Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 15:38, реферат
Понятие международного уголовного права. Система международного уголовного права, его источники. Взаимодействие международного и внутреннего уголовного права. Ответственность по международному уголовному праву. Уголовная юрисдикция. Особенная часть международного уголовного права.
1. Транснациональные преступления.
2. Преступления по общему международному праву.
3. Конвенционные преступления.
4. Международный терроризм.
Международные уголовные суды. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Соглашения России о правовой помощи по уголовным делам.
Практика США в этой области весьма политизирована. Так, Р. Лафонтен был убит во время переворота в Гаити, направленного против Президента Аристида. В дальнейшем Аристид был свергнут и выслан в США. Вдова Лафонтена возбудила в американском суде дело, обвиняя Аристида в том, что он приказал убить ее мужа. При этом она ссылалась как на законы США, так и на международные акты. Ответчик Аристид утверждал, что как признанный глава Республики Гаити он обладает иммунитетом от юрисдикции судов США. Государственный департамент поддержал позицию Аристида.
В
представленном суду документе говорилось:
"Соединенные Штаты
--------------------------
<*>
AJIL. 1994. N 3. P. 528.
Последний вопрос: имеет ли значение для суда, каким путем было подчинено его юрисдикции подозреваемое лицо?
В
1991 г. бывший руководитель рижского ОМОНА
гражданин СССР С. Парфенов был захвачен
представителями латвийского
--------------------------
<*>
Известия. 1991. 6 нояб.
Позиция
прокуратуры обоснованна с
В 1949 г. Суд Королевской скамьи в Великобритании в решении по делу Элиота занял позицию, согласно которой незаконный арест в Бельгии не исключает юрисдикцию британского суда. В 1962 г. суд Израиля вынес смертный приговор гитлеровскому палачу Эйхману, похищенному в Аргентине.
Четкую позицию в этом вопросе занимает Верховный суд США. Начиная с прошлого века он не раз принимал решения, согласно которым незаконная доставка обвиняемого не является препятствием для суда над ним. Соблюдение международного права - дело не судебной, а исполнительной власти.
Последним в ряду таких дел было дело мексиканского врача А. Мачейна, похищенного в 1990 г. из своей страны агентами американской администрации. Верховный суд США в решении по этому делу 1992 г. подтвердил свою прежнюю позицию.
Решение суда вызвало массовые протесты прежде всего со стороны стран Латинской Америки. Совещание на высшем уровне Карибского сообщества заявило о недопустимости того, что "какое-либо государство могло применять свое внутреннее право в результате похищения людей на территории другого суверенного государства". Единственный путь в соответствующих случаях - это путь законной выдачи <*>.
--------------------------
<*>
Limits to National Jurisdiction. Mexico, 1993. Vol. II. P. 13.
Для современной судебной практики показательно решение Высшего суда Великобритании по делу Беннета 1993 г. В нем говорилось, что английские суды рассматривают суд над лицом, совершившим преступление, как "злоупотребление процессом", если английская полиция незаконно захватила лицо за рубежом. Суд отверг мнение Верховного суда США относительно того, что соблюдение международного права в таких случаях - дело только исполнительной власти <*>.
--------------------------
<*>
AJIL. 1995. N 1. P. 142.
5.
Интерпол
Интерпол
- официальное сокращенное
--------------------------
<*>
См.: Родионов К. Деятельность
Интерпола в борьбе с
Целями Интерпола являются:
а) обеспечение широкого взаимодействия всех органов уголовной полиции в рамках внутреннего законодательства и в духе Всеобщей декларации прав человека;
б) создание и развитие учреждений, которые могут способствовать предупреждению уголовной (в отличие от политической) преступности и борьбе с ней.
При этом подчеркивается, что речь идет прежде всего о международной преступности. Здесь мы сталкиваемся со специфическим понятием международного преступления. Оно не включает такие преступления, как преступления против мира, военные преступления, преступления против человечности. Речь идет лишь об общеуголовных преступлениях, включая и некоторые конвенционные.
Принципами Интерпола являются уважение законодательства государств и международного права, недопустимость вмешательства в деятельность политического, военного, религиозного или расового характера.
Главными органами являются Генеральная Ассамблея, Исполнительный комитет и Генеральный секретариат. В своей деятельности Интерпол опирается на Национальные центральные бюро (НЦБ), создаваемые в участвующих странах.
Интерпол
собирает и систематизирует уголовно-
-
борьба с преступлениями
-
борьба с организованной
-
борьба с незаконной торговлей
оружием, наркотиками,
- борьба с торговлей людьми, проституцией;
-
борьба с преступлениями
- борьба с мошенничеством и фальшивомонетничеством;
-
борьба с преступлениями в
сфере экономики и кредитно-
Информационная деятельность Интерпола включает рассылку розыскных карт, содержащих установочные данные, описывающих внешность, содержащих фотографии, отпечатки пальцев лиц, находящихся в розыске. Рассылаются также карты-уведомления, содержащие сведения о международных преступниках, а также карты на лиц, пропавших без вести, и карты на неопознанный труп, карты похищенной собственности. Рассылается информация о новых и вызывающих особый интерес способах совершения преступлений.
НЦБ помимо связей с Генеральным секретариатом Интерпола поддерживают связи с НЦБ других стран, а также с различными учреждениями своей страны.
В
России НЦБ функционирует в
--------------------------
<*>
См.: Национальное центральное бюро
Интерпола в Российской
НЦБ направляет Генеральному секретарю Интерпола и другим НЦБ просьбы о предоставлении данных о преступлениях и преступниках, а также принимает от них аналогичные просьбы и организует их исполнение. НЦБ информирует правоохранительные органы не только Российской Федерации, но и стран СНГ о требованиях и условиях международного сотрудничества в борьбе с преступностью, о практике взаимодействия в этой области.
В
нашей стране, как и в некоторых
других странах, связи органов МВД
с органами других стран осуществляются
через НЦБ. Для регулирования
таких связей Интерпол рекомендует
заключение специальных соглашений.
Типовое соглашение такого рода одобрено
Интерполом.
Литература
Блищенко И.П., Жданов Н.В. Сотрудничество государств в борьбе с преступлениями международного характера. М., 1984.
Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной преступностью. М., 1983.
Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976.
Галенская Л.Н. Правовые проблемы сотрудничества государств в борьбе с преступностью. Л., 1978.
Игнатенко Г.В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Свердловск, 1980.
Иногамова-Хегай Л.В. Международное уголовное право. СПб., 2003.
Карпец И.И. Международная преступность. М., 1988.
Каюмова
А.Р. Международное уголовное право
(становление и современные
Костенко Н.И. Международная юстиция. М., 2002.
Лукашук И.И., Наумов П.В. Выдача обвиняемых и осужденных в международном уголовном праве: Учебно-практическое пособие. М., 1998.
Лукашук И.И., Наумов А.В. Международное уголовное право: Учебник. М., 1999.
Ляхов Е.Г. Политика терроризма - политика насилия и агрессии. М., 1987.
Международное уголовное право / Отв. ред. В.Н. Кудрявцев. М., 1999.
Моджорян Л.А. Терроризм: правда и вымысел. М., 1986.
Национальное центральное бюро Интерпола в Российской Федерации. М., 1994.
Уголовная юстиция: проблемы международного сотрудничества. М., 1995.