Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

 

 

53. Правительство Российской  Федерации: место в системе  разделения властей; правовое регулирование; порядок образования, состав, подотчетность.

В соответствии с части 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации и судами Российской  Федерации.  Согласно  статье  110  Конституции  Российской  Федерации,  Правительство  Российской  Федерации  осуществляет  исполнительную  власть  Российской  Федерации.  Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры. Основными функциями Правительства Российской Федерации,  которые  закреплены  в  Федеральном  конституционном  законе  от  17  декабря  1997  г.  (в  редакции  Федеральных  конституционных законов от 31 декабря 1997 г. с последующими изменениями) «О Правительстве  Российской  Федерации»,  являются:  обеспечение  управления экономикой,  социально-культурной  сферой  и  административно-политической  деятельностью  страны;  организация  исполнения  федеральных законов и нормативных правовых актов Президента Российской Федерации; систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. На федеральном уровне Правительство Российской Федерации объединяет, направляет, координирует и контролирует работу федеральных министерств и других подведомственных ему федеральных органов исполнительной власти. Законом Российской Федерации о поправках к Конституции Российской  Федерации от  30  декабря 2008  года  «О  контрольных полномочиях Государственной Думы» в отношении  Правительства  Российской Федерации» внесены изменения в часть 1 статьи 103 Конституции  Российской  Федерации,  в  соответствии  с  которыми  к  ведению Государственной Думы относится «заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой». Члены Правительства Российской  Федерации обязаны по приглашению палат Федерального Собрания Российской Федерации присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. серьезным рычагом воздействия Федерального Собрания Российской Федерации на Правительство Российской Федерации является утверждение федерального бюджета и отчета о его исполнении, что обеспечивает  возможность  финансового  контроля  за  деятельностью  Правительства Российской Федерации. Государственная  Дума  Федерального  Собрания  Российской  Федерации  вправе  выразить  недоверие  Правительству  Российской Федерации (ч. 3 и 4 статьи 117 Конституции Российской Федерации). В части 2 этой же статьи 110 Конституции Российской Федерации определен и состав Правительства Российской Федерации. В ней сказано, что Правительство Российской Федерации состоит из: Председателя Правительства Российской Федерации;  заместителей  Председателя  Правительства  Российской  Федерации; федеральных министров. Председатель  Правительства  Российской  Федерации  назначается Президентом Российской Федерации Государственная  Дума  рассматривает  представленную  Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации. Председатель  Правительства  Российской  Федерации предоставляет Президенту кандидатуры на  должности  заместителей  (первых заместителей)  Председателя  Правительства  Российской  Федерации  и  федеральных  министров. Структура  Правительства  Российской  Федерации  должна  соответствовать  требования  ч.  2 статьи 110 Конституции Российской Федерации. В  статье  117  Конституции  Российской  Федерации  предусмотрены основания досрочного прекращения полномочий Правительства Российской Федерации в зависимости от того, кто был инициатором постановки вопроса о досрочном прекращении полномочий Правительства Российской Федерации.

54. Федеральные органы  исполнительной власти Российской Федерации: правовое регулирование; система и структура федеральных органов исполнительной власти; виды федеральных органов исполнительной власти особенности их правового положения.

Указ Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной  власти». В структуру федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, кроме Правительства Российской Федерации, включены  федеральные  министерства,  федеральные  службы,  федеральные агентства. Федеральное министерство – это государственный орган, который представляют собой основную организационную форму государственного руководства  экономикой,  социально-культурными  и  административно-политическими процессами жизнедеятельности государства. – его возглавляет федеральный министр, входящий в состав Правительства Российской Федерации;

–  это  федеральный  орган  исполнительной  власти,  деятельность  которого распространяется на всю территорию Российской Федерации;

– это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по  выработке государственной политики,  нормативно-правового регулирования в установленной сфере;

– это федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого строится на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации,  федеральных конституционных законов,  федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

– это федеральный орган исполнительной власти, который осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральных агентств;

– это федеральный орган исполнительной власти, руководитель которого  (федеральный  министр)  имеет  право  назначать  на  должность  и освобождать  от должности по представлению руководителей федеральных

служб, давать руководителям федеральных  служб  и  федеральных  агентств,  подведомственным  соответствующим  федеральным  министерствам,  обязательные  для  исполнения указания; приостанавливать в случае необходимости решения таких федеральных служб и федеральных агентств (их руководителей) или отменять эти решения, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом. Федеральная  служба  является  федеральным  органом  исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной  безопасности. Федеральная  служба  может  быть  подведомственна  Президенту  Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

Федеральное  агентство  является  федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим  в  установленной  сфере  деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное министерство является прежде всего правоустановительным федеральным органом исполнительной власти;  федеральная  служба  –  контрольно-надзорный  федеральный  орган исполнительной власти; федеральное агентство – правоприменительный федеральный орган исполнительной власти.

 

55. Конституционный Суд  Российской Федерации: место в системе разделения властей; правовое регулирование; состав, основные задачи и предметы ведения; организация работы.

Место судебной власти в системе  разделения властей в Российской Федерации  определяется,  тем,  что  она  признается  разновидностью  государственной власти наряду с законодательной и исполнительной властью.  Самостоятельность судебной власти проявляется в том, что она:  −  в своей деятельности подчиняется только требованиям Конституции Российской Федерации и предписаниям федеральных законов; −  самостоятельная  и  независима  в  вынесении  судебных  решений  и приговоров, что обеспечивает стабильность приговоров и судебных решений, а также возможность самостоятельного исправления допущенных судебных ошибок;

−  действует при строгом соблюдении процессуальных правил на всех стадиях судопроизводства. Самостоятельность и независимость судебной власти подкрепляется также независимостью судей, присяжных, народных, арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия.  В  системе  разделения  властей  Российской  Федерации  судебная власть, опираясь на Конституцию Российской Федерации, связана с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять в своей практической деятельности федеральные законы, акты Президента Российской Федераций и Правительства Российской Федерации. С другой стороны, судебной власти предоставлено право конституционного контроля и судебного  контроля  за  соответствием  федеральных  законов  требованиям Конституции Российской Федерации и за соответствием требований Конституции Российской  Федерации и федеральным законам нормативных правовых  актов Президента  Российской  Федерации,  Правительства Российской  Федерации,  исполнительных  органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного  самоуправления.  В  случае,  если  нормативные  правовые  акты названных  органов  государственной  власти  и  органов  местного  самоуправления  будут  признаны  неконституционными  или  несоответствующими  требованиям  федеральных  законов,  соответствующие  органы  судебной власти обязаны дать правовую оценку содержащимся в тех или иных нормативных актах неконституционным или нарушающим требования федеральных законов положениям. Решение судебной власти служит основанием для пересмотра данных нормативных правовых актов и приведения их в соответствие с требованиями Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Конституционный  Суд  Российской  Федерации  –  судебный  орган  конституционного контроля, он самостоятельно и независимо осуществляет  судебную  власть  посредством  конституционного  судопроизводства. Полномочия  придаются  ему  в  целях  защиты  основ  конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей

территории  Российской  Федерации.  Одна  из  наиболее  характерных  черт статуса Конституционного Суда Российской Федерации состоит в  том, что он призван решать исключительно  вопросы права. Компетенция Конституционного Суда Российской Федерации состоит из четырех групп конституционных полномочий, которые определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и детализированы в статье 3 Федерального конституционного закона. Это: 1. Проверка конституционности законов, нормативных правовых актов и договоров, осуществляемая по трем видам запросов и жалоб (от органов государственной власти, граждан и судов).

2. Разрешение споров о компетенции. 

3. Толкование Конституции Российской  Федерации.

4.  Дача  заключений  о  соблюдении  порядка  выдвижения  обвинения 

Президента Российской Федерации  в государственной измене или  совершении иного тяжкого преступления.

В  порядке  контроля  Конституционный  Суд  разрешает  дела  о соответствии Конституции Российской Федерации. Другая  разновидность  контроля  Конституционного  Суда  Российской Федерации связана с жалобами граждан и их объединений. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

−  между федеральными органами государственной власти;

−  между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации;

−  между  высшими  органами  государственной  власти  субъектов  Российской  Федерации  (пункт  3  статьи  125  Конституции  Российской Федерации). Толкование  Конституции  Российской  Федерации.  Право  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  на  толкование  Конституции Российской Федерации предусмотрено пунктом 5 статьи 125 Конституции Российской  Федерации.  Правом  на  обращение  в  Конституционный  Суд Российской Федерации с запросом о толковании Конституции Российской Федерации обладают Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, органы законодательной власти субъектов Российской Федерации.  Дача  заключения  о  соблюдении  установленного  порядка  выдвижения  обвинения  Президента  Российской  Федерации  в  государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Соответствующее  право  Конституционного  Суда  Российской  Федерации предусмотрено статьей 93 Конституции Российской Федерации, а порядок его реализации – статьями 107-110 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации». Обращение с запросом о даче заключения по данному вопросу направляется в Конституционный  Суд  Российской  Федерации  Советом  Федерации  Федерального Собрания  Российской  Федерации.  Запрос  допустим,  если  обвинение  выдвинуто Государственной Думой и имеется заключение Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации: признаков соответствующего преступления. 

Федеральный конституционный  закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ

"О Конституционном  Суде Российской Федерации" 

Глава III. Структура и организация деятельности Конституционного Суда Российской Федерации  

Статья 20. Организационные формы конституционного судопроизводства

Конституционный Суд Российской Федерации  рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации.

Конституционный Суд Российской Федерации  состоит из двух палат, включающих в  себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат  определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации.

В пленарных заседаниях участвуют  все судьи Конституционного Суда Российской Федерации, в заседаниях палат - судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Председатель и заместители  Председателя Конституционного Суда Российской Федерации не могут входить в  состав одной и той же палаты.

Персональный состав палат не должен оставаться неизменным более чем  три года подряд.

Очередность исполнения судьями, входящими в состав палаты, полномочий председательствующего в ее заседаниях определяется на заседании палаты.

 

56. Законодательные (представительные) органы государственной власти  субъектов Российской Федерации: правовое регулирование; виды органов, особенности их структуры, основные полномочия; порядок досрочного прекращения полномочий законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В Самарской области – это  Губернская дума. Число  депутатов  законодательного  (представительного)  органа  государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Самарская Губернская Дума – 50 депутатов, По своей структуре законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации являются преимущественно однопалатными. Законодательные  (представительные)  органы  государственной власти  субъектов  Российской  Федерации  избираются  на  основе  всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Срок  полномочий  депутатов  законодательного  (представительного) органа  государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации  одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. Работу законодательного  (представительного)  органа  государственной  власти субъекта Российской Федерации организуют их руководящие органы, которыми являются: председатель законодательного (представительного) органа  государственной  власти,  его  заместитель  (заместители), избираемые палатой. К таким полномочиям законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации относятся: 

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"