Международно- правовая защита окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 14:27, курсовая работа

Описание

Цель написания курсовой работы, в общем – это более детальное и глубокое изучение определенной темы, заинтересовавшую исследователя (студента). Цель изучения конкретной темы состоит в том, чтобы подчеркнуть и понять значимость темы, обозначить как предмет, так и объект темы, выполнить поставленные задачи.
Задачи работы следующие: во-первых, определение понятия охраны окружающей среды в мировом масштабе, во-вторых, определение содержания принципов международно-правовой охраны окружающей среды, в-третьих, раскрыть значение сотрудничества в области охраны окружающей среды, на международном и региональном уровне, а также на уровне РФ.

Работа состоит из  1 файл

Глава.docx

— 98.73 Кб (Скачать документ)

       В 1992 г. в Рио-де-Жанейро была подписана Декларация по окружающей среде и развитию. В итоге были сформулированы  следующие принципы и положения. Мир, развитие и охрана окружающей среды взаимозависимы и неразделимы. Люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления чистоты и целостности экосистемы Земли. Государства должны сотрудничать в деле создания благоприятной и открытой международной экономической системы, которая приведет к экономическому росту и устойчивому развитию во всех странах и к более эффективному решению проблем ухудшения состояния окружающей среды .

     «Повестка дня на XXI век» посвящена актуальным проблемам охраны окружающей среды сегодняшнего дня, а также имеет целью подготовить мир к решению проблем, с которыми он столкнется в будущем веке. Она определяет направления деятельности государств, народов и международных организаций по решению этих проблем.21

     Повестка  содержит 4 раздела. Первый содержит  социальные и экономические аспекты (национальная политика и международное  сотрудничество в целях ускорения  устойчивого развития в развивающихся  странах, борьба с нищетой, изменение  структур потребления, динамика населения, охрана и укрепление здоровья человека, содействие устойчивому развитию населенных пунктов, учет вопросов окружающей среды  и развития в процессе принятия решения). Второй освещает сохранение и рациональное использование ресурсов в целях  развития (защита атмосферы, комплексный  подход к использованию земельных  ресурсов, борьба с обезлесением, опустыниванием и засухой, об устойчивом развитии горных районов, регулировании использования  токсичных и опасных веществ, включая отходы и радиоактивные  вещества). Третий, содержит роли основных групп населения (глобальные действия в интересах женщин, детей, молодежи, коренных народов и местных общин, усиление роли различных категорий  трудящихся, профсоюзов и других неправительственных  организаций и др.). Четвертый  описывает средства осуществления (финансовые ресурсы и механизмы, информационные, научные, технологические  и организационно-правовые средства решения экологических проблем).22

     «Повестка дня на XXI век» была принята без церемонии подписания путем консенсуса государств. По юридической силе она является актом «мягкого» международного права и носит рекомендательный характер.

     Для реализации Повестки в глобальном масштабе требуется 600 млрд. долл. в год, включая 125 млрд. долл., которые должны выплачивать  развитые страны развивающимся. Участники  Конференции согласились, что развитые страны в 2000 г. и в последующие  годы будут предоставлять развивающимся  странам финансовую помощь в размере 0,7% валового национального продукта каждой развитой страны. Россия, другие бывшие республики СССР и государства  Восточной Европы вошли в группу стран с «переходной экономикой», в отношении которых отсрочено  выполнение международных финансовых обязательств.23

     Таким образом, можно сделать вывод, что международное сотрудничество в области охраны окружающей среды направлено на:

     - борьбу со стойкими органическими загрязняющими веществами;

     - борьбу с деградацией земель;

     - биоразнообразие и биобезопасность;

     - обеспечение безопасности судоходства;

     - усиление взаимодействия в рамках  глобальных и региональных природоохранных  конвенций и соглашений;

     - комплексное управление и эффективное  использование водных ресурсов  и их защиту;

     - устойчивое управление лесами;

     - предупреждение наводнений и  защиту от них;

     - обращение со стойкими органическими  загрязнителями, являющимися отходами, и утилизацию пестицидов и  агрохимикатов;

     - развитие экологического просвещения  на базе заповедников, национальных  парков и других типов охраняемых  территорий;

     - научные исследования перелетных  птиц, птиц под угрозой исчезновения  и среды их обитания, водоплавающих  птиц, морских млекопитающих, анадромных  рыб и других видов флоры  и фауны;

     - совместные исследования аридных  и горных экосистем;

     - предотвращение радиоактивного  загрязнения;

     - сохранение природного и культурного  наследия;

     - создание проектов инвентаризации  источников и объемов выбросов  парниковых газов;

     - регулирование рыболовства и  контроля за промыслом водных  биоресурсов;

     - снижение техногенного загрязнения  околоземного космического пространства  и обеспечение безопасности космических  полетов и многое другое.

     Также, на международном уровне основными направлениями сотрудничества по охране окружающей среды признаются:

     - предотвращение загрязнений водных ресурсов, атмосферы;

     - рациональное использование водных источников, почв, земельных ресурсов, их охрана от загрязнения;

     - разработка и реализация долгосрочных программ охраны окружающей среды;

     - исследование биологических и климатических последствий загрязнения окружающей среды;

     - управление охраняемыми природными территориями и др.

     Сотрудничество на международном уровне, в основном осуществляется путем:

     - создания и активной деятельности международных организаций;

     - проведения международных конференций на межгосударственном уровне;

     - разработки и принятии договоров  по различным аспектам проблемы.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           § 2.Международно-правовое  регулирование      регионального сотрудничества государств в области охраны окружающей среды 

       Международно-правовое регулирование  охраны окружающей среды развивается  как на универсальном, так и  на региональном уровне. Существенная  роль в этом развитии отводится  деятельности международных организаций, регионального уровня.Европейское сообщество является одной из международных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны окружающей среды на европейском континенте. ЕС занимает собственное оригинальное место в международно-правовом регулировании охраны окружающей среды и играет заметную роль в этом процессе, внося позитивный вклад в его развитие в Европе и в мире в целом.

     Европейское сообщество является специфической  международной организацией. Ему  присущи свои неповторимые особенности, проявляющиеся в целях и задачах  организации, структуре её органов, в её правах и обязанностях. Интеграция государств-членов в различных областях жизнедеятельности выступает своего рода центральной идеей существования  данной организации. Особенностью ЕС как  международного объединения государств является и наличие в его компетенции  наднациональных элементов, обуславливающих  нормотворческую активность организации.

     Вместе  с двумя другими сообществами - Европейским объединением угля и  стали (ЕОУС) и Европейским сообществом  по атомной энергии (Евратом), ЕС сегодня  входит в качестве составной части  в более сложное объединение  государств, которым является Европейский  Союз.24

     Специфика организации несомненно оказывает  влияние на деятельность ЕС в области  окружающей среды, проводимую на основе учредительного договора - Римского договора, учреждающего Европейское сообщество 1957 г.

     Защита  окружающей среды - один из приоритетов  Сообщества, наряду с экономической  интеграцией. Это вытекает из целей  и принципов Европейского сообщества, закреплённых в учредительном договоре. В основу экологических мероприятий  ЕС сегодня заложена концепция «устойчивого развития», являющаяся официальной  стратегией ООН по выходу человечества из экологического кризиса.25

     Функционирование  каждого из институтов ЕС (Совета, Комиссии, Европейского парламента, Суда, Счётной  палаты) затрагивает проблемы окружающей среды. В структуре органов Сообщества также создано специальное экологическое  учреждение - Европейское агентство  по окружающей среде.

     Европейское сообщество обладает широкой компетенцией в области экологии. При этом компетенция  ЕС в области охраны окружающей среды  является совместной с государствами-членами, что предопределяет важность принципа субсидиарности для её реализации.26

     Принцип субсидиарности означает, что Сообщество должно проводить деятельность в  тех вопросах, с которыми государства-члены  не могут справиться самостоятельно и разрешение которых на уровне Сообщества будет возможно наилучшим образом, нежели если они будут решаться на уровне государств-членов. Данный принцип  пока не получил существенного развития в международном праве и неоднозначно рассматривается в европейской  доктрине.

     ЕС  издаёт в сфере охраны окружающей среды значительное количество нормативных  актов - регламентов и директив. Среди  актов принятых в области охраны окружающей среды количественно  преобладают директивы.

     Комплексное рассмотрение внутренних связей организации  позволяет сделать вывод о  наличии хорошо продуманного и юридически разработанного экологического сотрудничества в рамках ЕС.

     Европейское сообщество обладает полномочиями по сотрудничеству в области экологии на международной арене. ЕС активно  сотрудничает в данном вопросе с  другими субъектами международного права. Без всякого сомнения, присутствует глубокая взаимозависимость между  деятельностью ЕС в области окружающей среды и деятельностью в этой области других субъектов международного права.

     Сообщество  участвует в деятельности других международных организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. ЕС, как правило, является участником международных экологических конференций  европейского или мирового масштаба.

     Европейское сообщество участвует во всех основных международных экологических соглашениях. Используя сложившуюся в отечественной  науке международного права классификацию  международных соглашений в области  охраны окружающей среды по степени  связи предмета регулирования с  природоохранной проблематикой, можно  разделить договоры, заключённые  ЕС в сфере экологии на:

     1) договоры ЕС, целиком ориентированные  на регулирование охраны окружающей  среды;

     2) договоры ЕС, регулирующие иные, нежели природоохранительные отношения  государств, но содержащие отдельные  положения об охране окружающей  среды;

     3) договоры ЕС косвенно связанные  с охраной окружающей среды.  Деятельность Европейского сообщества (в первую очередь - нормотворческая)  подвержена влиянию международного  права окружающей среды, а значит  Европейское сообщество включено  в процесс международной охраны  окружающей среды. Более того, Сообщество занимает в нём  активную международно-правовую, созидательную  позицию, оказывая, в свою очередь,  определённое влияние на международное  нормотворчество.27

     Историческое  развитие деятельности и компетенции  Европейского сообщества можно разделить  на четыре этапа.

     Первый  этап (1957-1972 гг.) берёт начало с появлением Сообщества. Изначально учредительный  договор не предоставлял рассматриваемой  организации полномочий в области  охраны окружающей среды. Мероприятия  Сообщества лишь косвенно затрагивали  данную сферу и осуществлялись для  достижения иных экономически и социально  значимых целей. Природоохранная деятельность осуществлялась факультативно.

     Компетенцией  в области охраны окружающей среды  не были наделены и два других сообщества - Европейское объединение угля и  стали (ЕОУС) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом).

     Однако  к началу 1970-х гг., с обострением  экологического кризиса, сложилась  экономически обусловленная потребность  в осуществлении на уровне Сообщества собственных экологических мер.

Информация о работе Международно- правовая защита окружающей среды