Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций

Описание

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

Работа состоит из  1 файл

международное право.docx

— 113.43 Кб (Скачать документ)

Решения Европейского Суда по правам человека являются обязательными для  государств-участников. Государства  обязаны исполнять решения Суда в трехмесячный срок с момента  принятия решения. Исполнение решений  Европейского Суда по правам человека обеспечивается Комитетом Министров  Совета Европы. Как правило, государства  исполняют решения в течение 2-3х  лет.

К настоящему моменту Европейский  Суд по правам человека не рассмотрел еще ни одной жалобы против РФ по существу, но рассмотрел уже около 1000 жалоб на предмет приемлемости, из них более 10 были рассмотрены Палатой. Практически все они были признаны неприемлемыми. Но такое большое  количество неприемлемых жалоб объясняется, в основном, тем, что многие жалобы не соответствует требованиям, существующим в Европейском Суде.

49. Ответственность за  грубейшие и массовые нарушения  прав человека.

В доктрине международного права выделяют две формы ответственности государства:

* материальную; * нематериальную.

Материальная ответственность  выражается в форме компенсации, реституции, субституции и репарации. В свою очередь, в нематериальной форме ответственности выделяют политическую и моральную ответственность.

Под ответственностью государств за нарушения прав и свобод человека понимается правовые последствия, наступающие при нарушении прав и свобод человека государством (от нарушений как трудовых прав, так и тягчайшими преступлениями против человечества, н-р геноцид)

Преступления против человечности  — выделяемая в современном международном  праве группа преступлений. Другой возможный перевод данного термина  — преступления против человечества. Смысл этого термина заключается  в том, что данные преступления столь  серьезны, что их жертвами являются не только непосредственные потерпевшие, но и человечество в целом.

Геноцид — действия, совершаемые  с намерением уничтожить, полностью  или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную  группу как таковую путём:

    убийства членов этой  группы;

    причинения тяжкого вреда  их здоровью;

    мер, рассчитанных на  предотвращение деторождения в  такой группе;

    принудительной передачи  детей;

    предумышленного создания  жизненных условий, рассчитанных  на полное или частичное физическое  уничтожение этой группы.

50. Юридические и политические последствия присоединения России к  Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод

Российская Федерация вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, а 30 марта 1998 года ей была ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Тем  самым Россия подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма  и демократии, а также готовность скорректировать целый ряд законодательных  актов, противоречащих положениям Конвенции. Присоединяясь к СЕ, Россия заверила организацию в том, что она готова привести своё законодательство и политическую систему в соответствие с европейскими нормами.

Вторая чеченская война могла  привести к исключению России из СЕ, однако санкции ограничились лишь лишением слова её делегации в Парламентской  ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) в 2000 г.

С момента присоединения к СЕ Россия подвергалась критике со стороны  стран-участниц за ущемления прав человека, войну в Чечне, сворачивание демократических  свобод и притеснение СМИ. В частности, в одной из своих резолюций  ПАСЕ усмотрела в деле ЮКОСа «соображения, которые связаны со стремлением  ослабить смелого политического  оппонента».[1]

ПАСЕ настаивает на скорейшей отмене Россией смертной казни, указывая, что это единственный член этой организации, который не выполнил это обязательство.

Россия входит в число пяти крупнейших спонсоров организации[2], хотя российскими  представителями периодически[источник не указан 530 дней] поднимается вопрос о сокращении её взноса в бюджет СЕ.

Россия ратифицировала более 50 конвенций  СЕ по различным вопросам (права  человека, правовое сотрудничество, борьба с терроризмом и преступностью, культурные, социальные проблемы). Российские жители активно пользуются возможностью обращаться с жалобами в Европейский  суд по правам человека (ЕСПЧ): по состоянию  на конец 2010 года Судом приняты решения по существу по 1079 российским делам, в более чем 1019 из которых было установлено нарушение хотя бы одной из статей ЕКПЧ или её протоколов.[3]

В рамках исполнения предписываемых Судом так называемых «мер общего характера» в российское законодательство и административную практику вносятся существенные изменения. Так, под влиянием ЕСПЧ заметные перемены произошли в  российской уголовно-исполнительной системе, в настоящее время[уточнить] идёт работа по реформированию некоторых аспектов судопроизводства, исполнения решений судов. Совет Европы оказывает содействие России в рамках «программ сотрудничества», частично финансируемых Европейским союзом.

Российские представители активно  участвуют в работе Парламентской  ассамблеи СЕ и Конгресса местных  и региональных властей Европы. Главой российской делегации в ПАСЕ является председатель Комитета Государственной  Думы по международным делам Константин Косачев, в КМРВЕ — первый заместитель Председателя Совета Федерации Светлана Орлова. Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Михаил Маргелов возглавляет в ПАСЕ политическую группу (фракцию) Европейских Демократов.

При штаб-квартире СЕ в Страсбурге действует Постоянное представительство  Российской Федерации во главе с  Постоянным представителем Александром  Алексеевым. Российский судья в ЕСПЧ — Анатолий Ковлер. Интересы российских властей при рассмотрении Судом дел представляет Уполномоченный РФ при ЕСПЧ Георгий Матюшкин. В секретариате СЕ россиянин Александр Владыченко занимает должность Генерального директора по социальной сплочённости.

51. Виды территорий по международному праву

Под территорией в международном  праве понимается простран­ство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.

По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Государственные территории являются материальной базой существования  соответствующего государства и  находятся под его су­веренитетом. Основу правового статуса государственных территорий составляют нормы национального права.

Территории со смешанным режимом (континентальный шельф и экономическая  зона) не входят в состав государственных  территорий, однако прибрежные государства  в этих пространствах имеют опреде­ленные суверенные права, зафиксированные национальным законо­дательством и международными договорами.

Территории с международным  режимом (открытое море за пре­делами территориальных вод, международный район морского дна, некоторые международные проливы, реки и каналы, Антарктика, космическое пространство и небесные тела) не принадлежат какому-либо государству в отдельности и находятся в общем пользовании всех стран. Правовой режим этих территорий определяется главным образом международными договорами.

52. Территория государства

Государственная территория – пространства, в пределах которых государства  осуществляют верховенство. Территория государства включает в себя сушу с ее недрами, водное и воздушное  пространство.

Водное пространство – это внутренние воды (реки, озера, каналы и другие водоемы, берега которых принадлежат данному  государству), принадлежащие государству  части пограничных рек и озер, внутренние морские воды и территориальное  море, т. е. прибрежная морская полоса шириной до 12 морских миль.

Воздушное пространство – это часть  воздушного пространства, находящаяся  над сухопутной и водной территориями государства. Предел высоты воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. Такая линия на международном  уровне не определена. Каждое государство  самостоятельно определяет правовой статус своей территории. На основании специальных  международных договоров государство  может предоставить определенную совокупность прав по использованию отдельных  частей своей территории иностранным  государствам, их юридическим или  физическим лицам. У государств может  возникнуть потребность в транзите через территорию другого государства, когда принадлежащий государству  регион отделен от основной территории государства территорией другого  государства. Такой регион называется анклавом. При осуществлении территориального верховенства государством могут устанавливаться  запреты и ограничения. Так, действия государства, позволяющего, чтобы его  территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовались этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства, квалифицируются  как акт агрессии, совершенный  государством, предоставившим свою территорию (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии»).

Государство должно использовать свою территорию так, чтобы не причинять  ущерб другим государствам, опираясь на принципы и нормы международного права. Правовым основанием изменения  территории государства является межгосударственный договор о передаче определенной части территории или об обмене ее участками. Понятие «территория, на которую распространяется национальная юрисдикция» является более широким  понятием, чем «государственная территория», оно включает в себя государственную  территорию, прилежащую зону, континентальный  шельф, исключительную экономическую  зону. Термин «территория», используемый в международных договорах применительно к определенным государствам-участникам, не всегда означает государственную территорию (или ее часть)

 53. Внутренние воды и территориальное море

Внутренние морские воды – это  воды, находящиеся между берегом  государства и прямыми исходными  линиями, принятыми для отсчета  ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного  государства считаются также:

1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа которых не превышает 24 морских миль.

Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Прибрежные государства вправе сами определять порядок доступа в свои порты  судов других стран, а также порядок  их пребывания там. В интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без  их дискриминации. Согласно Международной  конвенции по охране человеческой жизни  на море 1974 г. для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.

Все суда во время пребывания в  иностранных портах обязаны соблюдать  законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется  один из двух принципов: национального  режима либо наибольшего благоприятствования.

Информация о работе Международное право