Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций

Описание

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

Работа состоит из  1 файл

международное право.docx

— 113.43 Кб (Скачать документ)

Тем не менее непосредственная защита прав и свобод человека является делом сугубо национальной правовой политики. Международные нормы в области прав человека в подавляющем большинстве не могут применяться непосредственно на территории государства, что требует от государства имплементации правовых норм в свою внутреннюю правовую систему. Современное международное право поощряет индивида все более активно участвовать в борьбе за соблюдение международных стандартов в области прав человека.

 

23. Принцип территориальной  целостности государств

Значение этого принципа весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях и  заключается в защите территории государства от любых посягательств.

Устав ООН запретил угрозу силой или ее применение против территориальной  целостности и политической независимости  любого государства.

Следующим важнейшим документом в развитии данного принципа явился Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в  Европе 1975 г., который содержит наиболее полную формулировку принципа территориальной  целостности государств. Звучит она  следующим образом: "Государства-участники  будут уважать территориальную  целостность каждого из государств-участников. В соответствии с этим они будут  воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава оон, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника и, в частности, от любых таких действий, представляющих собой применение силы или угрозу силой. Государства-участники будут равным образом воздерживаться от того, чтобы превратить территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушение международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не будет признаваться законной". Согласно Заключительному акту государства обязаны уважать территориальную целостность друг друга и, следовательно, должны "воздерживаться от любых действий, несовместимых с целями и принципами Устава ООН".

 

24. Главные органи оон

Организация Объединенных Наций –  это универсальная международная  организация, созданная для поддержания  мира и международной безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Организация Объединенных Наций функционирует  на основе учредительного акта – Устава ООН, принятого в Сан-Франциско  и вступившего в силу 24 октября 1945 г. Согласно Уставу ООН ее целями являются:

1) поддержание мира и международной безопасности;

2) развитие дружественных отношений между нациями на основе принципа равноправия и самоопределения народа;

3) осуществление сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера;

4) поощрение и развитие уважения к правам человека и основным свободам для всех без различия расы, пола, языка или религии;

5) согласование действий наций в достижении общих целей.

Согласно ст. 4 Устава ООН членами ООН могут быть любые миролюбивые государства, которые примут на себя обязательства по Уставу ООН и которые, по мнению организации, могут и желают эти обязательства выполнять.

Для приема в члены ООН необходимы рекомендация Совета Безопасности ООН, принятая не менее чем девятью  голосами, включая пять совпадающих  голосов постоянных членов ООН, и  постановление Генеральной Ассамблеи ООН, вынесенное двумя третями присутствующих и участвующих в голосовании государств. В случае систематического нарушения принципов Устава ООН государство-член может быть исключено из Организации. Статья 7 Устава ООН предусматривает наличие главных органов организации, как то: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и Международный суд.

Генеральная Ассамблея ООН состоит  из всех членов ООН. Она наделена широкой  компетенцией, уполномочена рассматривать  любые вопросы в пределах Устава ООН и давать рекомендации государствам-членам и Совету Безопасности ООН.

Совет Безопасности ООН выполняет  главную функцию по поддержанию  международного мира и безопасности. Он действует от имени всех государств-членов. Государства-члены обязаны подчиняться  решениям Совета Безопасности и выполнять  их.

Экономический и Социальный Советы ООН выполняют следующие функции: повышение уровня жизни; разрешение международных проблем в области  экономики, культуры; содействие всеобщему  уважению и соблюдению прав человека.

Секретариат ООН – главный административно-технический  орган ООН.

Международный суд ООН состоит  из 15 независимых судей, избранных  вне зависимости от их гражданства, являющихся юристами с признанным авторитетом  в области международного права.

25. Генеральная Ассамблея состоит из всех государств - членов ООН. Делегация каждого государства - члена ООН состоит не более чем из пяти представителей и пяти их заместителей.

Генеральная Ассамблея правомочна в рамках Устава ООН обсуждать  любые вопросы в пределах Устава, за исключением находящихся на рассмотрении Совета Безопасности ООН, делать рекомендации членам ООН или Совету Безопасности по любым таким вопросам.

Генеральная Ассамблея, в  частности:

1) рассматривает принципы  сотрудничества в области обеспечения  международного мира и безопасности;

2) избирает непостоянных  членов Совета Безопасности ООН,  членов Экономического и Социального  Совета;

3) по рекомендации Совета  Безопасности назначает Генерального  секретаря ООН;

4) совместно с Советом  Безопасности избирает членов  Международного суда ООН;

5) координирует международное  сотрудничество в экономической,  социальной, культурной и гуманитарной  сферах;

6) осуществляет иные полномочия, предусмотренные Уставом ООН.

Генеральная Ассамблея работает в сессионном порядке. Сессии Генеральной  Ассамблеи проводятся ежегодно, в  октябре - марте. По требованию Совета Безопасности или большинства членов ООН могут быть созваны специальные  или чрезвычайные сессии Генеральной  Ассамблеи. Работа сессии проходит в  форме пленарных заседаний и  заседаний комитетов и комиссий.

Каждый член Ассамблеи  имеет один голос. Решения Ассамблеи  по важным вопросам принимаются большинством в две трети присутствующих и  участвующих в голосовании членов ООН, по другим вопросам решения принимаются  простым большинством членов.

Имеется семь главных комитетов  Генеральной Ассамблеи, в каждом из которых представлены все члены  ООН: Комитет по политическим вопросам и вопросам безопасности (Первый комитет), Специальный политический комитет; Комитет по экономическим и социальным вопросам (Второй комитет); Комитет  по социальным, гуманитарным вопросам (Третий комитет); Комитет по вопросам опеки и несамоуправляющихся  территорий (Четвертый комитет); Комитет  по административным и бюджетным  вопросам (Пятый комитет), Комитет  по правовым вопросам (Шестой комитет).

 

26. Совет Безопасности является одним из главных органов ООН и играет основную роль в поддержании международного мира и безопасности.

Совет Безопасности состоит  из 15 членов: пяти постоянных (Россия, США, Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных, избираемых в соответствии с Уставом  ООН. Перечень постоянных членов зафиксирован в Уставе ООН. Непостоянные члены  избираются Генеральной Ассамблеей ООН на два года без права немедленного переизбрания.

Совет Безопасности уполномочен  расследовать любой спор или ситуацию, которая может привести к международным  трениям или вызвать спор, для  определения того, не может ли продолжение  этого спора или ситуации угрожать международному миру и безопасности. В любой стадии такого спора или  ситуации Совет может рекомендовать  надлежащую процедуру или методы урегулирования.

Стороны спора, продолжение  которого может угрожать международному миру или безопасности, вправе самостоятельно принять решение о передаче спора  на разрешение Совета Безопасности. Однако если Совет Безопасности считает, что  продолжение данного спора может  угрожать поддержанию международного мира и безопасности, он может рекомендовать  такие условия разрешения спора, какие сочтет подходящими.

Государство, не являющееся членом ООН, также может обратить внимание на любой спор, в котором  оно является стороной, если в отношении  этого спора оно примет на себя заранее предусмотренные в Уставе ООН обязательства мирного разрешения споров.

Кроме того, Совет Безопасности определяет существование любой  угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации сторонам или решает, какие меры следует принять для восстановления международного мира и безопасности. Совет может потребовать от сторон спора выполнения тех временных  мер, какие он сочтет необходимыми. Решения Совета Безопасности являются обязательными для всех членов ООН.

Совет также уполномочен  решать, какие меры, не связанные  с использованием вооруженных сил, должны применяться для осуществления  его решений, и требовать от членов Организации осуществления этих мер. Эти меры могут включать полный или частичный перерыв экономических  отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио  или других средств сообщения, а  также разрыв дипломатических отношений.

Если Совет Безопасности сочтет, что эти меры окажутся или  оказались недостаточными, он вправе принять такие действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для  поддержания или восстановления мира и безопасности. Государства - члены ООН обязуются предоставить в распоряжение Совета необходимые  для поддержания мира вооруженные  силы.

При этом необходимо учитывать, что Устав ООН ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права  каждого государства на индивидуальную или коллективную самооборону в  случае вооруженного нападения на члена  ООН до тех пор, пока Совет Безопасности не примет надлежащих мер по поддержанию  мира и безопасности.

Каждое государство - член Совета Безопасности имеет здесь  одного представителя. Совет Безопасности устанавливает свои правила процедуры, включая порядок избрания своего Председателя.

Решения в Совете Безопасности по вопросам процедуры считаются  принятыми, если за них поданы голоса девяти членов Совета. По другим вопросам решения считаются принятыми, когда  за них поданы голоса девяти членов Совета, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета, причем сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования. Если при  голосовании по непроцедурному вопросу  один из постоянных членов Совета проголосует  против, решение считается не принятым (право вето).

Информация о работе Международное право