Международное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:50, курс лекций

Описание

Международное право – это система принципов и норм, регулирующих отношения властного порядка между государствами и другими субъектами международного общения. Из данного определения следует, что наиболее существенными чертами международного права являются особые отношения, которые, в свою очередь, регулируются системой принципов и юридическими нормами, и особый круг субъектов, которые участвуют в международном общении.

Работа состоит из  1 файл

международное право.docx

— 113.43 Кб (Скачать документ)

1) ведение переговоров;

2) принятие текста договора  или установление его аутентичности;

3) выражение согласия  Российской Федерации на обязательность  для нее договора;

4) совершение любого другого  акта, относящегося к договору.

Иногда государство может  не устраивать отдельное положение  договора, хотя в целом договор  является приемлемым. Для исправления  данной ситуации существует оговорка как одностороннее заявление, сделанное  при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора или присоединении  к нему, посредством которого выражается желание исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к Российской Федерации.

В соответствии с п. "к" ст. 71 Конституции РФ в ведении  Федерации находятся международные  договоры. Российская Федерация как  суверенное государство обладает абсолютной правосубъектностью. Она может заключать международные и межгосударственные договоры и соглашения, участвовать в работе международных организаций, в системах коллективной безопасности, в универсальных и региональных государственных и межгосударственных организациях. Будучи суверенным государством, Российская Федерация обладает исключительным правом объявлять войну и заключать мир.

Международные договоры заключаются  на разных уровнях, в связи с чем выделяют следующие виды международных договоров:

1) межгосударственные (договоры  высшего уровня, заключаемые от  имени Российской Федерации);

2) межправительственные (заключаемые  от имени Правительства);

3) межведомственные (договоры, заключаемые на уровне ведомств).

В теории выделяют также  следующие виды международных договоров. По кругу участников договоры подразделяются на двусторонние и многосторонние. Двусторонними являются договоры, в которых участвуют два государства. Двусторонними могут быть и такие договоры, когда с одной стороны выступает одно государство, а с другой - несколько. К многосторонним договорам относятся универсальные (общие) договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников.

Договоры могут быть открытыми  и закрытыми. К открытым относятся такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется или нет согласие других участвующих в них государств. Закрытыми являются договоры, присоединение к которым ставится в зависимость от согласия их участников. По объектам регулирования договоры могут подразделяться на политические, экономические, научно-технические и т.д.

Все вышеперечисленные договоры являются договорами государства в  целом, и именно оно несет ответственность  за их выполнение. Следовательно, договоры разных видов в соответствии с  международным правом обладают равной юридической силой.

35. Стадия согласования  воль относительно содержания  договора

Первая стадия: согласование воли государств относительно текста документа, проведение переговоров с государствами. В процессе переговоров государства  через своих уполномоченных лиц  доводят до сведения друг друга свои позиции относительно содержания документа. На основе изучения всех позиций государств предлагается согласовать проект документа. Путем взаимных уступок государств относительно текста документа проект документа подвергается изменению до тех пор, пока с ним не согласятся все участники. Для того чтобы текст договора был окончательно согласован, предусмотрена процедура принятия текста договора. Она может выражаться посредством голосования, парафирования, подписания ad referendum.

36. Стадия согласования  воль относительно придания договору  юр.силы

 

Вторая стадия: согласование воли государств относительно обязательности норм международного договора. Стадия включает в себя индивидуальные действия государств в зависимости от условий договора и требований национальных законодательств. Это могут быть подпись уполномоченного лица в знак согласия с текстом международного договора, присоединение к договору, а также ратификация или утверждение договора.

37. Ратификация

Ратификация международного договора является окончательным его  утверждением высшим органом государства, хотя это может быть обусловлено  согласием парламента. Ратификация  происходит в различных сторонах в различном порядке, но этот порядок  обязательно регламентируется конституциями.

В России, в соответствии с Федеральным законом "О международных  договорах Российской Федерации", ратификация осуществляется Федеральным  Собранием Российской Федерации.

Чаще всего необходимость  ратификации для того или иного  международного договора предусматривается  в самом его тексте. Если в одном  государстве договор подлежит ратификации, а в другом используются иные процедуры, в заключительных положениях предусматривается  вступление договора в силу со дня  последнего уведомления о завершении (или выполнении) внутригосударственных  процедур, необходимых для его  вступления в силу. В соответствии со ст. 14 Венской конвенции 1969 г. договор  может подлежать ратификации  не только в тех случаях, когда  она прямо предусмотрена договором. В частности, может быть иным образом  установлено, что участники договора условились о необходимости ратификации; представитель государства может  подписать договор под условием ратификации; намерение государства  подписать договор под условием ратификации вытекает из полномочий его представителя или было выражено во время переговоров.

Подписание необязательно  предшествует ратификации договора, возможно ратифицировать договор без его подписания, если подобная возможность указана в тексте договора.

К ратификации, в соответствии с Венской конвенцией 1986 г., приравнивается акт официального подтверждения, который  осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

В Российской Федерации согласно ст. 15 Федерального закона "О международных  договорах Российской Федерации" существует перечень международных  договоров, подлежащих обязательной ратификации. К таким договорам относятся:

1) договоры по вопросам  прав и свобод человека и  гражданина;

2) договоры по вопросам  территориального разграничения,  включая договоры о прохождении  государственной границы Российской  Федерации, а также о разграничении  исключительной экономической зоны  и континентального шельфа Российской  Федерации;

3) договоры, затрагивающие  основы межгосударственных отношений,  обороноспособности, разоружения и  контроля над вооружениями, обеспечения  мира и безопасности, мирные договоры  и договоры о коллективной  безопасности;

4) договоры об участии  в международных объединениях, если  предусматривается передача им  осуществления части полномочий  РФ или юридическая обязательность  решений их органов для РФ.

Помимо указанных случаев  некоторые федеральные законы устанавливают  свои виды международных договоров, подлежащих обязательной ратификации. Так, согласно Федеральному закону от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом  сотрудничестве Российской Федерации  с иностранными государствами" ратификации  подлежат международные договоры Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. В соответствии с  Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изм. и доп. от 9 мая 2005 г.) ратификации  подлежат международные договоры, которыми принимаются технические регламенты.

Утверждение договора как  способ выражения согласия на обязательность договора означает одобрение его  правительством или высшим законодательным  органом. Утверждение договора применительно к двусторонним договорам предусматривается в тексте самого договора, и ему обязательно предшествует подписание.

Для того чтобы государство само смогло выбрать способ выражения  согласия, в многосторонних договорах  утверждение обычно предусматривается  как один из возможных способов выражения  согласия на обязательность договора наряду с другими способами (ратификацией, принятием, одобрением, присоединением).

 

38. Международно-правовые  оговорки

На стадии выражения согласия на обязательность договора государство  в одностороннем порядке может  сделать оговорку, под которой  понимается заявление государства, сделанное при подписании, ратификации, утверждении, принятии договора, присоединении  к нему, посредством которого оно  желает исключить или изменить юридическое  действие определенных положений договора в их применении к данному государству.

Юридические последствия  оговорки следующие: она изменяет положения  договора в отношениях между сделавшими ее государствами и другими участниками  договора. Однако следует помнить  о том, что оговорка не изменяет положений  договора для остальных участников в отношениях между ними. Возражение против оговорки препятствует вступлению договора в силу между этими государствами, если об этом заявит возражающее государство.

В доктрине приводятся следующие  ограничения права государств на оговорки. Они не могут быть сделаны  в случае, когда:

1) данная оговорка запрещена  договором;

2) оговорка не входит  в число допустимых по договору;

3) оговорка несовместима  с объектом и целями договора. Если договор не предусматривает  иное, оговорка может быть снята  сделавшим ее государством в  любое время.

Возражение другого договаривающегося  государства против оговорки не препятствует вступлению договора в силу между  государством, возражающим против оговорки, и государством, сформулировавшим оговорку, если возражающее против оговорки государство  определенно не заявит о противоположном  намерении.

Акт, выражающий согласие государства  на обязательность для него договора и содержащий оговорку, приобретает  силу, как только по крайней мере одно из других договаривающихся государств примет эту оговорку.

Оговорка считается принятой государством, если оно не выскажет возражений против нее до конца 12-месячного  периода после того, как оно  было уведомлено о такой оговорке, или до той даты, когда оно выразило свое согласие на обязательность для  него договора, в зависимости от того, какая из этих дат является более поздней.

Статья 21 Венской конвенции 1969 г. устанавливает следующие юридические  последствия оговорок и возражений против оговорок:

1) изменяет для сделавшего  оговорку государства в его  отношениях с этим другим участником  положения договора, к которым  относится оговорка, в пределах  сферы действия оговорки;

2) изменяет в той же  мере указанные положения для  этого другого участника в  его отношениях со сделавшим  оговорку государством.

Однако оговорка не изменяет положений договора для других участников в их отношениях между собой. В  случае, если государство, возражающее против оговорки, не возражало против вступления в силу договора между собой и сделавшим оговорку государством, то положения, к которым относится оговорка, не применяются между этими двумя государствами в пределах сферы действия такой оговорки.

Информация о работе Международное право