Шпаргалка по "Международному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, шпаргалка

Описание

1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП
можно представить в виде четырех периодов:

Работа состоит из  1 файл

ответы международное право.doc

— 548.50 Кб (Скачать документ)

-Члены ООН подчиняются решениям Совета Безопасности и выполняют их.

-уполномочен предпринимать действия воздушными, морскими или сухопутными силами, какие окажутся необходимыми для поддержания или восстановления межд-ного мира и безопасности (демонстрацию, блокаду и др.)

-наделен правом формирования и применения вооруженных сил ООН для поддержания межд-ного мира и безопасности. Предоставление вооруженных сил должно осущ-ться на основании особых соглашений между Советом Безопасности и соответствующими гос-вами. Соглашения фиксируют численность и род войск, их дислокацию, характер предоставляе¬мых средств обслуживания.

Важное место  в деят-ти Совета Безопасности занимают операции по поддержанию мира (миротворческие акции).

Совет Безопасности является постоянно действующим органом и организуется так, чтобы он мог ф-ционировать непрерывно. Каждый член Совета имеет своего постоянного представителя.

Решения Совета Безопасности по процедурным вопросам считаются  принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов Совета. Особый порядок предусмотрен Уставом для принятия решений по существу, по вопросам непроцедурного характера. Такие решения считаются принятыми, когда за них поданы голоса 9 членов, включая совпадающие голоса всех постоянных членов Совета. В том случае, если хотя бы один из постоянных членов Совета голосует против, решение не принимается (право вето). Если же один или несколько постоянных членов воздерживаются либо не участвуют в голосовании, то решение, поддержанное 9 членами, считается принятым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

37. Специализированные учреждения ООН.

 

Специализированные  учреждения ООН — это меж­дународные (межгосударственные) организации универсального ха­рактера, открытые для участия любого государства и поставленные в связь с Организацией Объединенных Наций специальными соглаше­ниями с ними с целью координации их деятельности в сфере социально-экономических взаимоотношений между государствами.

При этом специализированные учреждения полностью сохраняют  свой статус самостоятельных международных  организаций, созданных и действующих на основе своего учредительного акта (межгосударст­венного договора), определяющего цели и задачи данной организации, ее организационную структуру, функции и полномочия ее органов. В настоящее время действуют 16 специализированных учреждений ООН.

Международная организация труда (МОТ) — создана в 1919 г. по решению Парижской мирной конференции. МОТ стала первым специализированным учреждением ООН. Основными целями МОТ   являются поощрение социальной справедливости, улучшение условий труда, повышение жизненного уровня населения

Всемирная организация  здравоохранения (ВОЗ). Целью ВОЗ в соот­ветствии с ее Уставом является достижение высокого уровня здравоохране­ния, и соответствующих мер социально-экономического характера.              Всемирная метеорологическая организация (ВМО). всемирное сотрудничество в деле метеонаблю­дений, обеспечение оперативного обмена метеоинформацией

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры (ЮНЕСКО) — создана и действует с 1946 г. в качестве специализированного учреждения ООН, объединяющего практически все существующие государства. Цели ЮНЕСКО — содействие достижению прочного мира, без­опасности и благосостояния народов путем развития международного     сотрудничества в области образования, науки и культуры.

Продовольственная и сельскохозяйственная организация  Объеди­ненных Наций (ФАО). содействие улучшению питания и поднятию жизнен­ного уровня населения, повышению производительности труда и улучшению распределения продовольствия.

Международный валютный фонд (МВФ). содействие международному сотрудничеству в сфере финансовых расчетов по сделкам между государствами-членами и устранению препятствующих развитию мировой торговли ограниче­ний в деле обмена валют.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) Специализированное учреждение ООН с 1945 является содействие реконструкции экономики го­сударств-членов путем предоставления им для этого займов.        Международная финансовая корпорация (МФК) —специализированное учреждение ООН с 1957 г. содействие экономическому развитию государств-членов путем стимулирования деятельности их частных производст­венных предприятий.

            Международная ассоциация развития (MAP) —1961 г. специализированное учреждение ООН. содействие экономическому развитию, повышению производительности труда и жизненного уровня населения.

Три вышеуказанные организации  — Международный банк рекон­струкции и развития, Международная финансовая корпорация и Меж­дународная ассоциация развития — в совокупности образуют корпора­цию, именуемую Всемирным банком.

Детский фонд (ЮНИСЕФ)- сокращение смертности детей, матерей, начальное образование)

Международное агентство по атомной энергии ( МАГАТЭ)-  международная организация для развития сотрудничества в области мирного использования атомной энергии

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38. Главные  органы ООН.

 

Генеральная Ассамблея

Это главный совещательный  орган ООН. Решения, принятые Ассамблеей, не являются юридически обязательными для исполнения, но за ними стоят мировое общественное мнение по важным международным вопросам, а также авторитет мирового сообщества. Ассамблея состоит из представителей всех государств-членов, каждое из которых имеет один голос. Сессии (т.е. заседания) Генеральной Ассамблеи проходят ежегодно осенью. В случае необходимости могут созываться специальные и специальные чрезвычайные сессии. В начале каждой сессии Ассамблеи проходят общие прения (обмен мнениями), в которых принимают участие главы государств и правительств. Они высказывают суждения по широкому кругу международных проблем.

Совет Безопасности

В Совет входят пять постоянных членов: Великобритания, США, Россия, Франция и Китай. Совет Безопасности, согласно Уставу, несет главную ответственность за поддержание мира во всем мире

А также входят десять членов, избираемых Генеральной Ассамблеей на двухлетний срок. Совет Безопасности — постоянно действующий орган ООН. Его могут созвать в любой момент, когда появится необходимость. Постоянные члены Совета имеют право вето. Иными словами, решение не будет принято, если хотя бы один из постоянных членов проголосует против. Это очень важно прежде всего потому, что Совет Безопасности — это главный орган ООН, который отвечает за обеспечение мира. Во-вторых, это единственный орган, решения которого являются обязательными для исполнения всеми государствами, являющимися членами ООН. СБ может разбираться в любом споре, любой ситуации, которые осложняют международные отношения, может посоветовать, как эти споры разрешить, может призвать членов Организации к применению экономических или других мер для прекращения агрессии со стороны какого-то государства. Может Совет рекомендовать Генеральной Ассамблее и кандидатуру Генерального секретаря и вместе с Ассамблеей избирать судей Международного Суда. Когда в каком-нибудь уголке планеты нарушается мирная жизнь, Совет Безопасности рекомендует сторонам достичь согласия, не прибегая к оружию. Но если спор перерастает в военный конфликт, Совет дает указания о прекращении огня. Миротворческие силы ООН могут быть направлены в зону конфликта, чтобы наблюдать за выполнением этого указания и создавать условия для мирных переговоров. Так поступили миротворцы, например, в бывшей Югославии (среди них были и российские воины).

Экономический и Социальный Совет

Благополучие страны и конкретного человека, стабильная экономическая ситуация и помощь тем, кто в ней нуждается— задача ООН и ее Экономического и Социального Совета. Он предлагает Генеральной Ассамблее рекомендации по экономическому развитию, экологическим проблемам, правам человека и другим вопросам. Кроме того, он координирует работу комиссий и специализированных учреждений, таких как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация труда (МОТ) и др. Экономический и Социальный Совет каждый год в течение пяти недель заседает поочередно в Нью-Йорке и в Женеве. Чтобы обсудить важнейшие проблемы, на одно из заседаний приглашаются министры и другие высокие должностные лица стран-членов ООН. Все остальное время работа Совета проходит в его комиссиях и комитетах.

Совет по Опеке

Под пристальным вниманием  ООН находятся так называемые подопечные территории. Это бывшие колонии, принадлежавшие различным  государствам мира. Для заботы о них создан Совет по Опеке, цель которого — улучшить положение населения этих территорий, содействовать их развитию, а также помочь стать независимыми или самоуправляемыми. Сначала таких территорий было одиннадцать, сейчас одни из них стали независимыми государствами, другие присоединились к соседним странам. Последней из таких территорий, ставших независимыми, были Тихоокеанские острова (Палау).

        Международный Суд

Главным органом ООН  по разрешению споров является Международный Суд. В него могут обращаться все государства-члены, а также государства, не входящие в ООН, но подписавшие Статут (Устав) Суда, Частные лица в этот Суд обращаться не могут. Суд состоит из 15 судей, избираемых Генеральной Ассамблеей и Советом Безопасности на девять лет. В его составе не может быть двух граждан из одной и той же страны.

            Секретариат

Секретариат — это международный персонал, работающий во всех уголках планеты и выполняющий разнообразные функции. Его возглавляет Генеральный секретарь, назначаемый Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на пять лет. Он может быть избран и на новый срок

Секретариат информирует  прессу и телевидение о работе ООН; организует международные конференции по проблемам мирового значения; переводит на другие языки документы и выступления участников, следит за выполнением решений органов ООН. Согласно Уставу Ген.сек , это «главное административное должностное» лицо, дипломат и активный политик, миротворец и правозащитник. Его личность — символ Организации Объединенных Наций, провозглашаемых ею принципов. Генеральный секретарь информирует Совет Безопасности о проблемах, которые мешают установлению мира между народами. Но самостоятельно, без ведома Совета, он не может принимать решения по глобальным вопросам.

 

 

39. Право международной безопасности.

 

Роль МП в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению

двуединой задачи:

• обеспечение эффективного функционирования того  механизма поддержания мира, которым мировое со-

общество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего межд. правопорядка;

• выработка новых  межд.-правовых обязательств, новых  норм.

Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй - с процессом межд. нормотворчества.

Право международной  безопасности (МБ) - совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам МП, направленных на обеспечение  мира и применяемых государствами  коллективных мер против актов агрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права МБ составляют прежде всего такие основные принципы, как

-принцип неприменения силы,

-принцип мирного разрешения споров,

- принцип разоружения.

Нормативный характер носят и специальные принципы права МБ. Среди них особо следует выделить

-принципы равенства и одинаковой безопасности,

-ненанесения ущерба безопасности государств и т. д.

 Равная безопасность понимается  в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. МП известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения МБ. К ним относятся:

• коллективная безопасность

         -всеобщая предусматри­вает действия государств в соответствии с решениями этой ор­ганизации.

          -региональная представлены соглашениями и организациями, обес­печивающими безопасность на отдельных континентах и в регионах.

• разоружение;

• мирные средства разрешения споров;

• меры по ослаблению межд. напряженности и прекращению  гонки вооружений;

• меры по предотвращению ядерной войны;

• неприсоединение и  нейтралитет;

• меры по пресечению актов  агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

• самооборона;

• действия межд. организаций;

• нейтрализация и  демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных  баз;

• создание зон мира в  различных регионах земного шара;

• меры по укреплению доверия  между государствами.

. В ряду вышеперечисленных средств обеспечения МБ самое главное место отводится первым трем.

Система МБ - совокупность средств, обеспечивающих поддержание МБ, в ней различают два момента:

-первый: коллективные меры - широкое межд. сотрудничество;

-второй: превентивная дипломатия, направленная на предотвращение угрозы миру и на мирное урегулирование межд. споров.

Главная цель МБ сформулирована в Уставе ООН - ≪поддерживать мир и МБ≫ путем ≪принятия эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира≫.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

40. Мирные средства  разрешения международных споров.

 

Термин ≪межд. споры≫ употребляется в узком и широком смысле.

Во-первых, это ситуация, которая характеризуется конкретными участниками, достаточно четкими взаимными претензиями, определенным предметом.

Во-вторых - любые конфликтные  межгосударственные отношения.

В Уставе ООН для квалификации конфликтных отношений используются понятия ≪спор≫ и ≪ситуация≫. Спор имеет место в том случае, если государства взаимно предъявляют претензии по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация же имеет место тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает трения между ними. ≪Ситуация≫ - более широкое понятие, чем ≪спор≫.

Споры делятся на юридические и политические.

Здесь учитывается то, какие моменты преобладают в споре: юридические или политические.

Информация о работе Шпаргалка по "Международному праву"