Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Первое десятилетие ХХI века, как для России, так и для государств мирового рыночного сообщества явилось периодом осуществления комплексных мероприятий, направленных на повышение эффективности экономического развития и уровня конкурентоспособности субъектов хозяйствования. В этой связи, не вызывает сомнения необходимость вовлечения частных форм предпринимательства для дальнейшего формирования конкурентно-рыночной среды в жилищно-коммунальном хозяйстве (далее - ЖКХ) России, которое остается одной из самых проблемных сфер отечественной экономики.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы функционирования жилищно-коммунального хозяйства 5
1.1. Понятие ЖКХ 5
1.2. Жилищно-коммунальная услуга как результат деятельности ЖКХ 9
1.3. Основы реформирования ЖКХ 13
Глава 2. Анализ расчетов за оказание жилищно-коммунальных услуг 18
2.1. Финансовые аспекты предоставления жилищных и коммунальных услуг в Санкт-Петербурге 18
2.2. Динамика расчетов по ЖКУ в Ленинградской области 25
Глава 3. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги в РФ 30
3.1. Анализ практики оплаты ЖКУ за рубежом 30
3.2. Совершенствование расчетов за ЖКУ в РФ (на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области) 31
Заключение 33
Список литературы 35
Результат деятельности ЖКХ – жилищно-коммунальная услуга. Жилищно-коммунальная услуга, как экономическая категория, выражает отношение между людьми по поводу производства, распределения и потребления специфических (в форме услуг) благ, относящихся к сфере личного потребления.4 Это полный цикл работ обеспечивающий конечный результат - реализация услуги непосредственно потребителю - включающий техническое обслуживание инженерных систем, конструктивных элементов и ремонт жилых зданий, в том числе выполнение заявок на неотложно-аварийные работы, независимо от того выполняются все работы по производству и реализации услуг одним предприятием или отдельные работы поручаются генеральным подрядчиком другим предприятиям и частным фирмам.
ЖКУ как экономическое благо с точки зрения исключаемости и конкурентности в потреблении можно охарактеризовать следующим образом. Теоретически ЖКУ является в значительной степени исключаемой, т.е. осуществляется в режиме условного доступа — при условии оплаты и выполнения соответствующих требований. В то же время практически порой трудно обеспечить исключаемость в сфере предоставления большинства коммунальных услуг. Издержки обеспечения исключительного доступа к таким благам, как, например, водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и вывоз мусора в многоквартирных домах, оказываются выше, чем убытки в случае неоплаты отдельными потребителями данных услуг. Поэтому ЖКУ можно отнести к условно исключаемым услугам.
Конкурентность предполагает уменьшение количества товаров и услуг, доступных одному потребителю, в результате увеличения потребления этого товара или услуги другим индивидом или же общего увеличения количества потребителей. Большая часть ЖКУ являются относительно конкурентными, т.е. до определенных пределов объем потребления блага одного не влияет на условия доступности к данному благу других. Однако при значительных увеличениях объемов потребления возникает перегрузка мощностей, обеспечивающих производство данных благ, и благо оказывается конкурентным. Поэтому назовем данные услуги условно неконкурентными.
Кроме того, производство и потребление данных благ связано с большими положительными внешними эффектами, обеспечивая повышение качества рабочей силы, комфортность для жизни и бизнеса конкретных муниципальных образований, имеющих развитую коммунальную инфраструктуру, инвестиционную привлекательность регионов, и, наконец, обеспечивая социальную стабильность и политические дивиденды тем или иным заинтересованным группам.
Если благо исключаемо и конкурентно, то оно относится к категории частных благ, эффективным механизмом предоставления которых является рынок. Если благо конкурентно, но неисключаемо, то такой товар или услуга используются в режиме свободного доступа. Чрезмерное потребление данного блага приводит к истощению его источников. В случае неконкурентности в потреблении, но при наличии исключаемости товар или услуга оказываются клубным (групповым) благом. Если соблюдаются условия и неисключаемости, и неконкурентности, то товар или услуга относится к категории чистых общественных благ.
В силу обозначенных характеристик ЖКУ нельзя отнести ни к чистым частным, ни к чистым общественным благам. Условная исключаемость и условная неконкурентность, значительный положительный внешний эффект позволяют охарактеризовать ЖКУ как социально значимое клубное благо.
Особенности данного блага предполагают участие в договоре по его предоставлению как минимум четырех заинтересованных сторон — производителей, потребителей, органов федеральной и местной государственной власти.
Основными характеристиками ЖКУ как экономического блага являются ее качество, цена, набор, стандарт с точки зрения набора и качества и объем предоставляемых услуг. Центральным элементом в этом ряду является цена, так как все остальные элементы прямо или косвенно зависимы от ее уровня. И действительно, именно цена или тариф на ЖКУ всегда оказывается главным предметом переговорного процесса при заключении соглашения.
Теоретически
целью государственного регулирования
естественных монополий в жилищно-
Таким
образом, регулируемые тарифы (цены) на
продукцию (работы, услуги) предприятий
жилищно-коммунального
При
этом уровень регулируемой цены (тарифа)
оказывается результатом
Подводя
промежуточный итог, стоит отметить,
что под жилищно-коммунальной услугой
автор понимает работы промышленного
характера и действия, осуществляемые
работниками жилищно-
Развитие
материального производства, а также
разделение труда в сфере жилищно-
Таблица 1
Классификация жилищно-коммунальных услуг
Признак | Жилищно-коммунальные услуги |
1. По
характеру субъекта |
Нематериальные
(услуги дворников, уборщиков и др.)
Материальные (ремонт мест общего пользования, санитарно-технического оборудования, средств связи и др.) |
2. По
функциональному содержанию |
Личные (содержание
и текущий ремонт квартиры)
Услуги, создающие новые товары (строительство жилья по индивидуальным заказам населения) Услуги,
восстанавливающие Интеллектуальные услуги (например, реклама) |
3. По отношению к общественным фондам потребления | Платные, оплачиваемые
потребителем услуги
Бесплатные, оказываемые за счет бюджетных средств |
4. По форме потребления | Индивидуальные
(жилье)
Коллективные (водопровод, канализация, места общего пользования и др.) |
Перечень работ, включаемых в состав жилищно-коммунальных услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту зданий и производимых за счет средств, предназначенных на капитальный ремонт жилищного фонда, определен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Жилищно-коммунальные услуги по своему составу и структуре можно разделить на две группы:
Ключевым условием обеспечения эффективного функционирования рынка ЖКУ должно стать постоянное соблюдение равенства спроса и предложения по объему и структуре производства и выполнения работ промышленного характера, поскольку процесс производства и потребления большинства видов промышленной продукции жилищно-коммунального хозяйства совпадает в производственно-временных координатах.
Коренные
изменения экономической
В
имеющейся специальной
В другом случае организационно-экономический механизм рассматривался как "выражение взаимодействия людей, организованных в предприятия, ведомства и т.д."5 В данном определении вообще отсутствует содержательный аспект самих форм взаимодействия субъектов организационно-экономического механизма.
В
определении Тищенко Г.Н. организационно-экономический
механизм трактуется как совокупность
взаимосвязанных рычагов и
Мы
разделяем позицию тех авторов,
которые считают, что при определении
понятия и сущности организационно-экономического
механизма необходимо исходить из его
объективной обусловленности
В
специальной литературе последнего
времени организационно-