Международный договор как источник международного интеллектуального права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 20:06, дипломная работа

Описание

Целью данной дипломной работы является рассмотрение права интеллектуальной собственности, ознакомление с системой юридических норм, регулирующих межгосударственные отношения в сфере права интеллектуальной собственности.
В первой главе работы мы попытаемся осветить некоторые аспекты, касающиеся интеллектуальной собственности, а так же международный порядок регулирования прав интеллектуальной собственности. Во второй главе мы рассмотрим конкретные виды интеллектуальной собственности и права: международное патентное право, международное авторское право, средства индивидуализации юридического лица.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
4


1.СИСТЕМА ОХРАНЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
6
1.1 Международное право интеллектуальной собственности как отрасль международного права
6
1.2 Источники международного права интеллектуальной собственности
18
1.3 Соотношение источников международного права и национального законодательства РК в области международного права интеллектуальной собственности
20
2. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР КАК ОСНОВНОЙ РЕГУЛЯТОР МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ОБЛАСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРАВА
23
2.1 Правовая природа международного договора в области международного интеллектуального права
23
2.2 Международные договоры как основа деятельности международных организаций в области защиты ИС (ВОИС, ВТО)
38
2.3 Реализация международных обязательств в национальном законодательстве Республики Казахстан
64


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
71


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

Диплом Рауан.doc

— 488.00 Кб (Скачать документ)

Конечно, рассматриваемое нами понятие "международных договорных и иных обязательств" можно попытаться объяснить и с помощью вышеизложенных теоретических положений гражданского права. В таком случае в классификацию видовых обязательств, исходящую из их общего понятия как "международные договорные и иные обязательства", следует положить соответствующие им основания возникновения: международные договоры - в международные договорные обязательства, международные односторонние сделки - в международные иные обязательства, что формально соответствует правилам п. 1 ст. 7 ГК. Если это так, тогда международные договорные обязательства тождественны международным договорам, поскольку последние, являясь основаниями возникновения обязательственных правоотношений, содержат нормы и закрепленные в них обязательства. Верно ли это?

В теории международного права существует мнение, согласно которому отождествление обязательств с той или иной категорией гражданских правоотношений вряд ли будет оправданно. Предлагается взглянуть на понятие обязательства в более широком плане, и тогда станет очевидным, что оно охватывает как правоотношения, т. е. конкретные модели поведения конкретных лиц, так и более общие отношения, урегулированные правом, которые в теории права называются правовыми связями. Обязательства, будь то правоотношения или правовые связи, область субъективных прав и обязанностей. Нормы права, закрепляющие обязательства, дают их описание. Но, как правило, отделить право в объективном смысле в этих случаях трудно. Тем более, когда речь идет об индивидуальных международно-правовых установках. Обосновывая эту мысль, С.В. Черниченко приводит следующие примеры. Если одно государство заключает с другим договор о передаче какого-либо имущества, то такой договор содержит индивидуальную установку, рассчитанную на однократное применение, и она неотделима от обязательства - правоотношения, возникающего в момент вступления договора  в силу. Другой пример  касается международно-правовых норм: если государства заключают между собой договор, предусматривающий недопустимость какого-либо вида оружия, то такой договор содержит положения, рассчитанные на неоднократное применение, т. е. нормы международного права. Эти нормы закрепляют соответствующие обязательства, представляющие собой не конкретные правоотношения, а правовые связи между участниками договора. Правоотношения, вытекающие из указанных обстоятельств, могут возникнуть, если между участниками договора вспыхнет вооруженный конфликт - одна из сторон нарушит установленный запрет. Но в любом случае с момента начала действия договора содержащиеся в нем нормы и закрепленные в них обязательства начнут действовать одновременно. Нормы и обязательства и здесь неотделимы друг от друга. Начало действия норм будет одновременно означать и начало образования определенных правовых связей, являющихся международно-правовыми обязательствами. Как видно, нельзя переносить цивилистическую конструкцию обязательства на область международных отношений, если речь не идет об экономических обязательствах, и то не о всех. Отсюда С.В. Черниченко, как мы полагаем, во всех международно-правовых обязательствах обнаруживает общий элемент. Они связывают юридически равные стороны и основаны на их согласии, воплощают взаимные волеизъявления, сторон, что дает основание ученому вывести дефиницию обязательства. Обязательства - это такая категория урегулированных правом взаимоотношений между его субъектами (правовых связей и правоотношений), которые основаны на юридическом равенстве и согласии сторон.

Таким образом, в международно-правовом смысле обязательства представляют собой правовые связи и право­отношения, существующие между субъектами, находящимися в положении юридического равенства и взаимного согласия.

С нашей точки зрения, разумеется, не бесспорной, нормы международных договорных и иных обязательств Республики, являющиеся составной частью ее действующего права, есть нормы, во-первых, обязательств, взятых на себя Республикой Казахстан посредством заключения международных договоров. Во-вторых, это нормы иных международных обязательств (недоговорных), которые рассматриваются в качестве политических моральных обязательств, содержащихся в международных рекомендациях, примерных правилах, стандартах. Данное умозаключение основывается на имеющих место в теории международного права мнении большинства юристов о существовании неправовых норм.

Вступление международного договора в силу связывается с его подписанием и в ряде случаев - с его ратификацией. Круг международных договоров, подлежащих ратификации, установлен ст. 11 Указа Президента Республики Казахстан, имеющим силу закона, "О порядке заключения, исполнения и денонсации международных договоров Республики Казахстан" от 12 декабря 1995  г.  Согласно данной статье ратификации подлежат международные договоры Республики Казахстан, исполнение которых требует изменения действующих или принятых новых законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрено законами Республики Казахстан. Нормы международных договоров, ратифицированных Республикой Казахстан, составляют действующее право Республики, а международные договоры имеют приоритет перед ее законами на условиях, предусмотренных п.п. 3, 4 ст. 4 Конституции.

Ратификация договора, с точки зрения международного права, есть согласие на обязательность договора для данного государства, а также форма приведения в действие норм международных договоров и соглашений на территории государства. С точки зрения внутригосударственного права, ратификация представляет собой и акт придания нормам международного договора обязательной силы внутригосударственных норм (если нормы договора или соглашения не требуют трансформации в соответствии с действующей в государстве системой права), юридически равной силе актов, издаваемых ратифицированным органом - парламентом.

Если вести рассуждения об иерархии международных договоров и их соотношений с нормами внутригосударственного права, то нужно обратиться все к той же ст. 4 Конституции Казахстана, где в п. 3 говорится, что приоритет перед законами имеют лишь международные договоры, ратифицированные Республикой. Следовательно, международные договоры Республики Казахстан, согласие на обязательность выраженные другими, кроме ратификации, способами, должны иметь подзаконный характер. Поэтому нельзя безоговорочно утверждать, что все международные договоры имеют приоритет перед законами Республики.

Ратификации подлежат договоры Республики Казахстан, имеющие важнейшее государственное значение и затрагивающие существенные интересы государства, вплоть до суверенных прав. В международных договорах может быть оговорено, что для применения содержащихся в них нормативных положений необходимо издание закона. Тогда положения международных договоров реализуются через принятие закона. Особенность такого закона состоит, во-первых, в том, что его источником является международный договор, во-вторых, таким законом не могут вноситься изменения, дополнения в международный договор и, в третьих, на него распространяется порядок принятия законов Республики Казахстан.

Безусловно, теоретические взгляды автора на проблемы международного права, изложенные в его выводах доктринального толка, требуют более углубленной, научной аргументации. Думается, в первую очередь это касается проблемы соотношения международных договорных, и иных обязательств Республики, освещение которой может найти свое продолжение в научных исследованиях ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время Казахстан является участником следующих международных договоров в области интеллектуальной собственности: Конвенция, учреждающая ВОИС (25 декабря 1991 г.); Парижская конвенция по охране промышленной собственности (25 декабря 1991 г.); Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (12 апреля 1999 г.); Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (25 декабря 1991 г.); Договор о патентной кооперации (25 декабря 1991 г.); Всемирная конвенция об авторском праве (6 августа 1992 г.); Евразийская патентная конвенция (9 сентября 1994 г.). Вышеназванные конвенции оказали существенное влияние на формирование законодательства об интеллектуальной собственности в Казахстане, т. к. при его разработке с 1992 года уже планировалось присоединение к мировым конвенциям с учетом современных международных требований.

Одним из результатов плодотворного сотрудничества Постпредства с ВОИС можно считать проведение семинаров по вопросам защиты от аудио- и видеопиратства, контрафакции, обеспечения соблюдения авторских прав с участием представителей ведомств по защите интеллектуальной собственности из стран СНГ, представителей министерств и ведомств РК.

Одним из позитивных, показателей сотрудничества Постпредства с ВОИС является тот факт, что Казахстану совместно с Россией, Беларусью, Украиной и Молдовой удалось аргументированно убедить руководство ВОИС в целесообразности создания в рамках подразделения, отвечающего за работу с отдельными странами Европы и Азии, отдел по сотрудничеству с государствами СНГ. Руководство ВОИС высоко оценило значение данного предложения, согласившись с тем, что такой шаг позволит повысить эффективность и адресность содействия Организации упомянутой группе стран.

В результате активного сотрудничества Постпредства с руководством ВОИС и ВТО Казахстану со стороны ВОИС и ВТО будет предоставлена более целенаправленная юридико-техническая помощь и сотрудничество в достижении соответствия казахстанского законодательства Соглашению TRIPS и его реализации, особенно в плане обеспечения охраны права интеллектуальной собственности и договоров, административные функции которых выполняет ВОИС.

В ходе развития контактов Постпредства с ВОИС особое внимание со стороны ВОИС будет уделяться обучению и повышению осведомленности казахстанских специалистов, в частности, в вопросах коммерциализации права интеллектуальной собственности.

На основе опыта контактов с ВОИС у автора есть основания полагать, что весьма целесообразной будет проработка с руководством ВОИС возможности обучения казахстанских специалистов в Академии ВОИС.

Также хотелось бы отметить, что на основе наработок, достигнутых в ходе контактов Постпредства с ВОИС, сотрудничество ВОИС с РК будет развиваться с учетом потребностей национально-ориентированного подхода, отвечая конкретным национальным приоритетам, сформулированным Правительством РК. Так, значительным прогрессом в развитии отношений между Казахстаном и ВОИС следует считать присоединение Республики к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений. В перспективе данный факт позволит нам также присоединиться к основным договорам в области промышленной собственности, административные функции которых выполняет ВОИС, а также ратифицировать Договор ВОИС по авторскому праву и Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам; разработать в стране необходимое законодательство, соответствующее договорам, административные функции которых выполняет ВОИС, и Соглашению ТРИПС; увеличить эффективность охраны от пиратства и контрафакции; увеличить количество специалистов, получивших необходимую подготовку в области интеллектуальной собственности, и повысить осведомленность в отношении коммерциализации прав интеллектуальной собственности и использования современных технических средств в области патентной документации и информации.

С учетом крайней полезности и необходимости для Казахстана мы считаем, что следует:

      продолжить работу по присоединению РК к Римской конвенции «Об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов вещания», что позволит придать большой импульс развитию охраны интеллектуальной собственности в Казахстане;

      продолжить укрепление и расширение положительного опыта сотрудничества с государствами-членами СНГ в рамках ВОИС, способствовать дальнейшей координации действий и совместным шагам по отстаиванию в ВОИС общих интересов, как всего Содружества, так и интересов группы стран внутри СНГ, совпадающих с внешнеполитическими взглядами Казахстана.

 

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.      Назарбаев Н.А. Послание Президента страны народу Казахстана, Казахстанская правда 2006.

2.      Гражданский кодекс Республики Казахстан (Особенная часть). 1 июля 1999.

3.      Жайлин Г.А. – Гражданское право РК (особенная часть). Т. 1. Учебник. Алматы. 2001.

4.      Серебровский В.И. Вопросы советского авторского права. Москва. 1956.

5.      Сергеев А.П. Авторское право России. СПб. 1994.

6.      Интеллектуальная собственность. Законодательство Республики Казахстан Астана, 2002.

7.      Права человека. Сборник международных договоров, Москва – МГУ. 1990.

8.      Суханов Е.А. – Гражданское право. Учебник. В 2-х томах. Москва – Бек. 1994. 432 с.

9.      Сергеев А.П. – Гражданское право. Учебник. Т. 3. Москва. 1998. 562 с.

10. Антимонов Б.С. – Авторское право. Москва. 1957. С. 59

11. Большой юридический словарь /Под ред. А.Я. Сухарева. Москва – Инфра. 1998. 790 с.

12. Назарбаев Н.А. – Основа для движения вперед создана. Мысль, Алматы. 2005. №11, с. 2–6.

13. Абельдинов А.К. – Развитие нормотворчества в Казахстане, Алматы – Жетi Жарғы. 1998. 28 с.

14. Закон Республики Казахстан «Об авторских и смежных правах», Алматы – Данекер. 2001. 17 с.

15. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Москва, 1996

16. Каудыров Т.Е. Cистема охраны прав объектов интеллектуальной собственности // ЮРИСТ №1 (31), 2002.

17. Лупарев Г.П. – Правовое положение личности в зарубежных странах. Алматы – Әдилет. 2001. 216 с.

18. Альмагамбетов Б. – Правовая реформа: достижения и недостатки. Фемида, 1999, №2.

19. Каудыров Т.Е. Требования ВТО к интеллектуальной собственности // ЮРИСТ №5 (35), 2004.

20. Таукелов Ж.Б. Контрафакты в Южном Казахстане // «Юридическая газета» от 13.07.2000.

21. Гайсин Т. Использование товарных знаков в РК // ЮРИСТ №6 (36), 2004.

22. Басин Ю.Г. – Сделки. Алматы -Әдилет. 1996. С. 42.

23. Масатов Б. – Азбука правовой демократии. Алматы – Жетi Жарғы. 2000. 68 с.

24. Баймагабетов С.З. – Культурная политика: разработка, реализация, проблемы. Алматы – Кiтап. 1998. 160 с.

25. Гражданское право. Часть 2. (Конспект лекций в схемах). Москва – Приор. 2001. 160 с.

26. Белов В.В., Витальев Г.В., Денисов Г.М. «Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. Учебное пособие. Москва. 1997.

27. Жусупов Э.Б. – Правовой статус и деятельность специализированных учреждений ООН. Алматы – Данекер. 2001. 101 с.

Информация о работе Международный договор как источник международного интеллектуального права