Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35
N – количество лиц, входящих в состав семьи заявителя;
С – размер субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (в рублях).
В случае если заявителю и членам его семьи предоставлены меры социальной поддержки в виде скидок в оплате жилого помещения и коммунальных услуг, при расчете размера компенсаций соответствующий размер регионального стандарта стоимости ЖКУ умножается на коэффициент, равный отношению размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги с учетом предоставления скидки к размеру платы за жилое помещение и коммунальные услуги без учета предоставляемой скидки.
Объем финансирования расходов на предоставление субсидий и компенсаций, осуществляемый из бюджета Санкт–Петербурга представлен на рис. 2.
Рис. 2. Динамика
расходов бюджета по предоставлению субсидий
и компенсаций на оплату ЖКУ
Сумма финансирования субсидий составила в 2008 году 1 583 млн. руб., что в два раза превышает финансирование в 2006-07 годах. Сумма финансирования компенсаций расходов составила в 2008 году – 412 млн. руб., в 2007 году – 1 207 млн. руб., в 2006 году – 1191 млн. руб. Сравнительный анализ оказания социальной помощи населению за три года показывает, что при равном объеме финансирования компенсация расходов на оплату ЖКУ имеет тенденцию к снижению, ввиду роста доходов населения. В то же время объем субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг возрастает, так как ежегодно происходит увеличение стоимости предоставления населению жилищно-коммунальных услуг.
Единственным критерием предоставления льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг является принадлежность гражданина хотя бы одной или нескольким категориям граждан, установленным нормативно-законодательными актами Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе, в пределах своей компетенции и имеющихся бюджетных средств, принимать решения о дополнительных, не предусмотренных федеральным законодательством, мерах социальной защиты граждан.
Так, например, с 2007 года Законом Свнкт-Петербурга от 25.01.2007 № 645-3 были внесены изменения в Закон СПб "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Санкт–Петербурге", согласно которым женщины, имеющие почетное звание "Мать - героиня" получили право скидки по оплате ЖКУ.
Рис. 3. Финансирование
льгот по оплате за ЖКУ
Объем финансирования по различным категориям льготников представлен на рис. 3. В 2008 году - 9010 млн. руб., в 2007 году – 7887 млн. руб., в 2006 году – 9029 млн. руб.
По распоряжению Правительства Санкт-Петербурга от 26.12.2005 № 215-рп в целях совершенствования системы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан с 01.01.2006 года первичный учет передан отделам социальной защиты администраций районов Санкт – Петербурга. Была проведена сверка данных жилищных организаций с Комитетом по труду и социальной защите. В результате данной сверки были выявлены лица, у которых не подтвердилось право на льготу. Они были об этом проинформированы, для того чтобы предоставить в отдел по социальной защите населения по месту проживания документы, подтверждающие льготу.
Таким образом, в связи с переходным периодом передачи права начисления льгот гражданам от жилищных организаций в органы социальной защиты и произошло уменьшение финансирования расходов по оплате льгот за жилищно-коммунальные услуги.
Назревшей необходимостью является наведение порядка в предоставлении льгот по оплате ЖКУ и решение задачи финансового обеспечения этих льгот. По аналогии с адресной денежной помощью малообеспеченным группам населения уже сейчас можно упорядочить систему финансового обеспечения льгот, переведя ее с принципа льготной оплаты на принцип получения целевой денежной помощи конкретным людям. Тем, кому льготы положены по закону, они могут предоставляться в виде бюджетной компенсации на личные счета в банке.
Субсидии на покрытие выпадающих доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для теплоснабжения жилищного фонда.
Под субсидиями на покрытие выпадающих доходов, возникающих от оказания услуг теплоснабжения в связи с разницей в тарифах на тепловую энергию, понимается разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсосберегающими организациями объема тепловой для отопления и горячего водоснабжения по установленному Комитету по тарифам Санкт–Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории СПб, и стоимостью того же объема тепловой энергии, рассчитанной по тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт–Петербурга для расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории СПб.
Субсидии
предоставляются
Субсидии предоставляются на основании договоров о предоставлении субсидий, заключаемых Жилищным комитетом с соответствующим получателем субсидий.13
Рис. 4. Субсидии
на покрытие выпадающих доходов, в связи
с разницей в тарифах на тепловую энергию
В 2006 году Жилищным комитетом в адрес ресурсоснабжающих организаций перечислено 2486 млн. руб., в 2007 году 2449 млн. руб., в 2008 году – 2485 млн. руб. Анализ финансирования субсидий на покрытие выпадающих расходов, в связи с разницей в тарифах на тепловую энергию, показывает, что увеличение тарифов происходит равномерно и для потребителей (население) и для жилищных организаций.
Законами Санкт–Петербурга "О бюджете Санкт–Петербурга" предусматривается также финансирование основных видов работ, связанных с эксплуатацией жилищного фонда, по ведомственной структуре расходов бюджета Жилищного комитета и Администраций районов.
В
связи с реформированием
Проблема неплатежей населения за жилищные и коммунальные услуги всегда была и остается важной для предприятий жилищной сферы. Изменение системы их финансирования, сопровождающееся повышением ставок и тарифов на ЖКУ населению и снижением уровня бюджетных дотаций, повышает заинтересованность предприятий в своевременном поступлении платежей.
До
недавнего времени
Теперь картина изменилась, выигрывает то предприятие, которое способно предложить комплекс качественных услуг. В свою очередь, чтобы обеспечивать качество услуг, необходимы деньги, бесперебойный поток поступлений от населения. Вот почему именно сегодня все больше внимания уделяется вопросу организации взаимодействия с потребителями и эффективной работе с задолженностью по оплате жилищных и коммунальных услуг.
Для эффективной организации работы с долгами, необходимо, прежде всего, оптимизировать всю систему взаимодействия предприятия с потребителем в сфере получения платежей за услуги. Главное внимание должно уделяться снижению и предупреждению задолженности, которая возникла относительно недавно, так как долгосрочную задолженность взыскать гораздо сложнее. Основной результат такой деятельности это процент собираемости платежей за жилищные и коммунальные услуги, достаточный для покрытия издержек на деятельность и получения прибыли.
Финансовую ответственность за низкую эффективность предоставления ЖКУ должны поделить государство и население. Государство и органы местного самоуправления должны отвечать за эффективность коммунальных систем вплоть до жилого дома, а жильцы (или нанятые ими компании) за эффективность использования коммунальных ресурсов в жилых домах. Это будет стимулировать потребителей к самоорганизации и привлечению на конкурсной основе структур, которые будут заниматься эксплуатацией инженерных систем зданий. Доля покрытия расходов на жилищно-коммунальные услуги за счет населения должна определяться исходя из условия, что расходы на ЖКУ в среднем доходе не превышают 6-7% - это является международным порогом платежеспособности.
По состоянию на 1 января 2009 года на территории Ленинградской области жилищно-коммунальные услуги потребителям оказывали 395 организаций, что в 2 раза больше, чем на начало 2008 года.
Площадь
жилищного фонда, обслуживаемого
предприятиями жилищно-
Всего в 2008 году предоставлено жилищно-коммунальных услуг потребителям Ленинградской области на сумму 11,9 млрд. рублей, что на 24% больше, чем в 2007 году (без учета инфляции).
Объем отпущенных потребителям услуг в натуральном выражении в 2008 году по сравнению с показателями 2007 года сократился: по отпуску холодной воды – на 5,4%, в том числе населению - на 2,4%; по пропуску сточных вод – на 3,9% и 2,3% соответственно. Одной из причин снижения объемов отпуска воды населению – активная установка индивидуальных приборов учета в жилых помещениях. На 1 января 2009 года установлено в жилых помещениях более 200 тыс. приборов учета коммунальных услуг.
Постановлением
Правительства Ленинградской
Объем тепловой энергии также снизился по сравнению с 2007 годом на 20% в связи с теплой погодой.
В жилищно-коммунальном хозяйстве продолжается акционирование предприятий, растет доля немуниципальных организаций в сфере управления объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры.
Число многоквартирных домов на 1 января 2009 года составило 19810 единиц, из них в 17669 домах собственники помещений должны выбрать способ управления. По состоянию на начало года выбран способ управления в 36% многоквартирных домов, из которых 94% выбрали управляющие компании, и в 5% управление осуществляется ТСЖ.
В
сфере жилищно-коммунального
Административные
принципы управления предприятиями
и неэффективная тарифная политика
в предыдущие годы привели к тому,
что подавляющее число
Тарифы на оказание жилищно-коммунальных услуг по рассматриваемому региону в 2007-2008 гг. сложились следующим образом (таблица 1).
Таблица 1
Тарифы и доплаты из бюджета, (руб. / ед. ресурса без НДС)
Вид ресурса | Экономически обоснованный тариф | Тариф для населения | Льготы | Субсидии | Дотации за ЖКУ | Доля доплат из бюджета к полному тарифу, % |
2007 год | ||||||
Электроэнергия, руб./кВт*ч | 0,79 | 0,74 | 0,04 | 0,01 | - | 6,82 |
Теплоэнергия, руб./Гкал | 541,31 | 242,64 | 42,88 | 12,12 | 243,67 | 55,18 |
для отопления | 549,85 | 238,53 | 44,70 | 12,64 | 253,99 | 56,62 |
для ГВС | 523,16 | 251,38 | 39,02 | 11,03 | 221,73 | 51,95 |
Сетевой газ, руб./куб. м | 1,48 | 1,23 | 0,21 | 0,05 | - | 17,11 |
Сжиженный газ, руб./кГ | 6,17 | 5,11 | 0,54 | 0,05 | 0,45 | 16,96 |
Водоснабжение, руб./куб. м | 6,44 | 4,32 | 0,64 | 0,20 | 1,28 | 32,90 |
Водоотведение, руб./куб. м | 6,29 | 4,34 | 0,68 | 0,22 | 1,05 | 31,00 |
Содержание жилфонда, в мес. | 5,66 | 3,62 | 0,78 | 0,16 | 1,11 | 36,11 |