Административная ответственность граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 04:29, курсовая работа

Описание

Административная ответственность - это особый вид юридической ответственности, которой присущи все признаки последней (она наступает на основе норм права, за нарушение правовых норм, конкретизируется юрисдикционными актами компетентных органов, связана с государственным принуждением). С другой стороны, административная ответственность является составной частью административного принуждения и обладает всеми его качествам

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ПОНЯТИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………5
Понятие и основные виды юридической ответственности………………………5
Признаки, принципы и структура административной ответственности………..10
Сравнительный анализ административной ответственности с другими видами юридической ответственности……………………………………………………..22
ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ….28
Понятие и признаки административного правонарушения……………………...28
Структура (состав) административного правонарушения……………………….31
Отличие административного правонарушения от иных правонарушений……..35
Понятие и система административных наказаний………………………………..37
Правила назначения административных наказаний………………………………43
. 3. ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ПРАКТИКИ ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ……………………………………………………………………………..46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………...60

Работа состоит из  1 файл

курсовая админ право.docx

— 111.86 Кб (Скачать документ)

В административном праве существует двоякое понимание вины юридического лица, включающее объективный и субъективный подходы. Объективная вина – вина организации в зависимости от характера конкретного противоправного  деяния юридического лица, то есть это  вина, обусловленная объективной  стороной состава правонарушения.

Субъективная вина – отношение  организации в лице её представителей (работников, администрации, должностных  лиц и т.д.) к противоправному  деянию, совершённому этой организацией.

В настоящее время в соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП вина юридического лица признаётся в том случае, если будет  установлено, что у него имелась  возможность обеспечить соблюдение установленных правил и норм, за нарушение которых предусмотрена  административная ответственность, но оно не приняло все зависящие  от него меры по их соблюдению. Ответственность  юридического лица возможна только в  случаях, если она прямо предусмотрена  в конкретных составах. Например, ст. 5.3 устанавливает наложение штрафа на юридических лиц за неисполнение решения избирательной комиссии, комиссии референдума; ст. 14.7 предусматривает  ответственность юридических лиц  в виде штрафа за обман потребителей.

При этом назначение административного  наказания юридическому лицу не освобождает  от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение  к административной или уголовной  ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Особенности административной ответственности  юридических лиц устанавливаются  ст. 2.10 КоАП РФ.

Таким образом, единственным основанием наступления административной ответственности  в соответствии со ст. 2.1 КоАП является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего  в состав все предусмотренные  нормой права элементы (объект, объективная  сторона, субъект, субъективная сторона).

2.3 Отличие административного правонарушения  от иных правонарушений

Разграничение административного  правонарушения от иных правонарушений является одной из первых задач лица, применяющего нормы административного  права.

Сложность решения этой задачи обусловлена  наличием ряда общих признаков, присущих всем типам правонарушения. Все они  являются опасными или вредными для  общества и государства, и все  они нарушают те или иные нормы, но они различаются по иным существенным признакам.

По основному признаку – общественной опасности все правонарушения делятся  на: представляющие общественную опасность  – преступления; не представляющие общественную вредность, но являющиеся общественно вредными – административные правонарушения.

Различие проводится в основном по двум признакам: общественной опасности  и противоправности.

Преступлением признаётся виновно  совершённое общественно опасное  деяние, запрещённое уголовным законом  под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

Административным правонарушением  признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях  установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ). Таким образом, основным критерием, позволяющим отграничить  административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает. Преступление – деяние, закреплённое уголовным законом, а  административное правонарушение –  деяние, запрещённое административным и некоторым другим законодательством.

Кроме того, уголовное наказание, назначаемое  за совершённое преступление, воздействует, прежде всего, на личность правонарушителя, ограничивая его личные права  и свободы и, лишь как исключение, на его имущественную сферу. Административное наказание воздействует, прежде всего, на имущественную сферу нарушителя (штраф) и, лишь в самых крайних  случаях ограничивает его личную свободу (административный арест) или  права (дисквалификация, лишение специального права и т.п.).

Административные правонарушения необходимо отличать от дисциплинарных проступков. Дисциплинарные проступки  посягают на внутренний трудовой распорядок конкретной организации, а также  на отношения трудовой служебной  или военной дисциплины. Такие  отношения не являются объектами  административного правонарушения. Если административные правонарушения закреплены нормами административного  права, то описание дисциплинарных проступков содержится в нормах права лишь в  общем виде, т.е. без указания конкретных признаков такого деяния.

Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному  коллективу. А дисциплинарный проступок  – это неисполнение лицом обязанностей, возложенных на него, именно как  на члена данного коллектива.

За дисциплинарные правонарушения применяются дисциплинарные взыскания. Они отличаются от административных наказаний характером содержащихся в них лишений (правонарушений); правовыми последствиями применения; порядком их нормативного регулирования и кругом субъектов, имеющих право их применения.

Дисциплинарные взыскания могут  налагать только руководители предприятий, учреждений, организаций на своих  подчинённых, административные наказания  назначают указанные в законе органы административной юрисдикции.

Административное правонарушение по ряду признаков отличается от гражданско-правовых деликтов. Круг общественных отношений, на которые посягают гражданско-правовые деликты значительно уже. Сюда относятся  только имущественные и личные неимущественные  отношения. Гражданско-правовой деликт – это нарушение субъективных прав лица, административный проступок  представляет собой, как правило, нарушение  объективного права.

Гражданско-правовая ответственность  в некоторых случаях (ответственность  за вред, причинённый источником повышенной опасности) может наступить и  без вины, в то время как вина является неотъемлемым средством административного  проступка.

Итак, административное правонарушение отличается от иных правонарушений. Например, отличие налоговой ответственности  от других видов ответственности, в  том числе и от административной, заключается в особенностях ее процессуальной формы. Порядок привлечения к  ответственности и производство по делам о налоговых правонарушениях  осуществляются в порядке, установленном  главами 14, 15 Налогового кодекса РФ. Эти процедуры отличаются от тех, которые предусмотрены законодательством  об административных правонарушениях.

Административное правонарушение заключается в нарушении общеобязательных правил, регулирующих поведение всех граждан вне зависимости от их принадлежности к тому или иному  коллективу.

Основным критерием, позволяющим  отграничить административное правонарушение от преступления, является общественная опасность, признак, которым административное правонарушение не обладает.

2.4.  Понятие и система административных наказаний

Определение наказания дано в ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ. Административное наказание  является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

Таким образом, законодатель отказался  от определения административного  наказания как государственного принуждения. Вместе с тем, по своей  сути административное наказание является формой государственного и разновидностью административного принуждения и представляет собой правовую оценку деяния (действия или бездействия) административного правонарушения.

Во-первых, оно назначается во всех случаях от имени государства  специально уполномоченными на то органами и должностными лицами – судьёй, мировыми судьями, уполномоченными  органами исполнительной власти и их должностными лицами.

Во-вторых, оно применяется только к лицу, признанному виновным в  совершении административного правонарушения. Это вытекает из смысла и содержания ст. 1.5, 2.1 КоАП РФ.

В-третьих, административное наказание  заключается в том, что лицо, совершившее  правонарушение, обязано претерпеть неблагоприятные ограничения и  лишения. Административные взыскания  являются карательными санкциями. Они  состоят либо в ограничении субъективных прав гражданина, либо в возложении на него дополнительных обязанностей.

Административное наказание выражается, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые административные наказания  сочетают в себе одновременно и моральное  осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав правонарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, дисквалификация и др.).

Вместе с тем, административное наказание как мера юридической  ответственности отличается от уголовного наказания, применяемого к лицу, признанному  виновным по обвинительному приговору  суда за совершённое преступление, как по характеру, так и по содержанию санкций. Исключение составляет, пожалуй, штраф, который применяется как  универсальный вид наказания, как  в уголовном, так и в административном праве.

Кроме того, административное наказание  следует отграничивать от других мер административного принуждения. К ним относятся:

административно-предупредительные  меры (проверка документов, прекращение (ограничение) движения транспорта и  пешеходов, различные надзорные  проверки). Они применяются при  определённых условиях, например, при  стихийных бедствиях, проведении массовых мероприятий и не связаны с  совершением конкретного правонарушения. Цель их применения – предотвращение и предупреждение правонарушений;

меры административного пресечения (требование прекратить противоправное деяние, административное задержание, приостановление работы предприятий, прекращение эксплуатации транспортных средств). Они направлены на принудительное прекращение противоправных действий, на предотвращение их вредных последствий, на обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дел об административном правонарушении и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.[28, c. 168]

Административные наказания следует  отличать и от мер воздействия  принудительно-воспитательного характера, предусмотренных федеральным законодательством  о защите прав несовершеннолетних. К числу этих мер относятся  следующие: обязанность принесения публичного или в иной форме извинения  потерпевшему, предупреждение, выговор, возмещение материального ущерба, передача несовершеннолетнего под надзор родителей.

Сущность наказания как меры административной ответственности  определяется и целями его применения. Оно применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как  самим правонарушителем, так и  другими лицами.

Таким образом, административное наказание, выражая отрицательную оценку государством совершённого правонарушения, тем не менее, содержит в себе предупредительную  и профилактическую направленность. Это относится и к тем лицам, к которым наказание не применялось. При этом воспитание лица, совершившего административное правонарушение (в  отличие от прежнего закона), не провозглашается  целью наказания, хотя и предполагает позитивные изменения, направленные на соблюдение законов и правопорядка. Степень достижения целей зависит  от экономических, социальных, психологических  и иных факторов и находит своё выражение в комплексе мер  со стороны, как государства, так  и общества в целом.

Как следует из ч.2 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание не может иметь своей  целью унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему  физических страданий, а также нанесение  вреда деловой репутации юридического лица. Данная норма впервые находит  своё закрепление в КоАП. Она вытекает из положений Международного пакта  о гражданских и политических правах, Конституции РФ. Статья 10 пакта  гласит: «Все лица имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности».

Понятия «человеческое достоинство», «честь», «доброе имя» складываются на основе этических норм. При этом достоинство определяется не только самооценкой физического лица, но и совокупностью объективных  качеств человека, характеризующих  его репутацию в обществе (нравственные установки, уровень знаний, обладание  социально-полезными навыками). Под  деловой репутацией понимается оценка его профессиональных качеств. Деловой репутацией может обладать любой гражданин, а также любое юридическое лицо: коммерческая и некоммерческая организация.

Унижение человеческого достоинства  физического лица, совершившего правонарушение, могут вызвать незаконные и неэтичные  действия должностных лиц органов  административной юрисдикции при осуществлении  процессуальных действий, связанных  с применением административного  наказания. Поэтому в ряде норм КоАП законодатель запрещает уполномоченным должностным лицам проведение всякого  рода процессуальных действий, способных  причинить вред достоинству личности. Так, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Информация о работе Административная ответственность граждан