Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа
Цель написания курсовой работы, в общем – это более детальное и глубокое изучение определенной темы, заинтересовавшую исследователя (студента). Цель изучения конкретной темы состоит в том, чтобы подчеркнуть и понять значимость темы, обозначить как предмет, так и объект темы, выполнить поставленные задачи.
Задачи работы следующие: во-первых, определение понятия охраны окружающей среды в мировом масштабе, во-вторых, определение содержания принципов международно-правовой охраны окружающей среды, в-третьих, раскрыть значение сотрудничества в области охраны окружающей среды, на международном и региональном уровне, а также на уровне РФ.
Большинство
международных договоров
Контроль, за соблюдением норм в области охраны окружающей среды, предполагает создание системы международного контроля и мониторинга качества окружающей среды на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Здесь
перечислены лишь некоторые наиболее
значимые принципы. Пока их четкой системы
нет. Декларация об окружающей среде и
развитии 1992 г. перечисляет 27 принципов.
Глава
II. Сотрудничество в
сфере международно-правовой
охраны окружающей среды
§ 1. Международно-правовое
регулирование сотрудничества государств
в области охраны окружающей среды
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды развивается в рамках международных организаций, многосторонних конвенций и соглашений, а также двусторонних договоров и соглашений.
В
настоящее время в мире функционирует
более 100 различных международных
организаций, в той или иной степени
занимающихся проблемами охраны окружающей
среды. Все международные организации,
участвующие в отношениях, урегулированных
международным правом окружающей среды
можно разделить на две большие
группы: международные
Международные правительственные организации, подразделяемые, в свою очередь, на глобальные (всемирные) и региональные.
Организация Объединенных Наций является наиболее авторитетной из глобальных международных организаций. Наряду с рассмотрением экологических вопросов на заседании Генеральной Ассамблеи, а также принятием различных резолюций и проведением конференций, при ООН создан специализированный орган - ЮНЕП (Программа ООП по окружающей среде).13
Структура ЮНЕП включает Совет управляющих - главный межправительственный орган, руководящий ее политикой, Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды. По своей юридической природе ЮНЕП относится к числу вспомогательных органов ООН, хотя и пользуется определенной автономией при принятии решений. Основная функция ЮНЕП — координация природоохранных программ в системе ООН, разработка и осуществление новых программ. С точки зрения своей юридической природы ЮНЕП является вспомогательным органом ООН, но имеет большую автономию и обладает определенными признаками международной межправительственной организации. Главная задача ЮНЕП — развитие международного экологического права путем содействия разработке универсальных и региональных соглашений, принципов и стандартов поведения государств. Основные направления деятельности ЮНЕП: 1) населенные пункты, здоровье, человека, санитария окружающей среды; 2) охрана земель, вод, предотвращение опустынивания; 3) океаны; 4) охрана природы, диких животных, генетических ресурсов; 5) энергия; 6) образование, профессиональная подготовка; 7) торговля, экономика, технология.
Из числа реальных результатов
деятельности ЮНЕП следует
Под эгидой ООН действуют другие специализированные международные организации (которые, занимаются теми экологическими проблемами, которые в максимальной степени соответствуют их предметной компетенции):
1)Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), осуществляющее программу «Ядерная безопасность и защита окружающей среды».
2)Организация Объединенных наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО). Основной ее экологической функцией является содействие экологическому образованию, воспитанию и просвещению, а также учет и охрана природных объектов, отнесенных к объектам всемирного наследия.
3)Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), основная экологическая функция которой - изучение вопросов охраны здоровья человека в аспекте его взаимодействия с окружающей средой.
4)Сельскохозяйственная и продовольственная организация объединенных наций (ФАО), занимающаяся экологическими проблемами в сельском хозяйстве, в частности, охраной и использованием земель, лесов, вод, животного мира, водных биологических ресурсов и т.д.
5)Международная морская организация (ИМО) занимается проблемами охраны морей от загрязнения, участвует в разработке международных конвенций, но борьбе с загрязнением моря нефтью, иными вредными веществами.
6)Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО) исследует воздействие человека на природу и климат планеты посредством ведения глобального экологического мониторинга окружающей среды.15
Международные неправительственные (общественные) организации экологической направленности. Их роль в международном праве окружающей среды постоянно возрастает. Кроме движения «Гринпис» в мире действуют такие международные экологические неправительственные объединения, как «Экология», «Зеленый крест» и другие.16
Также
известны такие международные
Среди
международных
Основные задачи МСОП: а) сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; б) сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, памятников природы; в) организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; г) экологическое просвещение,
При
содействии МСОП проводятся международные
конференции по охране природы, разрабатываются
проекты международных
Проблемами международного экологического права занимается и Международная организация «Новый Акрополь» (МОНА). В 2005 г. Генеральная Ассамблея МОНА приняла Декларацию, в которой порекомендовала странам-членам увеличить количество акций, направленных на осознание необходимости сохранить экологическое равновесие. Для того чтобы грядущим поколениям досталась обитаемая планета, государства должны сотрудничать с экологическими и гуманитарными организациями с целью ликвидации последствий природных катастроф.
В 1994 г. в Мехико учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд). Это неправительственный орган, он дает юридические консультации в случае возникновения экологических споров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. Вместе с тем по желанию сторон он может выступить в качестве третейского суда. В этом случае стороны выбирают нечетное количество судей, которые образуют коллегию, рассматривают спор по существу и выносят решение, являющееся обязательным. В компетенции суда споры о возмещении вреда в результате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выявлении и прекращении экологически вредной деятельности, об использовании и охране природных комплексов, международных пространств и особо охраняемых природных объектов, о защите экологических прав граждан. Обращаться в суд могут практически все субъекты права: государства, международные правительственные и неправительственные организации, национальные общественные организации, юридические и физические лица18.
Как уже отмечалось, договорная форма сотрудничества государств по охране окружающей среды заключается в разработке и принятии договоров по различным аспектам проблемы.
Договорная
форма международного сотрудничества
по охране окружающей среды заключается
в разработке и принятии договоров
по различным вопросам и проблемам
охраны окружающей среды. Договорным путем
происходит развитие международного права
окружающей среды происходит. По данным
Программы ООН по окружающей среде,
в настоящее время
Общие международно-правовые договоры могут затрагивать и вопросы окружающей природной среды (например, в договорах о режиме государственной границы, как правило, имеются статьи, посвященные режиму приграничных водоемов, охране растительности, животного мира).
Специальные природоохранительные международные договоры содержат статьи только об охране окружающей среды, например Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средства воздействия на природную среду (1977 г.), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979 г.), Конвенция об охране мигрирующих видов диких животных (1979 г.).19
Ежегодно в мире проводятся сотни, а то и тысячи конференций по экологическим вопросам и основными итогами проведения конференций является принятие различных нормативно правовых документов. В зависимости от целей они служат средством обмена опытом природоохранительной деятельности, обмена экологически значимой информацией, решениями научных и практических проблем.
Особый интерес и особое международное значение имеют документы принятые Стокгольмской конференцией в 1972 г., а также на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г., проведенные под эгидой ООН.
В 1972 г. в Стокгольме состоялась созванная по решению Генеральной Ассамблеи ООН Конференция ООН по проблемам окружающей человека среды. Основным решением Конференции стала Декларация принципов — своеобразный свод правил, которыми должны руководствоваться государства и организации при осуществлении действий, так или иначе влияющих на природу. Еще одно важное ее решение — рекомендация Генеральной Ассамблее учредить Программу ООН по окружающей среде (ЮНЕП), которая была создана и фактически стала международной организацией.
В целом эта Конференция сыграла огромную роль в развитии международного права окружающей среды и активизации международного природоохранительного сотрудничества.
Тем не менее, несмотря на предпринимаемые на национальном и международном уровнях усилия, состояние глобальной окружающей среды после Стокгольмской конференции продолжало ухудшаться.
Позже
по инициативе Генеральной Ассамблеи
ООН в июне 1992 г. в Рио-де-Жанейро,
т.е. через 20 лет после Стокгольмской
конференции, была созвана Конференция
ООН по окружающей среде и развитию.
Судя по названию конференции, ее работа
была основана на идеях Международной
комиссии по окружающей среде и развитию.
О значении, которое придавалось
этой Конференции, свидетельствуют
ее масштабы и уровень. В Конференции
участвовали 178 государств и более 30
межправительственных и неправительственных
международных организаций. 114 делегаций
возглавлялись главами
На
Конференции в Рио обсуждались
многие вопросы, главные из которых
касались трех важных документов: принципов
в отношении рационального
Кроме того, участникам Конференции были представлены и открыты для подписания две конвенции — «О биологическом разнообразии» и «Об изменении климата». принципов в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов.
Заявление
о принципах в отношении лесов,
принятое на Конференции ООН по окружающей
среде и развитию, — первое глобальное
соглашение в отношении лесов. Оно
учитывает потребности как
Закрепленные
в Заявлении принципы в отношении
лесов включают следующие положения:
всем странам следует принимать
участие в «озеленении мира»
посредством посадки и
Информация о работе Международно- правовая защита окружающей среды