Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:38, реферат
Понятие международного уголовного права. Система международного уголовного права, его источники. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права. Ответственность по международному уголовному праву. Уголовная юрисдикция. Особенная часть международного уголовного права.
1. Транснациональные преступления.
2. Преступления по общему международному праву.
3. Конвенционные преступления.
4. Международный терроризм.
Международные уголовные суды. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам.
Глава
XV. МЕЖДУНАРОДНОЕ УГОЛОВНОЕ ПРАВО
§
1. Понятие международного уголовного
права
Международное уголовное право (МУП) - отрасль международного права, принципы и нормы которой регулируют сотрудничество государств и международных организаций в борьбе с преступностью, включая ее предупреждение.
Будучи
отраслью международного права, МУП
обладает всеми характерными чертами
этого права. Но есть у него и существенная
особенность - оно установило прямую
уголовную ответственность
Без установления уголовной ответственности физических лиц непосредственно на основе международного права невозможно обеспечить международный правопорядок. В ходе Нюрнбергского процесса подчеркивалось, что преступления против международного права совершаются физическими лицами. Таким образом, речь идет о важном шаге в развитии механизма функционирования международного права и о его значительной зрелости.
В научной литературе встречаются концепции МУП, согласно которым оно включает не только международные нормы, но и соответствующие нормы внутреннего уголовного права. Распространенность таких концепций объясняется тесной связью международного и внутреннего уголовного права. Подобный конгломерат норм различной правовой природы невозможен. Однако в учебном процессе совместное изложение того и другого является вполне оправданным.
МУП - новая отрасль международного права. Вместе с тем задолго до появления международного права государства сотрудничали в борьбе с преступностью.
Для рабовладельческих государств наибольшую опасность представляли восстания рабов. Поэтому они заключали договоры о взаимном содействии в подавлении этих восстаний. В договоре египетского фараона Рамсеса II с царем хеттов Хаттушилем III (1926 г. до н.э.) говорилось: "Если Рамсес разгневается на своих рабов, когда они учинят восстание, и пойдет усмирять их, то заодно с ним должен действовать и царь хеттов".
Со времен римского права пираты рассматривались как враги всего человеческого рода (hostis humanis generis). Венский конгресс 1815 г. положил начало признанию преступности работорговли.
В литературе концепция МУП появилась на рубеже XIX - XX вв. Обосновывалось существование отрасли не столько практикой, сколько ее логической необходимостью.
Одним из первых концепцию сформулировал профессор Санкт-Петербургского университета Ф.Ф. Мартенс. Он писал, что МУП "заключает в себе совокупность юридических норм, определяющих условия международной судебной помощи государств друг другу при осуществлении ими своей карательной власти в области международного общения" <*>. Как видим, понятие МУП было весьма ограниченным.
--------------------------
<*>
Мартенс Ф.Ф. Современное
Начало
формированию МУП было положено принятием
после Второй мировой войны уставов
международных военных
В
последующие годы были заключены
десятки многосторонних конвенций
о борьбе с преступлениями, затрагивающими
интересы международного сообщества в
целом. В 1993 и 1994 гг. Совет Безопасности
ООН учредил международные
В становлении МУП важную роль сыграли СССР и отечественная наука. Сама идея создания международного трибунала была выдвинута СССР в 1942 г. Американский профессор Дж. Гинзбург пишет, что именно СССР внес наиболее существенные новеллы в Устав Нюрнбергского трибунала, в частности ответственность индивидов за ведение агрессивной войны <*>. Другой американский профессор, Дж. Квигли, касаясь МУП, отмечает, что "во многих важных областях внутреннего и международного права советское юридическое мышление оказало влияние на Запад" <**>. Вклад отечественных ученых в развитие международного уголовного права, безусловно, весьма ощутим <***>.
--------------------------
<*> Law in Eastern Europe. 1996. N 47.
<**> Criminal Law Forum. 1996. N 2. P. 450.
<***>
Внимание соответствующим проблемам уделили:
А.И. Быстрыкин, П.Н. Бирюков, И.П. Блищенко,
Л.Н. Галенская, Г.В. Игнатенко, Р.А. Каламкарян,
И.И. Карпец, А.Р. Каюмова, В.Н. Кудрявцев,
Е.Г. Ляхов, А.И. Полтарук, Н.Н. Полянский,
М.Ю. Рагинский, Ю.А. Решетов, С.Я. Розенблит,
П.С. Ромашкин, В.М. Савицкий, А.Н. Трайнин,
О.Н. Хлестов.
В наше время перед МУП встала новая задача большого значения - борьба против международного терроризма и организованной транснациональной преступности в целом. Международный терроризм, как свидетельствует опыт, создает угрозу национальной безопасности даже такой державы, как США. Борьба с преступностью стала глобальной проблемой, она присуща каждому государству, хотя и в различной степени, и оказывает растущее влияние на функционирование глобальной системы.
Особенно
остро проблема стоит в России
и других странах СНГ. Организованная
преступность контролирует не менее 40
- 60% частных предприятий, 6% государственных
предприятий и до 85% банков. Имеющиеся
в ее распоряжении возможности используются
для коррумпирования
Концепция национальной безопасности РФ указывает на преступность как на одну из основных угроз национальной безопасности. Угроза криминализации общественных отношений приобретает особую остроту. Основную опасность представляют организованная преступность, коррупция и терроризм. В качестве одного из средств борьбы с преступностью указывается "расширение взаимовыгодного международного сотрудничества в правоохранительной сфере".
Организованная
преступность сумела использовать в
своих интересах не только экономическую,
но также и политико-правовую систему
современного общества. Она постоянно
совершенствует свои формы и методы,
ставит себе на службу новейшие достижения
науки и техники, а также
В докладе Генерального секретаря ООН К. Аннана о реформе ООН говорится: "Доступ нелегальных групп к высоким информационным технологиям и оружию, а также к различным институтам, при помощи которых функционирует глобальная рыночная экономика, значительно увеличили потенциал могущества и влияния этих групп, создавая угрозу праву и порядку, а также законным экономическим и политическим институтам" <*>.
--------------------------
<*>
Док. ООН: А/51/950. 1997. July 14. P. 48.
Борьба
с организованной преступностью
требует все более активного
сотрудничества государств. Этой проблеме
растущее внимание уделяет ООН. В 1994
г. впервые в истории в Неаполе
была созвана конференция на высшем
уровне, которая приняла Глобальный
план действий против организованной
транснациональной
Значительная
роль МУП в рамках сотрудничества
в борьбе с организованной преступностью
ставит перед отраслью исключительно
сложные задачи. Этим предопределяется
интенсивность развития и рост значения
этого права.
§
2. Система международного уголовного
права
Система
МУП обладает характерными чертами
международного права и вместе с
тем определенной спецификой отрасли.
Она формировалась при
Система
этой новой отрасли находится
в процессе становления. Поэтому
сегодня МУП объединяет нормы, относящиеся
не только к уголовному, но и к
уголовно-процессуальному
МУП
содержит принципы и нормы, определяющие
его юридическую природу, а также
иные нормы, которые относятся к
общей части. Оно устанавливает
составы преступлений, что образует
особенную часть уголовного права.
Значительное число норм касается процессуально-правовых
аспектов реализации МУП - международного
уголовно-процессуального
§
3. Общая часть международного уголовного
права
1.
Источники
Источники МУП те же, что и международного права в целом, - договор и обычай, изредка решения международных организаций. В то же время наблюдается и специфика, состоящая прежде всего в характере взаимодействия этих источников.
Первостепенная
роль принадлежит договорам. При
их помощи принимаются нормы, устанавливающие
составы преступлений и регулирующие
сотрудничество государств в области
осуществления уголовного правосудия,
учреждаются международные
В отличие от договора обычай создается международным сообществом в целом, т.е. достаточно представительным большинством государств, и становится общеобязательным, не распространяясь лишь на тех субъектов, которые заявили о его непризнании.
Выход
из положения был найден в результате
взаимодействия договора и резолюций
организаций с обычаем. Положения
договора или резолюции формулируются
таким образом, чтобы они могли
быть приемлемы для всех государств,
т.е. иметь общее применение. В
результате молчаливого признания
государствами эти нормы
В
качестве примера можно привести
Женевские конвенции о защите
жертв войны 1949 г., положения которых
стали общеобязательными
Уникальным
источником МУП являются принятые Советом
Безопасности ООН уставы международных
уголовных трибуналов для бывшей
Югославии и Руанды. Несмотря на
то что принятие подобных международно-правовых
актов едва ли вытекает из Устава ООН,
тем не менее их молчаливое признание
государствами можно
Особого внимания заслуживает вопрос об общих принципах права как источнике МУП. Как известно, Статут Международного суда ООН установил, что наряду с конвенциями и обычаями Суд применяет "общие принципы права, признанные цивилизованными нациями" (п. 1 ст. 38). Доминирующее мнение состоит, пожалуй, в том, что под ними следует понимать принципы, присущие не только правовым системам государств, но и международному праву <*>. Думается, что роль общих принципов права в МУП правильно определена в Статуте Международного уголовного суда. В ст. 21 "Применимое право" говорится, что Суд применяет свой Статут, договоры, принципы и нормы международного права. "Если это невозможно, Суд применяет общие принципы права, взятые им из национальных законов правовых систем мира... при условии, что эти принципы не являются несовместимыми с настоящим Статутом и с международным правом и международно признанными нормами и стандартами". Иначе говоря, общие принципы права понимаются в данном случае как присущие только национальным правовым системам. Они могут служить вспомогательным источником, если международное право не содержит соответствующих норм.
--------------------------