Женская трудовая миграция в условиях глобализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:38, дипломная работа

Описание

В конце ХХ века мировая политическая и социальная история человечества вступила в новый этап своей эволюции. Этот процесс характеризуется нарастающей политической и экономической взаимозависимостью между государствами. В контексте формирования новых тенденций мировой системы в Кыргызстане, как и во всех бывших советских республиках, сложилась новая политическая ситуация, выдвинувшая совершенно новые задачи, которые в первую очередь были связаны с вопросами сохранения и укрепления территориальной целостности и независимости, достижения политической стабильности, развития демократического общества, создания экономики путем активного включения государства в процессы глобализации и интеграции. Реформы в экономической и политической сферах создали условия для выхода Кыргызстана на внешний рынок труда.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы исследования женской трудовой миграции
в условиях глобализации
1.1 Теоретическое осмысление трудовой миграции в условиях глобализации……...
8
1.2. Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков:
гендерный аспект………………………………………...................................................
25
II. Проблемы женской трудовой миграции в Кыргызстане

2.1 Причины, масштабы и тенденции женской трудовой миграции
в Кыргызстане……………………………………………………………………………
32
2.2 Женская трудовая миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем………... 49
III. Государственное регулирование внешней трудовой миграции:
проблемы, перспективы и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции государственной миграционной политики
в Кыргызстане…………………………………………………………………………....
60
3.2 Пути совершенствования государственного управления
миграционными процессами……………………………………………………………
80
Заключение ……………………………………………………………………………..
97
Список использованных источников ………………………………………………. 103

Работа состоит из  1 файл

Женская трудовая миграция в условиях глобализации.doc

— 600.50 Кб (Скачать документ)

Стратегия «гибкий  курс» подразумевает движение к  сбалансированной и последовательной многовекторной внешней политике государства. В целом это достаточно успешная стратегия для ситуации, когда Кыргызстан в Центральноазиатском региона не чувствует достаточной силы для того, чтобы выйти на позиции безусловного доминирования. И все же при таком курсе возникает ситуация определенной субъектности управления в самой стране. Вместе с тем ослабление государственной власти в странах региона, как показывает опыт Кыргызстана, может использоваться внешними силами для попыток изменения геополитической конфигурации региона. Поэтому достаточно успешная стратегия развития страны на основе «гибкого курса» таит в себе опасность быстрой потери устойчивости из-за ослабления государственного управления, особенно в условиях обострения борьбы внешних сил за влияние в регионе. Возможно, эта стратегия – худшая с точки зрения обеспечения стабильности, поскольку создает ощущение незанятости геополитического пространства у внешних сил и подталкивает их к активным действиям в попытках изменить ситуацию в выгодном для себя ключе. Сложность осуществления данной стратегии – необходимость виртуозного проведения внешней политики, что само по себе сложно для такой маленькой страны, как Кыргызстан, с ограниченными ресурсами.

В настоящее время  государство реализует политику, направленную на изменение ситуации на рынке труда и улучшение  положения трудовых мигрантов за рубежом, по следующим направлениям:

– активное содействие безработным  в поиске работы путем направления  их на обучение востребованным профессиям, вовлечения в общественные работы, облегчения им доступа к микрокредитным программам;

– координация деятельности различных структур и форм содействия занятости, включая частные агентства занятости, молодежные биржи труда, ярмарки вакансий;

– для поднятия престижа рабочих специальностей – активизация  работы по профессиональной ориентации молодежи, формирование положительного имиджа профессий, в которых нуждается экономика страны. Кроме того, сотрудники Министерства труда, занятости и миграции в 2009 году провели встречи с населением о путях безопасного выезда и трудоустройства за рубежом, на которых разъясняли выгоды легализованного выезда и трудоустройства через лицензированные фирмы. Сведения о фирмах, имеющих разрешение на право деятельности, связанной с трудоустройством граждан Кыргызской Республики за пределами страны, регулярно публикуются на сайте Госкомитета КР по миграции и занятости http://mz.kg/ru/other/ и газетах «Трудоустройство», «Эмгек жарчысы», «Работа». Разъяснительная работа проводилась при тесном сотрудничестве с гражданским обществом. Областные комитеты по миграции и занятости Жалал-Абада, Оша и Таласа совместно с НПО «Женщины лидеры Жалалабада», ОО «Голден Гоал», ОО «Туура кадам» провели информационную работу среди населения о рисках в связи с незаконной миграцией, возможных путях торговли людьми, о нормативно-правовых актах в области противодействия торговле людьми;

– подготовка и систематическое  обновление прогноза потребности экономики Кыргызстана в рабочей силе по основным отраслям, специальностям и уровню квалификации;

– сбор и распространение информации о возможностях и условиях трудоустройства для кыргызских граждан за рубежом;

– содействие в создании и восстановление служб охраны труда  в организациях и предприятиях, независимо от форм собственности; усиление контроля за выполнением требований международных стандартов и национального законодательства КР, касающихся защиты трудовых прав, жизни и здоровья работающих;

–  систематическое  повышение минимальной заработной платы;

– реформирование системы  оплаты труда в бюджетной сфере, направленной на повышение ее гибкости и увеличение заработной платы в зависимости от трудового вклада и квалификации работника; это должно помочь удержанию квалифицированных работников и предотвращению оттока их за границу;

– заключение договоров  с соответствующими службами стран, принимающих трудовых мигрантов из Кыргызстана, обеспечивающих защиту прав мигрантов и облегчающих получение ими легального статуса и нормальных возможностей для работы;

– защита прав трудовых мигрантов за рубежом через  деятельность трудовых атташе при посольствах и консульствах Кыргызстана в других странах;

– упорядочение квот на трудовую миграцию в Кыргызстан.

Позитивным моментом является тот факт, что в настоящее  время регулированием процессов миграции параллельно с государственными структурами активно занимаются неправительственные, общественный и международные организации. Отметим, что по линии международных организаций на протяжении последних пяти лет в республике осуществляются долгосрочные проекты, направленные на упорядочение трудовой миграции. Это:

– Программа WIND «Совершенствование практики труда в процессе развития местных сообществ». Партнер: МОТ;

– Проект «Усиление потенциала стран Центральной Азии в борьбе с наихудшими формами детского труда». Период реализации 2005-2008 гг. Партнер: МОТ;

– Проект «Содействие занятости молодежи на основе интегрированного подхода к реализации Программ по достойному труду в Азербайджане и Кыргызстане». Период реализации 2007-2009 гг. Партнер: МОТ;

– Проект «Продвижение основополагающих трудовых прав в Центральной Азии, в особенности в сфере уничтожения принудительного труда и торговли людьми». Период реализации 2009-2010 гг. Партнер: МОТ;

–  Проект «Трудовая  миграция в Центральной Азии». Период реализации 2007-2009 гг. Партнер: МОМ;

– Проект «Борьба с  торговлей людьми: предупреждение, защита, преследование». Период реализации 2007-2010 гг. Партнер: МОМ.

Важно, что государственные структуры оказывают негосударственным организациям разнообразную помощь. Однако, к сожалению, на данный момент следует отметить сложность достижения консенсуса и оптимальных результатов. Это зачастую происходит вследствие недостаточной организованности и неинформированности структур о действиях друг друга, мешает также ограниченность материальных и финансовых ресурсов. Со своей стороны, общественные организации и фонды, занимающиеся миграционными проблемами, озабочены необходимостью более четко разработать схему государственной защиты прав и интересов соотечественников за рубежом, а также соблюдения прав и интересов соотечественников за рубежом, а также проблемой соблюдения прав трудовых мигрантов на территории принимающих стран. Несомненно, перед отправкой легальных трудовых мигрантов на работу в другое государство соответствующие структуры должны провести учет социально-экономической и экологической обстановки в стране, национальной совместимости кыргызов с теми народностями, с которыми им придется совместно проживать и трудиться, климатических особенностей мест прибытия. В этом могут помочь кыргызские диаспоры на местах. Они могут оказать неоценимую помощь государства в налаживании контроля и своевременной защиты своих граждан.

Отметим, что в настоящее  время в связи с расширением миграционных потоков эффективное проведение государственной миграционной политики требует целенаправленной координации действий на межведомственном уровне. При отсутствии единого миграционного законодательства сложно обеспечить должное взаимодействие всех ветвей власти, тесное сотрудничество министерств и ведомств, соблюдение прав трудовых мигрантов и, следовательно, реализацию государственных интересов. И все же, несмотря в целом на прогрессивное законодательство, до полного достижения миграционной стабильности еще далеко, и в миграционной политике республики остаются еще много моментов, нуждающихся в совершенствовании. По ряду оценок, экспорт кыргызстанской рабочей силы в настоящее время может быть в пять раз выгоднее экспорта других товаров, конкурентность которых на мировом рынке остается низкой97. И одним из главных сдерживающих факторов в развитии трудовой миграции является неурегулированность пограничных вопросов. В условиях ухудшающейся экономической ситуации часть кыргызских граждан, получив возможность свободного выезда из страны, не преминула воспользоваться этим в спекулятивных целях. Это породило «челночную» миграцию. «Челноки» часто скупают оптом товары кыргызских производителей и, минуя налоговые службы, бесконтрольно вывозят их за пределы республики, обогащаясь на ценовой разнице. Анализ литературы по внешней трудовой миграции показывает, что для большинства экспертов наибольшее беспокойство вызывает неконтролируемая тенденция роста оттока сельского населения из южных и отдельных высокогорных северных (Нарынская и Таласская область) районов в Чуйскую область и Бишкек98. Это, естественно, отражается на демографическом положении регионов, старении нации, а, как известно, человеческий потенциал является одним из важнейших ресурсов, обеспечивающих мощь государства. И, как следствие, совокупность указанных миграционных потоков создает серьезные трудности в реализации качественного миграционного контроля и в оказании своевременной помощи трудовым мигрантам, что может привести к люмпенизации населения. Можно предположить, что в такой чрезвычайной обстановке основной целью миграционной политики может стать преодоление стихийного развития миграции. А именно, выработка рычагов воздействия на этот процесс. А для этого необходимо пересмотреть и возможно обновить не только законодательную нишу, но и направить в нужное русло социальную политику государства, обеспечивая в дальнейшем контроль за ее исполнением на всех уровнях власти.

По-прежнему в Кыргызстане  большой проблемой остается вопрос неурегулированного двойного гражданства, которое де-юре существует в Конституции, но де-факто механизмов к его получению нет. Учитывая, что Россия не признает двойного гражданства с Кыргызстаном, неясно, гражданами какой страны считаются мигранты из Кыргызстана, также получившие паспорт в России. Двойное гражданство требует двусторонних соглашений, но не стоит забывать, что Россия однозначно заявила, что в ближайшее время никаких документов с Кыргызстаном по вопросам двойного гражданства она подписывать не будет. С кыргызской же стороны принято решение решить вопрос двойного гражданства с целью обеспечения возвратности мигрантов на родину и сохранения их в качестве граждан Кыргызстана.

Глобализация процессов  миграции тесно связана с проблемами межнациональной идентичности. Современные общества только считают себя монокультурными образованиями, однако они все более и более включаются в процессы возникновения многонациональных обществ, межнационального сотрудничества, сталкиваются с юридическим или фактическим проявлением институтов двойного гражданства. Перед лицом глобальных миграционных потоков людей, капиталов государства-наци больше не в состоянии удержать эксклюзивность контроля, необходимы совместные усилия всех государств.

Думается, что  для достижения стабильности в Кыргызстане в первую очередь нужно направить основной поток усилий на то, чтобы, преодолев негативные тенденции, использовать трудовую миграцию во благо Кыргызстана и его населения. Необходимо создать законодательные основы взаимодействия в сфере межэтнических отношений, выработать механизмы защиты прав национальных меньшинств. Также к числу первоочередных задач относятся разработка и принятие мер по созданию благоприятных социально-политических и экономических предпосылок в стране, направленных на сдерживание оттока русскоязычного населения, который хоть сегодня и носит массового характера, как в начале 90-х, но все же продолжает оставаться стабильным99. Необходимым видится сотрудничество Кыргызстана с международными, неправительственными организациями, а также координация усилий Кыргызской Республики по унификации миграционного законодательства в рамках центральноазиатских институтов и в рамках двустороннего сотрудничества Россия – Кыргызстан. Далее России, Казахстану и Кыргызстану необходимо принять меры по упорядочению единого учета иностранных граждан в масштабах трех государств, дающего полную информацию об их численности и местах размещения; по созданию всеми заинтересованными министерствами и ведомствами единой системы иммиграционного контроля, повышению ответственности миграционных ведомств за соблюдением норм и правил пребывания иностранных граждан ни территориях государств. В частности, Кыргызстану нужно создать необходимые условия и оказать содействие возвращению в страну высококвалифицированных специалистов приоритетных отраслей с соблюдением необходимых пропорций.

Представляется также  важным отметить, что государственная  миграционная политика в условиях глобализации требует от исполнительных органов власти применения регулирующих мер как в рамках национально-региональных стратегий, так и на глобальном международном уровне. Ощущается потребность как обновления научно-теоретической базы, так и применение совместно разработанных концепций, путем углубления возможностей международного сотрудничества и совместных действий. Отрадно, что властные структуры сегодня осознали необходимость сбалансированного, комплексного и многостороннего управления миграционными процессами. Ведь именно оно призвано осуществлять последовательную стабилизацию государства в условиях динамично развивающихся глобализационных процессов. Представляется целесообразным отметить стратегическую важность построения грамотной внешнеполитической стратегии Кыргызстана, обеспечивающей его национальные геополитические интересы с другими центральноазиатскими государствами, Россией, государствами Европы.

Таким образом, на рубеже XX-XXI веков произошла существенная трансформация приоритетов в миграционной политике, коренным образом изменились подходы и методы решения миграционных проблем. Однако к настоящему моменту заложены лишь базовые основы правового регулирования миграционных процессов, отвечающие требованиям современной социальной практики, хотя внимание государства к миграционным процессам сегодня является необходимым условием, с одной стороны, упрочнения демократии и соблюдения прав человека, интеграции Кыргызстана в мировое сообщество, а с другой – укрепления безопасности страны.

 

 

 

 

3.2 Пути совершенствования государственного управления

миграционными процессами

 

Глобальный характер внешней трудовой миграции требует более эффективных мер по регулированию трудовых миграций. В отношении экспорта рабочей силы – это защита прав и интересов трудящихся-мигрантов в принимающих обществах, организация оптимального оттока лишних рабочих рук на временную работу за рубежом, поддержка с ними тесных контактов с целью предотвращения их ассимиляции за границей и возмещения потерь от выезда национальной рабочей силы за пределы страны. В отношении импорта рабочей силы – защита интересов национальной рабочей силы и удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах в необходимом объеме и соответствующего качества. Решение этих задач невозможно без развития договорно-правовой базы в сфере внешней трудовой миграции.

Важнейшим средством  управления процессами трудовой миграции является информация. Потенциальные трудовые мигранты испытывают потребность в периодически обновляемых массивах информации о принимающих регионах: наличии и потребности в трудовых ресурсах, структуре рабочих мест, состоянии рынка жилья и льготах, о социально-экономическом уровне развития предполагаемого региона перемещения. Поэтому одним из способов снижения нерациональных трудовых миграций является создание банка данных, осуществляющего сбор, обмен, обработку и хранение информации на государственном уровне. Это необходимо для более оптимального функционирования рынка труда, когда можно узнать об имеющихся вакансиях в любой точке страны. Кроме этого, информация должна распространяться через печать, радио, телевидение, размещаться в службах занятости и кадровых агентствах, а также должна доводиться до потенциальных участников трудовых миграций на ярмарках вакансий.

Информация о работе Женская трудовая миграция в условиях глобализации