Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа
Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.
Отказ в государственной регистрации субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) принимается регистрирующим органом в форме решения (п. 36 Положения о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 1, далее - Положение) и обжалуется (оспаривается) в хозяйственный суд путем подачи заинтересованным лицом заявления о признании решения недействительным, по правилам, установленным для рассмотрения дел о признании недействительными г, ненормативных актов государственных или иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и нарушающих законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с той лишь разницей, что при удовлетворении такого требования хозяйственный суд в резолютивной части решения обязывает государственный орган совершить такую регистрацию (часть вторая ст. 158 ХПК).
В хозяйственном процессе в отличие от гражданского не предусмотрены такие виды судопроизводства, как особое и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, дела рассматриваются по правилам искового производства, за некоторыми исключениями установленными ст. 116-122, 171, 172, 173 ХПК.
В Хозяйственном процессуальном кодексе не предусмотрена возможность обжалования в хозяйственный суд неправомерных действий должностных лиц, ущемляющих права юридических лиц, если эти действия не оформлены распорядительным или иным документом (например, отказ в Принятии заявления о регистрации или перерегистрации юридического лица). В общем суде такие жалобы юридических лиц также не могут рассматриваться, так как в соответствии со ст. 358 ГПК юридические лица вправе обжаловать такие действия в общем суде только в случаях, предусмотренных законодательством.
Основываясь на ст. 22 Конституции, провозгласившей принцип равной защиты всех (граждан и организаций) своих прав и законных интересов с учетом общих правил подведомственности, выработанных наукой, закрепленных в процессуальном законодательстве и практике, полагаем, что нет препятствий для обжалования в хозяйственном суде действий государственных органов (должностных лиц), ущемляющих права и законные интересы юридических лиц и совершенных без вынесения какого-либо акта.
Бездействие соответствующего органа, его уклонение от своих обязанностей может быть обжаловано в хозяйственный суд только в случаях, указанных в актах законодательства, например, уклонение от регистрации субъекта хозяйствования в установленный срок (ст. 30 Закона «О предприятиях в Республике Беларусь», ст. 19 «О предпринимательстве в Республике Беларусь») [42].
Взыскание налогов, неналоговых платежей в бюджет и финансовых санкций, сумм сокрытой (заниженной) прибыли (доходов), пени за несвоевременное внесение платежей в бюджет и внебюджетные фонды осуществляется по распоряжению налоговых органов в бесспорном (внесудебном) порядке - с юридических лиц, а с физических лиц - в судебном порядке (в хозяйственном или общем суде в зависимости от субъектного состава) - ст. 10 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь»).
В бесспорном порядке взыскиваются штрафы и экономические санкции, применяемые различными контролирующими органами за правонарушения в экономической сфере. Круг правонарушений и органов, которые наделены правом применять экономические санкции и взыскивать их в бесспорном порядке, устанавливается актами законодательства.
Такое право предоставлено, в частности: органам Комитета государственного контроля; органам Государственного фонда содействия занятости; органам Комитета по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь; финансовым органам; органам Министерства статистики и анализа; органам таможенного контроля.
Бесспорный порядок взыскания выражается в принятии в одностороннем порядке компетентным органом ненормативного акта (постановления, решения) о применении экономических (финансовых) санкций и их списании в безакцептном порядке (без согласия должника) со счета плательщика на основании инкассового распоряжения, которое подписывается руководителем органа, принявшего решение о применении экономических санкций, главным бухгалтером и направляется в банк должника.
В некоторых случаях предусмотрен иной порядок бесспорного взыскания. Так, постановление Комитета по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь о наложении штрафов за нарушение законодательства может быть обжаловано эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг в хозяйственный суд в течение 15 дней со дня его получения. Подача жалобы приостанавливает исполнение постановления. Определенный постановлением штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней с момента получения постановления, если постановление не обжаловано, либо с момента вынесения хозяйственным судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Безакцептное списание сумм штрафа допускается лишь по истечении указанного срока.
Объектом безакцептного списания могут быть только финансовые активы юридических лиц (при их отсутствии обращение взыскания на иное имущество юридического лица производится в судебном порядке - п. 11 ст. 8 Закона «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь») [53].
В совместном разъяснении Комитета государственного контроля и Высшего Хозяйственного Суда «О порядке исполнения решений Комитета государственного контроля Республики Беларусь» отмечено, что в соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 44) и Законом «О собственности в Республике Беларусь» принудительное отчуждение имущества допускается только по решению суда. Поэтому при невозможности взыскать суммы экономических санкций в бесспорном порядке в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете организации-нарушителя органы Комитета государственного контроля обращаются в хозяйственные суды с заявлениями об обращении взыскания на имущество должника. Исполнительным документом при обращении взыскания на имущество должника для судебного исполнителя в данном случае является приказ, выдаваемый на основании решения хозяйственного суда (разъяснение от 24.07.1998 № 10/1-3568 и 03/1-17/1127) [61].
Юридические лица, чьи права нарушены бесспорным взысканием, вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием о признании недействительным акта о применении экономических санкций.
Если законодательством не предусмотрен бесспорный порядок взыскания, штрафы с юридических лиц взыскиваются в судебном порядке.
Так, за неосновательный отказ или уклонение от заключения хозяйственных договоров с поставщика в пользу покупателя взыскивается штраф в размере стоимости не принятого к выполнению заказа, а в случае непредъявления покупателем иска штраф взимается в доход республиканского бюджета (п. 1 постановления СМ Республики Беларусь от 19.01.1993 № 27 «Об ответственности предприятий и организаций за необоснованный отказ или уклонение от заключения хозяйственных договоров в соответствии с заказом на поставку продукции для государственных нужд, а также недопоставку продукции по договорам»)
Однако штраф за недопоставку продукции (в размере стоимости недопоставленной продукции) взыскивается в бесспорном порядке на основании решений Комитета государственного контроля и его территориальных органов (п. 1.3, 4 Декрета № 14 «О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений»).
По искам, предъявляемым в хозяйственный суд органами государственной службы занятости, с предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей взыскивается штраф за нарушение законодательства о занятости населения, за необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного в счет брони, выпускника учебного заведения, направленного в соответствии с заявкой или договором на подготовку, несоздание рабочего места, неуведомление о каждом высвобождаемом работнике (ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь»).
Предъявление требования о возврате из государственного бюджета и государственных внебюджетных Фондов денежных средств, списанных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям, является самостоятельным способом, наряду с признанием акта государственного или иного органа недействительным, защиты нарушенных прав и законных интересов юридических лиц, и применяется в тех случаях, когда суммы экономических санкций, недоимок, иных платежей уже зачислены в государственный бюджет. Правовым основанием такого требования является часть третья ст. 3 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а фактическим основанием - незаконность, необоснованность бесспорного взыскания. Требование о возврате средств из бюджета может быть удовлетворено, если суд установит, что ненормативный акт о применении санкции противоречит законодательству (например, принят неуправомо-ченным органом) либо является необоснованным (категория обоснованности исходит из доказательственной базы по делу), а также когда нарушен порядок исполнения ненормативного акта (например, инкассовое распоряжение, по которому произведено безакцептное списание денежных сумм, подписано неуполномоченным лицом либо на нем отсутствует подпись главного бухгалтера контрольного органа и т.д.).
Согласно части третьей п. 3 ст. 10 Закона «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», требование о возврате средств из бюджета может быть заявлено в хозяйственный суд не позднее годичного срока со дня их поступления [72].
Ликвидация субъектов хозяйствования (коммерческой организации, индивидуального предпринимателя) возможна по решению учредителей, регистрирующего органа либо хозяйственного суда. Прекращение деятельности предприятий и организаций с иностранными инвестициями по решению регистрирующего органа не допускается. Коммерческая организация, индивидуальный предприниматель могут быть ликвидированы решением хозяйственного суда по иску регистрирующего органа только по основаниям, которые указаны в законе (ст. 57 ГК Республики Беларусь).
Ликвидация коммерческой организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя включает в себя принятие компетентным органом решения о ликвидации и исключении их из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Решение регистрирующего органа о ликвидации коммерческой организации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя может быть оспорено ими в хозяйственный суд по правилам, установленным ХПК для рассмотрения дел о признании недействительными ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству (п. 8 части второй комментируемой статьи).
Дела о прекращении деятельности юридических лиц, которые не являются субъектами хозяйствования (политических партий, общественных и религиозных организаций), разрешаются общими судами (ст. 35 Закона «О политических партиях в Республике Беларусь»; ст. 29 Закона Республики Беларусь «Об общественных объединениях Республики Беларусь»; ст. 18 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религиозных организациях»).
Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) по решению хозяйственного суда допускается только в случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст. 53 ГК). Например, в случае установления нарушения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами Антимонопольный комитет (с 1997 г. - Министерство предпринимательства и инвестиций) вправе давать обязательные для исполнения предписания об их принудительной реорганизации (разгосударствлении, разделении) (ст. 16 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»).
К ведению хозяйственных судов также отнесены дела об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, за исключением казенных предприятий, а также юридических лиц, действующих в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда (ст. 24, 61 ГК).
Основания и порядок признания субъектов хозяйствования несостоятельными (банкротами) определены Законом Республики Беларусь от 30.05.1991 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».
Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) могут возбуждаться в хозяйственном суде по заявлениям кредиторов, в качестве которых могут выступать и граждане как физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 9 Закона) [86].
При осуществлении процедуры признания экономически несостоятельным (банкротом) индивидуального предпринимателя хозяйственный суд разрешает предъявленные к индивидуальному предпринимателю требования, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, например о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, а также иные требования личного характера (ч. 2, 4 ст. 24 ГК). Указанные требования, не заявленные кредиторами в хозяйственном судопроизводстве, сохраняют силу и после завершения Процедуры банкротства и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и разрешаются общими судами.
Особый порядок обжалования решения государственных органов предусмотрен по делам, связанным с выдачей лицензии (решений об отказе в выдаче лицензии, приостановлении, прекращении действия (аннулировании) лицензии).