонту, ремонту систем холодного и горячего водоснабжения, центрального отопления.

     Проблема  неплатежей населения за жилищные и  коммунальные услуги всегда была и остается важной для предприятий жилищной сферы. Изменение системы их финансирования, сопровождающееся повышением ставок и тарифов на ЖКУ населению и снижением уровня бюджетных дотаций, повышает заинтересованность предприятий в своевременном поступлении платежей.

     До  недавнего времени экономическая  заинтересованность предприятий жилищного  хозяйства практически отсутствовала, а значит и повышение сбора  платежей населения за предоставленные  жилищные и коммунальные услуги, и  использование различных мер взыскания по отношению к гражданам, несвоевременно оплачивающим эти услуги, не имели решающего значения. При низких ставках и тарифах ЖКУ финансовое положение предприятий ЖКХ зависело главным образом от дотаций бюджета, а не от платежей населения.

     Теперь картина изменилась, выигрывает то предприятие, которое способно предложить комплекс качественных услуг. В свою очередь, чтобы обеспечивать качество услуг, необходимы деньги, бесперебойный поток поступлений от населения. Вот почему именно сегодня все больше внимания уделяется вопросу организации взаимодействия с потребителями и эффективной работе с задолженностью по оплате жилищных и коммунальных услуг.

     Для эффективной организации работы с долгами, необходимо, прежде всего, оптимизировать всю систему взаимодействия предприятия с потребителем в сфере получения платежей за услуги. Главное внимание должно уделяться снижению и предупреждению задолженности, которая возникла относительно недавно, так как долгосрочную задолженность взыскать гораздо сложнее. Основной результат такой деятельности это процент собираемости платежей за жилищные и коммунальные услуги, достаточный для покрытия издержек на деятельность и получения прибыли.

     Финансовую  ответственность за низкую эффективность  предоставления ЖКУ должны поделить государство и население. Государство и органы местного самоуправления должны отвечать за эффективность коммунальных систем вплоть до жилого дома, а жильцы (или нанятые ими компании) за эффективность использования коммунальных ресурсов в жилых домах. Это будет стимулировать потребителей к самоорганизации и привлечению на конкурсной основе структур, которые будут заниматься эксплуатацией инженерных систем зданий. Доля покрытия расходов на жилищно-коммунальные услуги за счет населения должна определяться исходя из условия, что расходы на ЖКУ в среднем доходе не превышают 6-7% - это является международным порогом платежеспособности.

2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области

 

     По  состоянию на 1 января 2009 года на территории Ленинградской области жилищно-коммунальные услуги потребителям оказывали 395 организаций, что в 2 раза больше, чем на начало 2008 года.

     Площадь жилищного фонда, обслуживаемого  предприятиями жилищно-коммунального  хозяйства, в 2008 году увеличилась на 22% и составила на 1 января 2009 года   31,6 млн. кв. м.

     Всего в 2008 году предоставлено жилищно-коммунальных услуг потребителям Ленинградской области на сумму 11,9 млрд. рублей, что на 24% больше, чем в 2007 году (без учета инфляции).

     Объем отпущенных потребителям услуг в  натуральном выражении в 2008 году по сравнению с показателями 2007 года  сократился:  по отпуску холодной воды – на 5,4%, в том числе населению - на 2,4%; по пропуску сточных вод – на  3,9% и 2,3% соответственно. Одной из причин снижения объемов отпуска воды населению – активная установка индивидуальных приборов учета в жилых помещениях.  На 1 января 2009 года установлено в жилых помещениях более 200 тыс. приборов учета коммунальных услуг.  

     Постановлением  Правительства Ленинградской области  от 29 декабря 2007года № 349 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению гражданами, проживающими в многоквартирных домах или жилых домах на территории Ленинградской области при отсутствии приборов учета.

     Объем тепловой энергии также снизился по сравнению с 2007 годом на 20% в связи с теплой погодой.  

     В жилищно-коммунальном хозяйстве продолжается акционирование предприятий, растет доля немуниципальных организаций в  сфере управления объектами жилищного  фонда и инженерной инфраструктуры.

     Число многоквартирных  домов на 1 января 2009 года составило 19810  единиц, из них в 17669 домах собственники помещений должны выбрать способ управления. По состоянию на начало года выбран способ управления в 36% многоквартирных домов, из которых  94% выбрали  управляющие компании, и  в 5%  управление осуществляется ТСЖ.

     В сфере жилищно-коммунального хозяйства  по состоянию на 1 января 2009 года  было занято 31 тыс. человек, что на 7% меньше, чем на начало 2008 года. Одна из причин снижения численности работников – продолжающийся отток кадров из-за невысокого уровня заработной платы. Среднемесячная заработная плата одного работника, занятого в жилищно-коммунальной сфере, за 2008 год составила 9663 рублей (на 18% выше уровня 2007 года и на 25% ниже среднеобластного уровня).

     Административные  принципы управления предприятиями  и неэффективная тарифная политика в предыдущие годы привели к тому, что подавляющее число предприятий  ЖКХ является потенциальными банкротами. Более чем на  50 предприятиях реализуется процедура банкротства.

     Тарифы  на оказание жилищно-коммунальных услуг  по рассматриваемому региону в 2007-2008 гг. сложились следующим образом (таблица 1).

     Таблица 1

Тарифы  и доплаты из бюджета, (руб. / ед. ресурса  без НДС)

Вид ресурса Экономически  обоснованный тариф Тариф для населения Льготы Субсидии Дотации за ЖКУ Доля доплат из бюджета к полному тарифу, %
2007 год
Электроэнергия, руб./кВт*ч 0,79 0,74 0,04 0,01 - 6,82
Теплоэнергия, руб./Гкал 541,31 242,64 42,88 12,12 243,67 55,18
для отопления 549,85 238,53 44,70 12,64 253,99 56,62
для ГВС 523,16 251,38 39,02 11,03 221,73 51,95
Сетевой газ, руб./куб. м 1,48 1,23 0,21 0,05 - 17,11
Сжиженный газ, руб./кГ 6,17 5,11 0,54 0,05 0,45 16,96
Водоснабжение, руб./куб. м 6,44 4,32 0,64 0,20 1,28 32,90
Водоотведение, руб./куб. м 6,29 4,34 0,68 0,22 1,05 31,00
Содержание  жилфонда, в мес. 5,66 3,62 0,78 0,16 1,11 36,11

Информация о работе Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе