Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций
Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.
Субъектом международного правоотношения
может стать сторона, обладающая
международной
Итак, международная правосубъектность по своему происхождению подразделяется на фактическую и юридическую. Согласно этому делению существуют две категории субъектов международного права: первичные (суверенные) и производные (несуверенные):
1) первичные - государства,
обладающие международной
2) производные - международные
межправительственные
Первичные субъекты международного права (государства и борющиеся нации) в силу присущего им государственного или национального суверенитета признаются носителями международно-правовых прав и обязанностей. Суверенитет (государственный или национальный) делает их независимыми от других субъектов международного права и предопределяет возможность самостоятельного участия в международных отношениях.
Не существует норм, наделяющих правосубъектностью первичные субъекты международного права; имеются лишь нормы, подтверждающие наличие у них правосубъектности с момента образования. Иными словами, в этом случае правосубъектность не зависит от чьей-либо воли и имеет по своей природе объективный характер.
Юридическим источником правосубъектности для вторичных (несуверенных) субъектов международного права (международные межправительственные организации) служат их учредительные документы. Такими документами для международных организаций являются их уставы, принимаемые и утверждаемые первичными субъектами международного права (государства) в форме международного договора. Производные субъекты международного права обладают ограниченной правосубъектностью, которая обусловлена признанием этих участников международных отношений со стороны первоначальных субъектов. Таким образом, объем и содержание правосубъектности производных субъектов зависят от воли первичных субъектов международного права.
Система международного права – это совокупность взаимосвязанных принципов и норм, регулирующих международно-правовые отношения.
В систему международного права входят, с одной стороны, общеправовые принципы и юридические нормы, с другой – отрасли как однородные комплексы норм и внутриотраслевые институты.
Таким образом, систему международного права можно разделить на следующие категории:
1) общепризнанные принципы международного права, которые составляют его ядро и имеют основополагающее значение для международно-правового механизма регулирования отношений;
2) нормы международного права, являющиеся общеобязательными правилами взаимоотношений государств или иных субъектов международного права;
3) общие для международного права институты, представляющие собой комплексы норм определенного функционального назначения. Институт международного права о международной правосубъектности, о международном правотворчестве, о международной ответственности, о правопреемстве государств;
4) отрасли международного права, которые являются наиболее крупными структурными подразделениями системы международного права и регулирующие наиболее обширные сферы общественных отношений.
Классифицировать отрасли
В отрасль международного права могут входить подотрасли, если отрасль регулирует широкий круг отношений, институты данной отрасли, которые представляют собой мини-комплексы по регулированию каких-либо отдельных вопросов.
Подотраслями в праве международных сношений являются консульское и дипломатическое право, институтами данной отрасли права являются институты формирования представительств, функции представительств, иммунитеты и привилегии дипломатических представительств, в праве вооруженных конфликтов – группы норм, регламентирующих режимы военной оккупации, военного плена.
Из вышеизложенного следует, что система международного права – это совокупность взаимосвязанных элементов, общепризнанных принципов, юридических норм, а также институтов международного права.
8. Первоначальные и производные субъекты (6)
9. Особые субъекты
10. Особенности международной правосубьекности государств
Международная
Государство как основной субъект
международного права обладает тремя
основными признаками, такими как
территория, население, суверенитет. Выделяют
международный и внутренний аспект
суверенитета. Международный аспект
означает, что на международном уровне
все действия государственных органов
и должностных лиц
Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за независимость, носит объективныйхарактер. Нации и народы, борющиеся за независимость, обладают правом на защиту со стороны международного права, вправе применять меры принуждения в отношении субъектов, препятствующих обретению народом независимости, вправе участвовать в международных организациях, заключать международные соглашения.
Международная правосубъектность международных межправительственных организаций. Учредительным документом международной межправительственной организации, как правило, является устав, который устанавливает определенную организационную структуру, определяет цели, задачи, компетенцию. Общий международный правовой статус международной межправительственной организации составляет право участвовать в создании норм международного права, право органов организации пользоваться определенными властными полномочиями.
11. Производные субъекты мп (6)
12. Понятие и виды признания
Признание в международном праве– это односторонний юридический акт государства или иного субъекта международного права, посредством которого констатируется наличие определенного юридически значимого факта или ситуации в международном обществе и признается его правомерность.
Акт, противоположный признанию, именуется
протестом. Он выражает несогласие с
правомерностью того или иного действия.
Существенное юридическое значение
приобретают признание или
Признание государств имеет место в случае появления нового независимого государства в результате революции, войны, объединения или разъединения государств. Основные критерии признания: независимость нового государства и самостоятельность в осуществлении гос. власти. В теории мп существуют две основные концепции о признании института признания государств: - конститутивная, предполагающая, что признание обладает правообразующим значением; - декларативная, предполагающая, что признание лишь подтверждает факт появления нового субъекта.
Существуют три основные формы признания государств:
- де-юре – полное окончательное признание, влекущее за собой установление дипломатических отношений и выражающееся в форме официального заявления;
- де-факто – неполное предварительное признание;
- ad hoc – как специфический вид признания.
Международное право не устанавливает
обязанности признания. Признание
всегда является актом доброй воли
со стороны признающего
Признание правительств происходит одновременно с признанием нового государства. Вопрос о самостоятельности признания правительств возникает в случае смены власти в государстве неконституционным путем. Основными критериями являются:
- эффективность правительств, т. е. действительное фактическое обладание гос. властью на соответствующей территории и независимое ее осуществление,
- соблюдение прав и свобод человека
-готовность разрешить споры мирными средствами и выполнять международные обязательства.
13 Случаи и критерии признания госуд-в (12)
14. Случаи и критерии признания правительств(12)
15. Классификация основных принципов мп
Принципы мп - руководящие правила поведения субъектов. Принцип международного права является нормой международного права, имеющей обязательный характер для всех субъектов мп, прежде всего для государств и международных организаций.
В мпвыделяется ряд принципов.
1. Принцип суверенного равенства государств. Данный принцип предполагает, что государства юридически равны, пользуются правами, присущими полному суверенитету, обязаны уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государств неприкосновенны, каждое государство имеет право свободно выбирать свои политические, экономические и социальные системы, каждое государство обязано полностью и добровольно выполнять свои международные обязательства.