Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:29, курсовая работа
Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествам
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………5
Понятие и основные виды юридической ответственности………………………5
Признаки, принципы и структура административной ответственности………..10
Сравнительный анализ административной ответственности с другими видами юридической ответственности……………………………………………………..22
ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ….28
Понятие и признаки административного правонарушения……………………...28
Структура (состав) административного правонарушения……………………….31
Отличие административного правонарушения от иных правонарушений……..35
Понятие и система административных наказаний………………………………..37
Правила назначения административных наказаний………………………………43
. 3. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРАКТИКИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ……………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...60
Следующий признак административного
правонарушения – виновность. Только
виновное (умышленное или неосторожное)
нарушение субъектом
В некоторых статьях КоАП форма
вины не указывается, но состав сформулирован
таким образом, что даёт возможность
говорить об умышленной вине. Например,
ст. 14.12 КоАП содержит такой состав,
как фиктивное или
Другой формой вины (ч.2 ст.2.2 КоАП) признаётся
неосторожность. Правонарушение считается
совершённым по неосторожности, если
лицо, его совершившее, предвидело возможность
наступления вредных
Установление формы вины имеет
важное значение для классификации
административного
Ещё одним признаком
В КоАП законодатель не указал на такой
юридический признак
Автор вынужден не согласиться с
данной точкой зрения и поддержать
позицию тех учёных-
Во-первых, общественная опасность
представляет собой состояние незащищённости
жизненно важных интересов личности,
общества и государства от различного
рода посягательств. Таким образом,
признать за административным проступком
наличие общественной опасности, значит
признать за любым административным
проступком наличие реальной угрозы
причинения такого вреда. Вместе с тем,
подавляющее большинство
Во-вторых, признание за административными правонарушениями признака общественной опасности может привести к стиранию границ между административным правонарушением и преступлением, что в свою очередь может привести к тому, что вопрос о преступности или административности того или иного деяния будет решать только законодатель, руководствуясь «целесообразностью» и сиюминутными потребностями.
Итак, административным правонарушением
признаётся противоправное, виновное
действие (бездействие) физического
или юридического лица, за которое
КоАП или законами субъектов РФ об
административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Признаками административного
2.2 Структура (состав) административного правонарушения
Для понимания сущности административного
правонарушения недостаточно одних
юридических признаков –
Структура (состав) правонарушения включает в себя следующие элементы: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
В ст. 2.1 КоАП нет указания на объект
административного
Родовой объект – совокупность однородных общественных отношений, на которые посягает административное правонарушение, определяется в Особенной части КоАП, например, административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования, административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии, мелиорации земель и др.
Объективная сторона преступления
– это действие (бездействие), причинившее
вред общественным отношениям, а также
способ, место, время, орудия и средства
совершения правонарушения и другие
обстоятельства. В составах конкретных
правонарушений закреплены различные
признаки, но обязательным является действие
(бездействие). Большинство правонарушений
выражается в виде действий. Другие
признаки могут быть также указаны
в конкретной норме. В ст. 8.18 КоАП
указывается на место совершения
правонарушения: «нарушение правил проведения
ресурсных или научных морских
исследований, предусмотренных разрешением,
во внутренних морских водах, в территориальном
море, на континентальном шельфе и (или)
в исключительной экономической
зоне Российской Федерации». В ст. 11.1
КоАП указывается на способ совершения
правонарушения: «Повреждение железнодорожного
пути, сооружений и устройств сигнализации
или связи либо другого транспортного
оборудования, сбрасывание на железнодорожные
пути или оставление на них предметов,
которые могут вызвать
Объективная сторона правонарушения
может характеризоваться и
Признаки объективной стороны имеют большое значение для классификации административных правонарушений.
Субъектом правонарушения, а значит
и субъектом административной ответственности,
является тот, кто совершил административное
правонарушение. Субъектами административной
ответственности признаются: физическое
лицо (достигшее на момент совершения
административного
В рамках общего субъекта – физического
лица – КоАП определяет и специальных
субъектов. К ним относятся
Обязательными признаками субъекта административного правонарушения – физического лица является достижение установленного законом возраста – 16 лет (ст. 2.3 КоАП) и вменяемость. КоАП РФ, впрочем, так же как и УК РФ не даёт определения вменяемости субъекта ответственности, но содержит определение невменяемости.
Как следует из ст. 2.8 КоАП не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
В рассматриваемом понятии
Медицинский критерий указывает на различные формы болезненных расстройств психической деятельности. В статье указаны четыре такие формы:
а) хроническое психическое
б) временное психическое
в) слабоумие – дефект психики, проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врождённым – олигофрения или приобретённым в результате изменений мозга при различных заболеваниях – деменция;
г) иное болезненное состояние психики – различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.
Юридический критерий невменяемости состоит в отсутствии у лица способности осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) – интеллектуальный момент и руководить ими – волевой момент. Физическое лицо, признанное на момент совершения правонарушения находящимся в состоянии невменяемости, не подлежит административной ответственности.
Субъективная сторона
Сложнее обстоит дело с установлением вины юридического лица. В последние годы было принято много законодательных актов об административной ответственности юридических лиц, но ни в одном из них юридическое лицо не определялось как субъект правонарушения, а его вина определялась через вину должностного лица. В связи с этим необходимо определить содержание термина «вина юридического лица».
Проблема в том, что понятие вины применительно к юридическим лицам трактуется совсем иначе, чем в отношении физических лиц. Выяснение характера вины юридических лиц через призму умысла или неосторожности, через интеллектуальный и волевой моменты в ряде случаев может оказаться бессмысленным, поскольку юридическое лицо не обладает рассудком и психикой, которые есть у физического лица.
Информация о работе Административная ответственность граждан