Зарубежная практика реорганизации юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 08:32, курсовая работа

Описание

Цель и задачи исследования. Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе гражданского законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные вопросы реорганизации юридических лиц. Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

- дать довольно полную характеристику по понятиям признакам и видам юридических лиц;

- уточнить понятие и признаки реорганизации;

- осветить основные формы реорганизации юридических лиц;

- дать полную и содержательную характеристику по основным способам реорганизации юридических лиц;

- исследовать гарантии и способы защиты кредиторов и участников (акционеров) юридических лиц при реорганизации;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.1. ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 5
1.2. ПРИЗНАКИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 14
1.3. ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 18
ГЛАВА 2. ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 28
2.1. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 28
2.2. ЗАЩИТА ПРАВ КРЕДИТОРОВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 45
ГЛАВА 3. ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Дипломная работа.docx

— 113.32 Кб (Скачать документ)

__________________________ 

3 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

      Наличием  правопреемства реорганизация отличается от ликвидации, при которой происходит прекращение существования юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим лицам.

      В установленных законом случаях  реорганизация юридических лиц  в форме слияния, присоединения  или преобразования может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов и при соблюдении определенных условий. Так, в целях предотвращения возможного злоупотребления коммерческими организациями их доминирующим положением или ограничения конкуренции федеральный антимонопольный орган осуществляет государственный контроль за созданием, слиянием и присоединением объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций); слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч МРОТ; разделением (выделением) государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч МРОТ, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35% (ст. 17 Закона о конкуренции). В указанных случаях лица, принявшие решение о реорганизации, помимо документов, представляемых в регистрирующие органы, представляют в федеральный антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на реорганизацию. Порядок представления соответствующего ходатайства установлен приказом МАП России от 13 августа 1999 г. № 2761.

      Банк  России имеет право запретить  реорганизацию кредитной организации, если в результате ее проведения возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренных 

________________________

1БНА РФ. 2000. № 1. 

      Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»1 (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций); ст. 23 Закона о банках.

      Реорганизация негосударственного пенсионного фонда  производится по согласованию с государственным уполномоченным органом при условии неухудшения условий негосударственного пенсионного обеспечения участников в соответствии с заключениями независимого аудитора и актуария (ст. 33 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»2).

      Существенно ограничивается возможность проведения реорганизации юридического лица при проведении в отношении него процедур банкротства. Так, на стадии наблюдения органы управления должника не вправе принимать решение о реорганизации (ст. 64 Закона о банкротстве). Не предусматривается возможности осуществления реорганизации также в период внешнего управления и конкурсного производства. На стадии финансового оздоровления должник не вправе производить реорганизацию без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение (ст. 82 Закона о банкротстве).

      Определенные  ограничения установлены законодательством  в отношении возможности реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий. Согласно п. 3 ст. 29 Закона об унитарных предприятиях унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит одному и тому же собственнику. 
 

____________________

1 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1097.

2 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071. 

      Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

      При реорганизации юридического лица в  форме присоединения к нему другого  юридического лица первое из них считается  реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

      Процедура регистрации реорганизации юридических  лиц установлена Законом о государственной регистрации. Уполномоченным федеральным органом, осуществляющим регистрацию реорганизации юридического лица, является Министерство РФ по налогам и сборам1.

      При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в регистрирующий орган представляются следующие документы:

      - заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации2;

      - учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или нотариально удостоверенные копии);

      - решение о реорганизации юридического лица;

      - договор о слиянии или присоединении в случаях, предусмотренных федеральными законами, в частности, для акционерных обществ (п. 2 ст. 16, п. 2 ст. 17 Закона об акционерных обществах); 

____________________

1 См.: Постановление Правительства РФ от 17 мая 2002 г. № 319 «Об упол 
номоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем 
государственную регистрацию юридических лиц»//СЗ РФ. 2002. № 20. Ст. 1872.

2 Форма заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 
19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при 
государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформле 
нию» (см.: СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2586).
 

      - передаточный акт или разделительный баланс;

      - документ об уплате государственной пошлины.

      Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых  путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.

      Когда место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. №440'.

      Если  реорганизация влечет за собой прекращение  деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган  вносит в государственный реестр запись о прекращении деятельности таких юридических лиц после получения информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

      Как правило, приведенные пять видов реорганизации разбиваются на две группы. К первой относятся разделение и выделение. Реорганизация в том и в другом случае происходит либо по воле учредителей (участников) юридического лица, либо его органа, уполномоченного на это учредительными документами, либо, независимо от воли юридического лица, - по решению уполномоченного государственного органа. В этом решении определяется срок реорганизации. И если учредители (участники), уполномоченный ими для этой цели орган или орган самого юридического лица не осуществят реорганизацию в указанный срок, суд по иску уполномоченного государственного органа назначает внешнего управляющего юридическим лицом, которому поручает проведение реорганизации. Внешний управляющий наделяется  правами  органа  реорганизуемого юридического лица.         

      В соответствии с поставленной перед  ним задачей внешний управляющий  составляет разделительный баланс, а  также учредительные документы вновь образуемого юридического лица (вновь образованных юридических лиц). Баланс и учредительные документы утверждаются судом, и это утверждение служит необходимым основанием для осуществления регистрации учреждаемого юридического лица.

      Вторую  группу составляют слияние, присоединение  и преобразование. Все эти три вида реорганизации происходят в случаях, установленных законом, по воле (решению) самого юридического лица с предварительного согласия уполномоченного государственного органа.

      При разделении и выделении составляется разделительный баланс, а при преобразовании - передаточный акт.

      К разделительному балансу и передаточному  акту п. 1 ст. 59 ГК предъявляет в принципе одинаковые требования. И тот и  другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая организация оспаривает. Указанные документы подлежат утверждению лицами, которые приняли решение о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении или преобразовании).

      Применительно к слиянию, присоединению и преобразованию ГК (п. 3 ст. 57) допускает установление в законе случаев, при которых реорганизация признается возможной только с согласия уполномоченных государственных органов.

      ГК  имеет в виду в данном случае главным  образом Закон «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках». Как  предусмотрено этим Законом, одна из функций Государственного комитета по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур состоит в осуществлении предварительного контроля за:

      слиянием  и присоединением союзов, ассоциаций, концернов, межотраслевых, региональных и других объединений предприятий, а также преобразованием в указанные объединения органов управления или хозяйствующих субъектов;

      слиянием, присоединением государственных и  муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего   субъекта,    занимающего    доминирующее    положение;

      созданием,     слиянием     и     присоединением    акционерных    обществ    и товариществ с ограниченной ответственностью (исключение составляют случаи, когда уставный капитал юридического лица не превышает предельную величину, устанавливаемую Государственным комитетом;

      слиянием  и присоединением других товариществ  и обществ, в которых участвуют  юридические лица, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение.

      Если  указанный Государственный комитет, в который обратилось реорганизуемое юридическое лицо, в установленный срок (45 дней с момента направления) не дал согласия на слияние или присоединение либо полученный ответ, содержащий отказ выдать   согласие,   является,   по   мнению   юридического    лица, необоснованным, последнее может обратиться со своим требованием признать отказ необоснованным и  выдать согласие.

      Тот же Закон предусматривает случаи принудительного разделения "хозяйствующих субъектов", которые, занимая доминирующее положение, осуществляют монополистическую деятельность и (или) их действия приводят к существенному ограничению конкуренции. Принудительное разделение допускается при условии, если имеется возможность организационного и (или) территориального обособления предприятий, структурных подразделений либо структурных единиц, либо отсутствует тесная технологическая взаимосвязь между предприятиями, структурными подразделениями или структурными единицами, либо есть возможность разграничить сферы деятельности предприятий, структурных подразделений или структурных единиц в рамках узкой предметной специализации на определенный товар. Принудительное разделение должно быть совершено в установленный в решении срок, но не позднее 6 месяцев с момента его вынесения. Юридическое лицо, которому адресовано предписание о принудительном разделении, вправе обжаловать его в суд.

      Специально  предусмотрена (ст. 21 Закона) необходимость  для Государственного комитета поддерживать не противоречащее закону требование трудового коллектива о выделении  структурного подразделения или структурной единицы "хозяйствующего субъекта", если такому выделению препятствуют сам хозяйствующий субъект или соответствующий орган управления.

 

2.2 ЗАЩИТА ПРАВ КРЕДИТОРОВ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Информация о работе Зарубежная практика реорганизации юридических лиц