Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.
44
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ
1. Органы государственной власти и управления, судебные органы
ВХС РБ – Высший хозяйственный Суд Республики Беларусь
СМ РБ – Совет Министров Республики Беларусь
2. Нормативные акты
ГК — Гражданский кодекс Республики Беларусь
Закон — Закон Республики Беларусь
Указ – Указ Президента Республики Беларусь
УПК – Уголовно–процессуальный кодекс Республики Беларусь
2. Официальные издания
БНПИ — Бюллетень нормативно-правовой информации
ВНС – Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь
НРПА – Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь
СП СМ — Собрание постановлений Совета Министров (Правительства)
3. Прочие сокращения
гл. — глава
п., пп. — пункт, пункты
прил. — приложение
разд. — раздел
ст.— статья
ч. - часть, части
ВВЕДЕНИЕ
Институт подведомственности является одним из важнейших межотраслевых процессуальных институтов, оказывающих непосредственное и активное влияние на четкое функционирование судебной власти государства. Это связано с тем, что именно правовой институт подведомственности дел определяет тот круг дел, который в соответствии с законодательством может являться предметом рассмотрения и разрешения той ли иной системы судов Республики Беларусь. Однако неполная разработанность данного института, недостаточная определенность норм законодательства и возможность их неоднозначного толкования приводит к определенным трудностям при определении органа и суда, имеющего полномочия рассматривать и разрешать конкретное дело. Необоснованный отказ в принятии искового заявления, равно как и необоснованное прекращение судом дела по причине его неподведомственности, является нарушением конституционного права на судебную защиту.
Избранная тема работы является весьма актуальной. Актуальность обуславливает наличие определенных проблем, связанных с разграничением подведомственности тех или иных споров общим и хозяйственным судам. Не случайно в последнее время в литературе достаточно часто исследуются проблемы разграничения компетенции различных видов судов, предлагаются способы их устранения. Отчасти с задачей устранения имевших места недостатков в законодательстве справились новые Гражданско-процессуальный и Хозяйственно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
В настоящее время назначение процессуального института подведомственности заключается в том, чтобы обеспечить возможность судебной защиты прав граждан и юридических лиц. Отсутствие норм о судебной подведомственности в актах законодательства не лишает права на обращение в суд. Даже тогда, когда заинтересованные лица используют административную или общественную форму защиты прав, сохраняется возможность проверки судом законности и обоснованности несудебных актов, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 10 Гражданского кодекса Республики Беларусь решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд, а согласно ст. 463 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь при выдаче исполнительного листа на основании несудебных актов суд обязан проверить их законность [18].
Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.
В качестве методов исследования избраны метод сравнительного анализа, диалектический метод, анализ литературных источников. В процессе написания работы широко изучена периодическая литература соответствующего направления, а так же судебная практика.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе раскрывается понятие подведомственности и определяются критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом.
Во второй и третьей главе анализируются конкретные критерии отнесения дел к подведомственности общих и хозяйственных судов соответственно.
В работе использованы труды таких известных учёных правоведов, как: Ярков В.В., Андреева Т., Треушников М.К., Шерстюк В.М., Баглай М.В., Белова Т.А., Колядко И.Н., Юркевич Н.Г., Чигир В.Ф., Шакарян М.С., Каменков В.С., Комиссаров К.И., Семёнов В.М. и др.
Глава 1. Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом
В любом государстве складывается система органов, наделенных правом разрешать юридические дела, и, как следствие, возникает потребность в разграничении компетенции в указанной сфере. Средством решения этой задачи и является институт подведомственности юридических дел.
В соответствии со ст. 10 ГК защита нарушенных или оспариваемых гражданских прав осуществляется судом, хозяйственным, третейским судом, а в случаях, предусмотренных законодательством, в административном порядке. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.
Каждый из названных судов, а также иные органы вправе разрешать только те дела, которые отнесены к их ведению, т.е. подведомственны им.
В науке процессуального права термин «подведомственность» употребляется в широком и узком смысле слова законность [87, с.54]. Под подведомственностью в широком смысле слова или предметной компетенцией имеют в виду совокупность полномочий государственного или иного органа на осуществление своих функций по отношению к определенному кругу объектов (дел). Подведомственность в узком смысле слова определяется как круг споров о праве и иных правовых вопросов индивидуального характера, разрешение которых отнесено к ведению государственного или иного органа. В этом смысле подведомственность рассматривают как юрисдикцию, под которой понимают круг вопросов, по отношению к которым соответствующие органы могут применять право.
В науке гражданского процессуального права подведомственность определяется как относимостъ нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно-общественных) органов и третейских судов, как свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами [48, с.6].
Под подведомственностью дел общим судам понимаются гражданские дела, которые эти суды правомочны рассматривать и разрешать по существу.
В теории гражданского процессуального права и в законодательстве выделяют различные виды подведомственности: 1) в зависимости от органов, к ведению которых отнесено разрешение тех или иных дел - подведомственность дел судам (общим, хозяйственным), административным органам, третейским, товарищеским судам; 2) в зависимости от характера дел - подведомственность дел искового производства (п.1,2 ч.1 ст. 37 ГПК); дел, возникающих из административно-правовых отношений, перечисленных в ст. 335 ГПК (п.3 ч.1 ст. 37 ГПК); особого производства, перечисленные в ст. 361 ГПК (п.4 ч.1 ст. 37 ГПК); приказного производства, перечисленные в ст. 394 ГПК (п.5 ч.1 ст. 37 ГПК); 3) судам подведомственны и другие дела, отнесенные законодательными актами к их компетенции (ч. 2 ст. 37 ГПК); 4)в зависимости от характера норм, регулирующих подведомственность, - общую, т.е. регламентируемую общими правилами (ст. 37 ГПК, ст. 27 ХПК) и специальную, определяемую на основе особых указаний в актах законодательства в порядке исключения из общих правил [1].
Подведомственность в зависимости от количества юрисдикционных органов, управомоченных на разрешение дел, подразделяют на: единичную (исключительную) и множественную.
Единичная (исключительная) подведомственность предусматривает возможность рассмотрения определенной категории дел каким-либо одним указанным в законе органом. Например, исключительно в общем суде рассматриваются дела о лишении родительских прав (ст. 80 КоБС); о расторжении брака (ст. 36 КоБС); о прекращении деятельности общественных организаций (ст. 29 Закона Республики Беларусь «Oб общественных объединениях»); о признании забастовки незаконной (ст. 395 ТК).
Множественная подведомственность допускает возможность рассмотрения определенных категорий дел несколькими различными органами.
Множественную подведомственность в зависимости от установленного законодателем способа выбора органа, который должен рассмотреть дело, подразделяют на альтернативную, договорную, императивную, условную
Альтернативной называют подведомственность, которая допускает разрешение дела не только судом, но и другими юрисдикционными органами (административными, нотариальными и др.) по выбору истца (заявителя) независимо от мнения другой стороны.
Согласно существовавшей до недавнего времени (традиционно принятой) трактовке правил альтернативной подведомственности, выбрав соответствующий юрисдикционный орган, заинтересованное лицо лишалось права обращения в другой (альтернативный) орган.
Так, ранее в соответствии с п.3 ст. 267 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях постановление о наложении административного изыскания в виде штрафа могло быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в районный (городской) суд, решение которого являлось окончательным [7]. На практике эта норма применялась таким образом, что постановление о наложении административного взыскания могло быть обжаловано в суд при условии, что оно не было обжаловано в ином, предусмотренном ст. 267 КоАП порядке (п.2 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 20 сентября 1990 г. №7 «О практике рассмотрения судами Республики Беларусь жалоб на действия органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий») [66].
Конституционный Суд Республики Беларусь признал, что указанные нормы противоречат ст. 60 Конституции Республики Беларусь, гарантирующей право каждому на защиту его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом, а также и Международному пакту о гражданских и политических правах [75].
Следовательно, и при наличии альтернативы между разрешением спора в судебном или административном порядке, заинтересованное лицо, использовавшее административную форму защиты, вправе обратиться в суд.
Договорной является подведомственность, в соответствии с которой дела, помимо указанного в законе органа, управомоченного на их разрешение, могут быть по соглашению заинтересованных лиц переданы на разрешение другого органа (третейского, товарищеского судов). Например, граждане и юридические лица по взаимному согласию вправе передать любой возникший между ними спор, кроме вытекающих из трудовых и семейных правоотношений, на разрешение третейского суда (ст. 1 Положения о третейском суде).
Условной считается подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению в суде только при наступлении определенного, предусмотренного законом условия: соблюдения претензионного порядка по искам к перевозчику - ст. 751 ГК; разрешения наймодателя на переустройство и перепланировку жилого помещения — по спорам между членами семьи нанимателя жилого помещения (ст. 64 ЖК) и др. [31].
Разновидностью условной является императивная подведомственность, при которой дело подлежит рассмотрению несколькими юрисдикционными органами в определенной законом последовательности, т.е. рассмотрение дела внесудебным органом является обязательным условием рассмотрения его судом. Так, большинство трудовых споров разрешается сначала комиссией по трудовым спорам и только после этого судом (ст. 236 ТК) [100].
Императивную подведомственность следует отграничивать от случаев, когда законом предусматривается внесудебное урегулирование спора самими участниками спорного правоотношения. Так, при предъявлении претензии к перевозчику досудебное урегулирование спора осуществляется самими сторонами по договору перевозки, а не юрисдикционным органом (ст. 751 ГК). Разрешение претензии нельзя признать юрисдикционным актом в собственном смысле слова, поскольку при осуществлении претензионного порядка отсутствует обязательный элемент юрисдикции - государственное принуждение [27, с.16].
Важный признак подведомственности - установление ее правил актами законодательства (ст. 37 ГПК, ст. 27 ХПК, ст. 10 ГК и др.).
Подведомственность определяется судьей, принимающим дело к производству, или судом, в производстве которого оно находится (ст. 40 ГПК).
Вступившее в законную силу судебное постановление о подведомственности обязательно для иных судов, государственных органов, а также организаций, указанных в судебном постановлении, которые вправе поставить вопрос об его отмене перед вышестоящим судом (ст. 41 ГПК).
Если ранее задача института подведомственности состояла в разграничении компетенции государственных и иных органов в сфере разрешения юридических дел и суд был одним из юрисдикционных органов (он был в ряду других органов), то сейчас этот институт из инструмента распределения между различными государственными и иными органами дел по спорам о праве превращается в средство, гарантирующее защиту судом нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Из этого следует, что все другие органы, управомоченные законом на разрешение споров о праве, должны рассматриваться как органы их предварительного, досудебного разрешения, решения которых по заявлениям несогласных с ними заинтересованных лиц в полном объеме являются предметом контроля со стороны суда; решения же судов никаким другим несудебным органам неподконтрольны. Такой вывод вытекает, в частности, из ч.3 ст. 10 ГК, в силу которой защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законодательством, решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суд.