Зарубежная практика реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы реорганизации юридических лиц. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

- дать довольно полную характеристику по понятиям признакам и видам юридических лиц;

- уточнить понятие и признаки реорганизации;

- осветить основные формы реорганизации юридических лиц;

- дать полную и содержательную характеристику по основным способам реорганизации юридических лиц;

- исследовать гарантии и способы защиты кредиторов и участников (акционеров) юридических лиц при реорганизации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.2. ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 14
1.3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 18
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 28
2.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 28
2.2. ЗАЩИТА ПРАВ КРЕДИТОРОВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 45
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 113.32 Кб (Скачать документ)

      - Товарищества собственников жилья - некоммерческое объединение лиц - собственников помещений для совместного управления и эксплуатации единого комплекса недвижимого имущества (кондоминиума).

      - Общественные объединения3 - некоммерческое объединение лиц на основе общности их интересов для реализации общих целей.

      - Общественные организации4 - объединения на основе членства.

      В тех случаях, когда двое или несколько  лиц объединяются между собой для достижения имущественными и личными усилиями известной цели, мы имеем дело с организацией или объединением лиц. Таковы все виды хозяйственных товариществ и обществ (кроме обществ, состоящих из одного лица); кооперативы; основанные на членстве общественные и религиозные организации, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц. Отличительным признаком союза является наличие в нем некоего состава участников или членов.

      Если  объединение образуется посредством  учредительного договора, то состав учредителей  всегда совпадает с его участниками, поскольку в случае выхода или приема новых членов учредительный договор перезаключается (старый уничтожается и подписывается новый). Получается, что объединение создается как бы заново, в новом составе, хотя это не влечет за собой ни реорганизацию, ни ликвидацию юридического лица.

      Если  же организация создается посредством  договора о совместной деятельности, то состав ее учредителей, как правило, не совпадает с числом будущих  участников, которых обычно становится значительно больше (исключением из этого правила является акционерное общество закрытого типа, хотя и в нем с соблюдением требуемых процедур любой акционер может продать часть своих акций третьему лицу). Выход и прием новых членов никак не отражаются в учредительных документах организации, которая фактически только ведет учет наличного числа своих членов (например, реестр акционеров). Соответственно процедура выхода и приема довольно проста (продажа или покупка акций в открытом акционерном обществе, принятие решения большинством голосов присутствующих на общем собрании членов в кооперативе и т.п.).

      - Общественные движения5 - массовые объединения, не имеющие членства.

      - Общественные фонды6 - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в формировании имущества и его использовании на общественно полезные цели.

      - Общественные учреждения7 - не имеющие членства организации, цель которых - в оказании конкретного вида услуг в интересах участников.

      Если  же один или даже несколько учредителей  обособляют часть своего имущества и целевым назначением передают его создаваемому субъекту для решения каких-либо задач, не связанных напрямую с личными интересами учредителей, выделивших это имущество, такие юридические лица называются учреждениями. К ним следует отнести государственные и муниципальные предприятия, дочерние предприятия; все виды собственно учреждений (которые могут быть как государственными, так и частными); не имеющие членства автономные некоммерческие организации и фонды. Особенность названных организаций состоит в том, что все они были кем-то созданы, учреждены, но в них нет ни участников, ни членов. По сути, они представляют собой "целевое" или "персонифицированное" имущество, посвященное общеполезной цели. В некоторых случаях даже изменение учредительных документов такой организации бывает весьма затруднительно. Например, если в уставе фонда не предусмотрены возможность и процедура его изменения, то устав может быть изменен только в судебном порядке по заявлению органов фонда или органа, уполномоченного осуществлять надзор за его деятельностью.

      - Органы общественной самодеятельности8 - не имеющие членства объединения, цель которых заключается в совместном решении различных социальных проблем граждан по месту жительства, работы или учёбы.

       -Религиозная организация9 - объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками (церемонии, обучение религии, религиозное воспитание).

       - Фонд10 - некоммерческая организация, не имеющая членства, основанная для достижения общественно полезных целей путём использования имущества, переданного в её собственность учредителями.

       - Учреждение11 - организация, созданная собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (обладают правом оперативного управления имуществом, собственник несёт субсидиарную ответственность).

      Дочерние  предприятия, фонды и учреждения чаще всего создаются путем одностороннего волеизъявления (односторонней сделки) отдельного учредителя - юридического или физического лица. Учредитель принимает решение о создании организации, утверждает ее устав и подает в соответствующий государственный орган заявление с просьбой зарегистрировать ее в установленном порядке. Аналогичная процедура совершается, если создается общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, состоящее только из одного лица, предусмотренное ст. 88 ГК РФ и законодательством многих европейских стран.

       - Государственная корпорация - некоммерческая организация, учреждённая РФ путём издания специального закона для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций.

       - Некоммерческое партнерство12 - некоммерческая организация, члены которой сохраняют права на её имущество, созданная для оказания содействия своим членам в ведении общеполезной деятельности.

       - Автономная некоммерческая организация13 - учреждённая на основе добровольных имущественных взносов некоммерческая организация, имеющая целью предоставление услуг всем заинтересованным лицам.

      - Объединение (ассоциация или союз) юридических лиц14 - некоммерческая организация, образованная несколькими юридическими лицами для ведения деятельности в их интересах.

      Деятельность  благотворительных организаций, которые  чаще всего создаются в форме  общественных организаций или фондов, регулируется также Законом от 11 августа 1995 г. "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

2.1 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ.

      Проблема  прекращения деятельности юридических  лиц актуальна в силу того, что  при этом происходит выбытие лица из числа субъектов гражданского права, вследствие чего необходимо решить вопрос о судьбе обязательств, участником которых было прекращающее деятельность юридическое лицо.

      Можно выделить 2 критерия классификации  разновидностей прекращения деятельности юридических лиц – в зависимости от органа, принявшего решение о прекращении деятельности субъекта, либо в зависимости от наличия правопреемства. В зависимости от органа, принимающего решение о прекращении деятельности юридического лица, можно выделить добровольное и принудительное (распорядительное) прекращение деятельности.

      Добровольным  основанием является решение органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами (п. 1 ст. 57, п.2 ст. 61, п.1 ст. 68 ГК). К распорядительным основаниям относятся: решение учредителей (участников) (п. 1 ст. 57, п. 2 ст. 61 ГК), решение  уполномоченных государственных органов (п. 2 ст. 57 ГК), решение суда (п. 2 ст.57, п.2 ст.61, ст. 65 ГК). К ним примыкает реорганизация юридического лица с согласия уполномоченных государственных органов15. Из анализа ст. 113-115, 120, 294 – 300 ГК следует, что государственные и муниципальные (как казенные, основанные на праве оперативного управления, так и основанные на праве хозяйственного ведения) предприятия и финансируемые собственником учреждения прекращают деятельность только в распорядительном (принудительном) порядке. К остальным организационно-правовым формам применимы оба вида оснований. Достижением является то, что прекращение по решению уполномоченных государственных органов допускается только в случаях, установленных законом, по закрытому перечню актов, предусмотренных только ГК (п. 2,3 ст. 57, п. 2 ст. 61, п.1,3 ст. 65 ГК). С точки зрения последствий прекращения юридических лиц различают реорганизацию – относительное прекращение юридического лица при сохранении для функционирования в гражданском обороте его имущественной массы и переходе его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и ликвидацию – абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

      В результате реорганизации возникают  одно либо несколько новых юридических  лиц, являющихся, обязанными по отношениям, в которые реорганизуемое юридическое лицо. И реорганизация, и ликвидация юридического лица может быть как добровольной, так и принудительной. Реорганизация юридического лица проводится в одной из 5 форм предусмотренных законом (ст. 57 ГК). Это слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Обращают на себя две особенности принудительной реорганизации: во-первых, она в отличие от добровольной реорганизации может быть осуществлена только в формах разделения либо выделения (такую реорганизацию иногда называют разукрупнением); во-вторых, она в отличие от принудительной ликвидации может быть произведена во внесудебном порядке, по решению уполномоченных государственных органов. Добровольная реорганизация осуществляется по решению самого юридического лица – его учредителей (участников) либо органа, уполномоченного на принятие таких решений учредительными документами.

      Статьи 57 и 58 ГК различают пять способов реорганизации:

      Слияние – такая форма реорганизации, при которой права и обязанности двух прекращающих деятельность юридических лиц переходят к новому юридическому лицу.

      Присоединение – форма реорганизации, при которой  в состав юридического лица, не прекращающего свою деятельность, вливается прекращающее деятельность юридическое лицо.

      Разделение  – форма реорганизации, при которой  права и обязанности прекращающего  деятельность юридического лица переходят  к двум (либо более) новым юридическим  лицам.

      Выделение – форма реорганизации, при которой  образуется новое юридическое лицо, являющееся правопреемником реорганизовавшегося  юридического лица, деятельность которого не прекращается. Выделение – единственная форма реорганизации, при которой  не прекращается деятельность ни одного юридического лица.

      Преобразование  – такая форма реорганизации, при которой происходит изменение  организационно-правовой формы юридического лица.

      Дадим полную характеристику по выше указанным способам реорганизации. Слияние означает объединение двух или более юридических лиц в одно новое. При этом первоначальные юридические лица прекращают свое существование. При присоединении одно юридическое лицо входит в состав другого. Соответственно, прекращает существование только присоединяемое юридическое лицо. При выделении от первоначального юридического лица отделяется одно или несколько новых юридических лиц. При этом первоначальное юридическое лицо продолжает существовать. От выделения следует отличать выделение структурного подразделения из состава приватизируемого предприятия, так как оно может иметь иные правовые последствия1. Разделение означает, что первоначальное юридическое лицо прекращает существование, а вместо него создаются два или несколько новых юридических лиц. При преобразовании юридического лица меняется его организационно-правовая форма. Организационно-правовые формы, в которые может преобразоваться юридическое лицо определенного вида, устанавливаются законодательством. К примеру, унитарное предприятие может быть преобразовано по решению собственника его имущества в государственное или муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации (ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»1; далее— Закон об унитарных предприятиях).

      Акционерное общество вправе преобразоваться в  общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив с соблюдением требований, установленных федеральными законами. Кроме того, по единогласному решению всех акционеров акционерное общество может быть преобразовано в некоммерческое партнерство (ст. 20 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»2). Не является реорганизацией изменение вида юридического лица в рамках одной организационно-правовой формы, например преобразование закрытого акционерного общества в открытое в соответствии с п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах (п. 6 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ № 4/8). Также не считается реорганизацией преобразование унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, в унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, или изменение правового положения унитарного  
 
 
 
 

___________________________

1 СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746. 

  1. СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1.
 

      предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (п. 4 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях 

      При слиянии и присоединении юридических  лиц необходимо учитывать, что данные формы реорганизации возможны в отношении юридических лиц одной организационно-правовой формы, т. е. общество с ограниченной ответственностью может присоединиться или слиться только с обществом с ограниченной ответственностью, но не с производственным кооперативом или унитарным предприятием (ст. 52, 53 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»1).

        Реорганизация рассматривается  как одна из форм прекращения  существования юридических лиц. Однако при выделении прекращения существования юридического лица, из которого выделяется новое юридическое лицо, не происходит. При присоединении прекращает существовать только присоединяемое юридическое лицо, а юридическое лицо, к которому произошло присоединение, сохраняется. Вместе с тем и юридическое лицо, из которого производится выделение, и юридическое лицо, к которому произошло присоединение, считаются реорганизованными.

      При реорганизации в форме разделения, слияния, преобразования, присоединения права и обязанности прекратившего существование юридического лица переходят к другим лицам. Универсальное правопреемство присутствует и при реорганизации в форме выделения. Под универсальным правопреемством понимается переход прав и обязанностей от одного лица к другому как единого целого, когда правопреемники не могут принять только часть имущества правопредшественника или отказаться от части соответствующего имущества.   
 
 

Информация о работе Зарубежная практика реорганизации юридических лиц