Шпаргалка по "Конституционное право"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:40, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ к экз конституционное право.doc

— 618.50 Кб (Скачать документ)

ния федеративного государства;2)предметы совместного ведения федерации и ее субъектов; 3) предметы исключ. ведения субъектов Федерации.Поэтому собственную компетенцию РФ составляют предметы ее исключительного ведения (ст. 71) и предметы совместного ведения РФ и  ее субъектов(ст. 72 ).

1. Предметы исключительного ведения  РФ. характеризуется тем, что именно в этих пределах РФ осущ. свою исключ., только ей присущую гос.-властную деятельность в определенных для нее пределах. По предметам исключительного ведения РФ принимает фед. Конст. законы и фед. законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ(ч. 1 ст. 76). К предметам исключительного ведения Российской Федерации, в соотв. со ст. 71 Конс. РФ, относятся след. группы:

в области гос. строительства: а)принятие и изменение Конституции Российской Федерации и фед. законов, контроль за их соблюдением;б)федеративное устройство и территория РФ;в)регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;гражданство РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;г)установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной власти, порядка их формирования и деятельности; формирование фед. органов государственной власти; в области экономического и социального строительства:а)фед. гос. собственность и управление ею;б)установление основ федеральной политики и федеральные программы в области гос., эк, экологического, соц., культ. и национ. развития;в)установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное; кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, фед. экономические службы, включая фед. банки;г) фед. бюджет; фед. налоги и сборы; фед.фонды регионального развития;д)фед.энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; фед.транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;д)метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система исчисление времени; геодезия и картография; наименование географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;е)фед. гос. служба. в области внешних сношений:а)внешняя политика, международные отношения РФ, вопросы войны и мира;б)внешнеэкономические отношения Российской Федерации; в области государственной безопасности и обороны:а)оборона и безопасность; б)определение статуса и защита государственных границ,  в области непосредственного и исключительного законодательства:а) судоустройство; прокуратура; уг., уг.-процессуальное и уг.-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное законод.; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

2. Под совместным ведением понимается отнесение определенных вопросов к компетенции как Федерации, так и ее субъектов ст. 72. Предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов можно разделить на несколько групп.

В области государственного строительства и защиты прав и свобод человека и гражданина: а)обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов фед. значения, автономной области, автономных округов Конс. РФ и фед. законам;б) защита прав и свобод человека и гражданина, защита прав нац. меньшинств, обеспечение законности, правопорядка, общ.безопасности, режим пограничных зон;в)установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

В области регулирования экономики  и социального развития:а)разграничение  государственной собственности, вопросы  владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными ресурсами;б)природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экол. безопасности, охрана памятников истории и культуры;в)общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;г)координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, соц. защита, соц. обеспечение;д)осущ. мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;е)установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

 

40. Административно-территориальное  деление субъектов Российской Федерации: понятие и принципы административно-территориального деления; виды административно-территориальных единиц. Административно-территориальное деление Самарской области.

Под административно-территориальным  устройством субъектов Российской  Федерации  следует  понимать  научно  обоснованное  разделение территории  субъекта  Российской  Федерации  на  определенные  части  (административно-территориальные  единицы),  в  соответствии  с  которыми строится (организуется) местное самоуправление. Собственно нормативными актами субъектов Российской Федерации,  регулирующими  административно-территориальное  устройство субъектов Российской Федерации, являются конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других субъектов Российской Федерации.  На  территории  отдельных  субъектов  Российской  Федерации  действуют принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации законы об административно-территориальном устройстве соответствующего субъекта Российской Федерации. В  конституциях  республик,  в  уставах  других  субъектов  Российской Федерации  закрепляются,  прежде  всего  принципы  административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. В наиболее общем виде такими принципами являются: 1) самостоятельность, в пределах собственного ведения, определения административно-территориального устройства и порядка его изменения; 2) обеспечение целостности территории субъекта Российской Федерации; 3) обеспечение исторически сложившейся системы  расселения  населения, тенденция ее развития; 4) создание экономических, финансовых и организационных условий для формирования и деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации; 5) содействие  рациональному использованию природных  и  материальных  ресурсов,  развитие  инженерной,  транспортной  и  социальной  инфраструктуры. В статье 52 Устава Самарской области установлено, что в состав Самарской области непосредственно входят следующие административно-территориальные единицы Самарской области: города областного значения: Самара, Жигулевск, Кинель, Новокуйбышевск,  Октябрьск,  Отрадный,  Похвистнево,  Сызрань,  Тольятти,  Чапаевск; районы Самарской области: Алексеевский, Безенчукский, Богатовский и др. Города играют исключительно важную роль в политической, хозяйственной и культурной жизни страны. Они являются местом сосредоточения больших промышленных. Обеспечение нормального функционирования  наиболее  крупных  городов  с  их  сложным  хозяйством,  обширной территорией  и  многочисленным  населением  обусловило  необходимость деление их на менее крупные административно-территориальные единицы – городские районы. В городе Самаре такими внутригородскими районами  являются:  Куйбышевский,  Самарский,  Ленинский,  Октябрьский и др. Район – административно-территориальная единица,  составляющая часть республики,  края,  области,  автономной  области,  автономных  округов. В экономическом отношении каждый район представляет собой сложный многоотраслевой организм,  включающий  сельскохозяйственные предприятия, небольшие промышленные предприятия,  культурно-бытовые  предприятия и др. В свою очередь, территория районов подразделяется на более мелкие административно-территориальные единицы, которые образуют первичное звено административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации. Такими административно-территориальными единицами  (образованиями)  являются  сельские  населенные  пункты:  поселки, села, деревни, хутора, и другие. Решения  по  вопросам  образования,  объединения,  упразднения  районов  на  территории  субъекта  Российской  Федерации  принимают  органы государственной  власти  субъекта  Российской  Федерации.  Образование  упразднение,  установление  границ  первичных  административно-территориальных  единиц  осуществляется  органами  государственной  власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления базовых административно-территориальных единиц, в состав которых соответствующие первичные административно-территориальные единицы.

 

41. Понятие избирательного  права и избирательной системы;  виды избирательных систем и их особенности в Российской Федерации.

Избирательная система в широком  смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов. Существует два основных вида избирательных систем: мажоритарная и пропорциональная. Также выделяются их разновидности и смешанные формы: системы единственного передаваемого и непередаваемого голоса, кумулятивный вотум и др.

Избирательное право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.). Мажоритарная избирательная система – избирательная система, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов. Пропорциональная избирательная система – избирательная система, при которой мандаты распределяются между партиями и их объединениями пропорционально числу полученных голосов. Система единственного передаваемого голоса – разновидность пропорциональной системы, при которой используются система преференций и квота. Смешанные избирательные системы – системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы.

Если выборы проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам, то каждый избиратель имеет,  как  правило,  один  голос  для  голосования  за  одного  из  зарегистрированных кандидатов. При выборах по пропорциональной избирательный системе у каждого избирателя  имеется один  голос для голосования за один из зарегистрированных избирательными объединениями (политическими партиями) списков кандидатов. При выборах по смешанной избирательной системе,  то  есть  при одновременном применении  мажоритарной избирательной системы и системы пропорционального представительства,  каждый  избиратель  обладает  как  минимум  двумя  голосами: один голос он вправе подать за кандидата по одномандатному избирательному округу, а второй – за список политической партии (избирательного объединения).

 

42. Равное избирательное  право: понятие и гарантии. Особенности  равного избирательного права по Конституции РСФСР 1918 и 1937 гг.

Система  избирательного  права  начального  этапа  советского  периода  в  истории  России  была  заложена  Конституцией  РСФСР 1918  г.  Она  обосновывала  классовый  подход  к  формированию  органов государственной  власти.  Выборы  представительных  органов,  то  есть  выборы были не вполне всеобщими, они были не вполне равными, многостепенными с использованием открытого и тайного голосования. Не вполне всеобщие выборы означали, что правом избирать и быть избранными пользовались российские граждане,  достигшие  ко  дню  выборов 18-летннго возраста, независимо от пола, вероисповедания, национальности и оседлости, если они добывали средства к жизни производительным и общественно полезным трудом или занимались домашним хозяйством, обеспечивающим возможность производительного труда. Избирательным  правом  были  наделены  военнослужащие Красной Армии и флота, а также проживающие на территории России иностранцы из рабочих и крестьян. Этих  прав  были  лишены  лица,  прибегающие к наемному  труду с целью извлечения прибыли, лица, живущие на нетрудовые доходы (проценты с капитала, доходы предприятий, поступления с имущества и т.п.), частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церкви и религиозных культов и др. Не вполне равные выборы характеризовались предоставлением преимущества рабочим перед крестьянством. Так, при выборах на Всероссийский съезд Советов один делегат от рабочих избирался от 25 тысяч избирателей, а один делегат от сельского населения избирался от 125 тысяч жителей. Что  касается  способа  голосования,  то  голосование  могло  проводиться  так,  как  решит  соответствующий  съезд  Советов  –  либо  открыто, либо тайно. Прямые выборы депутатов Советов на местах проводились открытым голосованием путем поднятия рук. С принятием Конституции СССР 1936 г. и Конституции РСФСР 1937 г. общие принципы организации и проведения выборов впервые были определены в Конституциях СССР и РСФСР, в которых были специальные главы – «Избирательная система». В избирательную систему по действующим Конституциям были внесены весьма существенные изменения: многостепенные выборы заменялись прямыми, не вполне всеобщие – всеобщими,  не вполне  равные  –  равными,  открытое  голосование  –  тайным. Содержание каждого принципа избирательного права определялось в соответствующих статьях Конституций СССР и РСФСР, а также в Положениях о выборах соответствующих представительных органов. Активное избирательное право предоставлялось лицам обоего пола, как и прежде, с 18 лет; можно было быть избранным депутатом Верховного  Совета  РСФСР  по  достижении  21  г.,  а  депутатом  Верховного  Совета СССР – с 23 лет. Суть принципа равного избирательного права состоит в том, что все граждане участвуют в выборах на равных основаниях. Следует заметить, что принцип равенства относится как к активному, так и пассивному избирательному праву. Равенство активного избирательного права прежде всего означает, что каждому избирателю предоставляется столько же голосов на конкретных выборах, сколько и любому другому избирателю, независимо от имущественного положения, социального происхождения и т.п. В чистом виде этот принцип выражается в формуле: ”Один человек - один голос”.Однако в некоторых странах (например, на парламентских выборах в Германии) каждому избирателю предоставляется два голоса, поэтому вышеприведенная формула в чистом виде не действует, хотя принцип равенства выборов не нарушается - главное, чтобы у всех избирателей голосов было поровну. Кроме того, избиратель включается только в один список избирателей и проголосовать может именно по этому списку один раз - о выдаче ему бюллетеня для голосования (т.е. о предоставлении данному гражданину возможности участвовать в голосовании) ставится собственноручная подпись избирателя. Принцип равенства выборов не исчерпывается предоставлением избирателям равного количества голосов. Участие в выборах на равных основаниях предполагает также и равные для всех избирателей возможности участия на всех стадиях избирательного процесса - выдвижение кандидатов на выборную должность, ведение предвыборной агитации и т.п. С точки зрения пассивного избирательного права равенство выборов означает равноправие кандидатов на выборную должность. Принцип равенства должен соблюдаться на всех ступенях избирательного процесса - от предъявления одинаковых требований для регистрации в качестве кандидата до предоставления равных возможностей контроля за ходом голосования и подсчета голосов.

Непременным условием равных выборов  является и представление кандидатами  одинакового числа избирателей. Это обеспечивается образованием избирательных  округов с равным числом избирателей. Кроме того, одно и то же лицо не может быть зарегистрировано кандидатом более чем в одном одномандатном избирательном округе. Таким образом, обеспечивается равный “вес” мандатов.

 

43. Прямое избирательное  право: содержание, значение. Видя  непрямого избирательного права. Прямое  избирательное право означает,  что гражданин Российской Федерации голосует на выборах и референдумах соответственно за кандидатов  (списки  кандидатов),  а в случаях,  предусмотренных законом,  – за или против кандидата, за вынесенные на референдум вопросы или против них непосредственно.  Суть косвенных выборов  состоит  в  том,  что  избиратели  выбирают специальную коллегию – выборщиков, а они уже уполномочены избрать либо депутатов соответствующего представительного органа, либо то или иное должностное лицо.

 

44. Порядок выдвижения  кандидатов в депутаты представительных  органов государственной власти и местного самоуправления; формы участия граждан и общественных объединений в выдвижении кандидатов в депутаты представительных органов.

Выборные  должностные  лица  местного  самоуправления  не  могут быть  депутатами  Государственной  Думы  и  членами  Совета  Федерации  Федерального  Собрания  Российской  Федерации,  депутатами  законодательных  (представительных)  органов  государственной  власти  субъектов Российской Федерации, замещать иные государственные должности Российской  Федерации,  государственные  должности  субъектов  Российском Федерации (далее  также  –  государственные  должности)  должности  государственной  гражданской  службы  и  муниципальные  должности  муниципальной  службы.  Депутаты  представительных  органов  муниципальных образований  не  могут  замещать  муниципальные  должности  муниципальной службы, быть депутатами законодательных (представительных) органов  государственной  власти. Неизбираемость  юридически  абсолютно  исключает  возможность быть депутатом представительного органа государственной власти и представительного  органа  местного  самоуправления,  занимать  определенную выборную должность. В этом случае выборы, даже если они уже состоялись, признаются недействительными. Неизбираемость в Российской Федерации предусмотрена, в частности, п. 3.4 статьи 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 декабря 2006 г.). Внесенными изменениями и дополнениями предусмотрено, что не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: а)  осужденные  к  лишению  свободы  за  совершение  тяжких  и  (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления1; б) осужденные за совершение преступлений экстремистской направленности, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, и имеющие на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость за указанные преступления; в) подвергнутые административному наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с демонстрацией фашистской атрибутики  или  символики,  если  голосование  на  выборах  состоится  до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, то есть избиратель не обладает пассивным правом только на этих (проходящих) выборах; г) в отношении которых вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения ограничений при проведении предвыборной агитации, а также злоупотребление свободой массовой информации, если указанные нарушения либо действия совершились до дня голосования на выборах.

 Закон Самарской области от 10.03.2003 г. № 64-ГД "О выборах депутатов Самарской Губернской Думы"

 Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ КАНДИДАТОВ

Статья 22. Право выдвижения кандидатов

1. Граждане Российской Федерации,  обладающие пассивным избирательным  правом в соответствии со статьей  5 настоящего Закона, могут быть  выдвинуты кандидатами непосредственно  и (или) в составе списка кандидатов.

2. Непосредственное выдвижение  кандидатов может быть осуществлено  либо путем самовыдвижения, либо  путем выдвижения избирательным  объединением.

3. Выдвижение кандидатов в составе  списка кандидатов может быть  осуществлено избирательным объединением.

4. Кандидат не может быть выдвинут  на выборах депутатов Думы  по нескольким одномандатным  избирательным округам.

5. Кандидат не может быть включен  на выборах депутатов Думы  в несколько списков кандидатов.

6. Кандидат может быть выдвинут  избирательным объединением одновременно по одному одномандатному избирательному округу и в составе одного списка кандидатов.

7. Кандидат не может дать согласие  на выдвижение на выборах депутатов  Думы более чем одному инициатору  выдвижения.

8. Кандидат, выдвинувший сам свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу, не может быть также выдвинут избирательным объединением или избирательным блоком по одномандатному избирательному округу и (или) в составе списка кандидатов. Кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и (или) в составе списка кандидатов, не может также самостоятельно выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу.

Статья 23. Выдвижение кандидатов по одномандатным  избирательным округам в порядке самовыдвижения

1. Самовыдвижение кандидатов по  одномандатным избирательным округам  производится путем уведомления  об этом соответствующих окружных  избирательных комиссий с последующим  сбором подписей в поддержку  самовыдвижения кандидатов или внесением избирательного залога.

2. Выдвижение кандидатов по одномандатным  избирательным округам в порядке  самовыдвижения может производиться  в течение 30 дней со дня официального  опубликования решения о назначении  выборов депутатов Думы, но не  ранее дня официального опубликования (обнародования) схемы одномандатных избирательных округов.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционное право"