Международное уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:38, реферат

Описание

Понятие международного уголовного права. Система международного уголовного права, его источники. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права. Ответственность по международному уголовному праву. Уголовная юрисдикция. Особенная часть международного уголовного права.
1. Транснациональные преступления.
2. Преступления по общему международному праву.
3. Конвенционные преступления.
4. Международный терроризм.
Международные уголовные суды. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам.

Работа состоит из  1 файл

Международное уголовное право.docx

— 54.26 Кб (Скачать документ)

    Международный терроризм приобрел в наше время  настолько серьезное значение, что  о нем следует сказать особо. Борьбе с терроризмом посвящено  немало конвенций. Достаточно сказать, что только в рамках ООН принято 12 таких конвенций. Это конвенции  о незаконном захвате самолетов, противоправных действиях в отношении  безопасности гражданской авиации, преступлениях против лиц, находящихся  под международной защитой, захвате  заложников, морском и бомбовом терроризме и др.

    Существенный  интерес представляет Европейская  конвенция о пресечении терроризма (далее - Конвенция о терроризме), принятая Советом Европы в 1977 г. <*> (Россия участвует). В ней на первое место поставлены перечисленные  конвенционные преступления. Перечень дополнен правонарушениями, связанными с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического оружия, посылок  с опасными вложениями. Конвенция  квалифицирует терроризм как  преступление и попытку совершения террористического акта или участие  в качестве сообщника лица, которое  совершает или пытается совершить  подобное преступление.

    --------------------------------

    <*> Конвенция заключена в г. Страсбурге 27 января 1977 г., вступила в силу 4 августа  1978 г., Россия ратифицировала. Конвенция  вступила в силу для России 5 февраля 2001 г. 

    В большинстве случаев терроризм  служит политическим целям. Поэтому  в Конвенции о терроризме специально оговорено, что для обеспечения  выдачи преступника никакое преступление такого рода не будет рассматриваться  как политическое. Иными словами, использование террора в политических целях не менее преступно, чем  в других случаях.

    Террористические  акты в Нью-Йорке и Вашингтоне в сентябре 2001 г. показали, что сегодня  даже могучая держава не в состоянии  собственными силами обеспечить безопасность своих граждан. Добиться успеха можно  лишь путем широкого сотрудничества государств. Международный терроризм  представляет собой одну из глобальных проблем. Успешная борьба с ним возможна при условии формирования глобальной системы безопасности, способной  противостоять угрозам и вызовам  нашего времени. Это принципиальное положение нашло отражение в  актах СНГ, в частности в Программе  по борьбе с международным терроризмом  и иными проявлениями экстремизма 2000 г.

    Ни  правовые, ни организационные международные  средства оказались не готовы встретить  новую угрозу. Значительная ответственность  за это лежит на США, которые отказались принять участие в антитеррористических конвенциях, принятых под эгидой ООН, да и в целом игнорировали деятельность этой Организации в области борьбы с терроризмом. Протрезвление наступило  лишь после террористических актов  в Нью-Йорке и Вашингтоне. Уже  через неделю, 19 сентября 2001 г., было принято Заявление глав государств и правительств "восьмерки". В  отношении конвенций ООН в  нем говорилось: "Реагируя на жестокие события 11 сентября, мы призываем все  страны предпринять шаги, чтобы как  можно скорее ратифицировать эти  документы и незамедлительно  начать применять положения данных конвенций, в том числе еще  до их ратификации" <*>.

    --------------------------------

    <*> ДВ. 2001. N 10. С. 35. 

    Совет Безопасности ООН принял решение  о санкциях в отношении движения талибов в связи с поддержкой им международного терроризма. Решение 1373 от 28 сентября 2001 г. обязало государство  принять следующие меры: обеспечить запрет финансирования террористических организаций, положить конец деятельности по вербовке террористов и их вооружению, добиться скорейшего присоединения  всех государств к международным  конвенциям по борьбе с терроризмом  и обеспечить их полное осуществление. Учрежден специальный орган для  контроля за выполнением решения.

    В рамках ООН разрабатывается всеобъемлющая  конвенция о борьбе с терроризмом, учитывающая существующие конвенции  и соответствующие резолюции  Генеральной Ассамблеи.

    Согласно  последним являются уголовно наказуемыми, преступными любые действия, методы и практика терроризма, где бы и  кем бы они ни совершались. Речь идет о преступных действиях, предназначенных  для порождения страха у населения  в целом, у группы лиц или у  конкретных людей в политических целях. Никакие соображения политического, философского, идеологического, расового, этнического, религиозного или иного  характера не оправдывают такого рода действия.

    Современный терроризм обладает существенными  особенностями, которые должны учитываться  при организации борьбы с этим явлением. Он опирается на широкую  социально-политическую базу, основу которой  составляет живущее в нищете население  стран третьего мира, которое эксплуатируется  и угнетается как внешними, так  и внутренними силами. При этом последние ответственность за существующее положение возлагают на процветающий Запад. Пропаганда строится на том, что  колониальная система воспрепятствовала  нормальному развитию стран третьего мира, а теперь они подвергаются неоколониальной эксплуатации.

    В результате терроризм питается массовым недовольством третьего мира результатами процесса глобализации по западной модели. Поскольку главной силой в  реализации этой модели являются США, постольку против них в первую очередь направлен и терроризм. Характерной чертой международного терроризма является антиамериканизм. Пропагандисты терроризма используют эгоистический характер политики США  для изображения этого государства  как "империя Сатаны". Поэтому  успех борьбы против международного терроризма в значительной мере зависит  от изменения положения в странах  третьего мира.

    Международный терроризм активно использует возможности  глобальной системы. Руководящим ядром  является сетевая радикальная исламская  структура негосударственного характера, которая опирается на ту или иную степень поддержки со стороны  многих мусульманских государств и  религиозных организаций. Следует  также учитывать, что немалое  число немусульманских государств в своих политических целях создают  благоприятные условия для деятельности мусульманских террористических организаций.

    Из  этого следует, что борьба с терроризмом  должна осуществляться по двум направлениям:

    1) против негосударственной сетевой  структуры с использованием в  основном уголовно-правовых средств  <*>;

    --------------------------------

    <*> В Резолюции Парламентской ассамблеи  Совета Европы 2001 г. говорилось, что  любые антитеррористические действия "должны соответствовать конвенциям  ООН и резолюциям Совета Безопасности  и иметь своей целью привлечение  к суду вдохновителей, организаторов  и спонсоров этих преступлений, а не поспешное наказание". 

    2) против содействующих терроризму  государств с использованием  международно-правовых средств.

    Таким образом, в принципе борьба с международным  терроризмом должна вестись уголовно-правовыми  методами в соответствии с международными конвенциями. Ответственность несут  физические лица. В том случае, если террористические действия поддерживаются государством, оно несет за это  международно-правовую ответственность  и к нему применимы контрмеры, а в случае необходимости и  санкции по решению Совета Безопасности ООН. В упомянутой Резолюции 1373 Совет  признал право государства на самооборону в случае террористической атаки соответствующего масштаба. Ныне предстоит разработка достаточно четких норм, регулирующих осуществление этого  права.

    Поведение вооруженных формирований, утвердившихся  на части территории государства  и неподконтрольных ему, не рассматривается  как деяние этого государства, и  оно не несет за их действия ответственности. В случае совершения этими формированиями террористического акта против иностранного государства последнее вправе применить  вооруженную силу в порядке самообороны, поставив в известность Совет  Безопасности.

    Характерной чертой международного терроризма является наличие солидной финансовой базы, создаваемой за счет как легального, так и нелегального бизнеса и  с использованием международной  финансовой системы. Важную роль в этом играют и крупные банки западных стран, а также оффшоры. Отмывание "грязных денег" дает от 30% дохода. Отсюда задача - свести к минимуму финансовые ресурсы террористических организаций, в том числе и путем установления уголовной ответственности всех участников этой деятельности как на международном, так и на национальном уровне.

    Первостепенное  значение имеет порядок наказания  террористов. Привлечение того же Бен  Ладена и его сообщников к ответственности  перед Международным уголовным  судом имело бы совершенно иной эффект, чем просто акт возмездия. Но США  выбрали именно последний вариант, учредив специальные военные  трибуналы. Между тем международный  судебный процесс позволил бы авторитетно  продемонстрировать преступность терроризма, его несовместимость с основами любой человеческой морали, включая  догматы ислама.

    Оптимальным вариантом было бы привлечение террористов  к ответственности перед Международным  уголовным судом. В ходе разработки Статута Суда Россия предлагала распространить его юрисдикцию на террористические акты, представляющие угрозу миру. Однако предложение не было принято. Альтернативным выходом могло бы быть учреждение решением Совета Безопасности ООН международного уголовного трибунала по терроризму с обязательным представительством юристов мусульманских стран. В  дальнейшем целесообразно разработать  поправки к Статуту Международного уголовного суда. Международный терроризм  должен быть признан преступлением  против человечности и охвачен юрисдикцией  Международного уголовного суда.

    Борьба  с международным терроризмом  ставит все новые проблемы. На первый план выдвигается проблема предотвращения возможности использования средств  массового поражения. Совершенно новая  проблема - кибертерроризм, который  способен причинить колоссальный ущерб  экономике и здоровью населения  промышленно развитых стран.

    В заключение следует подчеркнуть  принципиальное положение, содержащееся в резолюциях Генеральной Ассамблеи  ООН: "Международное сотрудничество, а также действия государств в  борьбе с терроризмом должны осуществляться в соответствии с принципами Устава, международным правом и соответствующими международными конвенциями". Иными  словами, правомерность - необходимое  условие успешной борьбы с терроризмом. Международное право должно препятствовать использованию борьбы с терроризмом  для иных политических целей, а также  предотвращать излишние жертвы и  разрушения. 

§ 5. Международные уголовные суды 

    Международный уголовный суд - необходимый институт международного уголовного права, а  также современного международного права в целом. Он призван служить  гарантией реализации важнейших  принципов. Не случайно идея такого суда издавна выдвигалась философами и юристами. Однако мысль о подчинении руководителей государств юрисдикции международного суда, пусть даже с  малой вероятностью ее осуществления, не вызывала энтузиазма у потенциальных  обвиняемых.

    В 1937 г. Лига Наций приняла Конвенцию  о предупреждении терроризма и наказании  за него, которая содержала устав  международного уголовного трибунала. Лишь одна страна, Индия, ратифицировала Конвенцию. В последующие годы был  принят ряд конвенций с целью  борьбы против международных преступлений. Но единственной конвенцией, указавшей  на возможность рассмотрения определенного  ею преступления международным судом, стала Конвенция о геноциде 1948 г. <*>, принятая по горячим следам войны и приговоров военных трибуналов.

    --------------------------------

    <*> Конвенция о предупреждении преступления  геноцида и наказании за него, заключена 9 декабря 1948 г., подписана  СССР, вступила в силу для СССР 1 августа 1954 г. 

    1. Нюрнбергский и Токийский международные  военные трибуналы 

    Беспрецедентные массовые преступления, свершенные во время Второй мировой войны, вызвали  столь сильную реакцию у широких  слоев населения, что создание международных  уголовных судов для наказания  виновных стало неизбежным. В 1945 г. СССР, США, Великобритания и Франция заключили  Соглашение, к которому был приложен Устав Международного военного трибунала  для суда над главными военными преступниками  европейских стран оси (Германии и ее союзников). К Соглашению присоединились еще 19 государств <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Нюрнбергский процесс и современность  / Отв. ред. В.В. Пустогаров. М., 1986; Нюрнбергский процесс: право против  войны и фашизма / Отв. ред.  И.А. Ледях, И.И. Лукашук. М., 1995. 

    Международный военный трибунал для Дальнего Востока  учрежден Соглашением 1946 г. с участием СССР, США, Великобритании, Китая, Франции, Австралии, Канады, Новой Зеландии, Нидерландов, Индии и Филиппин. Из представителей этих стран и был  сформирован трибунал.

Информация о работе Международное уголовное право