Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 16:38, дипломная работа
В конце ХХ века мировая политическая и социальная история человечества вступила в новый этап своей эволюции. Этот процесс характеризуется нарастающей политической и экономической взаимозависимостью между государствами. В контексте формирования новых тенденций мировой системы в Кыргызстане, как и во всех бывших советских республиках, сложилась новая политическая ситуация, выдвинувшая совершенно новые задачи, которые в первую очередь были связаны с вопросами сохранения и укрепления территориальной целостности и независимости, достижения политической стабильности, развития демократического общества, создания экономики путем активного включения государства в процессы глобализации и интеграции. Реформы в экономической и политической сферах создали условия для выхода Кыргызстана на внешний рынок труда.
Введение ………………………………………………………………………………… 3
I. Теоретические основы исследования женской трудовой миграции
в условиях глобализации
1.1 Теоретическое осмысление трудовой миграции в условиях глобализации……...
8
1.2. Международная трудовая миграция на рубеже XX-XXI веков:
гендерный аспект………………………………………...................................................
25
II. Проблемы женской трудовой миграции в Кыргызстане
2.1 Причины, масштабы и тенденции женской трудовой миграции
в Кыргызстане……………………………………………………………………………
32
2.2 Женская трудовая миграция и торговля людьми: взаимосвязь проблем………... 49
III. Государственное регулирование внешней трудовой миграции:
проблемы, перспективы и пути совершенствования
3.1 Современные тенденции государственной миграционной политики
в Кыргызстане…………………………………………………………………………....
60
3.2 Пути совершенствования государственного управления
миграционными процессами……………………………………………………………
80
Заключение ……………………………………………………………………………..
97
Список использованных источников ………………………………………………. 103
Наряду с этим имеют место и серьезные проблемы: нехватка и низкое качество учебников, недоукомплектованность школ преподавательским составом, хроническая задержка заработной платы учителям, которые резко снизили качество обучения в последние годы. Существуют множество проблем с комплектацией национальных школ учебниками и дидактическими материалами на языках обучения. В республике на основе межгосударственного финансирования были открыты высшие учебные заведения – Кыргызско-Узбекский технический университет, Уйгурский факультеты в Кыргызском государственном национальном университете, Кыргызско-Турецкий университет, Факультет восточных языков в Бишкекском гуманитарном университете, где можно изучить корейский и другие языки народов Кыргызстана.
Таким образом, можно отметить, что культурно-языковая ситуация в Кыргызстане в целом наладилась: в государственной политике учитываются интересы представителей этнических групп, населяющих республику, начиная со сферы образования (школы, вузы) и заканчивая свободным распространением информации на любом языке (газеты, ТВ, радио и т.д.). В то же время особое внимание уделяется развитию государственного языка: 1) формируется политическая элита, владеющая государственным языком; 2) в настоящее время по некоторым специальностям сформировался полный цикл обучения государственному языку: начиная с детского садика – школы – вуза – аспирантуры и защиты диссертаций на государственном языке; 3) существует достаточно обширное информационное поле в средствах массовой информации для развития государственного языка; 4) соответственно постепенно расширяется сфера применения государственного языка и, что немаловажно, не в ущерб развитию языков других этнических групп, населяющих Кыргызстан.
Осознавая важность проблем эмиграции русскоязычного населения из Кыргызстана, Государственное агентство по миграции и демографии при Правительстве Кыргызской Республики стало налаживать тесное сотрудничество с ФМС России. «По взаимной договоренности этих служб мигранты, покидающие республику, стали заполнять дополнительную анкету о мотивах и причинах, побудивших принять решение о переезде, и условиях, которые могли бы изменить данное намерение. Последующая их обработка позволила выявить круг проблем, формирующих миграционные настроения, и разработать предложения по их устранению»88.
В июне 1999 г. правительство Кыргызской Республики утвердило программу «Основные направления стратегии миграционной политики Кыргызской Республики на 1999-2001 гг.», поручив Государственному агентству по миграции и демографии при правительстве Кыргызской Республики совместно с другими ведомствами принять меры по ее реализации. Документ поставил своей целью создание эффективной системы управления миграционными процессами. К основным задачам, определенным в программе, относятся: совершенствование и гармонизация законодательной базы по вопросам миграции, развитие и создание основных государственных структур для регулирования миграционными процессами, двух- и многостороннее сотрудничество со странами СНГ, Центральной Азии, другими странами и международными организациями, обеспечение экономического благосостояния и безопасности граждан республики, борьба с нелегальной миграцией89. На сегодняшний день государственным органом, занимающимся проблемами миграционных процессов, является Министерства труда, занятости и миграцииКР90. 16 января 2010 года при Министерстве был открыт Центр устройства граждан за рубежом.
20 мая 2000 г. был сделан
еще один шаг в этом
О целенаправленной политике государства по стабилизации миграционных процессов и созданию равноправных условий для всех наций, проживающих в республике, свидетельствуют принятые шаги по созданию и функционированию национально-культурных центров и объединений, образование Ассамблеи народа Кыргызстана в январе 1994 года. В целях стабилизации социальной сферы была разработана национальная «Стратегия устойчивого развития в Кыргызской Республике». 23 сентября 1994 г. в Бишкеке был открыт Дом Дружбы, «воплотивший идею единого центра, призванного стать очагом социально-культурных проектов, межнационального согласия»92. В Кыргызстане активно работает Региональный центр по проблемам миграции и беженцев, деятельность которого направлена на укрепление регионального диалога и планирования в вопросах миграции. Он активно сотрудничает с MOM, ОБСЕ, УВКБ ООН, а также с неправительственными организациями, СМИ и департаментами по миграции в странах региона93.
После мартовской революции 2005 года Кыргызстан приступил к формированию государственной миграционной стратегии. Обязательными элементами миграционной концепции являются: цель и задачи, принципы и приоритеты, регламентирующие политику по всему кругу миграционных проблем. К официальным документам, определяющим миграционную стратегию, можно отнести следующие:
1. Конституция Кыргызской Республики, в которой закреплены основные права и свободы всех граждан республики, исключающие дискриминацию по полу, национальности и иным признакам94. Наряду с этим Основной закон устанавливает экономические права и свободы человека и гражданина – права, призванные гарантировать человеку возможность удовлетворения его жизненных потребностей и получать от государства защиту своей экономической свободы. Конституция связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности, независимой от страха и нужды. В основе экономических прав и свобод человека лежит материальный критерий – собственность. Однако в условиях рыночной экономики, наличия различных форм собственности, в том числе и частной, экономические права реально гарантировать сложнее, чем, например, личные и политические права и свободы. Конституционные нормы закрепляют, скорее, стандарты в области экономических прав, к которым государство должно стремиться. Конечно же, обеспечение таких прав зависит от экономического положения государства, от уровня потребления и потребностей его граждан. Поэтому подобные нормы следует воспринимать, скорее, в качестве нормы-принципа, которая определяет характер взаимоотношений государства и личности в области экономических прав, чем в качестве конкретного права личности и соответствующей обязанности государства. Однако большинство экономических прав, закрепленных в Конституции КР 2007 года, носят более конкретный характер. К таким правам относятся: право на свободу труда, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род занятий, право на охрану и условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, а также право на вознаграждение за труд и социальную защиту не ниже установленного законом прожиточного минимума (ч. 1 ст. 28). Кроме того, достаточно большой объем экономических прав регулируется не конституционными нормами, а нормами законов и подзаконных актов. Например, Гражданский кодекс КР, наряду с детализацией конституционных прав в области экономических отношений предусматривает и специфические экономические права участников таких отношений.
Защита социально-
2. Основополагающим
• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года;
• Международный пакт о гражданских и политических правах, Нью-Йорк, 16 декабря 1966 года;
• Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 года;
• Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху от ноября 2000 года, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности;
• Конвенция Международной Организации Труда № 97 о трудящихся-мигрантах от 8 июня 1949 года4;
• Конвенция Международной Организации Труда № 105 об упразднении принудительного труда от 25 июня 1957 года.
3. В соответствие с принятыми обязательствами нормы вышеуказанных международных документов имплементируются в национальное законодательство. В Кыргызской Республике создана достаточная нормативно-правовая база по миграции, соответствующая международным нормам, прежде всего в рамках:
• Закона КР «О внешней миграции» от 17 июля 2000 года № 61, основными задачами которого являются регулирование процессов внешней миграции, обеспечение прав и интересов мигрантов, предотвращение незаконной миграции и стабилизация миграционной обстановки в республике;
• Закона КР «О внутренней миграции» от 30 июля 2002 года № 133;
• Закона КР «О предупреждении и борьбе с торговлей людьми» от 17 марта 2005 года № 55;
• Закона «О гражданстве Кыргызской Республики», ратифицированным 18 декабря 1993 г. и измененным 25 июля 2002 г. № 130, согласно которому иностранные граждане могут быть приняты в гражданство Кыргызской Республики при условии отказа от прежнего гражданства, постоянного проживания на территории республики в течение последних пяти лет, при этом, заметим, не оговаривается возможность временных отъездов из страны и необходимость знания государственного или официального языка.
• Закона Кыргызской Республики «О государственной границе» от 19 марта 1999 г. № 27, в котором описываются пограничная политика Кыргызской Республики, даются определение, обозначение государственной границы и ее режим.
• Указа Президента КР «О вопросах государственной политики Республики Кыргызстан в области внешней трудовой миграции» от 5 января 1993 года № 1;
• Государственной программы мер по стабилизации и упорядочению миграционных процессов в Кыргызской Республике, утверждена Постановлением Правительства Кыргызской Республики от 10 августа 2000 года № 476;
• Концепции государственной миграционной политики КР до 2010 года, утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 30 апреля 2004 года № 151;
• Концепции государственной и демографической миграционной политики КР от 28 апреля 2000 года № 102;
• Программы мер по борьбе с незаконным вывозом и торговлей людьми в Кыргызской Республике на 2002-2005 годы, утверждена Указом Президента Кыргызской Республики от 21 апреля 2002 года № 94;
• Государственной программы КР по регулированию миграционных процессов на 2007-2010 годы от 25 сентября 2007 года № 433.
Всего в Кыргызской Республике принято более 50 нормативных правовых актов, регулирующих вопросы трудовой миграции, незаконного вывоза и торговли людьми. В 2006 году произошли значительные изменения в миграционном законодательстве Кыргызской Республики. 13 января 2006 года принят Закон КР «О внешней трудовой миграции» № 591. Данный Закон расширил существующие понятия и термины трудовой миграции, определил порядок допуска иностранных работников на национальный рынок труда и порядок выезда граждан Кыргызской Республики за рубеж с целью трудоустройства.
Постановлением Правительства КР от 8 сентября 2006 года № 639 утверждено Положение «О порядке осуществления деятельности по трудоустройству граждан Кыргызской Республики за рубежом». Таким образом, происходит постоянное совершенствование законодательства, вводятся поправки, направленные на создание более благоприятных условий для открытия большего количества легальных каналов трудовой миграции, в соответствие с международными обязательствами Кыргызской Республики.
Современная государственная миграционная политика преследует ряд задач. Во-первых, установить контроль над миграционными потоками, поставить заслон нелегальной трудовой миграции и торговле людьми. И, во-вторых, развить собственный рынок труда. Это является наиболее актуальным при высоком росте безработицы. С этой целью в 2009 году разработана и новая Стратегия развития страны. Сегодня в соответствии с этой стратегии перед правительством поставлены следующие задачи:
– содействие увеличению занятости в стране через совершенствование законодательства и системы регулирования трудовых отношений, меры активной политики на рынке труда и обеспечение партнерства государства, профсоюзов и работодателей, стимулирование создания рабочих мест для молодежи;
– улучшение информированности уч
– усиление системы защиты трудовых прав, жизни и здоровья работающих;
– повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы;
– создание договорно-правовой и институциональной основы для содействия трудовой деятельности кыргызских граждан за границей.
В рамках Стратегии развития
страны разработана Концепция социальн
С 2010 года Кыргызстан начинает работать в международном направлении согласно новой внешнеполитической концепции. Документ представлен президентом страны на праздновании 65-летнего юбилея Государственного министерства иностранных дел КР 24 декабря 2009 года. Согласно новой концепции, политика Кыргызстана остается многовекторной. Изменится главная составляющая внешнего курса: внешняя политика из реактивной будет трансформирована в перспективную. Таков главный посыл доктрины. «Каждое внешнеполитическое решение должно обеспечиваться всесторонним анализом последствий для Кыргызстана. Прагматизм внешней политики надо определять не столько простой выгодой, сколько формированием возможностей для достижения стратегических целей», – заявил глава государства Курманбек Бакиев, представляя доктрину. Иными словами, при выстраивании внешней политики Кыргызстан не должен ограничиваться уже сложившимися связями, поскольку курс на многовекторность сохраняется, приветствуется эффективное сотрудничество с разными континентами, странами и международными организациями на всех уровнях. Любое решение во внешнеполитической сфере должно опираться на национальные интересы государства. Они поставлены, как говорится, во главу угла доктрины. При этом во внешней политике должен доминировать разумный баланс, а не особый приоритет одной страны. «Время однополярного мира, воспетого в трактате Збигнева Бжезинского, когда зависимые страны собирались вокруг одной сверхдержавы, минуло, уступив место справедливому миропорядку по принципу «весов». Но, к сожалению, на мировой арене в отдельно взятых ситуациях есть дискриминация по отношению к развивающимся странам. Права этих государств в сферах международной политики, безопасности, торговли и экономики элементарно ущемляются»96. В связи с этим Курманбек Бакиев заметил, что необходимо поддерживать идеи интеграции в Центральной Азии (о создании единого государства в регионе неоднократно заявлял президент Казахстана Нурсултан Назарбаев), чтобы создать условия для свободного перемещения наших граждан, капитала, товаров и услуг. Кроме того, согласно концепции, следует повысить степень участия Кыргызстана в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом, наркотрафиком и транснациональной преступностью. Новая доктрина предусматривает анализ и оценку развития этих угроз.
Информация о работе Женская трудовая миграция в условиях глобализации