Международно- правовая защита окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы, в общем – это более детальное и глубокое изучение определенной темы, заинтересовавшую исследователя (студента). Цель изучения конкретной темы состоит в том, чтобы подчеркнуть и понять значимость темы, обозначить как предмет, так и объект темы, выполнить поставленные задачи.
Задачи работы следующие: во-первых, определение понятия охраны окружающей среды в мировом масштабе, во-вторых, определение содержания принципов международно-правовой охраны окружающей среды, в-третьих, раскрыть значение сотрудничества в области охраны окружающей среды, на международном и региональном уровне, а также на уровне РФ.

Работа состоит из  1 файл

Глава.docx

— 98.73 Кб (Скачать документ)

     Обобщая вышесказанное, можно отметить, что  одной из важнейших задач по созданию действенного механизма реализации экологической функции государства  является дальнейшее совершенствование  экологического законодательства, которое  в современном его виде не полностью  соответствует   современным требованиям.

     Отдельно  хотелось бы рассмотреть такую форму  сотрудничества в сфере охраны окружающей среды, как международное соглашение, или договор.

     Не  малое значение в реализации сотрудничества в области охраны окружающей среды РФ имеют двусторонние международные договоры. Двусторонние международные договоры, помимо прямых своих целей, решение различных экологических проблем, несут еще и политическую нагрузку: укрепление партнерских отношений между государствами, формирование инициативных групп государств для разработки более масштабных международных договоров и др.

     Двусторонние  экологические международные договоры заключаются как с соседними  государствами, как, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики Казахстан  о сотрудничестве в области охраны окружающей среды от 22.12.2004 г., так  и странами, не имеющими совместных границ. Примером может быть Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Перу о сотрудничестве и  взаимной помощи в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций №133 от 17.02.2000.41

     Существуют  сферы, где двусторонние соглашения в равной мере эффективны, независимо от того, заключены они между пограничными государствами или нет, например, в обмене информацией по проблемам окружающей среды, способам решения тех или иных проблем, возникающих в области обеспечения экологической безопасности. При заключении двусторонних договоров государства, естественно, должны соблюдать принципы и нормы международного права. Ведь специальные принципы международного экологического права регулирую международные отношения в области охраны окружающей среды, учитывая специфику ее проблемы. Например, в зависимости от географического расположения договаривающихся государств принцип не причинения вреда территории таких государств будет более или менее актуален, но именно для этих государств, продолжая при этом сохранять свое универсальное значение.42

     Двусторонние  договоры чаще всего регламентируют совместное использование международных  пресноводных бассейнов, морских акваторий, флоры, фауны (соглашения о ветеринарии, карантине и защите животных и  растений) и т.д. Эти документы  определяют согласованные принципы деятельности и правила поведения  государств в отношении окружающей среды в целом или ее конкретных объектов (например, договоры о сотрудничестве по охране окружающей среды, подписанные  Россией в 1992 г. с Финляндией, Германией, Норвегией, Данией, Соглашение между  правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике  и на Севере 1992 г., Соглашение о пограничных  реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.).43

     Рассматривая  сотрудничество государств по вопросам обеспечения правового регулирования  в сфере охраны окружающей среды, необходимо остановиться на следующем  вопросе: каждая проблема обеспечения  правового регулирования в области  охраны окружающей среды, возникающая  внутри одного государства, способна требовать  для своего решения принятия мер  на межгосударственном уровне. Фактически, экологические проблемы, возникающие  перед одной страной, встают также  и перед другими. Например, все  страны имеют серьезные проблемы с излишними выбросами биохимического кислорода в их территориальных  водах от промышленного загрязнения. Это не означает, что необходимо принятие международной конвенции  по этим вопросам. И в тех случаях, когда эти выбросы вызывают проблему пересечения государственных границ, двусторонние соглашения являются подходящим средством решения данной проблемы. Общий же характер причины подобных проблем может стать условием для обмена опытом между различными государствами, например, относительно технологий для удаления подобных выбросов.

     В двустороннем сотрудничестве стран-участниц СНГ в области обеспечения  правового регулирования в области  охраны окружающей среды отмечаются позитивные примеры глобального  системного подхода. Так, например, целью  соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Белоруссии о совместных действиях в 1994 г. по минимизации и преодолению последствий  Чернобыльской катастрофы от 03.07.1994 г. является участие в международных  мероприятиях по проблемам радиационной защиты и безопасности44.

     Следует еще раз отметить, что, хотя проблемы окружающей среды решаются комплексно, при взаимодействии всех уровней  международного сотрудничества, тем  не менее, в практической области  экологические проблемы требуют  решения первоначально на двустороннем уровне. Иначе остальные уровни (региональный и универсальный) становятся недейственными. Свой приоритет есть в двустороннем сотрудничестве по вопросам обеспечения  экологической безопасности. Речь идет о пограничном сотрудничестве.

     В этом отношении представляется возможным  выделение в качестве наглядных  примеров некоторые нормы договоров  в исследуемой области.

     В соглашении между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области  охраны окружающей природной среды  от 19.07.1994 г. определены следующие принципиальные направления сотрудничества:

     При заключении данного соглашения стороны  стремились расширять сотрудничество в области охраны окружающей природной  среды, решение экологических проблем  и рационального природопользования в соответствии с принципом экологически обоснованного и устойчивого  развития. При этом стороны осознавали ответственность за экологическую  безопасность своих народов, признавали взаимовыгодным сотрудничество в области  охраны окружающей природной среды.

     Стороны соглашения принимали во внимание опыт международного природоохранного сотрудничества и руководствовались как внутренним законодательством своих стран, так и общепризнанными нормами  и принципами международного права.

     Поэтому заключение двусторонних соглашений способствуют более эффективному решению региональных вопросов, а также и глобальных экологических проблем. И на лицо их взаимосвязь. Процесс же решения  проблем обеспечения правового  регулирования охраны окружающей среды  на любом из уровней международного сотрудничества в этой области должен находить поддержку и на других. Только в этом случае будет достигнуто то состояние защищенности, которое  называется экологической безопасностью.

     Заключение  Россией двусторонних договоров, переход  на общепризнанные мировые экологические  стандарты - требует доброй воли самого государства, совершенствования норм как национального, так и международного права, а также разработки эффективных  механизмов осуществления единой экологической  политики в масштабах региона  и всего земного шара.45

     Таким образом, приведение экологического права  суверенных государств, в том числе  Российской Федерации, в соответствие с международными нормами и стандартами  заключает в себе не только собственно юридический, но и политический и  экономический аспекты, которые  решаются комплексно, путем долгосрочных и достаточно затратных внутригосударственных  и межгосударственных программ. Экологические  проблемы в масштабах региона  и всего мира решаются в результате согласования воль и совместного  долевого финансирования экологических  проектов субъектами международного права. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     В связи с  развитием международно-правовых отношений по поводу охраны  окружающей среды и нормативной регламентации  этой сферы в современном международном  праве произошло формирование относительно новой отрасли — право охраны окружающей среды.46

     Некоторые ученые используют другие термины, для обозначения этого понятия, такие как международное экологическое право и международное право окружающей среды. Так, И.И. Лукашук пишет, что в отечественной литературе более распространено название международное право окружающей среды. Термин экологическое право представляется предпочтительным лишь в силу его интернационального употребления.47

     Международно-правовая охрана окружающей среды – это самостоятельная  отрасль, совокупность правовых норм  международного права, которые обладают определенной спецификой,  регулирующая отношения, между акторами международной арены, по поводу  предотвращения, сокращения и устранения ущерба окружающей   среде из различных источников и обеспечение экологически обоснованного режима   рационального использования природных ресурсов, а также отношения по поводу обеспечения экологической безопасности и отношения по поводу обеспечения соблюдения экологических прав человека.

     Характерной особенностью международного экологического права является наличие в нем комплекса основных принципов, под которыми понимаются основополагающие общепризнанные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой.

     В международном праве известна классификация  принципов права в зависимости  от их распространения на систему  права. Итак, выделяются принципы универсального характера (основные), сфера действия которых касается не только субъектов, но и видов международных отношений, которые подвергаются их воздействию, имеющих характер социально-политических начал и отраслевые (специальные) принципы международного экологического права, которые могут рассматриваться  как общепризнанные нормы международного права, а также их непосредственное влияние на правоприменение, толкование законов и развитие экологического законодательства.

     Общепризнанные  принципы международного права являются критерием правомерности регулирования любой сферы межгосударственных отношений, включая отношения по поводу охраны окружающей среды и рационального природопользования. При этом содержание общепризнанных принципов получает дополнительное развитие. К указанной категории относятся принципы: уважения государственного суверенитета, суверенного равенства всех государств, невмешательства во внутренние дела другого государства, добросовестного выполнения международных обязательств, мирного разрешения споров и некоторые др.48

     Следует отметить, что специальные принципы международного экологического права - категория развивающаяся. Данные принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они  рассеяны по множеству международно-правовых актов, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер. К специальным принципам современного международного права окружающей среды относятся: право каждого на здоровую плодотворную жизнь а в гармонии с природой; приоритет экологических прав и интересов человека в процессе непрерывного социально-экономического развития; неотъемлемый суверенитет государства над собственными природными ресурсами; устойчивое, т.е. экологически обоснованное социальное и экономическое развитие; равная (одинаковая) экологическая безопасность (экологическое благосостояние одного государства не может быть обеспечено за счет или в отрыве от другого или других государств); запрещение экологической агрессии; регулярный обмен информацией об экологической ситуации на национальном или региональном уровнях; предотвращение трансграничного ущерба окружающей среде; сотрудничество в чрезвычайных экологических ситуациях; научно-техническое сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая поощрение разработки, прикладного использования, распространения и передачи технологий и др.

     Развитие международно-правовых отношений по поводу охраны  окружающей среды и нормативной регламентации этой сферы в современном международном праве произошло в частности благодаря международному сотрудничеству.

     Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды развивается в  рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров  и соглашений.

     В настоящее время в мире функционирует  более 100 различных международных  организаций, в той или иной степени  занимающихся проблемами охраны окружающей среды. Все международные организации, участвующие в отношениях, урегулированных  международным правом окружающей среды  можно разделить на две большие  группы: международные правительственные  и международные неправительственные (общественные) организации.

     Организация Объединенных Наций является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган - ЮНЕП (Программа ООП по окружающей среде).49

Информация о работе Международно- правовая защита окружающей среды