Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:15, шпаргалка
1. Возникновение международного права и периодизация его истории.
Возникновение международного права (МП) связано с появлением государств. Периодизацию развития МП
можно представить в виде четырех периодов:
Межд. юридические споры разрешаются средствами арбитража и суда, политические споры разрешаются государствами путем переговоров.
В соответствии с нормами МП все государства обязаны разрешать возникающие между ними разногласия
мирными средствами.
Мирные средства делятся на:
1) согласительные средства - спор улаживается в результате прямого контакта сторон и соглашения.
Переговоры - прямой контакт сторон в целях достижения взаимно приемлемого соглашения. Как правило,
споры решаются по дипломатическим каналам. Переговоры могут проводиться и на конференциях, а также путем обмена посланиями.
Консультации - разновидность переговоров, отличающаяся меньшей формальностью. Зачастую предшествует приговорам.
Добрые услуги - деятельность третьей стороны по установлению прямого контакта между спорящими. Может оказывать как государство, так его должностное лицо или организация. Согласие на оказание добрых услуг должно быть получено у всех участников спора.
Посредничество - способ решения спора, при котором третья сторона участвует в целях согласования взаимных претензий и внесения собственных, приемлемых для сторон предложений. Посредниками могут быть как
государства, так и межд. органы и организации, а также отдельные лица. Особенность посредничества - неформальность и конфиденциальность. Предложения посредника необязательны для сторон.
Установление фактов - процедура, Применяемая в случаях, необходимых для установления фактов, лежащих в основе спора, в частности: установление фактов нарушения соглашений. Обычно создается комиссия по установлению фактов.
Примирение сочетает в себе установление фактов и посредничество. Обычно осуществляется согласительной комиссией;
2) судебные средства. Если при согласительной процедуре главное состоит в достижении соглашения между сторонами, основанное на их взаимной воле, то при судебном разрешении стороны основывают соглашение
на императиве суда.
41. Международное морское право.
Международное морское право— совокупность принципов и правовых норм, устанавливающих режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами по вопросам использования Мирового океана. В настоящее время большинство норм международного морского права объединены в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Все остальные международные договоры (в том числе двусторонние и региональные соглашения), содержащие предписания, касающиеся этой отрасли, в основном дополняют или детализируют нормы Конвенции. Субъектами международного морского права являются субъекты международного права, т. е. государства и международные межправительственные организации.
Принцип свободы открытого моря
Этот принцип — один из старейших в международном морском праве. Согласно Конвенции ООН по морскому праву, он гласит: «Никакое государство не может претендовать на подчинение открытого моря или его части своему суверенитету; оно открыто для всех государств — как имеющих выход к морю, так и не имеющих его» ст.89. Свобода открытого моря включает в себя:
-свободу судоходства;
-свободу полётов;
-свободу прокладки трубопроводов и кабелей;
-свободу возводить искусственные острова и другие установки;
-свободу рыболовства;
-свободу научных исследований;
Кроме этого, устанавливается, что открытое море должно использоваться в мирных целях.
Принцип исключительной юрисдикции государства над судами своего флага в открытом море
Торговое судно в открытом море подчиняется исключительной юрисдикции государства своего флага и в его законную деятельность не вправе вмешиваться никто, кроме случаев, когда:
-судно занимается пиратством;
-судно занимается работорговлей;
-судно занимается несанкционированным вещанием, т. е. передаёт в нарушение международных правил радио- и телепрограммы, предназначенные для принятия населением (за исключением сигналов бедствия). В этом случае арестовать судно и конфисковать аппаратуру может:
-государство флага судна;
-государство регистрации вещательной установки;
-государство, чьим гражданином является лицо, осуществляющее вещание;
-любое государство, где могут приниматься передачи;
-любое государство, санкционированной связи которого такое вещание чинит помехи.
-судно не имеет национальности (плывёт без флага);
-судно плывёт без флага или под флагом иностранного государства, но в действительности имеет ту же национальную принадлежность, что и задерживающий военный корабль.
Принцип мирного использования мирового океана
Принцип суверенитета государств над внутренними морскими водами и территориальным морем
Принцип защиты морской среды
По иному — принцип предотвращения загрязнения морской среды. Впервые закреплён в Международной конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г. в виде установления запретных для слива нефти с судов зон.
Принцип иммунитета военных кораблей
Военные и иные государственные суда, используемые в некоммерческих целях обладают иммунитетом. Ограничение этому — случаи, когда такие суда нарушают правила мирного прохода через территориальные воды иностранного государства. Власти этого государства могут потребовать немедленно покинуть их территориальные воды. А за любой ущерб, нанесённый военным судном в результате нарушения правил мирного прохода, несёт международную ответственность государство флага.
42. Источники международного морского права.
Длительное время единственным источником международного морского права являлись обычаи. В качестве характерного примера в морском праве можно привести обычай, в соответствии с которым любое судно, терпящее бедствие, имеет право на так называемый вынужденный заход, то есть фактически не получая формального разрешения, зайти в любой иностранный порт. Длительное время в морском праве существовал обычай, согласно которому любому человеку, гибнущему в море, должна оказываться бесплатная и эффективная помощь. Этот обычай неукоснительно соблюдался на протяжении веков, даже в военное время. И только в начале 19 века этот обычай перерос в международный договор - Конвенцию о спасании 1989 г.
В настоящее время основным источником международного морского права является
-Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, которая устанавливает следующее разделение морского пространства:
1. Внутренние воды (Внутренними водами является часть моря, расположенная между побережьем и исходной линией.);
2. Территориальное море(
3. Прилежащая зона(Прилежащая зона — это часть моря, шириной в 12 морских миль (22,2 километра), отсчитываемая от границы территориальных вод (или 24 мили, если отсчитывать от исходных линий). В этой зоне прибрежное государство обладает правом осуществлять контроль.
4. Исключительная экономическая зона (Исключительная экономическая зона — часть моря, шириной в 200 морских миль (370,4 километра), отсчитываемая от линии наибольшего отлива или от исходной линии.
5. Континентальный шельф
(Континентальным шельфом
6. Архипелажные воды (Архипелажными
водами называются воды, ограниченные
архипелажными исходными
7. Проливы, используемые для международного судоходства
7.1 Открытое море
7.2 Международный район морского дна
Международные
отношения в сфере
-Женевские конвенции 1958 года;
-Международная
конвенция по охране
-Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов. предусматривающая комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов;
-Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года - Сбросом в смысле Конвенции является: любое преднамеренное удаление в море отходов или других материалов с судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций; любое преднамеренное захоронение в море судов, самолетов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций.
-Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несению вахты 1978 года - регламентирует: Требования к капитану и палубной команде; Требования к машинной команде; Требования к радиоспециалистам; Требования в отношении экипажей определенных типов судов;
-Конвенция о международных правилах предупреждения столкновений судов в море 1972 года;
-Договор по Антарктике 1959 года и многими другими.
Помимо многосторонних договоров государства заключают также локальные двусторонние и многосторонние договоры по различным вопросам морской деятельности:
Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года;
Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 года;
Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения 1992 года;
Конвенция по защите морской среды Каспийского моря 2003 года.
43. Открытое море.
Открытое море - это морские пространства, находящиеся за пределами территориального моря прибрежных государств (по Конвенции 1958 г. об открытом море), по Конвенции 1982 г. - это морские пространства, находящиеся за пределами исключительных экономических зон прибрежных государств. Открытое море открыто для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю.
Открытое море не находится под суверенитетом ни одного из гос-в, все гос-ва имеют право пользоваться на началах равенства открытым морем в мирных целях (свобода мореплавания, полетов, научных исследований и т.д.).
Все гос-ва (в том числе и не имеющие выхода к морю) имеют в открытом море право на:
-свободу судоходства;
-свободу полетов;
-свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;
-свободу рыболовства;
-свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые межд-ным правом;
-свободу научных исследований.
Указанный перечень не является ограниченным.
Открытое море резервируется для мирных целей. Никакое гос-во не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.
В открытом море судно подчиняется юрисдикции того гос-ва, под флагом которого оно плавает. Судно рассматривается как часть тер-рии гос-ва, в котором оно зарегистрировано. Искл. устанавливаются межд-ными дог-рами. Военный корабль не вправе подвергать осмотру иностранное торговое судно, если нет достаточных оснований подозревать:
-что судно занимается пиратством или работорговлей;
-что судно, хотя на нем поднят иностранный флаг, имеет ту же национальность, что и данный военный корабль.
Каждое гос-во определяет условия предоставления своей национальности судам, правила регистрации судов на его тер-рии и права судна плавать под его флагом.
При этом каждое гос-во:
-ведет регистр судов;
-принимает юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и его экипажем;
-обеспечивает контроль годности судов к плаванию;
-обеспечивает безопасность мореплавания, предотвращает аварии.
Ни арест, ни задержание судов не могут быть произведены в открытом море даже в качестве меры расследования по распоряжению каких-либо иных властей, кроме властей гос-ва флага судна.
Существует право
Преследование должно быть начато после подачи зрительного или светового сигнала. Преследование может осуществляться только военными кораблями или военными летательными аппаратами, или судами и аппаратами, находящимися на правительственной службе (пр. полицейскими) и специально на это уполномоченными. Право преследования не может осуществляться в отношении военных кораблей, некоторых других судов, состоящих на гос-ной службе (полицейских, таможенных).