Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, шпаргалка
1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП
можно представить в виде четырех периодов:
44. Внутренние воды и территориальное море.
Международное морское право – совокупность общепризнанных и специальных норм и принципов, регулирующих правовое положение морских пространств и разнообразную деятельность субъектов морского права.
Наиболее важными принципами этой отрасли международного права являются принципы нерушимости границ, суверенитета территорий, неприменения силы или угрозы силой, принцип равенства участников международных морских отношений.
Внутренние воды – морские пространства, являющиеся частью территории соответствующего прибрежного государства и расположенные в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается ширина территориального моря.
Во внутренние воды включаются:
1) воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для отсчета территориальных вод;
2) акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;
3) водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все побережье которых принадлежит одному государству;
4) морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному государству и ширина входа в которые не превышает 24 морские мили. Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды только с разрешения прибрежного государства и обязаны соблюдать его законы. Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все свои права, которые вытекают из его суверенитета.
Территориальное море – это пояс морского пространства шириной до 12 миль, расположенный вдоль берега, входящий в состав территории прибрежного государства и находящийся непосредственно под его суверенитетом. Указанный суверенитет распространяется также на воздушное пространство, находящееся непосредственно над территориальным морем, а также на его дно и недра.
Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое собственное территориальное море.
Есть три
способа отсчета
1) от внутренних морских вод;
2) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;
3) если береговая линия очень извилиста или изрезана, а также если вблизи имеется цепь островов, то применяется метод прямых исходных линий, соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов.
Объем суверенных прав прибрежного
государства в территориальном
море несколько усечен по сравнению
с правами прибрежного
45. Международные проливы и каналы.
Международные проливы — это естественные морские сужения, проход судов через которые и пролет летательных аппаратов в воздушном пространстве над ними регулируются нормами международного права.
По правовому режиму выделяются следующие виды международных проливов:
а) проливы, которые соединяют одну часть открытого моря (экономические зоны) с другой частью и ширина которых не перекрывается территориальными водами прибрежных государств (Ла-Манш, Па-де-Кале, Гибралтарский, Сингапурский, Малаккский, Баб-эль-Мандебский и др.);
б) проливы, используемые для международного судоходства, но ширина которых перекрывается территориальными водами прибрежных государств.
В проливах первой группы проход иностранных судов, военных кораблей и пролет летательных аппаратов осуществляется за пределами территориальных вод на основе принципа свободы судоходства без какой-либо дискриминации в сочетании с уважением суверенитета, территориальной целостности и политической независимости прибрежных к проливам государств.
В проливах, перекрытых территориальными водами, действует режим мирного прохода, с тем отличием, что приостановление мирного прохода (как это может случаться в территориальных водах государств) в проливах не допускается. Иностранные суда, военные корабли и летательные аппараты в таких проливах “пользуются правом транзитного прохода и пролета, которым не должно чиниться препятствий”
Согласно Конвенции 1982 г. под транзитным проходом понимается “осуществление исключительно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив”
Правовой режим Черноморских проливов регулируется Конвенцией о режиме проливов, принятой 20 июля 1936 г. Цель Конвенции — упорядочить проход и судоходство “в рамках, отвечающих безопасности Турции и безопасности в Черном море прибрежных государств”. Из этого видно, что Конвенция исходит из особого положения черноморских государств, учитывает их особые права и интересы. Конвенция провозгласила свободу прохода и мореплавания в проливах в качестве принципа международного права
В мирное время торговые суда всех стран пользуются свободой судоходства и транзита в проливах днем и ночью, независимо от флага и груза, без каких либо формальностей, при условии соблюдения положений об обязательном санитарном осмотре.
Правовой режим Балтийских проливов (Большой и Малый Бельты, Зунд) установлен Копенгагенским трактатом 1857 г., а также национальным законодательством Швеции и Дании, согласно которым никакое судно “при проходе через Зунд или Бельты не может быть подвергнуто задержанию или какой-либо остановке”.
Пролет военных самолетов
над датской частью Балтийских проливов
требует получения
Пролет иностранных
военных самолетов над
Международные каналы — это искусственные водные пути, проходящие по территории одного государства, находящиеся под его суверенитетом и используемые для международного судоходства.
В основе регулирования
правового положения таких
- уважение суверенитета
государства, по территории
-свобода судоходства
невоенных судов и военных
кораблей без всякой
Режим Суэцкого канала определяется Константинопольской конвенцией 1888 г. и законодательными актами Египта, согласно которым канал открыт как в мирное, так и в военное время для невоенных судов и военных кораблей всех стран. Уведомление о прохождении военных кораблей направляется в МИД Египта не менее чем за 10 дней до даты их прибытия. К каналу нельзя применять “право блокады”.
Режим Панамского канала. По договору между США и Панамой 1903 г. США получили право владения каналом и зоной Панамского канала. открытый для плавания в 1914 г., соединяет Атлантический и Тихий океаны, находится на территории Панамы и подчиняется ее суверенитету. Международно-правовой режим судоходства по каналу и его использование регламентируются Договором между Панамой и США о Панамском канале 1977 г., Договором о постоянном нейтралитете и функционировании Панамского канала 1977 г. с Протоколом к нему и Правилами плавания по Панамскому каналу, изданными администрацией США.
Кильский канал, открытый для плавания в 1895 г., соединяет Балтийское и Северное моря, находится на территории ФРГ и подчиняется ее суверенитету. Канал является международным водным путем регионального значения, режим судоходства определяется национальным законодательством ФРГ.
В соответствии с Правилами
плавания по каналу в любое время
суток могут проходить
46. Исключительная
экономическая зона и
Исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему. Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
В исключительной экономической зоне прибрежное государство имеет право:
1) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов – как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, а также в его недрах в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке ресурсов зоны;
2) сооружать и регулировать создание и эксплуатацию искусственных островов и установок, устанавливать вокруг островов и установок зоны безопасности;
3) определять время и место лова, устанавливать условия получения лицензий, взимать сборы;
4) устанавливать допустимый улов живых ресурсов;
5) осуществлять морские научные исследования;
6) принимать меры по защите морской среды;
7) осуществлять юрисдикцию в отношении создания искусственных островов, установок, сооружений.
Континентальный шельф – это морское дно и его недра, расположенные за внешней границей территориального моря прибрежного государства до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не распространяется на такое расстояние.
Естественные богатства
континентального шельфа включают минеральные
и прочие неживые ресурсы поверхности
и недр морского дна шельфа. А
также живые организмы «
Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства, берега которых расположены друг против друга, границы шельфа определяются соглашением между этими государствами, а при отсутствии соглашения – по принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
47. Международное воздушное право.
Международное воздушное право – отрасль международного права, представляющая собой совокупность общепризнанных и специальных принципов и норм, которыми определяется правовое положение воздушного пространства и находящихся в нем летательных аппаратов, устанавливается режим использования этого пространства для целей гражданской авиации, регулируются отношения, возникающие между пользователями по поводу воздушных передвижений, связанных между ними коммерческих операций и обеспечение безопасности полетов.
Предметом международного воздушного права являются отношения между государствами, которые касаются правового режима воздушного пространства и международных воздушных сообщений. Воздушные сообщения между государствами регулируются на основе общепризнанных принципов международного права, принципов и норм, содержащихся в многосторонних и двусторонних соглашениях, заключенных между различными государствами.
Различают воздушное пространство по правовому положению находящихся в них летательных аппаратов:
1) пространство, входящее в состав территории государства;
2) международное воздушное пространство, находящееся над открытым морем;
3) международное воздушное пространство, находящееся над Антарктидой.
Воздушное пространство, находящееся над сухопутной и водной территории государства, находится под его суверенитетом. Высотная граница государственной территории установлена в соответствии с нормами международного права на высоте 110 км. Выше этого предела находится пространство с международным режимом.
Государство обладает полным и исключительным суверенитетом над воздушным пространством, расположенным над его сухопутной и водной территорией, и имеет право запрещать или разрешать любые полеты над свой территорией.
Открытое воздушное пространство – пространство над открытым морем и иными территориями с особым режимом (Антарктида, архипелажные воды и др.).
В отрытом воздушном пространстве признаны следующие свободы:
1) свобода беспрепятственно осуществлять полеты;
2) право государства регистрации осуществлять юрисдикцию над воздушными судами;
3) право преследовать и принимать меры против воздушного пиратского судна.
Данные свободы обязаны реализоваться в рамках международного права.
К основным принципам международного воздушного права относятся:
1) принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации;
2) принцип свободы
полетов в международном
Воздушные границы – условные вертикальные плоскости, проходящие по государственным границам, расположенным по сухопутной, водной и морской территории государств. Высотный предел воздушных границ международным воздушным правом не установлен. Однако обычно предполагается, что он находится на высоте не более 100 – 110 км. над уровнем Мирового океана.
Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены: соответственно на территориях двух государств; на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства