Международное уголовное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:38, реферат

Описание

Понятие международного уголовного права. Система международного уголовного права, его источники. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права. Ответственность по международному уголовному праву. Уголовная юрисдикция. Особенная часть международного уголовного права.
1. Транснациональные преступления.
2. Преступления по общему международному праву.
3. Конвенционные преступления.
4. Международный терроризм.
Международные уголовные суды. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам.

Работа состоит из  1 файл

Международное уголовное право.docx

— 54.26 Кб (Скачать документ)

    Для наблюдения за административной деятельностью  Президиума, Прокурора и Секретаря, а также для решения иных вопросов учреждается Ассамблея государств-участников. Она не может касаться судебной деятельности. Каждое государство-участник представлено в Ассамблее одним представителем.

    Расходы Суда и Ассамблеи государств-участников оплачиваются из фонда Суда. Фонд образуется за счет взносов государств-участников, средств, предоставляемых ООН, а  также за счет добровольных пожертвований  правительств, международных организаций, физических и юридических лиц.

    Деятельность  Суда призвана способствовать повышению  уровня функционирования и уголовной  юстиции государств, достижению ею более высоких стандартов правосудия, обеспечению "должного процесса", соблюдению прав всех участников процесса. 

§ 6. Международное сотрудничество в  борьбе с преступностью 

    1. Международные стандарты в области  борьбы с преступностью и уголовного  правосудия 

    Рост  преступности и ее интернационализация  сделали борьбу с ней одной  из главных социальных проблем и  обусловили необходимость международного сотрудничества в деле ее решения. Регулирование  взаимодействия международного и внутреннего  права в этой деликатной сфере  в значительной мере осуществляется при помощи более мягких средств, нежели право. Именно такими средствами и являются международные стандарты. В их разработке важная роль принадлежит  Конгрессу ООН по предупреждению преступлений и обращению с правонарушителями. Принимаемые Конгрессом документы  подтверждаются Генеральной Ассамблеей ООН, что придает им дополнительный авторитет. В результате сложился целый  свод такого рода стандартов, охватывающий практически все аспекты рассматриваемой  области <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Compendium of United Nations Standards and Norms in Crime Prevention and Criminal Justice. N.Y., 1992 (Собрание стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия). 

    Начало  новому подходу было положено IV Конгрессом (1970 г.). Принятая им декларация содержала  основы широкого, социального подхода. Указывалось на необходимость эффективных  мер по координации и интенсификации деятельности по предупреждению преступности в общем контексте экономического и социального развития, которое  определяется каждым государством. Профилактика преступности должна стать частью программы  социально-экономического развития каждой страны. Эти положения были подтверждены Генеральной Ассамблеей в 1980 г. Ассамблея  указывает на необходимость реформ уголовного права с тем, чтобы "не отставать" от развития преступности, а также от совершенствования  в этих целях международного сотрудничества.

    Особое  внимание уделяется борьбе с организованной преступностью, которая стала серьезной  угрозой миру во многих странах. Этой проблеме был посвящен VIII Конгресс (1990 г.). Он одобрил Основные направления  в предупреждении и контроле за организованной преступностью. О детальности стандартов говорит уже то, что они содержатся в 24 рекомендациях, касающихся как внутренней деятельности, так и международного сотрудничества.

    Речь  идет о стратегии профилактики, развитии уголовного законодательства, усилении органов правопорядка. В международном  плане предусмотрены разработка типового законодательства, создание международного банка данных, а также  меры по усилению защиты законного  финансового рынка от незаконно  обретенного капитала.

    Были  приняты образцы типовых договоров  относительно сотрудничества в борьбе с международной, или, как в них  говорится, транснациональной преступностью.

    Второе  главное направление - борьба с терроризмом. Государства призывались к достижению большего единообразия законов об уголовной  юрисдикции, а также к заключению договоров о выдаче. Рекомендована  разработка конвенции о защите особо  опасных объектов, таких как гидростанции и АЭС. Среди других мер предусмотрены  усиление контроля за оружием и взрывчаткой, защита судебного и полицейского персонала, а также пострадавших и свидетелей.

    Правам  потерпевших лиц уделяется значительное внимание, в частности обеспечению  права на реституцию и компенсацию. Второй категорией лиц в этом плане  являются заключенные. В 1990 г. Генеральная  Ассамблея приняла специальную  Резолюцию "Основные принципы обращения  с заключенными". Все заключенные  сохраняют основные права и свободы  человека, за исключением свободы  передвижения. С ними следует обращаться с уважением, без какой-либо дискриминации.

    Учитывая  отрицательные моменты исключения осужденных из жизни общества, Генеральная  Ассамблея в 1990 г. приняла Резолюцию  о минимальных стандартных правилах ООН о мерах, не связанных с  лишением свободы. Заключение следует  рассматривать как крайнее средство и поощрять меры, не связанные с  ним. Был одобрен типовой договор  о передаче надзора за условно  освобожденными. В его основу легло  положение о том, что надзор за преступником в государстве его  гражданства способствует лучшей социальной реинтеграции. Из сказанного видно, сколь  серьезное внимание уделяется совершенствованию  пенитенциарного права <*>.

    --------------------------------

    <*> См.: Трунцевский Ю.В. Международное  пенитенциарное право. М., 2001. 

    Следующее направление - совершенствование деятельности органов правосудия и правоохранительных органов. В 1979 г. Генеральная Ассамблея  приняла Кодекс поведения должностных  лиц правоохранительных органов. Подчеркивалось, что характер функций органов  правопорядка оказывает прямое влияние  на качество жизни людей и общества. Одновременно указывалось на широкие  возможности злоупотреблений со стороны этих органов. Те, кто непосредственно  осуществляет полицейскую власть, должны уважать и защищать человеческое достоинство и отстаивать права  человека для всех. Сила может применяться  только в случае абсолютной необходимости. Последнему вопросу посвящена специальная  Резолюция Генеральной Ассамблеи 1990 г.

    В 1958 г. Генеральная Ассамблея одобрила Основные принципы независимости суда. Независимость должна быть гарантирована  конституцией и законами страны. Каждый имеет право на честный и открытый процесс в компетентном, независимом  и беспристрастном суде в соответствии с принципами, провозглашенными в  актах ООН. Представляют интерес  критерии, которым должны отвечать судьи. Особо подчеркиваются моральные  и профессиональные качества. Установлены  стандарты их квалификации, отбора, подготовки, условия и сроки службы, неприкосновенность.

    Были  приняты также Условия о роли обвинителей, в которых подчеркивается их роль в осуществлении правосудия. Указания нацелены на обеспечение эффективности, беспристрастности и честности  обвинителей. Значительное внимание уделено  образованию, подбору кадров, условиям службы, отношениям с иными органами государства.

    Не  ушли от внимания ООН и адвокаты. Им посвящены Основные принципы относительно роли юристов, одобренные Генеральной  Ассамблеей в 1990 г. Главное внимание уделено доступности правовой помощи для всех слоев общества, праву  обвиняемого на выбор адвоката, просвещению  населения относительно роли адвокатов  в защите основных прав и свобод, подготовке и квалификации адвокатов.

    Приведенные факты свидетельствуют, насколько  основательно вопросы уголовного правосудия регулируются на международном уровне и какое значение им придается. Только перечисление основных актов заняло у нас немало места, а ведь каждый из них представляет объемистый документ с множеством правил. Установлены  довольно высокие стандарты, далеко не все государства готовы воспринять их целиком. Тем не менее постепенно они находят отражение во внутреннем праве (в меньшей мере - в практике). В целом можно говорить о наступлении  качественно нового этапа в развитии международного и внутреннего уголовного права, в углублении их взаимодействия. В результате создаются предпосылки  для обеспечения неотвратимости наказания, что является важным условием предупреждения преступлений. 

    2. Правовая помощь по уголовным  делам 

    Основная  масса договоров о правовой помощи носит двусторонний или групповой  характер. Вместе с тем повышение  значения сотрудничества в этой области  привлекло к ним внимание и  ООН. В 1990 г. Генеральная Ассамблея  одобрила типовой договор о взаимной помощи по уголовным делам. Основное внимание уделено отказу от оказания помощи, содержанию и исполнению запроса, сохранению тайны, получению документов, доступу к лицам, находящимся  в заключении, и к другим лицам  в целях получения доказательств, предоставлению документов, обыску и  задержанию.

    В оказании помощи может быть отказано, в частности, если запрашиваемое  государство полагает, что это  нанесет ущерб его суверенитету, безопасности, общественному порядку  или иным важным интересам общества; если помощь несовместима с его законами; если совершенное деяние является преступлением  лишь по военному праву. Определены гарантии безопасности для лиц, предоставляющих  информацию или документы. В целом  типовой договор направлен на расширение взаимной помощи государств по уголовным делам.

    В 1990 г. Генеральная Ассамблея приняла  также типовой договор о передаче уголовного преследования. Главная  область применения - случаи, когда  обвиняемый возвратился в государство  своего гражданства и выдача его  невозможна, поскольку не допускается  законом. В таких случаях может  иметь место передача уголовного преследования государству гражданства  обвиняемого, разумеется, при условии, что деяние считается преступным в обоих государствах (принцип  двойной криминальности, двойной  преступности деяния). Запрашиваемое  государство может отказать в  просьбе о преследовании, если подозреваемое  лицо не является его гражданином  или постоянно в нем не проживает; если деяние является преступным только по военному праву; если преступление связано с налогами, акцизами, таможенными  или валютными правилами и, наконец, если деяние рассматривается запрашиваемым  государством как политическое преступление.

    Стала весьма актуальной проблема лиц, содержащихся в заключении за рубежом. Ей посвящено  Типовое соглашение о передаче иностранных  заключенных, одобренное Генеральной  Ассамблеей в 1985 г. В Соглашении отмечается, что цель социальной реабилитации преступников может быть скорее достигнута, если дать им возможность отбывать наказание  в своих странах. 

    3. Соглашения России о правовой  помощи по уголовным делам 

    России  достался в наследство от СССР ряд  соглашений о правовой помощи. С  особой остротой встала проблема правовой помощи во взаимоотношениях с ближним  зарубежьем. Возникший правовой вакуум здесь был нетерпим, поскольку  особенно тесные связи нуждались  в регулировании, а борьба с общей  преступностью требовала активного  сотрудничества.

    От  СССР Россия унаследовала и правовой механизм регулирования правовой помощи. Его особенность состоит в  отсутствии посвященного этому законодательства. В результате международные договоры являются основным источником необходимых  норм, осуществляя и функции, которые  должно было бы выполнять внутреннее право. Все это диктовало необходимость  скорейшего заключения договоров о  правовой помощи. В силу особой взаимосвязанности  стран СНГ, а также близости их правовых систем оптимальный выход  виделся в заключении многосторонней конвенции о правовой помощи.

    В 1993 г. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам была подписана Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном, Узбекистаном, Украиной <*>. Конвенция  определила порядок сношений по вопросам правовой помощи. Традиционно они  осуществляются через центральные  учреждения юстиции. Напомним что в  прошлом такого рода сношения осуществлялись через дипломатические каналы. Центральные  органы юстиции стали конвенционными органами внешних сношений. Конвенция  предусматривает также возможность  допроса собственных граждан  через дипломатические представительства  и консульские учреждения (ст. 12) - положение, не очень распространенное в международной практике.

    --------------------------------

    <*> БМД. 1995. N 2. Для России Конвенция  вступила в силу 10 декабря 1994 г. 

    Сношения  по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права  граждан и требующих санкции  прокурора, осуществляются на уровне генеральных  прокуроров (ст. 80).

    Объем правовой помощи определен довольно широко. Предусмотрено выполнение процессуальных и иных действий, в частности проведение обысков, изъятия, выдача вещественных доказательств, экспертиза, допрос обвиняемых, свидетелей, экспертов, возбуждение  уголовного преследования, розыск и  выдача лиц, совершивших преступления. Выполнению подлежат лишь действия, предусмотренные  законодательством запрашиваемой  стороны. Думается, что соответствующие  действия должны быть предусмотрены  и законодательством запрашивающей  стороны.

Информация о работе Международное уголовное право