ПРАВО МЕЖДУНАРОДНЫХ
ДОГОВОРОВ
1. Понятие
и кодификация права международных
договоров
2. Стороны
и право на участие в международных договорах
3. Заключение
договоров.
4. Действие
договоров
5. Недействительность,
прекращение и восстановление действия
договоров
1. Понятие и
кодификация права международных
договоров
Понятие права, международных
договоров. Право международных
договоров - отрасль международного
права, определяющая порядок заключения,
действия и прекращения международных
договоров . В теории и практике используется
и такое понятие, как международное
договорное право, под которым понимаются
Нормы, созданные договорами, в отличие
от норм международного обычая. Употребляется
выражение о международное договорное
правоп определенного государства,
например омеждународное Договорное право
СССРп. Под этим понимается совокупность
обязательных для данного государства
международных договорных норм, содержащихся
в заключенных им договорах. Право
международных договоров занимает
особое положение в системе международного
права и связано со многими
его основ- ными институтами, например
с международно-правовой субъект- ностью.
Оно играет главную роль в регулировании
функционирования международого права,
определяя порядок создания его
норм, Их действительность, осуществление,
прекращение, правовые Последствия
и т. д. Право договоров - основа международного
процессуального права, С ним
так или иначе связано формирование
и функционирование всех других отраслей
и институтов международного права.
Функция рассматриваемой
отрасли международного права состоит
в регулировании заключения, действия
и прекращения Международных
договоров. Международный договор
представляет Собой явно выраженное
соглашение субъектов международного
права, предназначенное для регулирования
их взаимоотношений тем создания
международно-правовых обязательств.
Венские конвенции о праве
международных договоров 1969 и 1986 гг.
определяют договор как соглашение
субъектов международного права, регулируемое
международным правом.
Выделение признака орегулируемое
международным правомп в определенной
мере объясняется стремлением отделить
междуна- родно-правовые договоры от международных
соглашений, не обладающих юридической
силой. Думается, что в этом определение,
даваемое Венскими конвенциями, не вполне
достигает цели, поскольку не только
юридические, но и иные акты и действия
тех же государств регулируются международным
правом. Поэтому, на наш взгляд, выражение
орегулируемое международным правомп
следует понимать, как орегулируемое
правом международных Договоровп, которым
регулируется действие только международно-
правовых договоров.
В основе определений лежит
соглашение. Оно служит главным методом
принятия решений и создания норм,
призванных регулировать международные
отношения, в которых отсутствует
надгосу- дарственная власть. Поэтому
соглашение так или иначе присут
ствует во всех международных актах.
Формы международного соглашения многообразны,
и международно-правовой договор
лишь одна из них. Неправовые международные
соглашения имеют две Основные формы,
а именно резолюции международных
органов и организаций и политические
соглашения между государствами .
Соглашение государств-участников
лежит в основе резолюций, принимаемых
международными конференциями и
организациями. Яр будучи юридически обязательными,
эти акты обладают мораль- но-политической
силой. Этот факт констатируется как
теоретика- ми, так и практиками .
В качестве примера можно указать
на резолюции генеральной Ассамблеи
Оон 4. Как политические договоренности
квалифицируются акты органов с
участием ограниченного круга государств,
например акты Политического консультативного
комитета государств - участников Варшавского
договора, а также резолюции Совета
НАТО.
Широко распространены двусторонние
и многосторонние политические соглашения,
не Обладающие юридической силой
международных договоров. Рост роли
таких соглашений привлекает к ним
внимание ученых. Заметим сразу, что
рассматриваемые соглашения именуются
ополитическимип в отличиеот
юридических , т. е. международно-правовых
договоров, что вовсе не отри- цает
политического характера последних.
Ф. Энгельс говорил, что овсе юридическое
в основе своей имеет политическую
природу". Довольно часто политические
соглашения в отличие от международных
договоров именуют одоговоренностямип.
Они могут иметь письменную или
устную форму (оджентльментское соглашение
п). Наиболее распространенные письменные
формы - совмест- ное коммюнике, декларации,
заявления. Государства придают
серьезное значение таким актам
и указывают на их Обязательный характер.
Касаясь совместного заявления,
принятого на советско- американской
встрече на высшем уровне в Женеве,
М. С. Горбачев отметил: оКонечно, совместное
заявление - не договор, но это ко многому
обязывающая принципиальная установка
руководителей обеих стран". Распространенность
и обязательный характер политических
соглашений констатируются и юридическими
служюами государств ' . Я совместных
актах государств подчеркивается, что
при формировании своих отношений
стороны будут руководствоваться
как заключенными между ними договорами,
так и политическими документами.
Совместные заявления рассматриваются
как прочная политическая база развития
отношений между их участниками
". Большое значение приобрели
многосторонние политически.е соглашения.
Примером могут служить акты, принятые
участниками Совещания по безопасности
и сотрудничеству в Европе: 3аклю-
чительный акт (Хельсинки, 1975 г.), итоговые
документы Мадридской (1983 г.) и Венской
(1989 г.) встречи ' . Во всех этих документах
явно выражены отличие политических соглашений
от международно- правовых договоров и
вместе с тем специфическая обязательная
сила первых.
В разделе Заключительного
акта, посвященном принципу добросовестного
выполнения обязательств по международному
праву, говорится, что при осуществлении
своих суверенных прав участники
обудут сообразовываться со своими юридическими
обязательствами по международному
праву; они будут, кроме того, учитывать
должным образом и выполнять
положения Заключительного акта
Совещания по безопасности и сотрудничеству
в Европеп. Более решительна формулировка
Итогового документа Мадридской
встречи, в которой говорится, что
меры укрепления доверия и безопасности
будут ополитически обязательными
и будут обеспечиваться адекватными
формами проверки, соответствующими
их содержаниюп.
В Итоговом документе Венской
встречи участники выразили решимость
опринять на себя ответственность за
выполнение полностью обязательств,содержащихся
в Заключительном акте и других документах
СБСЕп. Отметим, что документ предусматривает
воздействие на национальное право
не только международно-пра- вовых, но
и политических обязательств, хотя
и в разных формулировках : осуществляя
свои суверенные права, участники будут
обеспечивать, чтобы оих законы,
административные правила, практика и
политика сообразовывались с их обязательствами
по международному праву и были гармонизированы
с положениями Декларации принципов
и другими обязательствами по
СБСЕп (Раздел оВопросы, относящиеся
к безопасности в Европеп) С помощью
политических соглашений образована нрмативная
основа движения неприсоединения . Именно
такой характер н сят принимаемые
его конференциями резолюции. В
практике Неприсоединившихся стран
растет удельный вес политического
регулирования.
Международная практика порождает
все новые виды политических обязательств.
Показательна в этом отношении история
советско-американского соглашения
ОСВ-2. После отказа США ратифицировать
его стороны дали обещание придерживаться
его положений ". В результате
соглашение, задуманное как междуна-
родно-правовой договор, не стало таковым
и начало функциониро- вать как политическое
обязательство. Его действие в таком
качестве было довольно высоко оценено
сторонами. М. С. Горбачев отметил, что
договор ОСВ-2, одаже не будучи ратифицирован,
работает с большой пользойп. Стороны
продолжали его соблюдать и по
истечении предусмотренного в нем
срока действия Вспомним инесколько
иной вариант: после истечения срока
действия международно-правового соглашения
ОСВ-1 стороны достигли договоренности
о том, что они и впредь будут
придерживаться его положений без
юридической пролонгации. Приведенные
факты говорят о том, что, несмотря
на различия, междуна- родно-правовые и
политические соглашения взаимодействуют,
а иногда и превращаются одно в
другое. Теоретически провести различие
между политическим соглашением
и международно-правовым договором
несложно. Все зависит от намерения
участников придать соглашению ту или
иную силу. Для заключения международного
договора необходимо соглашение участников
не только о его содержании, но и о придании
ему международно-правовой обязательной
силы, а следовательно, о подчинении его
праву международных договоров". Практически
же дело обстоит сложнее. Участники зачастую
предпочитают не подчеркивать того, что
достигнутая ими договоренность будет
обладать лишь политической силой. Тогда
для решения вопроса необходимо учитывать
содержание, характер обязательств. Но
главную роль играют форма соглашения,
наличие в нем традиционных для договоров
положений о порядке вступления в силу,
ратификации и др. Правда, и в политические
соглаше ния стали включать положения,
регулирующие их действие.
Вопрос о политических
соглашениях был рассмотрен прежде
всего потому, что это необходимо
для выяснения того, какие международные
соглашения подпадают под действие
права международных договоров.
Но . была и другая цель: обратить внимание
на новые моменты в функционировании
договоров, которые заключаются
и осуществляются с учетом политических
обязательств сторон. Один вид.соглашений
служит средством осуществления
другого. Происходит своеобразное разделение
труда. Используются новые механизмы
регулирования международных отношений.
3начение права договоров
определяется той ролью, которая
принадлежит договору в международных
отношениях. Договор - одно из
важнейших политических и правовых
средств регулирова- ния международных
отношений. С его помощью решаются
наиболее важные и сложные
проблемы. Достаточно указать на
договоры в области обеспечения
безопасности и ограничения гонки
вооружений , на конвенции по морскому
и космическому праву. Договор
лежит в основе деятельности
международных организаций ' . Он
- источник подавляющего большинства
международно-право- вых норм . В
общем договор является инструментом,
обеспечи- вающим функционирование
всей системы управления Международными
отношениями. Договор служит инструментом
внешней политики государства.
Поэтому, если сравнить договорное
право различных государств, то
обнаружится немало различий
в его целях и содержании. В
СССР международные договоры
рассматриваются как важное сpедство
опроведения ленинской политики
мира, упрочения безо-п асности
народов и широкого международного
сотрудничествап ".Принцип добросовестного
выполнения международных обяза-
тельств закреплен Конституцией
СССР в качестве принципа внешней
политики (ст. 29).
Несмотря на различия в
содержании договоров, позиции теории
и практики разных стран в отношении
права, регулирующего действие договоров,
в значительной степени одинаковы,
что определятся общей заинтересованностьюв
обемпечении функционирования договоров.
Это издавна отмечалось в доктрине
международного права . Разумеется, такая
одинаковость не означает тождества .
Доктрина разных стран имеет свою
специфику, хотя и нет оснований
ее преувеличивать ' . Существующее единство
в позициях достаточно для обеспечения
нормального функционировании права договоров.
Свидетельство того - факт успешной кодификации
этого права.
Кодификация права международных
договоров. Будучи единственным средством
мирного решения вопросов независимыми
политическими - образованиями, международные
соглашения ведут свою историю с
момента появления межгосударственных
отношений . До этого форма соглашения
использовалась для регулиро- вания
связей между племенами. История
свидетельствует, что уже в древности
соглашения были многочисленны и
весьма разнообразны ". О них говорится
в законах Ману, в Арташастре Кау-
тильи им посвящена седьмая книга
. Международные соглашения древности
скреплялись религиозными клятвами.
Их обязательная сила вытекала из религиозной
морали, носила морально-полити- ческий
характер. С возникновением международного
права договоры обретают юридическую
силу. Даже в ХVII - ХVIII вв. главным, правда,
не очень надежным, источником обязательной
силы договоров была политическая мораль
монархов. И в Х1Х в. важные политические
договоры рассматривались не столько
как правовые акты, сколько как
торжественные обязательства, опирающиеся
на религию, на мораль Несмотря на всю
свою ненадежность, договоры играли важную
роль в регулировании отношений
между государствами . История свидетельствует,
что политические международные
соглашения предшествовали правовым,
подготовили для них почву. Но,
даже придав своим соглашениям юридическую
с,илу, государства не отказались от
их морально-политической силы.
С появлением международно-правовых
договоров начинает формироваться
и право, регулирующее их действие .
Собственно говоря, право договоров
формируется одновременно с международным
правом в целом. Этот процесс протекал
под большим влиянием римского права,
и, в частности, такой его отрасли,
как обязательственное право. Там
же была заимствована формула основного
принципа права договоров "pacta sunt
servanda". Это проливает свет и
на исторические особенности кодификации
права международных договоров,
которая всегда рассматривалась
как неотъемлемая часть кодификации
международного права в целом. Учитывая
роль права договоров в функционировании
международного права, можно полагать,
что без кодификации этой центральной
отрасли было бы трудно говорить о
кардинальных успехах в кодификации
международного права в целом. Доктринальная
кодификация с самого начала уделяла
значительное внимание праву договоров.
В кодексе Й. Блюнчли ему посвящено
60 статей, в кодексе П. Фиоре - 259 параграфов'.
Наиболее крупной доктринальной
кодификацией, специально посвященной
праву договоров, был так называемый
Гарвардский проект, опубликованный
в 1935 г. Этот весьма обстоятельный труд
подготовила группа юристов на базе
Гарвардского университета .
Первая попытка официальной
кодификации была предпринята в
рамках Лиги Наций. В 1924 г. Совет Лиги
образовал комитет экспертов
из 16 юристов, который должен был
заниматься вопросами кодификации
международного права, включая право
договоров . Был подготовлен доклад
об этой отрасли права, который так
и не был обсужден. Первым международно-правовым
актом, кодифицировавшим наиболее устоявшиеся
нормы права договоров, явилась Межамери-
канская конвенция о международных договорах
1928 г., со- стоявшая всего из 21 статьи . Состояние
права договоров оценивалось весьма критически.
В Гарвардском проекте отмечалось, что
оне имеется ясного и точ- но определенного
права договоровп. Авторы констатировали:
оОбласть права договоров в особой степени
представляет собой поле, на котором процветают
пережитки и где до сего дня очень мал
прогресс в отношении установления единообразия
и всеобщих стандартовп . Столь же критическая
оценка была дана и Секретариатом ООН:
"Едва ли существует какой-либо раздел
права договоров, который был бы свободен
от сомнений и в ряде случаев от путаницы".
Поэтому не случайно вопрос
о праве договоров с самого
начала был включен Генеральной
Ассамблеей ООН в программу работ
Комиссии международного права, которая
начала им заниматься в 1950 г. Потребовались
многие годы для подготовки проекта
статей. Только в 1968 г. для его обсуждения
была созвана Венская конференция
по праву международных договоров,
которая в 1969 г. завершилась принятием
Венской конвенции о праве
международных договоров ' . Конвенция
представляет собой кодекс права
международных договоров (85 статей
и приложение) . Ею урегулированы
все основные вопросы этой отрасли
международного права. За ее пределами
остались соглашения, сторонами которых
являются не государства, а иные субъекты
международного права, а также соглашения,
заключенные не в письменной форме.
Конвенция оговорила, что это
не лишает такие соглашения юридической
силы, а также не исключает возможности
применения к ним тех норм конвенции,
которые для них обязательны
в силу международного права (ст. 3).
В случае, если в соглашении наряду
с государствами участвуют и
иные субъекты международного права, конвенция
применяется к отношениям государств
между собой (п. осп ст. 3).