Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:38, реферат
Понятие международного уголовного права. Система международного уголовного права, его источники. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права. Ответственность по международному уголовному праву. Уголовная юрисдикция. Особенная часть международного уголовного права.
1. Транснациональные преступления.
2. Преступления по общему международному праву.
3. Конвенционные преступления.
4. Международный терроризм.
Международные уголовные суды. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам.
Для
наблюдения за административной деятельностью
Президиума, Прокурора и Секретаря,
а также для решения иных вопросов
учреждается Ассамблея
Расходы
Суда и Ассамблеи государств-
Деятельность
Суда призвана способствовать повышению
уровня функционирования и уголовной
юстиции государств, достижению ею
более высоких стандартов правосудия,
обеспечению "должного процесса",
соблюдению прав всех участников процесса.
§
6. Международное сотрудничество в
борьбе с преступностью
1.
Международные стандарты в
Рост
преступности и ее интернационализация
сделали борьбу с ней одной
из главных социальных проблем и
обусловили необходимость международного
сотрудничества в деле ее решения. Регулирование
взаимодействия международного и внутреннего
права в этой деликатной сфере
в значительной мере осуществляется
при помощи более мягких средств,
нежели право. Именно такими средствами
и являются международные стандарты.
В их разработке важная роль принадлежит
Конгрессу ООН по предупреждению
преступлений и обращению с
--------------------------
<*>
См.: Compendium of United Nations Standards and Norms in Crime Prevention
and Criminal Justice. N.Y., 1992 (Собрание стандартов
и норм ООН в области предупреждения преступности
и уголовного правосудия).
Начало
новому подходу было положено IV Конгрессом
(1970 г.). Принятая им декларация содержала
основы широкого, социального подхода.
Указывалось на необходимость эффективных
мер по координации и интенсификации
деятельности по предупреждению преступности
в общем контексте
Особое внимание уделяется борьбе с организованной преступностью, которая стала серьезной угрозой миру во многих странах. Этой проблеме был посвящен VIII Конгресс (1990 г.). Он одобрил Основные направления в предупреждении и контроле за организованной преступностью. О детальности стандартов говорит уже то, что они содержатся в 24 рекомендациях, касающихся как внутренней деятельности, так и международного сотрудничества.
Речь идет о стратегии профилактики, развитии уголовного законодательства, усилении органов правопорядка. В международном плане предусмотрены разработка типового законодательства, создание международного банка данных, а также меры по усилению защиты законного финансового рынка от незаконно обретенного капитала.
Были
приняты образцы типовых
Второе
главное направление - борьба с терроризмом.
Государства призывались к
Правам
потерпевших лиц уделяется
Учитывая
отрицательные моменты
--------------------------
<*>
См.: Трунцевский Ю.В.
Следующее
направление - совершенствование деятельности
органов правосудия и правоохранительных
органов. В 1979 г. Генеральная Ассамблея
приняла Кодекс поведения должностных
лиц правоохранительных органов. Подчеркивалось,
что характер функций органов
правопорядка оказывает прямое влияние
на качество жизни людей и общества.
Одновременно указывалось на широкие
возможности злоупотреблений со
стороны этих органов. Те, кто непосредственно
осуществляет полицейскую власть, должны
уважать и защищать человеческое
достоинство и отстаивать права
человека для всех. Сила может применяться
только в случае абсолютной необходимости.
Последнему вопросу посвящена специальная
Резолюция Генеральной
В 1958 г. Генеральная Ассамблея одобрила Основные принципы независимости суда. Независимость должна быть гарантирована конституцией и законами страны. Каждый имеет право на честный и открытый процесс в компетентном, независимом и беспристрастном суде в соответствии с принципами, провозглашенными в актах ООН. Представляют интерес критерии, которым должны отвечать судьи. Особо подчеркиваются моральные и профессиональные качества. Установлены стандарты их квалификации, отбора, подготовки, условия и сроки службы, неприкосновенность.
Были приняты также Условия о роли обвинителей, в которых подчеркивается их роль в осуществлении правосудия. Указания нацелены на обеспечение эффективности, беспристрастности и честности обвинителей. Значительное внимание уделено образованию, подбору кадров, условиям службы, отношениям с иными органами государства.
Не ушли от внимания ООН и адвокаты. Им посвящены Основные принципы относительно роли юристов, одобренные Генеральной Ассамблеей в 1990 г. Главное внимание уделено доступности правовой помощи для всех слоев общества, праву обвиняемого на выбор адвоката, просвещению населения относительно роли адвокатов в защите основных прав и свобод, подготовке и квалификации адвокатов.
Приведенные
факты свидетельствуют, насколько
основательно вопросы уголовного правосудия
регулируются на международном уровне
и какое значение им придается. Только
перечисление основных актов заняло
у нас немало места, а ведь каждый
из них представляет объемистый документ
с множеством правил. Установлены
довольно высокие стандарты, далеко
не все государства готовы воспринять
их целиком. Тем не менее постепенно
они находят отражение во внутреннем
праве (в меньшей мере - в практике).
В целом можно говорить о наступлении
качественно нового этапа в развитии
международного и внутреннего уголовного
права, в углублении их взаимодействия.
В результате создаются предпосылки
для обеспечения неотвратимости
наказания, что является важным условием
предупреждения преступлений.
2.
Правовая помощь по уголовным
делам
Основная
масса договоров о правовой помощи
носит двусторонний или групповой
характер. Вместе с тем повышение
значения сотрудничества в этой области
привлекло к ним внимание и
ООН. В 1990 г. Генеральная Ассамблея
одобрила типовой договор о взаимной
помощи по уголовным делам. Основное
внимание уделено отказу от оказания
помощи, содержанию и исполнению запроса,
сохранению тайны, получению документов,
доступу к лицам, находящимся
в заключении, и к другим лицам
в целях получения
В
оказании помощи может быть отказано,
в частности, если запрашиваемое
государство полагает, что это
нанесет ущерб его
В
1990 г. Генеральная Ассамблея приняла
также типовой договор о
Стала
весьма актуальной проблема лиц, содержащихся
в заключении за рубежом. Ей посвящено
Типовое соглашение о передаче иностранных
заключенных, одобренное Генеральной
Ассамблеей в 1985 г. В Соглашении отмечается,
что цель социальной реабилитации преступников
может быть скорее достигнута, если
дать им возможность отбывать наказание
в своих странах.
3.
Соглашения России о правовой
помощи по уголовным делам
России
достался в наследство от СССР ряд
соглашений о правовой помощи. С
особой остротой встала проблема правовой
помощи во взаимоотношениях с ближним
зарубежьем. Возникший правовой вакуум
здесь был нетерпим, поскольку
особенно тесные связи нуждались
в регулировании, а борьба с общей
преступностью требовала
От
СССР Россия унаследовала и правовой
механизм регулирования правовой помощи.
Его особенность состоит в
отсутствии посвященного этому законодательства.
В результате международные договоры
являются основным источником необходимых
норм, осуществляя и функции, которые
должно было бы выполнять внутреннее
право. Все это диктовало
В
1993 г. Конвенция о правовой помощи
и правовых отношениях по гражданским,
семейным и уголовным делам была
подписана Арменией, Белоруссией, Казахстаном,
Киргизией, Молдавией, Россией, Таджикистаном,
Узбекистаном, Украиной <*>. Конвенция
определила порядок сношений по вопросам
правовой помощи. Традиционно они
осуществляются через центральные
учреждения юстиции. Напомним что в
прошлом такого рода сношения осуществлялись
через дипломатические каналы. Центральные
органы юстиции стали конвенционными
органами внешних сношений. Конвенция
предусматривает также
--------------------------
<*>
БМД. 1995. N 2. Для России Конвенция
вступила в силу 10 декабря 1994 г.
Сношения по вопросам выдачи, уголовного преследования, а также исполнения следственных поручений, затрагивающих права граждан и требующих санкции прокурора, осуществляются на уровне генеральных прокуроров (ст. 80).
Объем
правовой помощи определен довольно
широко. Предусмотрено выполнение процессуальных
и иных действий, в частности проведение
обысков, изъятия, выдача вещественных
доказательств, экспертиза, допрос обвиняемых,
свидетелей, экспертов, возбуждение
уголовного преследования, розыск и
выдача лиц, совершивших преступления.
Выполнению подлежат лишь действия, предусмотренные
законодательством