Международный договор как источник международного интеллектуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:06, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.
В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4


1.СИСТЕМА ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
6
1.1 Международное право интеллектуальной собственности как отрасль международного права
6
1.2 Источники международного права интеллектуальной собственности
18
1.3 Соотношение источников международного права и национального законодательства РК в области международного права интеллектуальной собственности
20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА
23
2.1 Правовая природа международного договора в области международного интеллектуального права
23
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
38
2.3 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан
64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Рауан.doc

— 488.00 Кб (Скачать документ)

В рамках празднования 50-летней годовщины Всеобщей декларации прав человека ВОИС совместно с Верховным Комиссариатом ООН по правам человека организовала заседание на тему «Интеллектуальная собственность и права человека». В этом мероприятии приняли участие около 200 представителей государств-членов ВОИС, межправительственных и неправительственных организаций. Заместитель Генерального директора ВОИС отметил целесообразность проведения подобного мероприятия: им было подчеркнуто, что таким образом раскрывается универсальность прав интеллектуальной собственности и их вклад в экономическое, социальное и культурное развитие. В ходе работы заседания состоялись выступления известных юристов, специалистов в области права интеллектуальной собственности. О работе заседания Центр был информирован в оперативном порядке.

В ходе совещания членов региональной группы СНГ в ВОИС состоялось обсуждение двух вопросов: о намечающихся кадровых перестановках в руководстве ВОИС и о предоставлении странами-членами группы предложений и программ по «освоению» дополнительных ресурсов ВОИС в сумме 4,3 млн. шв. франков, выделяемых в рамках финансирования регионов Центральной Азии и Восточной Европы. Относительно планируемых кадровых изменений в ВОИС стало известно, что Генеральный директор ВОИС имеет намерения изменить правовой статус института помощников Генерального директора. Если раньше на эти должности назначались лица, имеющие долгосрочные контракты с ВОИС, то сейчас планируется предложить кандидатам на эти должности отказаться от подобных контрактов, заменив их на временные 3-летние контракты с последующей их пролонгацией на 1 год. И сейчас у группы стран СНГ имеется возможность предложить на этот пост своего представителя, который бы отвечал требованиям каждого члена группы и имел возможность лоббировать их интересы в ВОИС. В этой связи Постпредством была направлена соответствующая информация в Центр и Патентное ведомство РК с просьбой об ориентировании позиции Казахстана по вопросу выдвижения единого кандидата от стран группы СНГ в ВОИС и скорейшем предоставлении программ, под которые Казахстан смог бы получить финансирование со стороны ВОИС (как уже упоминалось, для стран СНГ общая сумма составляет 4,3 млн. франков).

Одним из результатов плодотворного сотрудничества Постпредства с ВОИС можно считать проведение семинаров по вопросам защиты от аудио- и видеопиратства, контрафакции, обеспечения соблюдения авторских прав с участием представителей ведомств по защите интеллектуальной собственности из стран СНГ, представителей министерств и ведомств РК.

Одним из позитивных, показателей сотрудничества Постпредства с ВОИС является тот факт, что Казахстану совместно с Россией, Беларусью, Украиной и Молдовой удалось аргументированно убедить руководство ВОИС в целесообразности создания в рамках подразделения, отвечающего за работу с отдельными странами Европы и Азии, отдел по сотрудничеству с государствами СНГ. Руководство ВОИС высоко оценило значение данного предложения, согласившись с тем, что такой шаг позволит повысить эффективность и адресность содействия Организации упомянутой группе стран.

В результате активного сотрудничества Постпредства с руководством ВОИС и ВТО Казахстану со стороны ВОИС и ВТО будет предоставлена более целенаправленная юридико-техническая помощь и сотрудничество в достижении соответствия казахстанского законодательства Соглашению TRIPS и его реализации, особенно в плане обеспечения охраны права интеллектуальной собственности и договоров, административные функции которых выполняет ВОИС.

В ходе развития контактов Постпредства с ВОИС особое внимание со стороны ВОИС будет уделяться обучению и повышению осведомленности казахстанских специалистов, в частности, в вопросах коммерциализации права интеллектуальной собственности.

На основе опыта контактов с ВОИС у автора есть основания полагать, что весьма целесообразной будет проработка с руководством ВОИС возможности обучения казахстанских специалистов в Академии ВОИС.

Также хотелось бы отметить, что на основе наработок, достигнутых в ходе контактов Постпредства с ВОИС, сотрудничество ВОИС с РК будет развиваться с учетом потребностей национально-ориентированного подхода, отвечая конкретным национальным приоритетам, сформулированным Правительством РК. Так, значительным прогрессом в развитии отношений между Казахстаном и ВОИС следует считать присоединение Республики к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. В перспективе данный факт позволит нам также присоединиться к основным договорам в области промышленной собственности, административные функции которых выполняет ВОИС, а также ратифицировать Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам; разработать в стране необходимое законодательство, соответствующее договорам, административные функции которых выполняет ВОИС, и Соглашению ТРИПС; увеличить эффективность охраны от пиратства и контрафакции; увеличить количество специалистов, получивших необходимую подготовку в области интеллектуальной собственности, и повысить осведомленность в отношении коммерциализации прав интеллектуальной собственности и использования современных технических средств в области патентной документации и информации.

С учетом крайней полезности и необходимости для Казахстана мы считаем, что следует:

      продолжить работу по присоединению РК к Римской конвенции «Об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания», что позволит придать большой импульс развитию охраны интеллектуальной собственности в Казахстане;

      продолжить укрепление и расширение положительного опыта сотрудничества с государствами-членами СНГ в рамках ВОИС, способствовать дальнейшей координации действий и совместным шагам по отстаиванию в ВОИС общих интересов, как всего Содружества, так и интересов группы стран внутри СНГ, совпадающих с внешнеполитическими взглядами Казахстана.

 

 

2.2 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан

Исследование содержания международного принципа права на труд, закрепленного Всеобщей декларацией прав человека (1948 г.), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) и Европейской Социальной Хартией (1961 г.) позволило нам определить его дефиницию, которая может быть сформулирована следующим образом. Правом на труд признается право каждого на получение вознаграждения за труд, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается без какой бы то ни было дискриминации и принуждения к нему, на условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены с обязательным соблюдением минимальных социально-трудовых гарантий, установленных законом, включая право на защиту от безработицы, обеспеченное проведением политики полной занятости, достижение которой является одной из основных целей и обязанностей государства. Полагаем, что данное понятие права на труд, воплощенное в норме республиканского законодательства о труде, будет определять в соответствии с п. 2 ст. 12 Конституции Республики Казахстан содержание и применение законов и иных нормативных правовых актов в том смысле, что трудовые права и свободы, провозглашенные Конституцией Республики, будут признаны основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод.

Вместе с тем следует обратить внимание и на то обстоятельство, что естественные права и свободы человека, в том числе осуществляемые в сфере применения труда, закреплены в нормах международного права. В этой связи Конституция Республики Казахстан, определяя понятие действующего права, относит к его составной части нормы, международных договорных и иных обязательств Республики. При этом международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона (ст. 4 Конституции). Это означает, что при   столкновении    (коллизии)    норм   национального законодательства и правил заключенного государством международного договора,  преимущество будет оказано положениям международного договора. Так, например, одна из основных норм права Европейского сообщества заключается в том, что положение права Сообщества, имеющее прямое действие, всегда имеет преимущественную силу по сравнению с положением национального права. Эта норма, которой нет ни   в одном из договоров, но которая особо декларируется  Судом ЕС, применяется независимо от вида правовой нормы Сообщества (Учредительный договор, акт Сообщества или соглашение с третьей страной) и нормы национального права (конституция или другие законодательные акты); она также применяется независимо от того, была принята правовая норма Сообщества до или после принятия национальной нормы: национальная норма во всех случаях должна уступить место праву Сообщества (единственное исключение - ситуация, когда применение национального положения необходимо для исполнения международного договора, который был заключен государством-членом до его вступления в Сообщество).

Таким образом, рассматривая международно-правовые аспекты содержания статьи 4 Конституции Республики Казахстан, с нашей точки зрения, можно прийти к следующим выводам:

1.      Составной частью действующего права Республики Казахстан являются нормы международных договорных и иных обязательств, т. е. нормы международных договорных обязательств и нормы международных иных (недоговорных) обязательств.

2.      Международные "иные обязательства", содержащие нормы действующего права Республики Казахстан, не подлежат ратификации и не имеют приоритета перед законами Республики. Такой вывод вытекает из содержания правила п. 3 ст. 4 Конституции о том, что международные договоры, ратифицированные Республикой имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона.

3.      Согласно  п.   4  ст.   4  Конституции   официальному
опубликованию подлежат только международные договоры,
следовательно,   данное   требование,    предъявляемое   к
международным договорам, не распространяется на недоговорные
международные обязательства Республики Казахстан.

4.      Международные договоры, ратифицированные
Республикой, не имеют приоритета перед Конституцией
Республики Казахстан, поскольку она имеет высшую юридическую
силу и прямое действие на всей территории Республики.
Положение    права    Европейского    Сообщества    о    его
преимущественной   силе  по   сравнению   с   положением
национального права, его норм по сравнению с нормами
конституций или других законодательных актов государств-членов
Сообщества не распространяется на Республику Казахстан, так
как Казахстан не является членом ЕС.

Естественно, приведенные умозаключения нуждаются в теоретическом осмыслении и в научном обосновании с позиций гражданского и международного права с тем,, чтобы выявить роль и значение международных договорных и иных обязательств, так как нормы данных обязательств входят в действующее право Республики Казахстан. Необходимость исследования этих выводов связывается и с официальным толкованием понятия действующего права, произведенного Конституционным Советом Республики Казахстан. Согласно постановлению Конституционного Совета Республики Казахстан от 28 октября 1996 года № 6 "Об официальном толковании п. 1 ст. 4 и п. 2 ст. 12 Конституции Республики Казахстан" под действующим правом по смыслу п. V ст. 4 Конституции следует понимать те нормы Конституции и других перечисленных в данной статье нормативных правовых актов, а также международных обязательств Республики, которые на конкретный момент не отменены, а международные обязательства не расторгнуты. Здесь необходимо обратить внимание на то, что понятие действующего права, изложенное Конституционным Советом в свете норм только лишь международных обязательств, серьезно отличается от официального текста п. 1 ст. 4 Конституции в той части, где записано о том, что "действующим правом в Республике Казахстан являются нормы... международных договорных и иных обязательств Республики...". Общий термин "международные обязательства", примененный органом, толкующим конституционную норму, нивелирует классификацию обязательств, установленную Конституцией на международные договорные обязательства и международные иные обязательства. Такое различие усиливается пп. 3, 4 ст. 4 Конституции, где речь идет лишь о международных договорах.

Исходя из вышеизложенного мы считаем важным в первую очередь рассмотреть вопрос об обязательствах, международных договорах, их соотношении друг с другом с точки зрения гражданского и международного права с тем, чтобы в конечном счете выявить их роль и значение в деле регулирования трудовых отношений.

В ст. 268 ГК РК дается понятие обязательства, которое является одним из видов гражданско-правовых отношений, носящих одноименное название - обязательственное правоотношение. Для обязательственных правоотношенй характерно то, что их предметом служит действие отдельного лица (должника), они являются относительными, следуют за должником и предполагают активность этого последнего, противопоставляющего управомоченному липу - кредитору (3). В качестве таких действий могут служить: выполнение работы; уплата денег, передача имущества и др.

Отличительными признаками обязательства являются:

а)              имущественное   правоотношение   в   отличие   от
неимущественных гражданских правоотношений;

б)              в обязательстве управомоченному лицу противостоят
конкретные обязанные лица (относительный характер
правоотношения) в отличие от вещных прав, прежде всего права
собственности, в котором управомоченному лицу противостоит
неопределенный круг обязанных лиц (абсолютный характер
правоотношений);

в)              обязательство опосредует главным образом перемещение
имущества и имущественных благ, поэтому для него характерны
активные действия обязанных лиц, в отличие от вещных прав,
закрепляющих принадлежность имущества, вследствие чего основным в вещных правоотношениях является пассивное поведение обязанных лиц.

Основания возникновения обязательства предусмотрены ст. 271 ГК РК. Согласно этой статье обязательства возникают из договора, причинения вреда или иных оснований, указанных в ст. 7 ГК РК. Общие основания возникновения гражданских прав и обязанностей, указанные в ст. 7 ГК, применимы к обязательственным право­отношениям, за исключением, пожалуй, основания, преду­смотренного п. 5 ст. 7 ГК, которое напрямую не связано с обязательствами и не влечет их непосредственного возникновения. Как правильно заметили ученые, в ст. 271 ГК в качестве основания возникновения гражданского правоотношения называется только договор, между тем как договор является видом сделки (ст. 148 ГК). Помимо договора в некоторых случаях основанием возникновения обязательства является односторонняя сделка. Односторонняя сделка выражает волю одного лица и действует независимо от того, как относятся к ней другие граждане или юридические лица. Односторонняя сделка, как правило, порождает (одна или вместе с другими юридическими фактами) права у других лиц, которые могут даже не знать о таких правах, пока не будут уведомлены о них. Большинство сделок выражает согласованную волю двух или нескольких лиц, т. е. является договорами, и для признания сделки договором, как пишут цивилисты, необходимо несовершение действий двумя или более лицами, хотя бы такие действия были направлены в конечном счете на достижение единой цели. Требуется, чтобы действия были взаимно согласованными, то есть каждый из участников совершает действия, которые осознано признает или даже одобряет другой участник. Если же подобные действия автономны, и каждый участник действует самостоятельно, не ставя в известность о своих действиях другого участника, налицо будут две последовательно совершаемых сделки, но не договор. С другой стороны, всякий договор порождается как минимум двумя односторонними действиями: предложением одной стороны заключить договор (такая односторонняя сделка, именуется офертой) и согласием другой стороны принять предложение (односторонняя сделка - акцепт).

Информация о работе Международный договор как источник международного интеллектуального права