Женская трудовая миграция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:38, дипломная работа

Описание

В конце ХХ века мировая политическая и социальная история человечества вступила в новый этап своей эволюции. Этот процесс характеризуется нарастающей политической и экономической взаимозависимостью между государствами. В контексте формирования новых тенденций мировой системы в Кыргызстане, как и во всех бывших советских республиках, сложилась новая политическая ситуация, выдвинувшая совершенно новые задачи, которые в первую очередь были связаны с вопросами сохранения и укрепления территориальной целостности и независимости, достижения политической стабильности, развития демократического общества, создания экономики путем активного включения государства в процессы глобализации и интеграции. Реформы в экономической и политической сферах создали условия для выхода Кыргызстана на внешний рынок труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы исследования женской трудовой миграции
в условиях глобализации
1.1 Теоретическое осмысление трудовой миграции в условиях глобализации……...
8
1.2. Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков:
гендерный аспект………………………………………...................................................
25
II. Проблемы женской трудовой миграции в Кыргызстане

2.1 Причины, масштабы и тенденции женской трудовой миграции
в Кыргызстане……………………………………………………………………………
32
2.2 Женская трудовая миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем………... 49
III. Государственное регулирование внешней трудовой миграции:
проблемы, перспективы и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции государственной миграционной политики
в Кыргызстане…………………………………………………………………………....
60
3.2 Пути совершенствования государственного управления
миграционными процессами……………………………………………………………
80
Заключение ……………………………………………………………………………..
97
Список использованных источников ………………………………………………. 103

Работа состоит из  1 файл

Женская трудовая миграция в условиях глобализации.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)

Социальное  самочувствие регионов, для которых  проблема трудовой миграции наиболее актуальна, напрямую зависит от ее эффективного решения. На наш взгляд, ключевой проблемой трудовой миграции в настоящее время является недостаточное государственное финансирование уже принятых программ. В последнее время официальные лица, ссылаясь на статистические данные, упорно твердят о том, что в Кыргызстане за чертой бедности живет 35,9% населения страны100. Зарубежные инвесторы на этом основании полагают, что в республике сумели уменьшить уровень нищеты. В свою очередь, жители республики официальным данным уже давно не верят. Многие местные эксперты более категоричны: сегодня бедные в стране, по их мнению, составляют больше половины населения, а после повышения тарифов на электроэнергию, свет и горячую воду их число возрастет в полтора-два раза.

Вообще, нужно отметить, государство полюбило в последнее время перекладывать все проблемы на плечи своих граждан. При этом наблюдается явный перекос – регионам приказали решать собственные проблемы за счет собственных же ресурсов, но при этом бюджетные и налоговые отчисления собираются в централизованном порядке и лишь затем распределяются по регионам. Разумеется, так поступать проще и выгоднее, но в этом случае происходит дисбаланс распределения бюджетных сумм. Таласская и Нарынская области дают республике примерно столько же процентов внутреннего валового продукта, сколько один Жайыльский район Чуйской области. Но бюджетные дотации распределяются по районам на единицу валового дохода, поэтому в центральных областях жизнь гораздо лучше, чем в сельской местности, высокогорных и отдаленных районах. В ранг государственной политики возводится строительство объектов сельской инфраструктуры методом ашара. При этом чиновники упирают на самосознание жителей и понимание сегодняшних трудностей страны.

Немаловажно в миграционной политике и решение  межнациональных вопросов, особенно на юге Кыргызстана. Проблема межнациональных отношений охватывает комплекс взаимоотношений в различных сферах общественно-политической жизни. Соответственно ее решение должно основываться на тесном сотрудничестве индивидов. Характерной чертой реформируемого Кыргызстана стало обострение противоречий межнациональных отношений между представителями различных этносов. К сожалению, этот процесс затронул не только Кыргызстан, но и крупные города  в России, в которых трудятся кыргызские трудовые мигранты. Ксенофобия, неприязнь по отношению к приезжим особенно возросли в период мирового финансового кризиса.

Рассматривая регулирование  трудовой миграции населения, нельзя не сказать о том, что в числе  населения в трудоспособном возрасте около 12% мигрантов – это выпускники высших учебных заведений, недавно закончивших обучение. В развитых странах практикуется такой метод обучения: студент, получающий стипендию, после окончания учебного заведения должен или несколько лет отработать в стране, участвуя в развитии ее экономики, или должен вернуть затраченные на его обучения средства. Как уже ранее было сказано, Кыргызстан из-за выезда сначала на работу, а затем и на постоянное место жительство за границу теряет молодых специалистов. Поэтому в целях сдерживания оттока высококвалифицированных кадров рекомендуется введение данной системы обучения в Кыргызской Республики, при этом потребуется создание единой справочной службы, объединяющей все вузы.

Регулирование миграции населения должно производиться  в целях обеспечения максимального сочетания интересов и потребностей работников и работодателей. Согласование миграционной политики с политикой на рынке труда будет обеспечивать возможность регулирования мобильности населения как в масштабах региона, так и в масштабах страны.

Разработка методов  регулирования трудовой миграции предполагает также решение ряда задач, важнейшими из которых являются: исследование социально-экономических функций, роли и места трудовой миграции; внутренних закономерностей этого процесса; механизма и количественных зависимостей. Основной задачей можно считать повышение эффективности контроля за миграцией населения, недопущение ее избыточного роста, активное противодействие негативным тенденциям в развитии нелегальной миграции, а также создание благоприятных условий социально-экономического развития. С этой целью в 2009 году Правительством Кыргызстана разработана среднесрочная Стратегии развития страны на 2009-2011 годы101. Отличиями и особенностями данного документа от аналогичных предыдущих является ее социальная ориентированность, ограниченная роль приоритетов, особая роль развития регионов, ориентация экономической политики на обеспечение устойчивого экономического роста посредством повышения конкурентоспособности страны через интенсификацию развития и опережающий рост производительности труда, а также на повышение степени интеграции кыргызской экономики в мировую экономическую систему (п. 65 СРС).

Приоритетным направлением развития при этом объявлены энергетика, горная добыча, развитие сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности; развитие среднего и малого бизнеса, туризма, транспортной инфраструктуры и инновационных технологий. Однако некоторые ученые считают, что в настоящее время интеграция республики в мировую экономику заметно сдерживается из-за низкого технического и технологического уровня производства, низкой конкурентоспособности производимой продукции, сырьевой направленностью экспорта, коррупцией и бюрократией102.

При включении Кыргызстана  в систему мировых интеграционных процессов необходимо учитывать также тенденции глобальной экономики. В этих условиях для адаптирования экономики  Кыргызстана к мировому рынку необходимо осуществлять приоритетное развитие экономических связей со странами СНГ, а также активизировать участие в региональных организациях. Вследствие своих малых размеров Кыргызстан даже теоретически не может сделать конкурентоспособными все отрасли своей экономки. Поэтому выбор и поддержка приоритетных отраслей является стратегическим вопросом экономической политики государства. При этом следует учитывать, что приоритетной может быть отрасль, для которой экспортоориентированность является изначальным требованием. Поскольку для трудовой миграции важна экономическая составляющая, а уменьшить отток трудоспособного населения за рубеж можно только при планомерном развитии приоритетных направлений экономики, способной поднять уровень жизни в стране, позволим высказать собственную точку зрения на данный вопрос. Какие отрасли производства могут сегодня для Кыргызстана стать приоритетными? На наш взгляд, одной из приоритетных может стать швейное производство (а не электроника, туризм, сфера услуг, как указано в Стратегии развития страны). В республике сегодня ни одна отрасль не развивается так быстро, как швейное производство. Оно не требует крупных иностранных инвестиций, здесь используется опора на собственные силы. Как показывает опыт, из всех факторов производства дешевый труд является единственным, но фундаментальным преимуществом, которые развивающиеся страны могут противопоставить развитым странам. Применительно же к трудовым отраслям, каковым является швейное производство, это преимущество развивающихся стан увеличивается многократно, обеспечивая им огромную конкурентоспособность. Чтобы эта отрасль выросла до международного уровня, от государства требуется помощь в создании инфраструктуры и сети сбыта, подготовки кадров (технологов, инженеров, модельеров), расширение производства во всех регионах, обновление оборудования, легализация швейных цехов. Окрепнув, швейная отрасль может оказать значительную помощь в становлении новых приоритетных отраслей103. В настоящее время соответствующие меры по дальнейшему развитию швейной промышленности Правительством принимаются соответствующие меры104.

Перспективным направлением интеграции экономики Кыргызстана при вложении серьезных инвестиций может стать и горнодобывающая отрасль. Для республики основным приоритетом в горнодобывающей промышленности в настоящее время является добыча золота. Сценарий среднего роста предусматривает ввод в эксплуатацию  наиболее подготовленных месторождений «Джеруй» и «Талды-Булак Левобережный», а также освоение небольших месторождений «Куру-Терек», «Иштамберды» и Теркейского рудника.

Кыргызстан мог бы реализовать потенциал крупных  предприятий: химико-металлургического завода, Кадамжайского сурьмяного комбината, ОАО «Кристалл». По поводу последнего хочется сказать особо. «Кристалл» является редким предприятием по выпуску редкоземельного металла. Сегодня он продан казахским владельцам, которые обещают после выхода завода на полную мощность обеспечить сотни местных жителей работой. Потенциал у предприятия – до 2,5 тысячи тонн полупроводников в год. В 2010 году в мире будут выпускать до 30 тысяч тонн такой продукции. И Кыргызстан имеет шанс вырабатывать его десятую часть.

Мы согласны с мнением  ведущих ученых Кыргызстана, что  нужны эффективные меры по возрождению в первую очередь индустриально-промышленного сектора экономики. По мнению И.В. Волкова, только этот сектор в реалиях современного мира является главным фактором экономического роста, фактором стабильности, независимости, а также финансовой устойчивости и дальнейшего эффективного развития страны105. Сфера услуг, в том числе туризма, формирующая в настоящее время 46% структуры ВВП, не может стать ее решающим, главенствующим фактором, так как в значительной степени зависит от внешних условий (неразвитая инфраструктура, высокие транспортные расходы, связь, банковская система).

Далее. Как известно, в  Кыргызстане нет достаточных  объемов товаров мирового уровня – нефти (как в Туркменистане) газа и хлопка (как в Узбекистане), зерна и золота (как в Казахстане). Зато есть природные ресурсы, которые могут позволить республике производить экологически чистые продукты и лекарства, пользующиеся на мировом рынке большим спросом. В республике есть большие запасы чистой питьевой воды. В ледниках запасены 13 годовых стоков воды. Многие отечественные ученые-экономисты считают, что этот капитал значительно ценнее богатых рудных полезных ископаемых106.

На перспективы экономического развития республики должно оказать существенное влияние изменение административно-территориальной структуры республики. В Указе Президента КР «О концептуальных подходах к реорганизации системы административно-территориального устройства в Кыргызской Республике» от 4 июля 2007 г. говорится, что «необходимость ускорения темпов развития страны, повышения жизненного уровня населения требует от государства проведения комплекса мер по кардинальному улучшению качества территориального управления, придания деятельности государственных органов и органов местного самоуправления социальной направленности».

Для экономики страны в свете неконтролируемых потоков  трудовой миграции особенно остро стоит вопрос разделения труда между регионами путем согласования и объединения усилий. В этой связи представляет интерес такая модель развития, как территориальная система управления. Она основывается на территориальном управлении производством и распределении ресурсов. Прежде всего, эта модель должна обеспечить создание новых крупных хозяйственных комплексов и проведение внутритерриториальной специализации. Последняя, как известно, способствует созданию и эффективному функционированию малых и средних производств, которые на конкретной основе будут производить соответствующую мировым стандартам продукцию и услуги. По мнению ученого Т. Бобушева, реализация такой стратегии экономического развития будет соответствовать будет способствовать специально разработанная структура экономического районирования Кыргызстана107. При этом особое место в планах перспективного развития страны должны занять так называемые «коридоры экономического роста», которые в конечном счете должны обеспечить формирование новой структуры хозяйства и планомерного развития регионов108.

В рамках концепции и  законодательной нормативной базы трудовой миграции должны быть решены следующие ключевые вопросы:

– четкое распределение  и долгосрочное закрепление функций  государственных органов, в компетенцию которых входят вопросы, касающиеся регулирования внешней трудовой миграции и усиление координации и взаимодействия между ними. В первую очередь это создание программы информирования населения по вопросам внешней трудовой миграции. Важно, чтобы она была тщательно разработана на основе системного подхода, с привлечением основных акторов в стране и регионе – МОМ, МОТ, ЮНЕСКО, ОБСЕ, других международных и местных организаций. На наш взгляд, эффективность кампании достигается, если она основана не на общих положениях, а на надежных фактологических данных и их анализе. В этой связи проведение исследований по проблемам трудовых мигрантов в странах исхода и достижения представляется одним из наиболее важных компонентов этой и последующих программ информирования. В целях повышения эффективности таких программ необходимо проводить мониторинг и оценку во время и после их осуществления, разработать рекомендации и предложения, обобщить и распространить позитивный опыт;

– четкая регламентация  деятельности посреднических организаций  и тесное сотрудничество государственных  органов с теми из них, которые положительно зарекомендовали себя;

– координация действий министерств труда и образования  в организации системы подготовки и переподготовки различных категорий специалистов, в том числе сферы внешней занятости, работающих в коммерческих, общественных и государственных структурах, во избежание подготовки ненужных специалистов одним министерством и оплаты пособий по безработице другим министерством;

– совершенствование  системы лицензирования. Проведение страхования ответственности юридических  лиц, имеющих лицензии на право осуществления деятельности, связанной с трудоустройством граждан Кыргызстана за границей;

– максимальное содействие молодежи в оформлении наравне с  гражданами других стран права участвовать на общих основаниях в международных молодежных программах «Работа, стажировка» (в качестве школы рыночной экономики и подготовки кадров на международном уровне). Оказание помощи в упрощении процедуры оформления документов, их стоимости и доступности для молодежи.

Говоря же в целом  о трудовых мигрантах, стоит отметить, что проблема интеграции кыргызских трудовых мигрантов заключается в том, что претенденты на занятость в мировом рынке труда должны отвечать определенным требованиям, к которым относится высокий культурно-образовательный уровень, хорошее знание языков международного общения, профессионализм. Отсутствие этих качеств снижает конкурентоспособность потенциальных работников и приводит к формированию нового « низшего класса». В связи с этим заслуживает внимания и всяческой государственной поддержки инициатива Кыргызско-Российского Славянского университета по открытию под Москвой – в Мытищах и Екатеринбурге филиалов КРСУ –  так называемых «Образовательно-миграционных центров». Эти центры могли бы решить двуединую задачу: во-первых, предоставляли бы гражданам Кыргызстана возможность получить высшее образование без выезда на родину, а также приобретать навыки рабочих специальностей с учетом потребностей российского рынка труда. Во-вторых, эти центры должны стать местом решения юридических проблем, связанных с пребыванием соотечественников в России и их адаптации к новым условиям;

– направить усилия на разработку и реализацию комплекса  мер по научно-методическому и информационно-статистическому обеспечению внешней трудовой миграции. Создание единой базы данных по всем категориям трудящихся-мигрантов. Персонифицированный учет и контроль все миграционных  потоков. Составление бюллетеней о состоянии миграции, прогнозах развития миграционной обстановки; формирование правового механизма регулирования и регламентации занятости граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей без образования юридического лица; присоединение к международным конвенциям МОТ, ООН и Совета Европы, регулирующим статус трудящихся-мигрантов, отвечающих экономическим и социально-политическим интересам Кыргызстана;

– дальнейшее развитие сотрудничества с международными организациями, государствами участниками СНГ по опросам, связанным с регулированием внешней трудовой миграции.

Информация о работе Женская трудовая миграция в условиях глобализации