Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является определение понятия подведомственности, анализ теоретических и практических вопросов, касающихся разграничения подведомственности дел между общими и хозяйственными судами, характеристика отдельных видов судебных споров
Для достижения поставленой цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать сущность понятия подведомственности а также критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции общих судов;
- Изучить порядок и основания отнесения дел к компетенции хозяйственных судов.

Работа состоит из  1 файл

дипл. Подведомственность РБ.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)

Отказ в государственной регистрации субъектов хозяйствования (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) принимается регистрирующим органом в форме решения (п. 36 Положения о государ­ственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.03.1999 № 1, далее - Положение) и обжалуется (оспаривается) в хозяйственный суд путем подачи заинтересованным лицом заявления о признании решения недействительным, по правилам, установленным для рассмотрения дел о признании недействительными г, ненормативных актов государственных или иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и нарушающих законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, с той лишь разницей, что при удовлетворении такого требования хозяйствен­ный суд в резолютивной части решения обязывает государственный орган совершить такую регистрацию (часть вторая ст. 158 ХПК).

В хозяйственном процессе в отличие от гражданского не предусмотре­ны такие виды судопроизводства, как особое и производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, дела рассматри­ваются по правилам искового производства, за некоторыми исключениями установленными ст. 116-122, 171, 172, 173 ХПК.

В Хозяйственном процессуальном кодексе не предусмотрена возмож­ность обжалования в хозяйственный суд неправомерных действий долж­ностных лиц, ущемляющих права юридических лиц, если эти действия не оформлены распорядительным или иным документом (например, отказ в Принятии заявления о регистрации или перерегистрации юридического лица). В общем суде такие жалобы юридических лиц также не могут рассматриваться, так как в соответствии со ст. 358 ГПК юридические лица вправе обжаловать такие действия в общем суде только в случаях, предусмотренных законодательством.

Основываясь на ст. 22 Конституции, провозгласившей принцип равной защиты всех (граждан и организаций) своих прав и законных интересов с учетом общих правил подведомственности, выработанных наукой, закреп­ленных в процессуальном законодательстве и практике, полагаем, что нет препятствий для обжалования в хозяйственном суде действий государ­ственных органов (должностных лиц), ущемляющих права и законные интересы юридических лиц и совершенных без вынесения какого-либо акта.

Бездействие соответствующего органа, его уклонение от своих обязан­ностей может быть обжаловано в хозяйственный суд только в случаях, указанных в актах законодательства, например, уклонение от регистра­ции субъекта хозяйствования в установленный срок (ст. 30 Закона «О предприятиях в Республике Беларусь», ст. 19 «О предпринимательстве в Республике Беларусь») [42].

Взыскание налогов, неналоговых платежей в бюджет и финансовых санкций, сумм сокрытой (заниженной) прибыли (доходов), пени за несвоевременное внесение платежей в бюджет и внебюджетные фонды осуществляется по распоряжению налоговых органов в бесспорном (вне­судебном) порядке - с юридических лиц, а с физических лиц - в судебном порядке (в хозяйственном или общем суде в зависимости от субъектного состава) - ст. 10 Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взима­емых в бюджет Республики Беларусь»).

В бесспорном порядке взыскиваются штрафы и экономические санк­ции, применяемые различными контролирующими органами за правона­рушения в экономической сфере. Круг правонарушений и органов, которые наделены правом применять экономические санкции и взыски­вать их в бесспорном порядке, устанавливается актами законодательства.

Такое право предоставлено, в частности: органам Комитета государственного контроля; органам Государственного фонда содействия занятости; органам Комитета по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь; финансовым органам; органам Министерства статистики и анализа; органам таможенного контроля.

Бесспорный порядок взыскания выражается в принятии в односторон­нем порядке компетентным органом ненормативного акта (постановления, решения) о применении экономических (финансовых) санкций и их списа­нии в безакцептном порядке (без согласия должника) со счета плательщи­ка на основании инкассового распоряжения, которое подписывается руководителем органа, принявшего решение о применении экономичес­ких санкций, главным бухгалтером и направляется в банк должника.

В некоторых случаях предусмотрен иной порядок бесспорного взыска­ния. Так, постановление Комитета по ценным бумагам при Министерстве финансов Республики Беларусь о наложении штрафов за нарушение зако­нодательства может быть обжаловано эмитентом, профессиональным учас­тником рынка ценных бумаг в хозяйственный суд в течение 15 дней со дня его получения. Подача жалобы приостанавливает исполнение поста­новления. Определенный постановлением штраф должен быть уплачен нарушителем не позднее 15 дней с момента получения постановления, если постановление не обжаловано, либо с момента вынесения хозяйствен­ным судом решения об оставлении жалобы без удовлетворения. Безакцеп­тное списание сумм штрафа допускается лишь по истечении указанного срока.

Объектом безакцептного списания могут быть только финансовые активы юридических лиц (при их отсутствии обращение взыскания на иное имуще­ство юридического лица производится в судебном порядке - п. 11 ст. 8 Закона «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь») [53].

В совместном разъяснении Комитета государственного контроля и Выс­шего Хозяйственного Суда «О порядке исполнения решений Комитета государственного контроля Республики Беларусь» отмечено, что в соот­ветствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 44) и Законом «О собственности в Республике Беларусь» принудительное отчуждение иму­щества допускается только по решению суда. Поэтому при невозможнос­ти взыскать суммы экономических санкций в бесспорном порядке в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете организации-нару­шителя органы Комитета государственного контроля обращаются в хо­зяйственные суды с заявлениями об обращении взыскания на имущество должника. Исполнительным документом при обращении взыскания на имущество должника для судебного исполнителя в данном случае являет­ся приказ, выдаваемый на основании решения хозяйственного суда (разъяснение от 24.07.1998 № 10/1-3568 и 03/1-17/1127) [61].

Юридические лица, чьи права нарушены бесспорным взысканием, вправе обратиться в хозяйственный суд с требованием о признании недей­ствительным акта о применении экономических санкций.

Если законодательством не предусмотрен бесспорный порядок взыска­ния, штрафы с юридических лиц взыскиваются в судебном порядке.

Так, за неосновательный отказ или уклонение от заключения хозяй­ственных договоров с поставщика в пользу покупателя взыскивается штраф в размере стоимости не принятого к выполнению заказа, а в случае непредъявления покупателем иска штраф взимается в доход республи­канского бюджета (п. 1 постановления СМ Республики Беларусь от 19.01.1993 № 27 «Об ответственности предприятий и организаций за необоснованный отказ или уклонение от заключения хозяйственных дого­воров в соответствии с заказом на поставку продукции для государствен­ных нужд, а также недопоставку продукции по договорам»)

Однако штраф за недопоставку продукции (в размере стоимости недопоставленной продукции) взыскивается в бесспорном порядке на основа­нии решений Комитета государственного контроля и его территориальных органов (п. 1.3, 4 Декрета № 14 «О некоторых мерах по упорядочению экономических отношений»).

По искам, предъявляемым в хозяйственный суд органами государ­ственной службы занятости, с предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей взыскивается штраф за нарушение законодательства о занятости населения, за необоснованный отказ в приеме на работу лица, направленного в счет брони, выпускника учебного заведения, направлен­ного в соответствии с заявкой или договором на подготовку, несоздание рабочего места, неуведомление о каждом высвобождаемом работнике (ст. 21 Закона «О занятости населения Республики Беларусь»).

Предъявление требования о возврате из государственного бюдже­та и государственных внебюджетных Фондов денежных средств, списан­ных в бесспорном порядке в виде экономических санкций либо по другим основаниям, является самостоятельным способом, наряду с признанием акта государственного или иного органа недействительным, защиты нару­шенных прав и законных интересов юридических лиц, и применяется в тех случаях, когда суммы экономических санкций, недоимок, иных пла­тежей уже зачислены в государственный бюджет. Правовым основанием такого требования является часть третья ст. 3 Закона Республики Бела­русь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а фактическим основанием - незаконность, необоснованность бесспорного взыскания. Требование о возврате средств из бюджета может быть удов­летворено, если суд установит, что ненормативный акт о применении санкции противоречит законодательству (например, принят неуправомо-ченным органом) либо является необоснованным (категория обоснованнос­ти исходит из доказательственной базы по делу), а также когда нарушен порядок исполнения ненормативного акта (например, инкассовое распоря­жение, по которому произведено безакцептное списание денежных сумм, подписано неуполномоченным лицом либо на нем отсутствует подпись главного бухгалтера контрольного органа и т.д.).

Согласно части третьей п. 3 ст. 10 Закона «О налогах и сборах, взимае­мых в бюджет Республики Беларусь», требование о возврате средств из бюджета может быть заявлено в хозяйственный суд не позднее годичного срока со дня их поступления [72].

Ликвидация субъектов хозяйствования (коммерческой организа­ции, индивидуального предпринимателя) возможна по решению учреди­телей, регистрирующего органа либо хозяйственного суда. Прекращение деятельности предприятий и организаций с иностранными инвестициями по решению регистрирующего органа не допускается. Коммерческая организация, индивидуальный предприниматель могут быть ликвидиро­ваны решением хозяйственного суда по иску регистрирующего органа только по основаниям, которые указаны в законе (ст. 57 ГК Республики Беларусь).

Ликвидация коммерческой организации, прекращение деятельности индивидуального предпринимателя включает в себя принятие компетент­ным органом решения о ликвидации и исключении их из Единого государ­ственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимате­лей.

Решение регистрирующего органа о ликвидации коммерческой органи­зации, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя может быть оспорено ими в хозяйственный суд по правилам, установлен­ным ХПК для рассмотрения дел о признании недействительными ненор­мативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству (п. 8 части второй комментируемой статьи).

Дела о прекращении деятельности юридических лиц, которые не явля­ются субъектами хозяйствования (политических партий, общественных и религиозных организаций), разрешаются общими судами (ст. 35 Закона «О политических партиях в Республике Беларусь»; ст. 29 Закона Респуб­лики Беларусь «Об общественных объединениях Республики Беларусь»; ст. 18 Закона Республики Беларусь «О свободе вероисповедания и религи­озных организациях»).

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделе­ние, выделение, преобразование) по решению хозяйственного суда допус­кается только в случаях, предусмотренных законодательством (часть вторая ст. 53 ГК). Например, в случае установления нарушения антимо­нопольного законодательства хозяйствующими субъектами Антимоно­польный комитет (с 1997 г. - Министерство предпринимательства и инвестиций) вправе давать обязательные для исполнения предписания об их принудительной реорганизации (разгосударствлении, разделении) (ст. 16 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической де­ятельности и развитии конкуренции»).

К ведению хозяйственных судов также отнесены дела об экономической несостоятельности (банкротстве) индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, за ис­ключением казенных предприятий, а также юридических лиц, действую­щих в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда (ст. 24, 61 ГК).

Основания и порядок признания субъектов хозяйствования несостоя­тельными (банкротами) определены Законом Республики Беларусь от 30.05.1991 «Об экономической несостоятельности (банкротстве)».

Дела об экономической несостоятельности (банкротстве) могут возбуж­даться в хозяйственном суде по заявлениям кредиторов, в качестве кото­рых могут выступать и граждане как физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя (ст. 9 Закона) [86].

При осуществлении процедуры признания экономически несостоятель­ным (банкротом) индивидуального предпринимателя хозяйственный суд разрешает предъявленные к индивидуальному предпринимателю требо­вания, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельнос­ти, например о причинении вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, а также иные требования личного характера (ч. 2, 4 ст. 24 ГК). Указанные требования, не заявленные кредиторами в хозяйственном су­допроизводстве, сохраняют силу и после завершения Процедуры банкрот­ства и прекращения деятельности индивидуального предпринимателя и разрешаются общими судами.

Особый порядок обжалования решения государственных органов предусмотрен по делам, связанным с выдачей лицензии (решений об отка­зе в выдаче лицензии, приостановлении, прекращении действия (аннули­ровании) лицензии).

Информация о работе Понятие подведомственности. Критерии разграничения подведомственности между общим и хозяйственным судом