Международное уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:38, реферат

Описание

Понятие международного уголовного права. Система международного уголовного права, его источники. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права. Ответственность по международному уголовному праву. Уголовная юрисдикция. Особенная часть международного уголовного права.
1. Транснациональные преступления.
2. Преступления по общему международному праву.
3. Конвенционные преступления.
4. Международный терроризм.
Международные уголовные суды. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам.

Работа состоит из  1 файл

Международное уголовное право.docx

— 54.26 Кб (Скачать документ)

    С позиций международного права того времени уставы трибуналов не были безупречными. В общем, это были суды победителей над побежденными. Но если вернуться в то время и  вспомнить британское предложение  учинить внесудебную расправу над  руководителями побежденных государств, то учреждение трибуналов представится весьма гуманным и отвечающим духу международного права актом, не говоря уже о влиянии уставов на прогрессивное  развитие международного права.

    Думается, что нам достаточно остановиться на одном из трибуналов в силу их принципиального единства. Нюрнбергский трибунал состоит из четырех членов и четырех их заместителей, которые  назначались каждой из подписавших  Соглашение сторон (СССР, США, Великобритания, Франция). В случае болезни члена  его место занимал заместитель, что обеспечивало непрерывность  процесса. К юрисдикции трибунала  относились преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.

    Согласно  Уставу Суда должностное положение  подсудимых в качестве глав государств или ответственных чиновников не могло служить основанием для  освобождения от ответственности, не давало им иммунитета. Совершение преступления по приказу начальника не освобождало  их от ответственности, не могло служить  смягчающим вину обстоятельством. Предусматривалась  возможность заочного рассмотрения дел (заочно было рассмотрено дело Бормана). Обвиняемым предоставлялись все  права на защиту.

    Особо отметим положение о возможности  признания трибуналом группы или  организации преступной организацией. На этом основании власти каждого  из участников вправе привлекать к  национальному суду за принадлежность к такой организации.

    Нюрнбергским  трибуналом 12 подсудимых были приговорены  к смертной казни, семь - к тюремному  заключению, трое оправданы. 

    2. Международные уголовные трибуналы  для Югославии и Руанды 

    Прошло  полвека после учреждения послевоенных трибуналов, прежде чем государства  решили вновь создать уголовные  трибуналы и снова ограничили их юрисдикцию во времени и пространстве. Решениями Совета Безопасности 1993 и 1994 гг. учреждены два международных  уголовных суда. Первый - Международный  трибунал для преследования лиц, виновных в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, совершенных на территории бывшей Югославии, начиная с 1991 г., второй - Международный  уголовный трибунал для преследования  лиц, виновных в геноциде и иных серьезных  нарушениях международного гуманитарного  права, совершенных на территории Руанды, и руандийских граждан, виновных в геноциде и иных подобных преступлениях, совершенных на территории соседних государств в период между 1 января 1994 г. и 31 декабря 1994 г. Следовательно, четко  обозначена юрисдикция личная, территориальная, временная.

    Совет обосновал решения ссылками на гл. VII Устава ООН, в которой речь идет о его полномочиях в случае угрозы миру и актов агрессии. Однако все его полномочия относятся  к государствам, а не к индивидам. Поскольку никто не может передать прав больше, чем сам имеет, то учреждение трибуналов основывалось на широком  толковании Устава. Наиболее убедительное обоснование из числа выдвинутых Генеральным секретарем ООН состоит, пожалуй, в том, что иного пути не было. Нормальный путь, путь заключения договора, потребовал бы значительного  времени для его разработки, ратификации. В результате трибуналы утратили бы смысл <*>. В юридическом плане  существенное значение имела легитимация  действий Совета в результате их молчаливого  признания членами ООН.

    --------------------------------

    <*> Док. ООН: S/25704. 1993. May 3. P. 7. 

    Устав трибунала для Югославии установил  юрисдикцию в отношении "серьезных  нарушений международного гуманитарного  права". К ним отнесены нарушения  общепризнанных норм о защите жертв  войны, как они отражены в Женевских  конвенциях 1949 г. (право Женевы), а  также правил ведения войны, как  они отражены в Гаагских конвенциях 1907 г. и приложениях к ним (право  Гааги), а также геноцид и преступления против человечности.

    Поскольку трибунал для Руанды предназначен для  суда над преступлениями, совершенными в конфликте немеждународного характера, то применимое международное гуманитарное право имеет несколько иной объем. В Уставе речь идет о преступлениях  против человечности, а также о  нормах, относящихся к конфликтам немеждународного характера, как они  воплощены в Женевских конвенциях 1949 г. (ст. 3) и во втором Дополнительном протоколе к ним 1977 г. На первое же место поставлен геноцид.

    Подтверждено, что официальное положение обвиняемого, будь то глава государства или  правительства, не освобождает его  от уголовной ответственности. Более  того, они несут ответственность  и за то, что не предотвратили  совершение преступлений своими подчиненными. Это новое положение международного уголовного права.

    Учреждение  международных трибуналов, отмечалось в уставах, не должно препятствовать деятельности национальных судов в  отношении соответствующих преступлений. Трибуналы не в состоянии справиться со всей массой преступников. Поэтому  деятельность национальных судов в  этой области должна поощряться. Однако в случае возбуждения преследований  по одному и тому же делу приоритет  принадлежит международному трибуналу.

    Трибунал  состоит из камер - две судебные и  одна апелляционная; из прокурора и  секретаря. Каждая судебная камера состоит  из трех судей, а апелляционная - из пяти (всего 11). В целях экономии средств  апелляционная камера трибунала  для Югославии служит такой же камерой трибунала для Руанды.

    Кандидаты в судьи предлагаются государствами  и по представлению Совета Безопасности избираются Генеральной Ассамблеей сроком на пять лет; они могут быть переизбраны на новый срок.

    Кандидаты в судьи должны обладать необходимым  опытом и знаниями в области уголовного права, международного права, включая  гуманитарное право и права человека, не говоря уже о знании одного из рабочих языков, которыми являются английский и французский. Все это  делает подбор кандидатов нелегкой задачей. Как правило, криминалисты, а также  судьи не отличаются знанием международного права, а юристы-международники - знанием  уголовного права.

    Судьи сами принимают правила процедуры, т.е., по существу, процессуальный кодекс.

    Прокурор  действует независимо, как самостоятельный  орган трибунала. По представлению  Генерального секретаря ООН он назначается  Советом Безопасности на четыре года. Прокурор для Югославии является также прокурором для Руанды. Он вправе начинать расследование по собственной  инициативе или на основании информации, полученной от правительств, органов  ООН, межправительственных и даже неправительственных  организаций. При проведении расследования  государства обязаны оказывать  прокурору необходимое содействие. Обвинительное заключение утверждается судебной камерой. После этого издается ордер на арест или приказ о  заключении под стражу. Обвиняемому  обеспечиваются права в соответствии с Международным пактом о гражданских  и политических правах. Трибунал предпринимает  меры для защиты пострадавших и свидетелей. Единственной мерой наказания является тюремное заключение. Может быть также  принято решение о конфискации  имущества и возвращении законным владельцам собственности, добытой  преступным путем. Тюремное заключение отбывается в государстве, определяемом трибуналом на основе списка государств, давших на это согласие.

    Функционирование  международных трибуналов невозможно без активного содействия государств. По мнению Генерального секретаря ООН, решения Совета Безопасности, принятые в соответствии с гл. VII Устава ООН, обязывают все государства принимать  меры для реализации этих решений. Уставы трибуналов обязывают государства  оказывать помощь, включая розыск и опознание, передачу обвиняемого  трибуналу. Все это требует внесения соответствующих положений в  уголовное и уголовно-процессуальное право государств.

    Естественно, возникает вопрос о результативности деятельности трибуналов. Уже сейчас ясно, что далеко не все виновные в совершении преступлений, особенно из числа руководителей, предстанут перед трибуналами. Следует, однако, учитывать, что вынесение приговора (заочно) тому или иному деятелю  будет иметь существенные последствия. Он не сможет покидать страну, ни одно государство не вправе вступать с  ним в официальные контакты и  т.п. В современных условиях это  уже немаловажно.

    Создание  и деятельность международных трибуналов являются важным шагом в развитии международного уголовного права, особенно таких его отраслей, как судоустройство и процесс. 

    3. Международный уголовный суд 

    В 1918 г. состоявшаяся в Риме Дипломатическая  конференция под эгидой ООН приняла  Римский статут Международного уголовного суда (далее - Суд). В работе Конференции  участвовали делегации 160 государств. За принятие Статута проголосовали 120 государств, включая Россию. Двадцать одно государство воздержалось, и  семь проголосовали против. Наиболее активно за ограничение полномочий Суда выступали США.

    Суд был учрежден как постоянный орган, обладающий юрисдикцией в отношении  лиц, ответственных за самые серьезные  преступления, вызывающие озабоченность  международного сообщества. При этом речь идет только о тех преступлениях, которые перечислены в Статуте. Международный уголовный суд  не подменяет уголовные суды государств. Его юрисдикция является восполняющей.

    Свои  функции Суд может осуществлять на территории любого государства-участника  Статута, а на основе специального соглашения и на территории любого иного государства. Суд является самостоятельным международным  органом. Он обладает международной  правосубъектностью. Отношения Суда с ООН будут регулироваться его  соглашением с этой организацией. Местом пребывания является Гаага.

    Статут  представляет весьма объемный (126 статей) и довольно сложный документ. Объясняется  это рядом причин. Он содержит положения, относящиеся к материальному  и процессуальному уголовному праву, судоустройству, сотрудничеству государств, обеспечивающих деятельность Суда.

    Юрисдикция  Суда ограничена наиболее серьезными преступлениями, затрагивающими интересы международного сообщества в целом. К таким преступлениям отнесены: геноцид, преступления против человечности, военные преступления и агрессия. Государства пошли по пути предельного  ограничения круга преступлений, относящихся к юрисдикции Суда.

    В Статуте даны развернутые составы  преступлений. При этом подчеркивается, что относящиеся к преступлениям  против человечности действия подпадают  под юрисдикцию Суда лишь в том  случае, если они совершены "в  рамках широкомасштабных или систематических  нападений на любых гражданских  лиц", а военные преступления - "если совершены в рамках плана  или политики или при крупномасштабном совершении таких преступлений".

    К юрисдикции Суда отнесены и военные  преступления, совершаемые в ходе вооруженных конфликтов немеждународного характера. При этом подчеркивается, что это положение не затрагивает  ответственность правительства  за поддержание или восстановление права и порядка в государстве  или за защиту единства и целостности  государства всеми законными  средствами (ч. 3 ст. 8).

    Статут  не содержит определения преступления агрессии. Государства оказались  не в состоянии согласовать такое  определение. Было решено, что Суд  сможет осуществлять свою юрисдикцию в отношении такого преступления после того, как государства-участники  договорятся о таком определении  и в установленном порядке  внесут соответствующие положения  в Статут.

    Становясь участником Статута, государство тем  самым признает его юрисдикцию (ст. 12). Вместе с тем по настоянию некоторых  западных государств, войска которых  расположены на территории других государств, в Статут было включено "переходное положение" (ст. 124). Согласно этому  положению государство, становясь  участником Статута, может заявить, что в течение семилетнего  периода после вступления Статута  для него в силу оно не признает юрисдикцию Суда в отношении военных  преступлений, совершенных его гражданами или на его территории.

    Международный уголовный суд осуществляет свою юрисдикцию, если:

    а) ситуация, при которой были совершены  одно или несколько преступлений, передается прокурору государством-участником;

    б) Прокурор начал расследование по собственной инициативе.

    Осуществление юрисдикции в таких случаях возможно при условии, что речь идет о государствах, которые являются участниками Статута  или признали его юрисдикцию и  относятся к одной из следующих  категорий:

    а) государство, на территории которого соответствующие  действия имели место;

Информация о работе Международное уголовное право