Международно- правовая защита окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы, в общем – это более детальное и глубокое изучение определенной темы, заинтересовавшую исследователя (студента). Цель изучения конкретной темы состоит в том, чтобы подчеркнуть и понять значимость темы, обозначить как предмет, так и объект темы, выполнить поставленные задачи.
Задачи работы следующие: во-первых, определение понятия охраны окружающей среды в мировом масштабе, во-вторых, определение содержания принципов международно-правовой охраны окружающей среды, в-третьих, раскрыть значение сотрудничества в области охраны окружающей среды, на международном и региональном уровне, а также на уровне РФ.

Работа состоит из  1 файл

Глава.docx

— 98.73 Кб (Скачать документ)

     При этом содержание общепризнанных принципов получает дополнительное развитие. Так принципа уважения прав человека получил свое развитие, поскольку характерной чертой МПОС является гомоцентричность, т.е. основой здесь является человек с его потребностями и интересами. Этот кардинальный принцип был сформулирован Стокгольмской конференцией по окружающей среде 1972 г.: "Человек обладает основным правом на свободу, равенство и должные условия жизни, на окружающую среду такого качества, которое дает возможность жить достойно и благополучно". Декларация Рио 1992 г. закрепила принцип, согласно которому человек имеет право на информацию об окружающей среде и участие в ее защите, а в случае необходимости и право на возмещение ущерба.

     Существенное  дополнение сделано и к принципу суверенного равенства. Государства  имеют суверенное право разрабатывать  свои природные ресурсы. Вместе с  тем они несут ответственность  за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде  других государств или районов за пределами национальной юрисдикции. Этот принцип нашел закрепление  в ряде конвенций.10

     В процессе формирования и развития международного права окружающей среды были выработаны собственные, или специальные, принципы данной отрасли. Особую роль в их формулировании сыграли конференции ООН в  области окружающей среды 1972 и 1992 гг. В частности, именно в материалах конференций был определен эколого-правовой статус человека, место окружающей среды как неотъемлемой части  процесса устойчивого развития и  др.11

     Следует отметить, что специальные принципы международного экологического права - категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они  рассеяны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. Также являются нормами, формулирующими общепризнанные принципы международного экологического права, которые нашли  свое отражение в развитии внутригосударственного права и законодательства в целом, в частности для международного права окружающей среды и экологическою  права и законодательства Российской Федерации. Например, ч.1 ст.27 Конституции  РФ гарантирует право свободного выбора пребывания и места жительства на случай чрезвычайной экологической  катастрофы, согласно ст. 13 ч.1 Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), где  закреплено право каждого человека свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства, а также  Международных пактов ООН о правах человека (1966 г.) в которых законодательно были закреплены принципы, провозглашенные  во Всеобщей декларации прав человека (ст. З).

     Состояние окружающей среды - существенный фактор, от которого зависит здоровье человека. Поэтому доказательством активного  и гармоничного развития системы  специальных принципов являйся  становление принципа права человека на благоприятную окружающую среду. Право на благоприятную окружающую среду фактически связано с рассмотрением  в более узком контексте международно-правового  регулирования прав человека. Однако прямо и однозначно данное право  в международно-правовых актах универсального характера не закрепляется. Либо оно  подразумевается в контексте  с другими правами, либо оно закрепляется опосредованно. Впервые на международном  уровне на Стокгольмской конференции  ООН (1972 г.), а позднее в Итоговом документе Венской встречи представителей - государств-участников СБСЕ 1986 года.

     К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся: право каждого на здоровую плодотворную жизнь а в гармонии с природой; приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития; неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами; устойчивое, т.е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие; равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств); запрещение экологической агрессии (Конвенция 1977 г. о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду); регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях; предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях; научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий; контроль за соблюдением согласованных требований по охране окружающей среды; мирное урегулирование споров, связанных с трансграничным воздействием на окружающую среду; международная ответственность и компенсация за ущерб окружающей среде, вызванный действиями на территории государства, находящейся под его юрисдикцией или контролем, которые привели к ущербу за пределами этой территории.

     Защита  окружающей среды на благо нынешнего  и будущих поколений - обобщающий принцип в отношении совокупное и специальных принципов и  норм международного права охраны окружающей среды. Его суть сводится к обязанности  государств в духе сотрудничества на благо настоящего и будущих поколений  предпринимать все необходимые  действия по сохранению и поддержанию  качества окружающей среды, включая  устранение отрицательных для нее  последствий, а также по рациональному  и научно обоснованному управлению природными ресурсами. Этот принцип закреплен в Стокгольмской декларации 1972 г.

     Недопустимость  нанесения трансграничного ущерба. Данный принцип запрещает такие действия государств в пределах своей юрисдикции или контроля, которые наносили бы ущерб иностранным национальным системам окружающей среды и районам общего пользования. Вытекая из фундаментального принципа уважения государственного суверенитета, этот специальный принцип международного права окружающей среды налагает определенные ограничения на действия государств на своей территории, а также подразумевает ответственность государств за нанесение экологического ущерба системам окружающей среды других государств и районов общего пользования. Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 3016/XXVII/ от 18.12.1972 г. о «Неотъемлемом суверенитете развивающихся стран над своими природными ресурсами» (1972 г.), далее в Стокгольмской декларации ООН по проблемам окружающей среды (1972 г.). Это обычно-правовая норма, закрепленная в Стокгольмской декларации 1972 г. и Декларации Рио 1992 г.

     Принцип устойчивого развития получил легальное определение в российском законодательстве через его понимание как социальной модели, представляющей собой систему интегрированных компонентов, их существенных отношений и связей, отражающих основное содержание процессов сбалансированного социально-экономического и экологическою развития. Данный принцип, постулируемый в соответствующих международных договорах в качестве одной из основных идей - удовлетворение нужд современного поколения без нанесения ущерба будущим поколениям людей, включая комплекс компонентов, отражающих ключевые аспекты функционирования и взаимодействия социальной, экономической и экологической сфер, рассматривается в национально-правовых актах Российской Федерации в качестве главного принципа государственного регулирования в области использования и охраны природной среды и определяет основы для согласованного развития национального законодательства в рамках международного сообщества общий принцип: государства должны защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии с их общей, но дифференцированной ответственностью и имеющимися у них возможностями. Этот принцип действует и в условиях вооруженного конфликта. Об этом свидетельствуют Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1976 г. <*> и Первый дополнительный протокол 1977 г. к Женевским конвенциям о защите жертв;

     Недопустимость  радиоактивного заражения окружающей среды охватывает как военную, так и мирную область использования радиоактивных веществ (ядерной энергии). Угроза указанного заражения, в подавляющем большинстве, исходит от промышленных, военных, научных и других объектов. На сегодняшний день актуальной встала проблема нераспространения (запрет на ввоз-вывоз) средств потенциального радиоактивного заражения на территорию государств без принятия надежных средств радиоактивной безопасности. Имеется в виду недопущение размещения на своей территории ядерных источников, не обеспеченных должной экологической защитой, и аналогичный подход к захоронениям ядерных отходов на своей территории. Недопущение радиоактивного заражения окружающей среды — касается как военного, так и мирного использования ядерной энергии. Формирование этого принципа идет и договорным, и обычным путем.

     Международно-правовое запрещение испытаний, военного использования  и уничтожения неядерного оружия выражает обязанность государств принимать все необходимые меры по эффективному запрещению такого использования средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому государству.

     Несмотря  на уже достигнутый уровень кодификации  принципа запрета военного или любого иного враждебного использования  средств воздействия на природную  среду, сегодня большинство ученых сходится во мнении, что многие из названных  выше международно-правовых актов нуждаются  в дальнейшем совершенствовании. .  Запрещение военного или любого иного враждебного воздействия на природную среду — закреплен в соответствующей Конвенции 1977 г. и в Дополнительном протоколе № I 1977 г. в Женевским конвенциям 1949 г. 8. Обеспечение экологической безопасности. Этот принцип связан с общей концепцией экологической безопасности и находится в стадии становления.

     Обеспечение экологической безопасности в качестве принципа выделяет главное: недопущение экоспазма как условие выживаемости человечества, устанавливает прямую связь между охраной окружающей среды и международной безопасностью, отражает глобальный и чрезвычайно острый характер международных проблем в области защиты окружающей среды. При этом защита и улучшение охраны окружающей среды, рациональное использование всех природных ресурсов тесно увязываются с обеспечением всех аспектов международной безопасности, в том числе с разоружением.

     Международная экологическая безопасность предполагает такое состояние международных  отношений, при котором обеспечивается сохранение, рациональное использование, воспроизводство и повышение  качества окружающей среды. Сказанное  означаем что «экологическая безопасность»  является объектом правовой (международно-правовой) охраны.

     Принцип защиты экологических систем Мирового Океана обязывает государства: принимать все необходимые меры по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды из всех возможных источников; не переносить, прямо или косвенно, ущерб или опасность загрязнения из одного района в другой и не превращать один вид загрязнения в другой; обеспечивать, чтобы деятельность государств и лиц, находящихся под их юрисдикцией или контролем, не наносила ущерба другим государствам и их морской среде путем загрязнения, а также загрязнение, являющееся результатом инцидентов или деятельности под юрисдикцией или контролем государств, не распространялось за пределы районов, где эти государства осуществляют свои суверенные права. В настоящее время регулирование предотвращения загрязнений морской среды в национальном законодательстве приарктических государств идет по двум направлениям. Во-первых, принимаются нормы, ограничивающие или запрещающие преднамеренный сброс загрязняющих веществ, а также обязывающие капитана судна сообщать береговым властям обо всех разливах загрязняющих веществ. Во-вторых, вводятся стандарты, соответствующие международным  в отношении конструкций и оборудования судов и др., произвольное отступление от которых запрещается. Защита экологической системы Мирового океана — этот принцип закреплен в Конвенции по морскому праву 1982 г.

     Среди целого ряда принципов, характерных  для межгосударственно-правовой охраны окружающей среды, принцип международной  ответственности за ее сохранение занимает одно из ведущих мест. Само понятие межгосударственно-правовой ответственности специфично и несколько отличается от понятия юридической ответственности по внутреннему праву государств - это юридические последствия, наступившие для субъекта международного права, нарушившего свои и международные обязательства. Они включают в себя среди прочих условий и обязанность государства - правонарушителя возместить причиненный ущерб другим субъектам международного права, а в отдельных случаях и их юридическим и физическим лицам.

     Ответственность по международному экологическому праву  является ответственностью за экологические  правонарушения в международном  масштабе. Представляется, что она  в целом соответствует внутригосударственной  ответственности (ее основным структурным  элементам), хотя, безусловно, имеет  свои особенности. Общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

     Таким образом, существуют два вида международно-правовой ответственности государств: политическая и материальная. Наиболее распространенной формой политической ответственности  являются санкции (принудительные меры к государству-нарушителю; они применяются  только в случае совершения тяжкого  международного преступления). Материальная ответственность наступает в  случае нарушения государством своих  международных обязательств, связанного с причинением материального  ущерба. Она может выражаться в  форме репарации (возмещение ущерба в денежном выражении), реституции (возврат  в натуре неправомерно изъятого имущества) и субституции (замена неправомерно уничтоженного или поврежденного).

     За  международное эколого-правовое нарушение  к субъекту международного права  в числе других может быть применена  и такая форма ответственности, как ресторация (восстановление государством). Международно-правовая ответственность государств за причинение ущерба окружающей среде — государства должны нести ответственность за ущерб, нанесенный экологической системе за пределами национальной юрисдикции или контроля. Этот принцип находится в стадии становления.

     Принцип контроля, за соблюдением международных договоров по охране окружающей среды, предусматривает создание не только национальной, но и разветвленной системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды. Они должны осуществляться на глобальном, региональном и национальном уровнях на основе международно-признанных критериев

Информация о работе Международно- правовая защита окружающей среды