Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:29, курсовая работа
Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествам
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………5
Понятие и основные виды юридической ответственности………………………5
Признаки, принципы и структура административной ответственности………..10
Сравнительный анализ административной ответственности с другими видами юридической ответственности……………………………………………………..22
ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ….28
Понятие и признаки административного правонарушения……………………...28
Структура (состав) административного правонарушения……………………….31
Отличие административного правонарушения от иных правонарушений……..35
Понятие и система административных наказаний………………………………..37
Правила назначения административных наказаний………………………………43
. 3. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРАКТИКИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ……………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...60
Кодекс об административных правонарушениях
устанавливает, что к правонарушителю
могут быть применены определённые
меры административного воздействия
и вместе с этим ему предоставляется
право знакомиться с
Характеризуя административную ответственность как реакцию государственных органов на совершённое деяние, запрещённое законом, следует подчеркнуть, что такая реакция выражается в осуждении деяния, в «отрицательной оценке» содеянного. Отрицательная оценка административного проступка – самостоятельная мера воздействия, реализуемая компетентным (юрисдикционным) органом.
Так, для применения административного взыскания необходимо издание правоприменительного акта – постановления, которое признаёт субъекта виновным и отрицательно оценивает его поведение. Для объяснения и понимания административной ответственности этот признак является также существенным.
Отрицательную оценку в процессе привлечения виновного субъекта к административной ответственности нельзя сводить к разовому, одноактовому воздействию. В известной степени она перманентна: фиксируется в самом факте правонарушения, находит отражение в протоколе об административном правонарушении, высказывается при рассмотрении дела, находит своё завершение в постановлении по делу. Отрицательная оценка, содержащаяся в названном акте, превращает виновное лицо из привлекаемого к административной ответственности в привлекавшееся.
Другой важный признак характеризует
административную ответственность
как форму реагирования государственных
органов на правонарушение, что выражается
в применении на основе отрицательной
оценки карательных административных
санкций. Система правовых норм, содержащихся
в КоАП, свидетельствует о том,
что назначение административного
наказания является завершающей
мерой среди других мер административного
принуждения. Применение административного
наказания материализует
Административная
Административную
Вместе с тем перечисление и
анализ признаков дают внешне объективную,
но плоскостную картину
Говоря о формулировании единого понятия административной ответственности, следует отметить, что оно возможно на основе многообразия определений. Эти определения образуют целостное понятие не путём их механического соединения, а посредством живого синтеза, при котором каждое определение существенно дополняет, развивает и конкретизирует другое. Предполагается, что понятие административной ответственности должно синтезировать два основных определения: первое характеризует административную ответственность как объективную категорию, представляющую реакцию государства на административное правонарушение; второе характеризует административную ответственность как субъективно-личностную категорию, показывающую её как совокупность правомочий наказанного лица.
В своё время подобные определения были предложены М.С. Студеникиной. Хотя эти определения административной ответственности являются спорными по содержанию, следует признать глубоко правильной и оправданной её попытку сформулировать единое понятие административной ответственности посредством синтеза двух определений – объективного и субъективного.
Научные определения играют большую роль в правоведении и практической жизни. Вместе с тем практика жизни показывает, что для того, чтобы понятие использовалось в обществе эффективно, запоминалось людьми, становилось частью их правосознания, ему нужно дать определение в законодательном акте.
«Отсутствие легального определения административной ответственности как вида юридической ответственности в главе второй «Административное правонарушение и административная ответственность» Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации создаёт проблемы на практике при применении административного наказания и тормозит процесс развития юридической науки».
На территории Новосибирской области помимо КоАП РФ действует Закон Новосибирской области «Об административных правонарушениях в Новосибирской области». Данный закон в большей мере дублирует нормы, закреплённые в Кодексе об административных правонарушениях. Но характерна аналогичная проблема – отсутствует понятие административной ответственности.
Таким образом, законодательному аппарату Российской Федерации следует проработать существующую проблему и внести в КоАП РФ исчерпывающее определение административной ответственности.
Определение - это краткое объяснение, имеющее высшую качественную ценность. Кратко раскрывая существо правового явления в вводной части нормативного акта, даёт возможность законодателю более точно и свободно формулировать правовые нормы. Сущность административной ответственности раскрывается не только через признаки, но и через её принципы и структуру.
Под принципами понимаются идеи, основные положения, которыми руководствуется как законодатель, конструирующий нормы административного права, так и исполнитель этих норм: правоприменительные органы, должностные лица, граждане. Важнейшие, основополагающие принципы административной ответственности закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принцип равенства перед законом (ст. 1.4.КоАП РФ) является производным от закреплённого в ст. 19 Конституции РФ принципа – «все равны перед законом и судом», имеющего принципиальное значение в качестве одного из ярких проявлений гарантированного общепризнанными нормами международного права и Конституцией страны комплекса прав и свобод человека и гражданина. Важно отметить, что принцип равенства сторон перед законом отчётливо проявляется на стадии производства по делам об административных правонарушениях.
Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать конкретные дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания, и лица, привлечённые к административной ответственности, наделены в соответствии с нормами КоАП взаимными обязанностями и правами и по существу равны перед законом. Иначе говоря, данный принцип фактически имеет более широкое юридическое значение и выражение, характеризуя не только статус лиц, совершивших административные правонарушения, но и отношения, складывающиеся в процессе правовой оценки их поведения. При этом равенство перед законом всех участников производства по делам об административных правонарушениях создаёт должный режим законности, необходимый при применении любых мер юридической ответственности, в том числе и предусмотренных уголовным законодательством. Это означает, что принцип равенства перед законом является универсальным, характеризующим процесс применения любых мер государственного принуждения.
Презумпция невиновности (ст. 1.5. КоАП РФ) значительный прогресс в правовом регулировании общественных отношений в сфере применения административной ответственности. Её основу составляют положения, закреплённые в ст. 49 Конституции РФ. Распространение этих положений, относящихся к обвиняемым в совершении преступлений, на статус привлекаемых к административной ответственности свидетельствует о дальнейшем внедрении демократических и общеправовых принципов, в том числе и международных, в процесс применения административной ответственности, что полностью соответствует современным тенденциям развития российского общества и государства.
Соответственно вина является основным
условием административной ответственности
лица, привлекаемого к
Доказательство виновности лица в
совершении административного
Принцип законности (ст. 1.6. КоАП РФ). Обеспечение законности при применении мер административного принуждения в связи с административным правонарушением полностью соответствует задачам законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере установления и применения мер административной ответственности. При этом основное внимание законодатель, как и в иных статьях КоАП, акцентирует на защите прав и свобод граждан, а также законных интересов юридических лиц. Одновременно формулируются правовые нормы, адресуемые уполномоченным органам и должностным лицам, содержание которых ориентирует их на совершение всех действий, связанных с применением административных наказаний, в полном соответствии с требованиями закона и с пределами установленной для них компетенции. В последующих разделах КоАП положения данной статьи получают своё развитие и конкретизацию.
Вместе с тем КоАП определяет
подведомственность дел об административных
правонарушениях, то есть пределы полномочий
органов и должностных лиц
в этой сфере. Особое внимание при
этом уделяется полномочиям
Главные условия обеспечения законности
при рассмотрении дел об административных
правонарушениях и применении административных
наказаний связаны со строгим
соблюдением оснований и
В принципе содержание КоАП, весь регулируемый
им процесс реализации административной
ответственности, от возбуждения дела
об административном правонарушении до
исполнения постановлений о назначении
административного наказания, подчинены
началам законности. При этом действия
полномочных органов и
Структуру административной ответственности составляют следующие её элементы : 1) основания административной ответственности; 2) субъекты административной ответственности; 3) отрицательная оценка деяния; 4) условия административной ответственности; 5) меры административной ответственности (административное наказание).
Основанию административной ответственности посвящена специальная глава работы. Поэтому более подробно остановимся на таких элементах структуры как субъекты и условия административной ответственности.
Основные субъекты административной ответственности – компетентный орган, наделённый властными юрисдикционными полномочиями, и правонарушитель: первый обладает не только наказательными правами, но и обязанностями; второй не является лишь объектом принудительного воздействия со стороны государства, но является также субъектом определённых прав. Внимательный анализ данного соотношения прав и обязанностей позволяет выделить структурные элементы административной ответственности, к которым относятся: объяснение виновным лицом существа нарушения; отрицательная оценка компетентным органом противоправного деяния; применение административного наказания.
Информация о работе Административная ответственность граждан