Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа

Описание

Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35

Работа состоит из  1 файл

расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе.doc

— 1.03 Мб (Скачать документ)

1.2. Жилищно-коммунальная  услуга как результат  деятельности ЖКХ

 

     Результат деятельности ЖКХ – жилищно-коммунальная услуга. Жилищно-коммунальная услуга, как экономическая категория, выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного потребления.4 Это полный цикл работ обеспечивающий конечный результат - реализация услуги непосредственно потребителю - включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.

     ЖКУ как экономическое благо с  точки зрения исключаемости и  конкурентности в потреблении можно  охарактеризовать следующим образом. Теоретически ЖКУ является в значительной степени исключаемой, т.е. осуществляется в режиме условного доступа — при условии оплаты и выполнения соответствующих требований. В то же время практически порой трудно обеспечить исключаемость в сфере предоставления большинства коммунальных услуг. Издержки обеспечения исключительного доступа к таким благам, как, например, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и вывоз мусора в многоквартирных домах, оказываются выше, чем убытки в случае неоплаты отдельными потребителями данных услуг. Поэтому ЖКУ можно отнести к условно исключаемым услугам.

     Конкурентность  предполагает уменьшение количества товаров  и услуг, доступных одному потребителю, в результате увеличения потребления  этого товара или услуги другим индивидом или же общего увеличения количества потребителей. Большая часть ЖКУ являются относительно конкурентными, т.е. до определенных пределов объем потребления блага одного не влияет на условия доступности к данному благу других. Однако при значительных увеличениях объемов потребления возникает перегрузка мощностей, обеспечивающих производство данных благ, и благо оказывается конкурентным. Поэтому назовем данные услуги условно неконкурентными.

     Кроме того, производство и потребление  данных благ связано с большими положительными внешними эффектами, обеспечивая повышение качества рабочей силы, комфортность для жизни и бизнеса конкретных муниципальных образований, имеющих развитую коммунальную инфраструктуру, инвестиционную привлекательность регионов, и, наконец, обеспечивая социальную стабильность и политические дивиденды тем или иным заинтересованным группам.

     Если  благо исключаемо и конкурентно, то оно относится к категории  частных благ, эффективным механизмом предоставления которых является рынок. Если благо конкурентно, но неисключаемо, то такой товар или услуга используются в режиме свободного доступа. Чрезмерное потребление данного блага приводит к истощению его источников. В случае неконкурентности в потреблении, но при наличии исключаемости товар или услуга оказываются клубным (групповым) благом. Если соблюдаются условия и неисключаемости, и неконкурентности, то товар или услуга относится к категории чистых общественных благ.

     В силу обозначенных характеристик ЖКУ  нельзя отнести ни к чистым частным, ни к чистым общественным благам. Условная исключаемость и условная неконкурентность, значительный положительный внешний эффект позволяют охарактеризовать ЖКУ как социально значимое клубное благо.

     Особенности данного блага предполагают участие  в договоре по его предоставлению как минимум четырех заинтересованных сторон — производителей, потребителей, органов федеральной и местной государственной власти.

     Основными характеристиками ЖКУ как экономического блага являются ее качество, цена, набор, стандарт с точки зрения набора и качества и объем предоставляемых услуг. Центральным элементом в этом ряду является цена, так как все остальные элементы прямо или косвенно зависимы от ее уровня. И действительно, именно цена или тариф на ЖКУ всегда оказывается главным предметом переговорного процесса при заключении соглашения.

     Теоретически  целью государственного регулирования  естественных монополий в жилищно-коммунальном комплексе является установление таких  тарифов, которые обеспечивают производство необходимого количества услуг приемлемого качества при оптимальном распределении ресурсов, направленных на их производство. Однако практически главная цель регулирования состоит в том, чтобы позволить предприятиям-монополистам иметь доход, достаточный для компенсации полных затрат на производство и реализацию их продукции и услуг и получения "справедливой" прибыли. Другими словами, главная цель состоит в том, чтобы соблюдать разумный баланс между интересами потребителей, которые не должны быть нарушены монополистической эксплуатацией, и интересами компаний, действующих в данных отраслях, которые не должны быть обмануты регулирующими органами.

     Таким образом, регулируемые тарифы (цены) на продукцию (работы, услуги) предприятий  жилищно-коммунального комплекса  одновременно выступают в нескольких ипостасях:

  • с точки зрения производителя жилищно-коммунальных услуг, цена — инструмент, с помощью которого покрываются расходы предприятия и обеспечивается прибыль;
  • с точки зрения покупателя, цена — способ расчета за продукцию и услуги, расходы потребителя по приобретению ЖКУ;
  • с точки зрения органов федеральной государственной власти, цена ЖКУ - инструмент обеспечения социальной стабильности, повышения технико-экономической эффективности предприятий отрасли;
  • с точки зрения органов местной государственной власти, цена ЖКУ — инструмент реализации политических  интересов  отдельных групп, оптимизации бюджетных отношений.

     При этом уровень регулируемой цены (тарифа) оказывается результатом многостороннего  договора, каждая из сторон которого имеет  собственные интересы.

     Подводя промежуточный итог, стоит отметить, что под жилищно-коммунальной услугой  автор понимает работы промышленного  характера и действия, осуществляемые работниками жилищно-коммунальных организаций для удовлетворения потребностей населения в продукции промышленного характера соответствующего качества.

     Развитие  материального производства, а также  разделение труда в сфере жилищно-коммунальных услуг привели к разнообразию их видов, которые можно классифицировать по ряду признаков. В связи с этим автор считает необходимым дать структурную характеристику жилищно-коммунальной услуги.

     Таблица 1

Классификация жилищно-коммунальных услуг

Признак Жилищно-коммунальные услуги
1. По  характеру субъекта производства  и объекта потребления услуги Нематериальные (услуги дворников, уборщиков и др.)

Материальные (ремонт мест общего пользования, санитарно-технического оборудования, средств связи и  др.)

2. По  функциональному содержанию оказываемой  услуги Личные (содержание и текущий ремонт квартиры)

Услуги, создающие новые товары (строительство жилья по индивидуальным заказам населения)

Услуги, восстанавливающие потребительские  свойства бывших в употреблении товаров (ремонт жилищ, сантехники и др.)

Интеллектуальные  услуги (например, реклама)

3. По  отношению к общественным фондам потребления Платные, оплачиваемые потребителем услуги

Бесплатные, оказываемые за счет бюджетных средств

4. По  форме потребления Индивидуальные (жилье)

Коллективные (водопровод, канализация, места общего пользования и др.)

 

     Перечень работ, включаемых в состав жилищно-коммунальных услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту зданий и производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.

     Жилищно-коммунальные услуги по своему составу и структуре  можно разделить на две группы:

  1. Жилищные услуги по содержанию и ремонту жилья (техническое обслуживание), включающие:
  • содержание и эксплуатацию жилья;
  • содержание и ремонт лифтового оборудования;
  • содержание и ремонт мусоропроводов;
  • сбор и вывоз мусора, бытовых и пищевых отходов;
  • уборка мест общего пользования;
  • уборка придомовой территории;
  • капитальный ремонт жилых помещений;
  • найм жилых помещений;
  • содержание площади жилья сверх социальной нормы.
  1. Коммунальные услуги, включающие:
  • водоснабжение и водоотведение;
  • горячее водоснабжение;
  • отопление;
  • электроснабжение;
  • газоснабжение.

     Ключевым  условием обеспечения эффективного функционирования рынка ЖКУ должно стать постоянное соблюдение равенства  спроса и предложения по объему и структуре производства и выполнения работ промышленного характера, поскольку процесс производства и потребления большинства видов промышленной продукции жилищно-коммунального хозяйства совпадает в производственно-временных координатах.

1.3. Основы реформирования  ЖКХ

 

     Коренные  изменения экономической системы  и постоянно меняющиеся условия  требуют от ЖКХ адаптации к  ним в целях их успешного функционирования. Развитие страны определяется эффективностью работы отраслей хозяйства, которые должны не просто выживать в сложных условиях, а проводить активную стратегию преобразований в эффективно действующую хозяйственную структуру.

     В имеющейся специальной литературе нет однозначного толкования сущности организационно-экономического механизма. На наш взгляд, одна из причин этого заключается в том, что в само понятие организационно-экономического механизма вкладывается разное сочетание объективного и субъективного момента в развитии производства и производственных отношений. При административно-плановой системе преобладали элементы субъективного начала в функционировании организационно-экономического механизма, которому отводились в основном "исполнительские" хозяйственные функции. Отсюда, например, такое слишком общее определение этого механизма как "совокупности форм социалистического расширенного воспроизводства".

     В другом случае организационно-экономический  механизм рассматривался как "выражение взаимодействия людей, организованных в предприятия, ведомства и т.д."5 В данном определении вообще отсутствует содержательный аспект самих форм взаимодействия субъектов организационно-экономического механизма.

     В определении Тищенко Г.Н. организационно-экономический  механизм трактуется как совокупность взаимосвязанных рычагов и методов  планового воздействия на производство, обмен, распределение и потребление продуктов.6 Здесь акцент сделан на приоритет одностороннего воздействия на воспроизводственный процесс планового начала, тогда как в любом механизме, тем более организационно-экономическом, все его элементы взаимосвязаны. В этом процессе субъекты производства, обмена, распределения и потребления на микроуровне экономики, развивающейся по объективным законам, оказывают обратное " воздействие" на принципы использования экономических рычагов и стимулов, на макроэкономические решения.

     Мы  разделяем позицию тех авторов, которые считают, что при определении  понятия и сущности организационно-экономического механизма необходимо исходить из его  объективной обусловленности существующими  экономическими отношениями.7 С этих позиций организационно-экономический механизм может рассматриваться как конкретное выражение экономических отношений во взаимодействии с производительными силами, представляющее собой основанную на интересах совокупность объективно обусловленных методов, рычагов и инструментов, а также соответствующих организационно-экономических форм комплексного их использования в области планирования, стимулирования и управления воспроизводственным процессом естественных монополий. По нашему мнению в этом определении сочетается объективная обусловленность и функциональные основы организационно-экономического механизма, хотя не подчеркнут рыночный характер этих основ.

     В специальной литературе последнего времени организационно-экономический  механизм рассматривается как рыночный, сочетающий саморегулирование деятельности хозяйствующих субъектов с регулирующими функциями государства. С этих позиций он выступает как "динамичная, постоянно развивающаяся система, основанная на сочетании государственного регулирования и саморегулирования".8 Такое сочетание достигается посредством использования таких категорий, как цены, кредит, налоги, финансы, субсидии.

Информация о работе Расчеты по ЖКХ в РФ и на Западе