Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:38, дипломная работа
В конце ХХ века мировая политическая и социальная история человечества вступила в новый этап своей эволюции. Этот процесс характеризуется нарастающей политической и экономической взаимозависимостью между государствами. В контексте формирования новых тенденций мировой системы в Кыргызстане, как и во всех бывших советских республиках, сложилась новая политическая ситуация, выдвинувшая совершенно новые задачи, которые в первую очередь были связаны с вопросами сохранения и укрепления территориальной целостности и независимости, достижения политической стабильности, развития демократического общества, создания экономики путем активного включения государства в процессы глобализации и интеграции. Реформы в экономической и политической сферах создали условия для выхода Кыргызстана на внешний рынок труда.
Введение ………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы исследования женской трудовой миграции
в условиях глобализации
1.1 Теоретическое осмысление трудовой миграции в условиях глобализации……...
8
1.2. Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков:
гендерный аспект………………………………………...................................................
25
II. Проблемы женской трудовой миграции в Кыргызстане
2.1 Причины, масштабы и тенденции женской трудовой миграции
в Кыргызстане……………………………………………………………………………
32
2.2 Женская трудовая миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем………... 49
III. Государственное регулирование внешней трудовой миграции:
проблемы, перспективы и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции государственной миграционной политики
в Кыргызстане…………………………………………………………………………....
60
3.2 Пути совершенствования государственного управления
миграционными процессами……………………………………………………………
80
Заключение ……………………………………………………………………………..
97
Список использованных источников ………………………………………………. 103
В хорошо налаженной схеме работорговли крутятся сотни тысяч долларов, позволяющих содержать широкую сеть вербовщиков и посредников. Вывозят мужчин, женщин, целые семьи, но особый интерес представляют молодые девушки и мальчики, вовлекающиеся в секс-индустрию и являющиеся весьма прибыльным товаром. Вариант вербовки прост: газеты республики пестрят объявлениями о высоких заработках в качестве парикмахеров, гувернанток, официанток в странах ближнего и дальнего зарубежья.
По мнению местных экспертов, росту торговли людьми способствуют несколько факторов. Во-первых, юг Кыргызстана граничит с областями Узбекистана, основное население которых занимается сельским хозяйством. Эти области (в основном, в Ферганской долине) являются наиболее неразвитыми районами страны. Торговцы людьми в этих регионах набирают на «высокооплачиваемую работу за рубежом» своих жертв – девушек, для продажи их в дальнейшем в сексуальное рабство. Здесь есть еще один нюанс. Жителю приграничных областей Узбекистана для перехода в Кыргызстан не требуется виза. И при наличии виз в другие страны граждане Узбекистана из этих областей могут без преград вылетать через аэропорты Кыргызстана куда угодно. Несколько месяцев назад в Ошском аэропорту (юг Кыргызстана), сотрудниками кыргызской Службы национальной безопасности (СНБ) был задержан самолет, вылетающий в Саудовскую Аравию. На его борту находились около шестидесяти девушек из Ферганской, Андижанской, Наманганской и Самаркандской областей Узбекистана в возрасте от 16 до 25 лет. Некоторые из девушек, открыто заявили, что они отправляются в Саудовскую Аравию торговать своим телом. Другие сказали, что им обещали работу прислуги в богатых домах Аравии. Они не знали, что станут объектами сексуальной эксплуатации. Во-вторых, в Кыргызстане есть богатые возможности для организации чартерных рейсов негосударственных авиакомпаний. Чартерные рейсы заказываются турфирмами Кыргызстана, которые, оказывая посреднические услуги, оформляют «челночные» визы этим девушкам, возможно даже не догадываясь, что они, в действительности, – жертвы работорговцев. Таким образом, работорговцы, привлекая турфирмы и авиакомпании Кыргызстана, сами остаются в тени, не «высвечиваются», действуя только через посредников.
Самый важный фактор – высокий уровень коррупции в Кыргызстане. Путем взяток торговцы людьми привлекают к пособничеству высокопоставленных чиновников, пограничников. Например, в 2005 году в аэропорту «Манас» сотрудниками СНБ были арестованы двое пограничников, которые пособничали работорговцам. По данным кыргызского бюро Международной организации миграции, которые в 2005 году озвучил представитель этой организации Кудрат Каримов, Ошский аэропорт Кыргызстана является как бы перевалочным пунктом торговцев людьми83.
Сегодня в
Кыргызстане в сфере
Баткенская область Кыргызстана считается самым бедным регионом страны. В последние годы торговцы людьми активизировались именно здесь. Например, из Ляйлякского района Баткенской области за неделю для работы в России было завербовано 36 человек. Торговцы людьми обещали всех устроить на работу по специальности. А в Красноярском крае их всех продали в рабство. Работорговцы получили за этих людей 53 тысячи рублей и 2800 долл. США. После чего современные рабовладельцы повезли кыргызстанцев за 150 километров от Красноярска в какой-то заброшенный город и заставили работать только за еду. Только после вмешательства российского Красного Креста, который чудом получил информацию об этих людях, они были возвращены на Родину. Есть данные, что в Красноярске находятся в рабстве еще более 150 кыргызстанцев84.
По данным кыргызского
бюро Международной организации
миграции, за два года из зарубежных
стран удалось вернуть в
В целях предотвращения и пресечения работорговли Президент КР издал Указ «О мерах по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике» от 21 апреля 2002 года. Этим указом утверждена программа мер, создан Национальный совет, в составе которого представители законодательной, исполнительной и судебной власти, неправительственных и международных организаций. Правительство страны утвердила План действий по борьбе с торговлей людьми в Кыргызской Республике на 2008-2011 годы. Данный документ принят в целях реализации Закона Кыргызской Республики «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми», определяющий порядок координации усилий всех ветвей власти, гражданского сектора и международных организаций, занимающихся вопросами работорговли. 21 апреля 2002 года издан Указ Президента КР «О мерах по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике», а 17 марта 2005 года принят Закон «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми», соответствующие наказания за незаконную торговлю людьми внесены в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности. В качестве превентивных мер столичные власти Бишкека взяли под контроль радиоузлы на самых популярных столичных рынках, где самое большое скопление людей, в особенности приезжих из регионов Кыргызстана и ближайших стран региона. Под контроль столичных властей взяты оптовые рынки «Мадина», «Дордой», «Аламедин». Представители МИД Кыргызской Республики предлагают взять под особый контроль туристические фирмы, которые отправляют граждан за границу. Установлена автоматизированная система пограничного контроля на КПП «Торугарт», «Ош-аэропорт», «Иркештам». Государственным комитетом Кыргызстана по миграции и занятости при содействии Миссии МОМ и партнерской сети НПО оказана помощь более 117 гражданам Кыргызстана, признанными как жертвы торговли людьми. Только за 2008 год на телефоны «Горячей линии» поступило более 10,6 тыс. звонков. Предоставлена информация в сфере миграции, в том числе по вопросам трудоустройства за рубежом – 7,8 тыс. звонков (74 %), торговли людьми – 1,7 тыс. звонков (16 %)86.
В целях предотвращения и пресечения торговли людьми осуществляется постоянный контроль за деятельностью туристических фирм, брачных агентств и других субъектов, которые заняты посредничеством в трудоустройстве граждан Кыргызстана за рубежом. Регулярно проводятся проверки по выявлению физических и юридических лиц, незаконно осуществляющих трудоустройство граждан за пределами Кыргызской Республики. По результатам проверок 4 фирмы были привлечены к административной ответственности. Выявлены 12 человек с признаками жертв принудительного труда, из которых 3 были возвращены на родину из Российской Федерации. Правоохранительными органами Кыргызской Республики также налажен тесный контакт с международными организациями (MOM, ОБСЕ, МОТ и др.) по вопросам сотрудничества в области борьбы с торговлей людьми. В рамках реализации Меморандума о сотрудничестве между Госкомитетом и миссией MOM в Кыргызской Республике проводится широкомасштабная информационно-разъяснительная кампания в целях повышения осведомленности населения обо всех аспектах миграции. Свой вклад вносят и неправительственные организации, к примеру, «Центр поддержки женщин» (Бишкек), «Фонд социальных инициатив», «Центр общественных технологий и НПО «Подруга» (Ош), ведется работа по созданию банка данных жертв торговли людьми и оказанию им помощи. И международные структуры: Международная организация по миграции (миссия в Кыргызстане), Фонд народонаселения ООН, Региональный центр по вопросам миграции и беженцев, и Ассоциации: «Голден Гоал», Объединенный профсоюз торгово-рыночного комплекса «Дордой», Ассоциация кыргызских диаспор за рубежом «Замандаш» и др.
Кыргызстан в борьбе с торговлей людьми тесно сотрудничает с другими странами. Так, 26 июня 1996 года он присоединился к Конвенции о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами. 5 декабря 2006 года было ратифицировано Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми, органами и тканями человека, подписанного 25 ноября 2005 года в Москве, а 25 апреля 2008 года – Программу сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2007-2010 годы, принятого 28 ноября 2006 года в Минске. Однако, несмотря на значительное число государственных программ, заметного прогресса в решении проблемы не наблюдается. Во многом это объясняется тем, что государственные структуры, НПО и международные организации работают с проблемой в одиночку. В таких вопросах государство должно занять лидирующее положение и «цементировать» вокруг себя остальные структуры. Для этого необходимо:
1. Сформировать корпус специалистов в области миграционного права: экономистов-трудовиков, социологов. С этой целью привлекать экспертов и ученых для чтения лекций, организовать спецкурсы в вузах, конкурсы на лучшую исследовательскую работу среди студентов, обучение в западных университетах и защиту диссертаций по законодательству о трудовой миграции.
2. Подготовить специалистов для борьбы с новыми видами незаконной миграции: юристов-практиков, следователей и судей для ведения дел о торговле людьми, защите прав трудящихся-мигрантов, развивать юридические услуги и правовые консультации для трудовых мигрантов.
III. государственное регулирование внешней трудовой миграции: проблемы, перспективы
и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции
государственной миграционной политики Кыргызстана
За последние десятилетия
Глобализация и интеграция в современном мире резко усилили межгосударственные миграционные процессы, имеющие специфические особенности в каждой стране. Перед нашей страной стоит задача правильной оценки долгосрочных мировых тенденций в развитии экономики, информатизации, технологических инноваций, демократизации, образовании, культуре. Это чрезвычайно важно для страны с позиций выбора оптимального стратегического курса интеграции в эти процессы с минимальными издержками. С учетом болезненных процессов реформирования в первое постсоветское десятилетие общество слабо ощутило положительное воздействие процессов мировой глобализации, а нередко это влияние было негативным.
Исходя из политологического
анализа общественно-
Историко-политологический анализ внутриполитического развития Кыргызстана в 90-е годы, проведенный в первой главе диссертации, показывает, что современная трудовая миграция населения является непосредственным отражением особенностей социально-политического и экономического развития страны и ее регионов.
В первые годы независимости Кыргызстан не имел никакого опыта в решении проблем миграции, зачастую действуя вслепую, что только осложняло и без того тяжелую обстановку в стране. Законодательная база по миграционным вопросам была практически не разработана, концептуальная основа миграционной политики полностью отсутствовала, государственные приоритеты не определены, в республике ощущалась нехватка специалистов, работающих в области миграции, была неразвита система информационного обеспечения. В общем, в стране остро стояла проблема создания эффективной миграционной политики. Одним из первых шагов в формировании миграционной политики в Кыргызстане послужило создание Управления по миграции населения при Министерстве труда и социальной защиты Кыргызской Республики от 30 июля 1993 г. в целях государственного регулирования миграционных процессов в республике, впоследствии переименованного в 1999 г. Указом Президента республики в Государственное агентство по миграции и демографии при Правительстве Кыргызской Республики87.
Руководством республики неоднократно
предпринимались попытки
Большинство школ в республике находится в сельской местности, и преподавание там ведется на кыргызском языке; школы с русским языком обучения сосредоточены преимущественно в городской местности. Кроме того, в южных регионах действуют более 200 школ с узбекским и 8 школ с таджикскими языками обучения. В местах малого компактного проживания представителей этнических групп существуют параллельные школы, в которых есть классы с национальными, русским и государственным языками обучения.
Информация о работе Женская трудовая миграция в условиях глобализации